Однако в реализации деятельностного подхода к пониманию
сущности культуры наблюдается множество вариантов, которые различаются по акцентам на той или иной стороне деятельности.
Различные определения
сущности культуры отражают те или иные её сущностные характеристики.
Социология культуры возникла в XX в. в связи с необходимостью теоретико-методологического осмысления социальной
сущности культуры.
Философию интересуют самые общие проблемы, касающиеся
сущности культуры и её места в жизни человека и общества.
Философия же культуры, являясь методологией осмысления метафизической
сущности культуры, ориентируется исключительно на философское постижение культуры.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: градироваться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Другое дело, что те, кто стремился подчеркнуть духовную
сущность культуры, пытаясь показать её наиболее ярко, разумеется, обращаются к искусству как максимально репрезентативной области культуры.
Поэтому поиск скрытых
сущностей культуры – бесплодное занятие.
Сущность культуры здесь выражает гуманизм, всемерное культивирование общечеловеческих ценностей в интеллектуальных, этических и эстетических сферах общества, то есть служение истине, добру и красоте.
Специфическая
сущность культуры, выражающая её основное качество, состоит в том, что культура призвана формировать человека.
Этот подход стремится к пониманию самой глубинной
сущности культуры: созидающая человеческая деятельность лежит в основе всех явлений культуры.
Отметим, что понимание
сущности культуры безопасности в организационной психологии приходит через ассимиляцию понятий о том, что такое общая культура, что такое организационная культура и каким образом происходит их взаимное проникновение и взаимовлияние.
Живоначальная
сущность культуры человеческого духа триедина по форме и содержанию.
Сущность культуры заключается в накоплении множества опытов, затем в прочности сохранения их и, наконец, в способности развивать и увеличивать их.
Как правило,
сущность культуры видят в сознательной человеческой деятельности по преобразованию окружающего мира для удовлетворения потребностей.
Таким образом, определение
сущности культуры можно считать важнейшей фундаментальной – первой – в числе основных научных культурологических проблем.
Того, что составляет
сущность культуры народа, не видно снаружи, как не видно снаружи того, чем руководится человек в своих действиях.
Этот диагноз, в котором «разнообразие подходов» мы склонны трактовать широко (включая и подходы к поиску онтологической
сущности культуры), стал для нас и отправным моментом дискурса, и основой общности позиций авторов, и сквозным смысловым рефреном монографии, который ещё не раз прозвучит.
Среди множественных характеристик
сущности культуры особо важное значение приобретает её фундаментальный принцип – гуманизм.
Одной из важных ступеней постижения
сущности культуры является осмысление соотношения понятий «культура» и «цивилизация».
Академические изыски в прояснении
сущности культуры могут показаться вполне безобидными и весьма далёкими от каждодневной практики.
Здесь каждое типическое определение будет занимать свою нишу: свой аспект и уровень отражения
сущности культуры.
Глубинная
сущность культуры проявляется в её тяготении к гармонии, равновесию, преодолению противоречий, общечеловечности, всемирности.
При этом
сущность культуры организации можно установить лишь на уровне базовых представлений, лежащих в основе её деятельности (Шейн, 2000), однако этот уровень, несмотря на популярность изучения корпоративной культуры, практически не исследован.
Этим и определяется специфика человеческого бытия во всех возможных аспектах, начиная от «антропологической тайны» до «антиэнтропийной
сущности культуры».
Для понимания
сущности культуры необходимо различать слово и понятие.
Однако такой подход не избавляет от проблемы выяснения информационно-коммуникативной
сущности культуры и других сопряжённых с ней феноменов.
Из такой широкой трактовки культуры проступает интегративная
сущность культуры, исключающая простое суммирование её частей и модусов, как разных сторон бытия человека.
Можно сказать, что культура – это процесс и результат созидательной деятельности человека, через которую и познаётся
сущность культуры.
Сущность культуры понимается по-разному в зависимости от подходов к её осмыслению – философско-исторического, антропологического, аксиологического, социологического, семиотического, гуманитарного и др., которые дополняют друг друга и способствуют выработке более полного и глубокого представления о ней.
Исследование возможностей взаимодействия идеалов культуры и образования требует рассмотрения
сущности культуры и образования как сложных и многогранных явлений, относительно сути которых существует огромное количество точек зрения в различных областях научного знания.
Глубокое изучение
сущности культуры в русле основ космического мышления – это одно из кардинальных теоретических и практических направлений в плане разработки действенной стратегии по выведению общества из духовного кризиса.
Следовательно, именно сочетание, синтез, взаимное дополнение деятельностного и информационно-семиотического подходов способно (может) наиболее адекватным образом раскрыть
сущность культуры и нюансы органичной связи деятельности, культуры и бытия человека.
Немецкий учёный был убеждён, что ценности в концентрированном виде выражают
сущность культуры.
Ко вполне закономерным опасениям добавляется и множество мифов, возникающих из-за недопонимания
сущности культуры согласия.
Неудивительно, что жизнь в условиях географической изоляции сильно повлияла на образ мысли и глубинную
сущность культуры догонов.
Многообразие культурных явлений и процессов, их сложное переплетение с другими сторонами жизни людей затрудняет определение
сущности культуры.
Важнейшее значение для становления культурологии имеет понимание
сущности культуры.
Поэтому можно говорить о различных подходах к определению
сущности культуры: деятельностном, ценностном, информационно-семиотическом, культурантропологическом, системном и т. п.
Понять
сущность культуры можно лишь через человеческую деятельность.
Многообразие составляет
сущность культуры.
Увы, предмет культурологии (онтологическая
сущность культуры) пока остаётся, скажем так, в процессах «конвенционализации», в пространстве дискуссий и поисков.
Верхний уровень структуры культурологии – такой раздел теоретических знаний о культуре, где даётся характеристика
сущности культуры как ключевого понятия данной науки.
Именно с позиций такого понимания
сущности культуры и её наиболее значимых социальных функций я намерен рассматривать проблему её исторического происхождения и этапов этого процесса.
Культура и деятельность, культура и творчество, культура и социум: проблема определения
сущности культуры в отечественной и зарубежной культурологии.