Структурно-уровневые характеристики профессионального
педагогического мышления учителей начальных классов имеют свою специфику на этапах профессионализации.
Основная причина, с точки зрения авторов, кроется в шаблонах
педагогического мышления, в консервативности нашего сознания и, конечно же, в недооценивании педагогических возможностей индивидуализации.
Как в теории, так и в практике
педагогическое мышление есть особый вид осуществления диагностики, профилактики нарушений и терапевтической тактики.
Тогда пришло нам на мысль: нельзя ли внести в наше только что пробуждающееся
педагогическое мышление сколь возможно точное и ясное понимание тех психических и психофизических явлений, в области которых это мышление необходимо должно вращаться.
Освоение богатейшего содержания этой науки в её историческом развитии, классических образцах, трудах выдающихся педагогов – теоретиков и практиков – одно из необходимых условий формирования современного
педагогического мышления.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: хедж-фонд — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Проповедующее такую веру
педагогическое мышление я и называю модальной педагогикой.
Она поможет нам расширить наше сознание, даст чудную искру обновления нашему
педагогическому мышлению.
Культурные ориентиры отечественной школы, избранные ею самой в затянувшийся период подготовки реформы, свидетельствуют о мощном потенциале российской духовности, о способности системы образования к саморазвитию, о становлении гуманистической педагогики и культурообразующей парадигмы образования, причём становление это совершается эволюционным путём, в явных процессах изменения самого типа
педагогического мышления и практики.
Овладение учителем системой средств и способов решения этих задач, умение проникать в суть явлений способствуют формированию
педагогического мышления, а самоанализ развивает педагогическую рефлексию.
В этих условиях рождается новое
педагогическое мышление, тип учителя и личности выпускника педвуза, не ограничивающего себя репродуцированием, но совершающего сознательный, целесообразный, нравственно- и научно-верифицированный выбор способов и форм творчества в образовании.
Консерватизм репродуктивного
педагогического мышления, свойственный значительному числу теоретиков и практиков образования, гарантирует устойчивость этой тенденции.
Гуманное
педагогическое мышление находится в постоянном поиске своего «момента истины», ввиду чего границы его более расширены, нежели границы соответствующей практики.
Авторитарное
педагогическое мышление провозглашает принцип учёта психологических особенностей детей в педагогическом процессе.
Так, в «страшные» 90-е годы, проанализировав и сформулировав порождённый ситуацией социального развала принцип работы школьных учителей – «авось-небось и как-нибудь», а также устыдившись этому нестыдному,
педагогическое мышление бросается в сферу алогичности и провозглашает лозунги квазисвободы: «Школа, свободная от воспитания» и «Школьник, способный к саморазвитию».
На рубеже веков проблемы образования рассматриваются, как правило, в контексте глобальных проблем человечества, смены цивилизаций, интеллектуальных революций, развития культуры мышления, смены парадигм
педагогического мышления.
Стимулирование административной поддержки стремления педагогов к совершенствованию профессионально –
педагогического мышления; повышение личной ответственности за обеспечение преемственности дошкольного и начального образования.
Психологические особенности,качества, касающиеся как познавательной (
педагогическое мышление, наблюдательность, рефлексия, самооценка), так и мотивационной сферы учителя (целеполагание, мотивационная направленность личности и др.).
Таким образом, гуманизация –ключевой элемент современного
педагогического мышления, утверждающего субъект-субъектный подход, сотрудничество, полисубъектную сущность в осуществлении процессов обучения, воспитания, образования в современных условиях.
Наглядность является одним из методов и форм формирования научного взгляда и возбуждения интереса, мотивов интереса и развития
педагогического мышления.
Глаза, искавшие истину, находили её в трудах европейских просветителей, которые сформулировали новые представления о назначении и сути человека, возвестили о рождении новых идеалов воспитания и обучения подрастающих поколений, призванных быть определяющими в выборе способов
педагогического мышления и педагогической деятельности.
Овладение учителем системой средств и способов решения этих задач, умение проникать в суть явлений способствуют формированию
педагогического мышления (ПМ),а самоанализ развивает педагогическую рефлексию (ПР).
Понятия, такие как "техническое мышление инженера" или "
педагогическое мышление учителя", отражают особенности мышления в различных профессиональных областях.
Ключевым элементом обновлённой организационно-образовательной системы является гуманизация, составляющая и важнейшую характеристику нового
педагогического мышления, и образа жизни учителя, и подхода к определению содержания педагогического образования, которое выступает одним из средств формирования общей и профессиональной культуры и компетенции учителя.
Ключевой момент нового
педагогического мышления – гуманизация, которая радикально меняет суть образовательного процесса, его философии, ставя в центр образовательной системы личность ребёнка.
Всё это требует от учителя нового
педагогического мышления, нового отношения педагога к своей деятельности, результатом которой должно стать воспитание «инновационного человека».
Так, например, вполне корректно говорить о педагогической культуре учителя, интегрирующей педагогическую позицию, качества, профессиональные умения, поведение, индивидуальные достижения в творчестве и т.п., или педагогической культуре семьи как способе сохранения межпоколенных связей, ценностей, социально-педагогического опыта; о педагогической культуре того или иного народа, той или иной конфессии как сфере педагогических ценностей, включающей педагогические теории,
педагогическое мышление, педагогическое сознание, культурные образцы практической деятельности.
Владение теорией и методологией историко-педагогической науки необходимо при обращении к истории магистральных направлений реформ мировой и отечественной образовательной системы и входящих в них типов учреждений; интерпретации истории достоинств и недостатков осознанных действий в сфере воспитания и обучения; воспитании пространственно-временного
педагогического мышления, использовании полученных знаний в практической педагогической деятельности, выработке объективного, критического, творческого отношения к историческому и современному педагогическому опыту.
Гуманное
педагогическое мышление не есть абстракт, оно не есть открытие современной науки и практики.
Гуманное
педагогическое мышление, как вечная истина и как стержень всякого высшего педагогического учения и наследия, таит в себе возможность для постоянного обновления жизни школы, для многогранной творческой деятельности учителя и учительских коллективов.
Педагогическое мышление, отправляясь от теории и чувственного опыта, преобразует и теорию, и опыт, даёт возможность вначале приобрести знания о свойствах и отношениях систем, которые недоступны эмпирической деятельности, затем, формируя систему научных взглядов и переводя их в убеждения, организует творческую деятельность личности.
Первая – развитие
педагогического мышления (педагога) и организация системно-смыслового и ценностно-профессионального усвоения знания (обучающихся).
Первая из них тоталитарно-государственная модель представлена советской школой, которая сегодня ещё жива в
педагогическом мышлении и формах отношений субъектов образования, в методах управления и обучения.