Более индивидуалистская концепция
позитивной свободы предполагает, что государство обязано создавать для своих граждан условия для самоопределения.
Переход на новый уровень, который обычно называют
позитивной свободой, начинается в самосознании человека, когда он признаёт себя самовольным лицом.
Изоляция невыносима, и альтернативы, доступные ему, – или бегство от тяжести свободы в новую зависимость и подчинение, или продвижение к полной реализации
позитивной свободы, основанной на уникальности и индивидуальности человека.
И тогда коррупцию и объясняют т.н. свободным рынком – который как раз в том и состоялся, что в полном понимании
позитивной свободы – такого рынка и по сей день как не было, так и нет и не предвидится в обозримом будущем.
Кантовское представление о человеке как о независимой личности, свободной и от оков общества, и от внутренних противоречий, действующей согласно велениям разума, прочно вошло в либеральную традицию как идеал
позитивной свободы.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: ссовываться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Концепция
позитивной свободы предполагает, что одно лишь «отсутствие внешних препятствий» само по себе не является достаточным условием свободы.
Понятия негативной и
позитивной свободы соответствуют двум парадигмам социально-исторических исследований, о которых я писал выше, – «новой антропологии» и «антитоталитарной» школы советской истории, – к которым данная книга, как я уже отмечал, осознанно не относится.
Позитивная свобода означает возможность действовать по своей воле, в сектах обычно свобода воли не поощряется.
Что же произойдёт в мире, если люди начнут выстраивать свою жизнь на базисе
позитивной свободы, неразрывно сопряжённой со спонтанной активностью человека?
Человек, обладающий
позитивной свободой, задаётся вопросом: «Кто управляет мною?».
Мыслители, выступавшие за уравнительную справедливость, личную автономию или самоуправление и действия индивида, направленные на благо общества, напротив, относились к числу сторонников
позитивной свободы.
Этим политическим изменениям сопутствовало возникновение целого ряда либеральных течений, представители которых пытались переосмыслить концепции свободы и государства, ставя во главу угла
позитивную свободу и отказ от идеологии невмешательства.
Это явление сотворения массами элементов
позитивной свободы особенно характерно для стадии революционного подъёма, когда люди, ломая власть старых форм отчуждения, становятся, как мы уже сказали, на краткие исторические мгновения свободными.
Между тем феномен разложения, постигшего свободный мир (бездумный консюмеризм или полная отчуждённость большого числа граждан от политической повестки), свидетельствует, что именно сегодня понятие
позитивной свободы имеет высокую политическую значимость.
Его сомнения были связаны с тем, что государства, как он думал, во имя
позитивной свободы могут пытаться, как пытались в прошлом, формировать личность человека с целью сделать его лучше, чем он есть.
Однако не менее тупиковым и, в сущности, ставящим перед человеком те же проблемы оказывается и общество
позитивной свободы, то есть бескрайней и безбрежной свободы личности в ущерб любым ограничениям со стороны государства.
Если негативная свобода определяется отсутствием внешнего принуждения, то
позитивная свобода состоит в том, что мы обладаем фактической автономией.
Его не привлекает так называемая
позитивная свобода – «свобода для».
Позитивная свобода понимается как способность осознать автономную волю, обычно согласующуюся с указаниями «универсального разума» или «собственных интересов» и, следовательно, не обременённую весом традиции, привычки, трансцендентной воли.
В двух словах,
позитивную свободу можно воспринимать как способность к самосовершенствованию и самоуправлению, а негативную – как отсутствие препятствий для того, чтобы поступать в согласии с собственными желаниями.
Хотя обсуждение непростых понятий негативной и
позитивной свободы продолжается, подчеркну, что концепция индивидуальной свободы фундаментальна для них обоих, кроме того, критически важными для топографии свободы является сочетание элементов принуждения и согласия.
Эта изоляция непереносима, и человек оказывается перед выбором: либо избавиться от свободы с помощью новой зависимости, нового подчинения, либо дорасти до полной реализации
позитивной свободы, основанной на неповторимости и индивидуальности каждого.
Концепция
позитивной свободы, напротив, отражает острую человеческую интуицию: мы поистине свободны лишь тогда, когда наполняем негативную свободу неким ясно осознанным содержанием.