Различают полную и частичную потерю
пространственной ориентировки.
Важнейшей характеристикой нарушений
пространственной ориентировки является их осознание лётчиком.
На этом пути проблема
пространственной ориентировки лётчика есть исключительный инструмент познания адаптивных возможностей человека.
На этом пути проблема
пространственной ориентировки лётчика есть исключительный инструмент для познания адаптивных возможностей человека.
Таким образом, полученные результаты указывают на возможность развития
пространственной ориентировки у лётчиков с помощью специального обучения.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: дремливый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ниже будут представлены материалы по подготовке лётного состава к ведению
пространственной ориентировки в полёте.
Пространственная ориентировка может быть классифицирована по следующим основным видам.
Всё вышеизложенное имело одну цель – убедить в том, что наиболее продуктивной идеей разработки
пространственной ориентировки является теория и практика образа полёта.
При описании целого ряда иллюзий даны конкретные методические рекомендации пилотам по формированию эффективных способов
пространственной ориентировки.
Общепринято, что в визуальном полёте
пространственная ориентировка осуществляется без специального контроля сознания.
Применение в лётной практике знаний, касающихся особенностей формирования
пространственной ориентировки, помогает лётным экипажам не терять навыка, а в случаях её потери быстро восстанавливать.
Третье направление осуществляло переход к исследованиям
пространственной ориентировки лётчика на основе психологических концепций.
Такой образ неполноценный, он не обеспечивает достаточной надёжности формирования правильной
пространственной ориентировки и необходимых действий по управлению.
Специфической научной и практической проблемой авиационной инженерной психологии, которая, к сожалению, пока до конца не решена, является проблема надёжности
пространственной ориентировки лётчика.
Постепенно у детей совершенствуется
пространственная ориентировка, развивается способность устанавливать простейшие связи между воспринимаемыми предметами и явлениями, дети учатся простейшим обобщениям.
Существующие калиматорные индикаторы не обеспечивают надёжного пилотирования по сложным маневрам, которое наверняка выявит трудности
пространственной ориентировки по авиагоризонтам западных образцов.
У многих из них наблюдаются недостатки общей и тонкой ручной моторики, несформированность
пространственной ориентировки, в том числе в схеме собственного тела.
Такова кратко практическая суть проблемы психологической трактовки
пространственной ориентировки.
Пространственная ориентировка регулируется образом пространственного положения – представлением о положении и перемещении самолёта в трёхмерном пространстве относительно земли.
Подводя итог первой части теоретических исследований, рассмотрим основные психологические воззрения на смысловую сущность
пространственной ориентировки.
Более высокий уровень значимости моторного компонента в
пространственной ориентировке состоит и в том, что и построение зрительного образа основано на моторном алфавите, управляющем вниманием.
Однако данный вид деятельности человека представляет определённую сложность, поскольку необходимо решать задачи
пространственной ориентировки на фоне процесса непосредственного пилотирования.
Практическая значимость
пространственной ориентировки лётчика исключительно велика.
Пространственная ориентировка представляет собой сложный психологический процесс, присущий человеку в любой деятельности и практически в любых условиях.
Важность
пространственной ориентировки подтверждается анализом лётных происшествии.
Так, среди причин лётных происшествий, обусловленных ошибками пилотов, нарушения и потеря
пространственной ориентировки составляет 5–12 % [7].
Наша гипотеза состоит в том, что одним из противодействующих факторов дезориентации для случая использования нашлемных дисплеев на «вертящейся» голове лётчика является усиление второго компонента
пространственной ориентировки – чувства самолёта.
Таким образом, в лётной практике под
пространственной ориентировкой следует понимать постоянную осведомлённость о положении и характере перемещения самолёта в пространстве относительно поверхности земли и других внебортовых ориентиров, а также о состоянии и динамике отдельных параметров, характеризующих перемещение в трёхмерном пространстве [73].
Иначе говоря, с психологической точки зрения
пространственная ориентировка лётчика – это психический процесс сознательности отражения противоречивости поступающих сигналов и сознательная опора на предметное содержание образа (на осознанную концепцию пространства).
Современные нейрофизиологические исследования говорят о наличии двух относительно сепаратных, но тесно взаимодействующих подсистем зрения (возникших на ранних этапах филогенеза позвоночных), одна из которых реализует интегративную оценку зрительной ситуации, общую
пространственную ориентировку и локализацию стимулов, а другая – тонкий детальный анализ (Белехова, 1977; Trevarthen, 1970).
На основании этих материалов и данных, полученных другими исследователями, были разработаны методические рекомендации, содержащие краткую характеристику особенностей
пространственной ориентировки пилотов и функциональных систем человека (анализаторов, органов чувств).
Все эти и другие аналогичные иллюзии возникают при определённых условиях закономерно: как следствие расхождения между сложившимся стереотипом
пространственной ориентировки и текущей афферентацией.
Таким образом, даже из этих частных моментов на содержание понятия «сверхманевренности» следует, что угловые скорости, радиус разворота, динамическое торможение и ряд других особенностей пилотирования потребуют глубоких научных исследований в области
пространственной ориентировки.
Опыт доказал, что лучшими условиями для сохранения
пространственной ориентировки и успешного прицеливания являются использование строительной оси самолёта, совпадающей со схемой тела, и отображение положения самолёта по отношению к цели.
Нарушения
пространственной ориентировки по-прежнему выступают как активный фактор угрозы безопасности полёта, о чём свидетельствует их удельный вес среди других причин авиационных происшествий (5–12 %) (Коваленко и др., 2007).
Наиболее существенными из ожидаемых отрицательных эффектов этого воздействия являются значительные смещения головы и верхней половины туловища, нарушающие координацию движений, затрудняющие
пространственную ориентировку лётчика (вследствие возникновения иллюзорных ощущений зрительно-проприоцептивного генеза).
Цели:познакомить с пространственным значением предлогов «ПЕРЕД» и «ЗА»; упражнять в составлении предложений с данными предлогами; активизировать словарь по теме «Зима»; учить подбирать родственные слова; развивать
пространственные ориентировки, внимание, память; воспитывать бережное отношение к природе.
Контролировавшие его в полёте командиры отмечали хорошую технику пилотирования, но, к сожалению, попав в сложные метеорологические условия полёта, лётчик потерял
пространственную ориентировку и разбился.
У ребёнка с остаточным зрением процесс
пространственной ориентировки проходит проще, но при том условии, если родители учат правильно им пользоваться.
Совершенствовать
пространственную ориентировку детей.
Им определены симптомы лётного утомления в сенсорной сфере (снижение чувствительности различных анализаторов, ухудшение устойчивости ясного видения и т. д.), в двигательной сфере (ухудшение координации движений, снижение скорости и точности сенсомоторных реакций и мышечной силы и т. д.), в познавательной сфере (снижение устойчивости и распределения внимания, затруднения в запоминании, ухудшение
пространственной ориентировки и т. д.).
Почему так много «особенных» детей нуждаются в коррекции
пространственной ориентировки?
Трудности в обучении построению чертежей объясняются тем, что у большинства таких учащихся нарушена
пространственная ориентировка, а также тем, что знания и навыки, полученные на других предметах, не всегда сознательно применяются на уроках труда.
Под
пространственной ориентировкой принято понимать способность слепого ребёнка определять своё местоположение среди окружающих его предметов и объектов, направление выбранного движения; обнаруживать предмет или объект, к которому он направляется.
Потом, в сухих строчках приказа, можно прочитать: «Из-за потери
пространственной ориентировки произошла авария (или катастрофа, это если есть покойники)».
Установлена следующая типология нарушений
пространственной ориентировки.
Частичная потеря
пространственной ориентировки – это потеря контроля за динамикой отдельных параметров полёта, характеризующих перемещение воздушного судна в трёхмерном пространстве.
Это хорошо видно на примере применения эффективных способов
пространственной ориентировки по крену и тангажу.
Таким образом, решение проблемы
пространственной ориентировки в полёте есть ключ к повышению безопасности полётов.
Пространственная ориентировка является сложной составляющей лётной деятельности.