Уровень
предметного действия с ведущей афферентацией более сложного синтетического характера, сообщающей соответствующим двигательным центрам более обобщённые рецепторные сигналы смыслового характера.
Д. Б. Эльконин использовал наблюдения за своим внуком для описания процесса формирования
предметных действий ребёнка.
Сниженная активность, моторная недостаточность и чрезмерная опека родителей приводят к нарушениям в овладении
предметным действием.
Развитие
предметного действия происходит путём постепенного превращения совместного со взрослым действия в действие самостоятельное.
Освоение
предметного действия предполагает наличие у ребёнка стремления следовать предлагаемому взрослым образцу.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: отъюстированный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Поскольку дети с незначительными отклонениями в развитии позже овладевают
предметными действиями, операционально-техническая сторона их деятельности формируется также с задержкой.
И, наконец, на втором году жизни осуществляется переход к собственно
предметным действиям, основанным на выработанных в культуре способах употребления предметов.
С помощью неспецифических и специфических манипуляций, ориентировочно-исследовательских и
предметных действий происходит всё более глубокое освоение ребёнком предметного мира, развитие его интеллектуального потенциала.
Например, психолог выдвигает гипотезу о том, что мышление маленького ребёнка строится на основе его практических
предметных действий.
У него превалируют неспецифические манипуляции над специфическими, и первые
предметные действия не появляются даже к году.
Недоразвитие
предметных действий лежит в основе несформированности у них навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков.
Это связано с тем, что в процессе общения происходит как овладение речью, так и усвоение
предметных действий.
Только тогда, когда
предметное действие включается в систему человеческих отношений, в нём раскрывается его подлинно общественный смысл, его направленность на других людей.
Благодаря своему опосредованному характеру
предметные действия предъявляют к детскому восприятию требования соотносить свойства разных предметов между собой.
Взрослый выступает, хотя как и главный, но всё же лишь как элемент ситуации
предметного действия.
Но пока это ещё далёкое от совершенства копирование, а не собственное
предметное действие малыша, которое предполагает осознание смысла действия и его обобщение.
В совместной с ребёнком деятельности взрослый показывает, объясняет, как правильно выполнять то или иное действие, помогает малышу овладеть технической стороной
предметного действия.
Дети воспроизводят
предметные действия, характерные для той или иной роли.
Первоначально ребёнок пытается осуществить
предметное действие без учёта свойств окружающих его объектов.
Образы объектов, формирующиеся на их основе, значительно адекватнее отображают внешние свойства и отношения, успешнее ориентируют и регулируют
предметные действия, предвосхищая их выполнение.
Для
предметного действия характерно использование предмета в соответствии с социально установленным способом его употребления.
Тем не менее, в сравнении с другими разновидностями
предметных действий ребёнка раннего возраста действия с дидактическими игрушками представляют наиболее благоприятные возможности для развития сенсорной перцепции.
Все они связаны с самой сущностью
предметных действий, независимо от того, производятся ли они через посредство орудия или без его посредства.
Также игра определяется как форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления
предметных действий, в предметах науки и культуры.
Например, у более младших детей, которые сознательно направляли свою активность на цель сохранить требуемую позу, самый механизм управления собой ещё строился по типу управления внешними
предметными действиями: он проходил почти под непрерывным контролем зрения.
С одной стороны, овладевая хватанием и простейшими манипуляциями, ребёнок вроде бы научился зрительно выделять и учитывать отдельные пространственные свойства объектов, но с другой – он не ориентируется на них при выполнении
предметных действий.
На этом уровне развития
предметных действий объекты выступают для малыша уже не изолированно, а в определённых соотношениях с другими предметами: он вкладывает один предмет в другой, продевает игрушку через решётки манежа, ставит один кубик на другой и пр.
Постепенно из отдельных действий складываются «цепочки», и малыш учится доводить
предметные действия до результата: заполняет колечками всю пирамиду, подбирая их по цвету и размеру, из строительного материала возводит по образцу забор, паровозик, башенку и другие несложные постройки.
Так, успешность
предметного действия с ложкой будет зависеть не столько от учёта формы ручки при её удержании, сколько от учёта соотношения особенностей ложки и тарелки (их величины), ложки и пищи (её консистенции), ложки и расстояния от тарелки до рта.
Это проявляется в том, что, добившись к этому времени существенных успехов в зрительном выделении и соотнесении свойств объектов в рамках
предметного действия, малыш не может правильно воспроизвести их в соответствии с требованиями складывающейся продуктивной деятельности, моделирующей свойства предметов, поэтому перцептивные действия, возникающие в её контексте, должны иметь моделирующий характер.
Выраженность двигательных проблем варьирует от моторной неловкости и сложностей с формированием
предметных действий до тяжёлых опорно-двигательных нарушений, характеризующихся неспособностью самостоятельно удерживать своё тело в сидячем положении и выполнять произвольные движения.
Способ отношения человека к действительности определён не его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми через общение с другими людьми навыками
предметных действий.
Само общение опосредуется
предметными действиями ребёнка.
Главное её значение состоит в том, что благодаря особым игровым приёмам (принятию ребёнком на себя роли взрослого человека и его общественно–трудовых функций, обобщённому изобразительному характеру воспроизведения
предметных действий и переносу значений с одного предмета на другой и т. д.) ребёнок моделирует в ней отношения между людьми.
Напротив, переход внешних форм деятельности во внутренний план сознания предполагает их дальнейшее осмысление и обобщение, а следовательно, замещение
предметных действий знаково-символической реальностью (П.Я. Гальперин).
Процесс формирования перцептивных действий, основанных на использовании предметных предэталонов, оказывается связанным с овладением самими
предметными действиями примерно таким же образом, как и при овладении актом хватания.
Сенсорное развитие малыша, рассматриваемое как процесс формирования перцептивных действий, оперирующих предметными предэталонами, может происходить стихийно, в ходе освоения им различных
предметных действий, среди которых наибольшую значимость имеют действия с дидактическими игрушками.
Гибкая регуляция тонуса различных мышц, действующих одновременно и последовательно при выполнении движений, постоянная сменяемость этих напряжений и расслаблений, их тонкая согласованность являются условиями реализации
предметных действий и жизнедеятельности человека в целом.
Применительно к проблематике авиационной психологии разными авторами предложен ряд понятий, используемых для характеристики образа, регулирующего
предметные действия оператора; три из них можно выделить как фундаментальные: «концептуальная модель», «оперативный образ» и «образ‐цель».
Первые жесты и являются изображением действий с этими предметами или повторением
предметных действий в отсутствие самих предметов.
От 1 года до 3 лет ведущая деятельность – предметно-орудийная совместная деятельность ребёнка и взрослого, которая приводит к 3 годам к освоению свойств предметов и пониманию смысла и правил
предметных действий.
Отличие в данном случае состоит только в том, что здесь от обучающего к обучаемому вместе с навыками в первую очередь транслируются и те потребные для изготовления артефакта схемы
предметных действий, которые уже до этого, как бы загодя, опредметились в самом непосредственно орудии труда.
Оказывается, что необходимым условием успешности
предметного действия является функциональное искажение (деформация) пространственных свойств и отношений «объекта восприятия», выступающего предметом данного действия.
На основе
предметного действия с объектом строится опознавательное действие.
Овладение
предметными действиями требует преодоления спонтанной, импульсивной активности ребёнка, а значит – овладения своим поведением.
Сначала малыш овладевает простыми
предметными действиями.
Для понимания роли
предметных действий и развития восприятия важно отметить следующее.
Приём
предметных действий учит учащихся узнавать в потоке речи конкретную единицу языка, выявлять её свойства при помощи анализа и синтеза.
Накопленные данные свидетельствуют о том, что нечто в сознании обладает бытийными (и поддающимися объективному анализу) характеристиками, источником которых является человеческое
предметное действие, обладающее, в свою очередь, биодинамической и чувственной тканью.
Поэтому одно из важнейших направлений работы с детьми этого возраста состоит в научении их разнообразным
предметным действиям, в том числе нормативным (есть с помощью ложки, правильно пользоваться чашкой и кружкой, застёгивать пуговицы, завязывать шнурки), а также специфически детским (пользоваться ведёрком, лопаткой, совком и т. п.).