В те времена
понятие сознания отождествлялось с понятием психики.
Понятие сознания сбивает с толку многих современных учёных, воспитанных в духе механистического взгляда на мир.
Он строго различал
понятия сознания и познания, фокусируя своё внимание в области онтологического доказательства.
Они получены благодаря тому, что их авторы пользовались хотя и расширенным
понятием сознания, но придерживались при этом разумных и рациональных критериев, основанных на определённых свойствах сознания человека.
Конечно, в людском понимании ограничено
понятие сознания.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: отстукивание — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Мы полагаем, что причина столь поверхностного отношения к методологии и техникам арт-терапии кроется в неопределённости сущности
понятия сознания и генезиса его проекции в образе, в непонимании структуры и содержания художественного образа, оказывающего терапевтическое воздействие на воспринимающего его субъекта.
Более того,
понятие сознания является фундаментальным и сложнейшим в системе психологических понятий, так как его очень трудно вычленить из системы высших психических функций и изучать как самостоятельную реальность.
Нам следует расширить
понятие сознания, чтобы оно не только принадлежало одному человеку, но включало в себя всё, что мы замечаем, в качестве своих корней.
Он закладывает, таким образом, основы интроспективного
понятия сознания как замкнутого в себе внутреннего мира, которое отражает не внешнее бытие, а самого себя.
Это – поразительный прорыв человеческой мысли к истине, который поначалу даже пугает своим масштабом наше устоявшееся в привычных
понятиях сознание.
Но, прежде чем перейти к этому вопросу, мы должны точнее определить
понятия сознания вообще и его содержания.
Сложно и невозможно в таком мире увязать два ключевых
понятия сознания человека – долг и совесть.
Понятие психики гораздо шире
понятия сознания.
Продолжая обоснование содержания
понятия сознание, как идеального единства знания, вернёмся к содержанию понятия чувствующего знания.
Поэтому выдвижение
понятия сознания в целом является первым принципом для науки о трансцендентальных законах познания.
Мы не будем вдаваться в тонкости этих понятий, а будем пользоваться
понятием сознание, которое кажется нам более общим.
С точки зрения логики ошибка заключается в том, что структура психики не исчерпывает объёма
понятий сознание, предсознание и подсознание.
– Таким образом,
понятие сознания определяется через понятие чистого сознания и может быть следующим: сознание – это поток жизни в переживаниях измерений мира.
Сегодня ситуация изменилась – каждый год публикуется примерно 5000 статей, в которых фигурируют
понятие сознания или смежные понятия – «осведомлённость» (awareness); «эксплицитный познавательный процесс» или «сознательный когнитивный процесс» (explicit cognition); «эпизодическое вспоминание» (episodic recall); «фокусное внимание» (focal attention); «осознаваемые» процессы («conscious» processes) [Мозг, познание, разум, 2014, с. 59–60].
С обретением этого
понятия сознание преодолевает скорлупу рассудка и вступает в сферу разума как такового.
Однако прежде вкратце сопоставим понятие «век» с подстрочным понятием «годичность», что позволит различать их как назревающее, так и сподобившуюся этому целостность века, а также инструментальных
понятий сознания, выделяя прежде «сверхсознание» и «обыденное сознание» как мысли, выражающие саму агрессию и то, как она есть.
Идеальное – продукт сознания, и с позиций начала III тысячелетия
понятия сознание и идеальное целесообразно отнести только к структурному уровню homo sapiens и, как следствие, проблемы соотношения их с окружающим миром актуальны только на структурном уровне человека.
Смысл данного выражения состоит, однако, в тоске по уже знакомому, привычному представлению: у сознания имеется такое ощущение, как будто вместе с формой представления у него отняли почву, на которой оно раньше твёрдо и уверенно стояло; перенесённое в чистую область
понятий сознание не знает, в каком мире оно живёт.
Беспристрастие нужно для того, чтобы за словами,
понятиями сознание могло уловить истинную суть явлений, а не «доброе» или «злое» влияние этих явлений.
В нашем случае дадим
понятие сознанию как категории, служащей для обозначения способности отражать и воспроизводить в идеальной форме явления материального мира.
Эзотерическое
понятие сознания как инструмента, способного на ошибки, я называю интеллектом.
Так как по вышесказанному определению философии подключается ещё
понятие сознания, то следует коснуться и его.
Следовательно, если принять «интуитивистский» (или, правильнее, наверно сказать «наивно-реалистический») стиль философствования, то следует либо вообще элиминировать
понятие сознания из «фундаментальной онтологии», либо переосмыслить этот термин, превратив сознание из «совокупного опыта субъекта» (такое понимание сознания нам подсказывает научная психология) в некую неуловимую систему «интенциональных актов» – направленностей субъекта на объект, или же в систему отношений между субъектом и объектом, как бы «высвечивающую» некоторую часть реальности для данного субъекта.
Их религия, впрочем, как и у всех, базировалась на
понятии сознания нулевого уровня, который, в отличии от большинства богов, был не чем-то эфемерным, а вполне себе реальным.
От рабочих
понятий сознания к интеллектуальным понятиям.
Для последующего рассмотрения вопроса о формировании
понятия сознания человека обратимся к появлению способностей живых организмов создавать материальные основы понятий в своём мозге задолго до возникновения проблесков, элементов сознания, оперирующего такими идеальными сущностями, как понятия.
В независимости от того кто пытается определить само понятие – специалист в области нейробиологии, или философ, или кто либо ещё, в каждом случае полной объективной картины нет потому что во многом само
понятие сознания носит субъективный характер.
В противовес категориальной неопределённости
понятия сознания в психологии теоретические подходы к познанию окружающего мира с достаточной полнотой созданы в рамках философии, где сложилось представление о дифференциации сознания от других сущностей и явлений воспринимаемого человеком мира, т. е. от бытия.
Боль вышибла
понятие сознания, на какой-то другой уровень.
Существуют ли культуры, не признающие
понятие сознания?
Таким образом логика того пути, по которому мы последовательно идём, повелевает нам сделать ещё один шаг: внести в
понятие сознания вообще новый элемент, который нам помог бы сделать понятной возможность первого понятия.
Понятие «психическое» значительно шире
понятия сознания, которое обладает не поддающимися практическому учёту градациями уровней, начиная от высшей ступени ясности, доходящей до удивительной силы прозорливости и глубины понимания сути вещей, и заканчивая полусознательным состоянием.
За счёт раздвоения этих
понятий сознание людей ломают и переворачивают, как хотят.
Если под философией понимать средоточие знания, почерпнутого из конечных причин, а знание конечных причин само по себе считается философией, то это знание можно назвать элементарной философией, а выдвижение
понятия сознания – первым принципом элементарной философии.
Хотя, если задуматься, в данной ситуации,
понятие сознания является весьма растяжимым.
Существует тенденция расширять
понятие сознания за пределы роли, которая ограничивается использованием внутренних представлений в управлении поведением, так чтобы растения и микроорганизмы тоже можно было считать разумными созданиями.