Исходным является стремление к научной истине, а наука неизбежно придерживается корреспондентной
теории истины.
К тому времени, когда наиболее многогранные толкователи чисел выработали собственные
теории истины и материального мира, плебейские прародители блестящих доктрин конкретных философов-аристократов были уже преданы забвению.
Я утверждаю, что между слабой теорией рациональности и полной
теорией истины и блага имеется место для широкой теории рациональности, а также потребность в ней.
Критерием генетической
теории истины является, с одной стороны, плодовитость, с другой – её проверяемость через новый опыт.
Познавательный аппарат человека с древних времён мыслился, по крайней мере сторонниками корреспондентской
теории истины, как некое зеркало, отражающее мир.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: штопорить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Прагматическая
теория истины подчёркивает важность практических результатов и следствий при определении истинности утверждения.
Невозможно не заметить, что каждое новое положение
теории истины обусловлено структурностью учения.
Одной из распространённых
теорий истины является теория соответствия истины.
Классическая
теория истины может рассматриваться как неотъемлемый органический компонент общего представления о психике как отражении действительности.
Тогда получается, что истина – это то, что соответствует каким-то знаниям. И это будет когерентная
теория истины.
В целом, различные
теории истины подчёркивают разные аспекты того, что означает истинность утверждения или убеждения.
Генетическая
теория истины прагматизма отрицает критерий истины настолько мало, что не знает иного стремления, кроме как придать истине биологическое основание.
Разумеется, разработка
теории истины – не задача социолога, однако нормативное стремление к истинности высказываний или, как ни парадоксально это может звучать, обоснованная некими фактами вера акторов в истинность большей части собственных верований – это необходимые атрибуты социологической концептуализации «знания».
Понятно, что «чистое знание» есть итог теоретического обоснования формы учения, его внешней стороны, которая усилиями
теории истины мягко трансформируется в логико-рационалистическую «картину мира», т.е. в философскую систему воззрений с её, как увидим далее, единым основанием.
Является ли полной и завершённой дефляционная
теория истины?
Однако отказ от понимания истины как соответствия и принятие когерентной
теории истины – дань идеализму.
Высказывание соответствует некой реальности – это теория отражения, или по-зарубежному корреспондентная
теория истины.
Теория соответствия истины – одна из наиболее влиятельных и широко признанных
теорий истины.
Это подводит нас к фундаментальному вопросу доктрины науки – вопросу: что есть истина? Ответ на этот вопрос должна дать
теория истины.
Собственно ядром логики, согласно изложенному (после предварительного рассмотрения
теории истины как общего основания логики и эпистемологии), является учение о дедукции.
Прежде всего, я воздержусь от указания на то, что опасность генетической
теории истины заключается в бездонном субъективизме, который отделён от солипсизма лишь тонкой перегородкой.
Именно потому, что ему придётся честно признать, что телеологическое является его априори, ему придётся обсуждать обоснованность, применимость и границы телеологической
теории истины и реальности.
На наш взгляд, возможен в некотором роде промежуточный путь между дефляционистским минимализмом, ограничивающимся формулировкой «Предложение р истинно, если и только если р», и метафизической
теорией истины как соответствия.
Во всяком случае в новых областях исследования не существует
теории истины как соответствия, некоторого механизма (техники), позволяющего установить истину.
Контекстуальный реализм (к-реализм), во-первых, принимает лишь логическое ядро
теории истины как соответствия (это дефляционизм): по определению мнение, высказывание или суждение истинно тогда и только тогда, когда оно соответствует факту.
Новую методологию характеризует смена парадигмы «соответствия», основанной на корреспондентной
теории истины, на парадигму «социальных изменений», требующую от социологов, философов, историков и т. п. герменевтической интерпретации динамически изменяющегося мира человека.
Значение понятия «истина» – утверждение реальности (это известно из корреспондентской
теории истины).
Дальше получается прагматическая
теории истины, потому что работает и приносит пользу то, что непротиворечиво, потому что из противоречивого знания ты не можешь получить схему работающей машины, алгоритма не получается.
Скорее, такое суждение мы сможем вынести только тогда, когда проследим исторический продольный срез прагматизма с помощью систематического поперечного среза, обратившись к его генетической
теории истины.
Его собственное латинское выражение – adequatio ad rem, неточно переводящееся как «соответствие вещи», отражает расхолаживающий характер этой концепции, которая по-прежнему в чести у философов, называющих её «корреспондентной
теорией истины».
В этой главе мы рассмотрим различные
теории истины, которые пытаются ответить на вопрос: что делает утверждение или убеждение истинными?
Полагаем, что отказ от «объективной истины» (или замена корреспондентской
теории истины на прагматическую или когерентную) в юридической науке, прежде всего, в процессуальных отраслевых дисциплинах и законодательстве достаточно глубоко меняет практическое юридическое мышление в сторону его риторичности.
В этом смысле постмодернизм опирается на полный отказ от корреспондентной
теории истины, то есть от точки зрения, согласно которой объективная истина существует и может быть установлена в качестве таковой на основании её соответствия действительному положению вещей в мире.