Чтобы двинуться дальше, нам может понадобиться переустановить дискурс нового
осевого времени, приняв его за критический момент для размышления о будущем технологии и геополитики.
Предполагалось, что сложившиеся в конце
осевого времени мировые империи будут существовать вечно.
В
осевое время произошло открытие того, что позже стало называться разумом и личностью.
У жителей городов и империй
осевого времени расширялись горизонты сознания, и старые местные культы начинали казаться ограниченными и косными.
Он длился приблизительно с 700 по 200 г. до н. э. и получил у историков название
осевого времени, поскольку стал базисным для духовного развития человечества.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: фонографический — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Универсалистская мораль, появившаяся вместе с мировоззрениями
осевого времени, характеризуется тем, что в основе своей требует равного отношения ко всем людям.
Если по сравнению с государственными образованиями
осевого времени существование этих империй и было достаточно длительным, то в конечном итоге они также пришли в упадок и распались.
Осевое время знаменует собой исчезновение великих культур древности, существовавших тысячелетиями.
По сравнению с ясной человеческой сущностью
осевого времени предшествующие ему древние культуры как бы скрыты под некоей своеобразной пеленой, будто человек того времени ещё не достиг подлинного самосознания.
Так, идея империи, которая к концу
осевого времени вновь обретает силу и в политическом отношении завершает этот период, заимствована у великих культур древности.
С тех пор принято считать, что воспоминание и возрождение возможностей
осевого времени – Ренессанс – ведёт к духовному подъёму.
Вначале
осевое время ограничено в пространственном отношении, но исторически оно становится всеохватывающим.
Люди вне трёх сфер, составляющих
осевое время, либо остались в стороне, либо вошли в соприкосновение с каким-либо из этих трёх центров духовного излучения.
Все жившие после
осевого времени люди остались на уровне первобытных народов либо приняли участие в новом движении – единственном, имевшем основополагающее значение.
Народы, которые были их носителями, становятся для нас неразличимыми по мере того, как они примыкают к движению
осевого времени.
Осевое время вообще не фактическая данность, а результат оценочного суждения.
Только в
осевое время существовал универсальный во всемирно-историческом смысле параллелизм в целостности культур, а не простое совпадение единичных явлений.
До
осевого времени представление о потустороннем с поправками воспроизводили представления о земном мире.
Несмотря на основные различия, у религий
осевого времени было много общего: все они на почве прежних традиций выстраивали концепцию единой, всеобщей высшей силы, культивировали внутреннюю духовность и подчёркивали важность деятельного сострадания.
В результате люди ищут новые формы религиозности; подобно реформаторам и пророкам
осевого времени, они отталкиваются от представлений прошлого и стремятся вперёд, в новый мир, который они себе создали.
Осевое время ассимилирует всё остальное.
На это можно возразить следующее: в
осевое время основным является именно общее в историческом развитии, прорыв к сохранившимся по сей день принципам человеческой жизни в пограничной ситуации.
Сила и закон без духовно-религиозной общности были не в состоянии обеспечить долговременную консолидацию уже потому, что цивилизации первого
осевого времени идеи равенства перед законом ещё не знали.
Во втором
осевом времени закон постепенно превращается в инструмент защиты прав и свобод граждан.
Блаватской заключался ещё и в том, что она обещает возможность прорыва к тайнам тех исторических эпох, культур и религий, что остались в доистории, в эпохах, предшествующих
осевому времени.
Осевое время может рассматриваться как достижение такой структурой сознания/самосознания.
Проведённые нами эпистемологические исследования ясно показывают, что такая «уплощенная» конструкция реальности в продолжении многих веков доисторического и так называемого
осевого времени дополнялась репрезентациями, формируемыми за счёт гностического способа познания сложной категории реальности.
Это значит, что колесо кругового времени не укатилось в неизвестные дали с наступлением
осевого времени, а продолжает вращаться в нашем общем пространстве.
И это при том, что первые проекты общечеловеческого можно видеть в философских и религиозных учениях
осевого времени.
Применительно к проблематике личности отсюда следует, что, если в широком смысле началом эпохи модерна можно считать
осевое время между 1750 и 1850 годами, то в смысле более узком эта эпоха начинается с последней трети XVII века.
В первом
осевом времени государства консолидировались как посредством сочетания силы и закона (и институтов, обеспечивающих их функционирование), так и верой (и, соответственно, церковью).
Как всегда, тайминг: вы тратите личное время на обретение
осевого времени.
Как можно видеть из приведённого отрывка фокус поэтических исканий автора часто располагается за пределами современности, стремясь то к поэзии вагантов, а то и вовсе подражает манере богословов и мыслителей
осевого времени.
Автор относил к
осевому времени формирование крупнейших религиозных доктрин, этических систем и философских концепций.
Увы, парадокс состоит в том, что застывшее
осевое время приобретало императивность, но прямо пропорционально утрачивало влияние.
Кризис 20-х годов XXI века ставит мыслящее сообщество перед дилеммой: либо старое
осевое время утратило свою силу, либо оно вернулось, а потому нужно встать вровень с его задачами.
Появление её и есть эквивалент
осевого времени, которое повторяется ровно столько, сколько возрождается человеческий род.
Таким образом, Аристотелево
осевое время объединяет уже не столько страны и народы, сколько поколения человечества, которые, несмотря на чудовищные катаклизмы, не просто воскресают, подобно богам разнообразных циклов, но воссоздаются с некой недоступной для человека точностью, как скульптура, отливаемая по невидимой матрице.
Второе
осевое время тяготеет к формированию всечеловеческой цивилизации, трансверсально „собирающей“ локальные культурные достижения.
Это время мы вкратце будем называть
осевым временем.
Они остались, по существу, такими же, какими они были раньше в качестве предшествующих
осевому времени культур, достигнув громадных успехов в области организации государственной и общественной жизни, в архитектуре, пластике и живописи, в создании своей магической религии.
Предложенная классификация позволяет поставить ещё один весьма существенный культурологический вопрос, связанный с реинтерпретацией ясперсовской концепции
осевого времени.
Действительно, пробуждение
осевого времени стало тем рубежом, который провёл качественную границу между первобытным сознанием варваров, насквозь пропитанных мистикой и магией и рациональным сознанием цивилизованных людей, свет разума которых отныне обращается к науке и философии.
Вторую стадию можно называть абстрактной, спекулятивной, формально-логической, стадией
осевого времени, а можно назвать шизоидной.
Так величайшее достижение человеческого разума – техника – превращается в мощное средство разрушения тех человеческих и нравственных качеств, что формировались в пространстве
осевого времени.
Или наступает постосевое время с распечатыванием тех инстинктов, которые культура
осевого времени контролировала и вытесняла.
Так, конфликт «логоса с мифом» первого
осевого времени выливается в борьбу этических религий с язычеством сакральных ритуалов первобытных племён.
Он пишет о том, что
осевое время размежевало миф и логос, и что мифологической эпохе приходит конец, но в то же время, она не исчезает совершенно, но консервируется с тем, чтобы время от времени вновь подниматься во всей своей силе.
Он делит существование человека на «доисторию» прометеевского времени (то есть неолита), когда человек нашёл орудия труда и научился производящему хозяйству, на переходный период древних цивилизаций, когда были освоены основы общежития и государственности, и наконец, на
осевое время истории, когда возникает личность, с её самосознанием, рефлексией, философией и этическими религиями.
Осевое время служит масштабом, позволяющим нам отчётливо видеть историческое значение отдельных народов для человечества в целом.