Несмотря на продолжающуюся судебно-правовую реформу в реальной
правовой жизни и в общественном мнении не произошло существенных сдвигов в пользу положительных оценок состояния дел в области защиты прав человека.
Скорее, они являются результатом кропотливого комментирования источников и доктрин ius commune в контексте
правовой жизни XVII в.
Таким образом, в нашем распоряжении имеется достаточно большой корпус документов, содержащих сведения о разных сторонах монгольской
правовой жизни XVII в.
Только узкие специалисты-юристы могут за юридическими нормами просмотреть право; только они могут забывать, что фундамент
правовой жизни образуют не те сложные и запутанные юридические формулы, с которыми они имеют дело и которые регулируют только спорную, не укрепившуюся в общем сознании и нередко ему даже недоступную часть права, а те немногие ясные и простые правовые принципы, которые известны всем и определяют непосредственный уклад отношений между людьми.
Принуждение не опирается на моральную силу, так как «в
правовой жизни применяется внешняя эмпирическая свобода».
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: юрче — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Новый всемирно-исторический период принесёт собою новую политику, новое государство, обновит
правовую жизнь народов мира.
Проводимая в стране судебная реформа уже внесла вклад в укрепление адвокатуры, повышение её роли в
правовой жизни страны.
Роли основных и вспомогательных субъектов интеграции распределяются также в зависимости от характера интегрируемых сфер
правовой жизни общества.
Самая же главная беда заключается в том, что нынешняя политика во многом осуществляется в отрыве от реально существующих общественных отношений, без учёта закономерностей
правовой жизни российского общества.
Третий вариант интеграции в доктринальной сфере проявляется в единой стратегической концепции правового развития определённых сфер
правовой жизни стран или регионов.
Посредством способствования, «создания благоприятных условий для взаимных связей, отношений, торговли» уполномоченными субъектами задаётся возможность достижения или недостижения участниками
правовой жизни соответствующих целей.
Рядом с историей права может сохраниться лишь общее учение о праве (eine allgemeine Rechtswissenschaft), которое будет иметь, насколько оно установляет явления
правовой жизни, – эмпирический характер, насколько объясняет причины этих явлений – философский.
Прикладное значение теории правовых режимов в реалистическом понимании заключается в оценке определённого участка
правовой жизни на предмет наличия (отсутствия) содействующих и препятствующих факторов в реализации прав и законных интересов, то есть правовой режим выступает «орудием, инструментом, средством» для решения задачи оптимизации правового регулирования.
Вместе с тем, остались ещё не выяснены многие аспекты этого основополагающего процесса
правовой жизни.
К объективным факторам относятся сложившаяся правовая система общества, экзистенциальные потребности людей в обеспечении необходимых правовых условий их существования, уровень развития юридической техники, конституционный строй и т. д., т. е. совокупность феноменов, которые объективно обуславливают
правовую жизнь людей и которые каждое новое поколение застаёт уже сформированными.
Юридические технологии применяются в различных областях
правовой жизни общества: в правотворчестве, особенно в законодательном процессе (законодательные технологии); в правоприменении (правоприменительные технологии); технологии предупреждения юридических конфликтов (профилактические технологии); в юрисдикционной деятельности при разрешении юридических конфликтов и споров; при толковании и систематизации права; в правовом обучении и воспитании; ювенальные юридические технологии и др.
Придерживаясь такой «нормативной» трактовки правовых режимов, процесс познания закономерностей
правовой жизни не выходит за пределы анализа массива формально установленных правил поведения, что не является исчерпывающим и должно эффективным для последующей оптимизации правового регулирования посредством создания режима наибольшего благоприятствования для субъектов права в реализации их прав и законных интересов.
Такой новый феномен мировой
правовой жизни вызвал неодинаковую реакцию – от критики до признания.
Исследование проводилось в традициях русской философии права и отечественного правоведения с присущими им стремлением к гуманистическим идеалам и поиску правды, целостности и системности юридического знания, единству рациональных и интуитивных сторон познания феноменов
правовой жизни.
Это направление принесло большую долю пользы (подвинуло право к улучшениям), но и значительную долю вреда (внушив мысль о возможности произвольно устроить
правовую жизнь посредством новых законов).
В-третьих, совокупность моделей правоотношений, содержащихся в структуре системы права, т. е. все право, представляет собой общую модель
правовой жизни общества.
Комплексный характер обозначенной правовой проблемы проявляется в том, что её осмысление возможно лишь при ответе на многочисленные вопросы, в том числе основополагающие и фундаментальные, характеризующие
правовую жизнь общества.
Право является базовым, отправным понятием
правовой жизни общества, позволяющим правильно ориентироваться в правовой действительности, поскольку право находится в основе всех правовых явлений, существующих в обществе.
Если же речь вести о праве (в юридическом смысле), то оценить соответствие формально определённых правил поведения объективно обусловленному уровню общественных отношений можно через призму
правовой жизни общества в целом и через правоприменительную практику в частности.
Правовая политика содержит в себе определённую стратегию и тактику развития
правовой жизни, её ориентиры (цели и средства).
Целями правовой политики являются повышение уровня и качества
правовой жизни российского общества и его структурных подразделений, обеспечение гарантированного осуществления прав человека и гражданина, интересов личности.
Так, весьма заметны в современный период льготы и поощрения, которые позволяют наиболее эффективно достигать поставленных целей – обеспечения прав и свобод личности, повышения качества и уровня
правовой жизни общества.
Юрист, например, обособляя
правовую жизнь народа, рассматривает индивидов только в их отношении к правопорядку, причём игнорируются и в известной мере могут быть игнорируемы многочисленные значительные различия между людьми.
В силу этого правовая политика, если она претендует на жизненность, не может ограничиваться лишь идеями, взглядами, концепциями, которые также важны как компонент
правовой жизни.
При этом исторические особенности, национальные традиции и язык становятся для права системообразующими конструкциями, вне которых
правовая жизнь невозможна.
Фикх, например, представляет собой типичное воплощение единства разума и морали в отношении социальной, экономической и
правовой жизни общины.
Образовалось в результате учение, которое менее всего передавало римское право, как оно содержится в источниках, но обладало достаточной силой, чтобы фактически подчинить себе
правовую жизнь западных народов.
Здоровое общество должно быть устроено теперь таким образом, что не должно быть «тех, кто кормит» и «тех, кто правит», хотя сферы хозяйственной и
правовой жизни сохраняют и даже увеличивают своё значение.
Сфера
правовой жизни стремится заставить подведомственные ей явления сохранять чёткие границы, не сливаться, не изменяться, сохранять status quo.
Отмеченная специфика государственной,
правовой жизни далеко не случайна, это результат длительного эволюционного развития.
Здесь главная причина – большая разница в моделях существующих в разных странах политической и правовой систем [4, с. 28], во всём том, что можно назвать
правовой жизнью [10, с. 17–26].
Оно удерживает нас на почве жизнеспособного бытия, оно связывает наше юридическое мышление, с одной стороны, с замечательным прошлым, с другой стороны, с
правовой жизнью существующих ныне иностранных наций, с которыми мы благодаря этому сохраняем связь, одинаково полезную для обеих сторон.
Это не означает, что иные условия, имеющие не правовую природу, не оказывают влияния на изменения в правовой сфере жизни общества, однако такое влияние вторично, влияние
правовой жизни на иные сферы общественных отношений оказывается более значимым, нежели обратное.
Это не случайно, поскольку правореализационные и правоприменительные эксперименты зачастую носят не целенаправленный и программируемый (отвечающий всем правилам проведения эксперимента), а фактический характер, экспериментирование в
правовой жизни приобретает характер поиска оптимального решения того или иного типа ситуаций, однако не отвечает всем признакам такового прежде всего по наличию «обратной связи» и возможности сравнения результатов тех или иных решений.
Затем на практике выпускник юридического вуза убеждается в том, что не всё так просто –
правовая жизнь много богаче той схемы объяснения правовой реальности, которая оформилась в его мозге за время обучения.
Конечно, шоры профессионального континентального да ещё и постсоветского правосознания в таких условиях требуют для думающего и готового потратить своё время на осмысление тех или иных фрагментов правовой реальности юриста сублимации, перевода agressio justa (агрессии самозаявления)в социально приемлемые рамки, например в статьи о том, как улучшить, укрепить, развить и т. д. тот или иной элемент правовой системы, как привести к общему знаменателю нестройную многоголосицу
правовой жизни.
Наиболее часто субъекты правотворческой политики используют правовые режимы именно как комбинированные средства, с помощью которых можно влиять на правовое регулирование тех или иных общественных отношений, задавать тон развитию отдельных сегментов
правовой жизни общества.
Все приведённые дефиниции объединяет то, что такой подход к пониманию правового режима следует именовать нормативным (или формальным), поскольку он отражает в основном нормативный срез
правовой жизни, показывает отношение нормативно-регулятивных средств к удовлетворению опосредуемых правом интересов субъектов права (причём в том виде, в котором последние представляются правотворческими органами): если содержание нормативного регулирования адекватно выражает потребности и правовые процедуры их удовлетворения, то правовой режим следует признать благоприятным, в противном случае – неблагоприятным в той или иной степени.
При этом в силу нераспространенности категории «режим наибольшего благоприятствования» в законодательстве, а также юридико-технических особенностей законотворческой деятельности рассматриваемый режим не всегда прямо поименован в нормативных актах именно как «режим наибольшего благоприятствования», но по существу предоставляемые участникам
правовой жизни дозволения, льготы и поощрения образуют рассматриваемый режим.
Тем не менее её понимание права ограничено лишь классовым обществом, в котором государство является единственным творцом права, отвергающим естественные права человека и его активное участие в формировании
правовой жизни общества.
Его уровень и состояние служат основными критериями оценки чёткости, организации, регулирования, законности, гуманизма, целесообразности, эффективности, справедливости
правовой жизни общества и его граждан, а также являются средствами их достижения.
Это временное обстоятельство служит важным показателем динамики
правовой жизни общества.
Правовая информация представляет собой субстанцию права, обусловливающую сам факт
правовой жизни (правовой коммуникации).
Точно так же как жизнь биологического организма представляет собой сочетание информационных потоков, свидетельствующих о жизнетворных и болезненных состояниях, о существовании которых можно узнать только в том, случае если тот или иной поток воспринять и оценить на субъективном уровне,
правовая жизнь представлена информацией о правомерном и противоправном поведении, знание которой в большей степени значимо не для самого права, представляющего собой всего лишь инструмент социального регулирования, а для тех, кто при помощи инструмента стремится установить и впоследствии сохранять определённый порядок общественной жизнедеятельности.