Изучение иностранного языка в двенадцать лет или позже – ещё один пример
пластичности мозга.
Исследования процессов взросления мозга показывают, как важно планировать обучение так, чтобы успеть воспользоваться преимуществами, которые даёт
пластичность мозга маленьких детей.
Буквально через год с небольшим у детей стали очевидны знаки
пластичности мозга в ответ на музыкальные занятия.
Мы теперь знаем, что структурные различия мозга у музыкантов и не-музыкантов связаны с воспитанием и что мы имеем дело с проявлениями
пластичности мозга, вызванными музыкальной практикой.
Обучение детей техникам эффективного обучения и обработки информации позволяет научить детей использовать
пластичность мозга.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: обладминистрация — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Но что полностью ошеломило меня, как начинающего учёного, в тот первый день занятий – это описание
пластичности мозга.
Это всего лишь единичный пример повседневной, очень наглядной
пластичности мозга.
То, что учёные называют
пластичностью мозга, мы считаем надеждой.
Нейронные сети в деликатных структурах мозга, похожего формой и видом на цветную капусту, могут изменяться в ответ на нашу деятельность, что и означает
пластичность мозга.
Пластичность мозга особенно интенсивна у малышей и подростков.
У младенцев
пластичность мозга служит инструментом формирования эффективной нейронной архитектуры, служащей для выживания, а именно для обработки внешней и внутренней информации и для обучения тому, как быть человеком.
С момента первой публикации этой книги исследования процесса развития и нейробиологические исследования приобрели более широкий масштаб в связи с использованием неинвазивных методов для лучшего понимания
пластичности мозга, внутренней (соматической) памяти, нейронной стороны действий, ощущений и эмоций (зеркальные нейроны), имитационного обучения; присоединения через аффект, регуляции аффекта, творческой и деструктивной сторон проекции и других телесных опытов.
Спрашивая себя: «Как часто нужно упражняться в иностранном языке, играть на музыкальном инструменте или заниматься математикой, чтобы делать это очень хорошо?», вы задумываетесь о конкурентном характере
пластичности мозга.
Музыканты оказались идеальной моделью для изучения
пластичности мозга, поскольку их можно спросить о возрасте, поле, виде музыкального инструмента, на котором они играют, и продолжительности и регулярности их музыкальных занятий.
Тем не менее важно отметить, что
пластичность мозга играет фундаментальную роль при эффективном воздействии с целью преодоления дислексии (Gabrieli 2009).
Знаки
пластичности мозга сопровождались изменениями когнитивных способностей: у детей улучшились пространственное мышление и память на слова, они стали лучше решать математические задачи.
Современные видеоигры давно уже отошли от своих аналогов и эволюционировали в очень сложные феномены, включив в себя фундаментально важные принципы, которые способствуют появлению позитивных изменений в поведении человека, увеличению
пластичности мозга и его способности к обучению.
Собрав новые доказательства
пластичности мозга животных, исследователи стали изучать мозг человека с точки зрения потенциала изменений.
Случайное, неизбежное для нашего вида стечение обстоятельств предрекло нашу активную социализацию и невиданную до сих пор
пластичность мозга.
Сегодня благодаря достижениям в области нейробиологии, в особенности открытию
пластичности мозга, мы знаем, что мозг изменяется и адаптируется даже у пожилых людей.
Благодаря
пластичности мозга можно переконфигурировать и исправить жёсткие связи внутри нейронных сетей, служащих мозговым субстратом для защитных паттернов.
Вместе с тем я убеждён в необыкновенной функциональной
пластичности мозга, в его способности к адаптации к невральным и сенсорным нарушениям, что и стало основой моего подхода к больным.
В последние годы сформировалась область исследований, которая изучает так называемую
пластичность мозга.
Я же предлагаю
пластичность мозга сделать более узким понятием – изменение сетей мозга.
Создание искусственных систем, способных к обучению и адаптации, может пролить свет на механизмы, лежащие в основе
пластичности мозга и его способности к решению сложных задач.
Сегодня благодаря нейронауке (в частности, исследованиям
пластичности мозга) мы знаем, что можно «перепрограммировать» нейронные пути и изменить деструктивные поведенческие паттерны.
Все обоснованные сомнения в том, что сенсорные системы можно перепрограммировать, были не так давно отметены в ходе одного из самых удивительных экспериментов в области
пластичности мозга, проведенных в наше время.
Я знала, как чтение изменяет мозг и как
пластичность мозга позволяет ему формироваться под воздействием внешних факторов, таких как определённая система письма (например, английского против китайского).
Если локализационисты обращали внимание на неоднозначность мозгового обеспечения психических функций и их прямой зависимости от работы конкретного субстрата мозга, то эквипотенциалисты подчёркивали высокую
пластичность мозга и взаимозаменяемость его частей, т. е. динамизм в организации мозговых структур.
Данное обстоятельство указывает на два важных фактора, оказывающих влияние на развитие ребёнка: на чрезвычайную
пластичность мозга малыша, которая позволяет осваивать сложные формы поведения, и на роль социального окружения.
Очень активное развитие идёт до 25 лет, а о
пластичности мозга говорят на протяжении всей жизни человека.
Ты не потерял
пластичности мозга, то есть в душе ты остался ребёнком.
Он проистекает из выявленной нейробиологами
пластичности мозга (нейропластичности).
Он стимулирует
пластичность мозга, повышает настроение, снижает тревогу и страх.
Одним из самых важных открытий было обнаружение
пластичности мозга; это означает, что мозг может перестраивать себя, формируя в течение человеческой жизни новые нейронные связи.
Но тут же они проговаривают, что многочисленные эксперименты подтвердили величайшую
пластичность мозга и его практически неограниченную способность обучаться.
Там было описано самое важное открытие в понимании мозга и его взаимосвязи с разумом за всю историю современной науки: открытие нейронной
пластичности мозга, или нейропластичности.
Может быть, уравновешенность, спокойствие и мудрость, которыми я так восхищаюсь в пожилых женщинах, – это следствия
пластичности мозга в пострепродуктивный период?
Обратившись к одной из линий экспериментирования (она описана в статье о химической и анатомической
пластичности мозга, опубликованной в 1964 г. в журнале «Science»), мы можем утверждать (применительно к белым крысам, обезьянам и людям), что стимулирующее окружение на ранних этапах жизни индивида оказывает на развитие коры головного мозга особое влияние в том направлении, которое мы обычно называем желательным.
Нейропластики, как я называю учёных, доказавших
пластичность мозга, отвергли доктрину о неизменности мозга.
Теперь я собираюсь рассказать о поразительных достижениях второго поколения нейропластиков, которые, опираясь на уже доказанное свойство
пластичности мозга, посвятили свой труд пониманию и использованию необыкновенной силы нейропластичности.
– Я стала читать её, чтобы понять, как работает
пластичность мозга.
Об этой
пластичности мозга рассказывается в главе 5.
Благодаря
пластичности мозга соседние области могут начать использовать освободившуюся территорию для своих целей.
Пластичность мозга вызывает интерес, но не в разряде каких-то базовых вещей, более древних структур (о них позже).
Были открыты основные принципы развития мозга, динамической
пластичности мозга («нейропластичности») и мнемических процессов, обеспечивающих запоминание.