Считается, что звуковая
сторона речи полностью формируется у ребёнка к 5 годам, поэтому исправление подобных нарушений рекомендовано логопедами по достижении ребёнком 4–5 лет.
Их речевые высказывания отличаются бедностью словарного запаса, который ограничен уровнем бытовых представлений, несформированностью грамматической
стороны речи.
Оказывается, что детям в возрасте 2–5 лет чрезвычайно интересно заниматься звуковой
стороной речи.
Так же точно и в психологии развитие детской речи изучалось с точки зрения разложения её на развитие звуковой, фонетической
стороны речи и её смысловой стороны.
Работая над импрессивной
стороной речи, следует помнить, что зрительное восприятие и внимание у неговорящих детей не полноценно.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: заскирдованный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
На занятиях по развитию звуковой
стороны речи широко используются стихи, считалки, поговорки, потешки, сказки, различные игры, игровые ситуации и приёмы, вызывающие интерес у детей этого возраста.
Со
стороны речь сенатора напоминала лекцию профессора, которую он читал пятидесяти– и шестидесятилетним студентам.
К концу дошкольного возраста дети в результате обучения достаточно хорошо ориентируются в звуковой
стороне речи.
Особое внимание уделяется развитию произносительной
стороны речи.
Пространственные представления имеют большое значение для всех
сторон речи, особенно для грамматического строя речи.
Надо отметить, что для обеих
сторон речь идёт о собственной жизни и о будущем детей, но одни принимают то, что отвергают другие.
Наряду с дефектами звукопроизношения и нарушениями лексико-грамматической
стороны речи у детей с патологией отмечается недостаток интонационных средств оформления речи.
Работа над фонетико-фонематической
стороной речи первоклассников, морфемным составом слова позволяет им овладевать знаниями, умениями, навыками и в области орфографии.
Впроцессе работы над звуковой стороной речизначительно расширяется диапазон задач, так как дети пятого года жизни особенно сензитивны к звуковой
стороне речи.
Если это так, то очевидно, что метод исследования интересующей нас проблемы не может быть иным, чем метод семантического анализа, метод анализа смысловой
стороны речи, метод изучения словесного значения.
Мы приводим лишь примерный словарь, который можно взять для работы над импрессивной
стороной речи.
Как только звук перестаёт быть значащим звуком и отрывается от знаковой
стороны речи, так сейчас он лишается всех свойств, присущих человеческой речи.
В старшей группе продолжается работа по развитию фонематической
стороны речи и овладению элементарными графическими умениями.
Работа по развитию звуковой
стороны речи и овладению основами грамоты способствует развитию познавательных способностей, творческого воображения и пространственных представлений.
Традиционное языкознание рассматривало, как уже упомянуто, звуковую
сторону речи в качестве совершенно самостоятельного элемента, не зависящего от смысловой стороны речи.
Психологами установлено, что такие игрушки способствуют развитию звукопроизносительной
стороны речи.
Логопед сделает диагностику всех
сторон речи ребёнка, при необходимости назначит дополнительные обследования и составит план коррекционных занятий.
Звуковая
сторона речи имеет, как уже говорилось, сложную, иерархически устроенную организацию61.
При коррекции нарушений произносительной
стороны речи и отработке правильного произношения фонетические упражнения совершенно необходимы.
Развитие способности ориентироваться в звуковой
стороне речи.
Работа по формированию у детей звуковой
стороны речи и ознакомлению с основами грамоты, прежде всего, связана с развитием познавательных способностей и воспитанием произвольности поведения.
Дети 3–5 лет занимаются звуковой
стороной речи, проявляя при этом особую одарённость, а дети 6 лет с большим интересом осваивают знаковую систему, читают.
Таким образом, современный дидактический материал для обследования произносительной
стороны речи у ребёнка раннего возраста, на наш взгляд, должен соответствовать целому ряду серьёзных методических требований.
Практически у всех детей с неярко выраженными отклонениями в развитии существенно страдает звуковая
сторона речи, фонематический слух формируется намного позже, чем у нормально развивающихся сверстников, и только в условиях специального коррекционного воздействия с трудом «запускается» механизм звукового анализа и синтеза.
Ещё в дошкольном возрасте ребёнок овладевает произносительной
стороной речи и основными грамматическими закономерностями на практическом уровне (в собственной устной речи).
Дети шести лет способны овладеть уже более широкой ориентировкой в фонетической
стороне речи; они обладают определённой сензитивностью к знаковой действительности языка, испытывают повышенный интерес к буквам и тягу к чтению.
С одной
стороны речь идёт об игре, то есть о процессе, в котором присутствует риск и возможны всякие неожиданности.
Использование артикуляционных, дыхательных и речедвигательных упражнений в логопедической работе – лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (диагностика, постановка звуков, формирование речевого дыхания при различных нарушениях произносительной
стороны речи).
Поэтому основной акцент в диагностическом исследовании произносительной
стороны речи мы сделали на назывании ребёнком слов с определёнными звуками в составе слова или предложения.
Он обязан знать индивидуальные отклонения в формировании речи ребёнка, слышать дефекты произносительной и лексико-грамматической
сторон речи, в процессе учебной и внеучебной деятельности учитывать речевые возможности каждого ребёнка.
В-третьих, при обследовании и развитии произносительной
стороны речи ребёнка раннего возраста огромное значение приобретает создание адекватной возрасту мотивации к выполнению заданий.
Таким образом единицей речи оказывается в звуке новое понимание не отдельного звука, но фонемы, т. е. далее неразложимой фонологической единицы, которая сохраняет основные свойства всей звуковой
стороны речи в функции означения.
Читатель найдёт в издании игры, упражнения, занятия по развитию звуковой, лексической и грамматической
сторон речи, особенное внимание будет уделено развитию связной монологической речи и развитию словесного творчества дошкольников.
Тем паче, я что не исключал и такой возможности: даже если речь идёт об одном и том же человеке, то он мог не марать руки, а нанять для убийства киллера, и в таком случае с формальной
стороны речь шла бы о двух людях и, соответственно, о двойном гонораре.
В этом процессе с использованием кукол, элементов костюмов активизируется словарь детей по определённой теме, развиваются творческая фантазия, просодическая
сторона речи, её интонационная выразительность, раскрепощается личность ребёнка.
Поэтому плодотворным и в лингвистическом и в психологическом отношении может явиться только такое изучение звуковой
стороны речи, которое будет пользоваться методом расчленения её на единицы, сохраняющие свойства, присущие речи, как свойства звуковой и смысловой сторон.
Слово в общении – главным образом только внешняя
сторона речи, причём предполагалось, что звук сам по себе способен ассоциироваться с любым переживанием, с любым содержанием психической жизни и в силу этого передавать или сообщать это содержание или это переживание другому человеку.
Развитие фонематической
стороны речи.
Аристотель уделял большое внимание технической
стороне речи: происхождению способов убеждения, сущности и особенностям стиля речи, её композиции.
Движения проявляются в мимике (выражении лица, улыбке, движениях глаз), пантомимике (движении тела, осанке, жестах) и «вокальной мимике» – динамической
стороне речи (интонации, тембре, ритме, вибрации голоса).
Обследование произношения необходимо проводить с учётом закономерностей становления и развития произносительной
стороны речи в раннем возрасте и обязательно включать задания на произнесение гласных и согласных звуков, артикуляция которых отрабатывается на этапе раннего онтогенеза.
Естественно, что в каждой из этих стран, имеющих свою историю, культурные и национальные традиции, испанский язык имеет свои особенности, которые проявляются и в лексике, и в грамматическом строе языка, и, конечно же, во внешней, произносительной
стороне речи.
Программа для младшей группы включает в себя два раздела: развитие фонетико-фонематической
стороны речи с целью подготовки детей к обучению звуковому анализу слов и развитие движений кистей и пальцев рук с целью подготовки руки к письму.
Как правильно указывает современное фонологическое направление в лингвистике, которое нашло самый живой отклик в психологии, самым существенным признаком звуков человеческой речи является то, что звук этот, носящий определённую функцию знака, связан с известным значением, но сам по себе звук как таковой, незначащий звук, является действительно единицей, связующей
стороны речи.
С одной
стороны речь идёт о полной победе над внешним врагом – полная победа и мир возможны только при «изъявлении полной покорности», т.е. полное признание поражения и подчинение победителю.