Синергетика–
теория самоорганизации сложных систем.
Синергетика стала развиваться как междисциплинарный подход или как общая
теория самоорганизации.
В представленных докладах поднимается ряд новых проблем и вопросов – это связь дифференционно-интеграционной теории развития с
теорией самоорганизации материи, предлагается новый взгляд на происхождение и развитие психики в филогенезе, на механизм творчества, предложены для обсуждения новые программы обучения, отвечающие дифференционно-интеграционному пути психического развития.
Если в физике от «тепловой смерти» Вселенную спасла отрицательная энтропия, то нам кажется (имея в виду аналогию), что из данного кризисного состояния систему образования и педагогику может «вывести» применение основных идей естественно-научной
теории самоорганизации открытых систем.
Во второй части я пытаюсь применить логику
теории самоорганизации к проблемам антропогенеза и показать, что развитие этого процесса тоже подчиняется этой же логике самоорганизации систем.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: свинуха — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
По мере развития синергетики как междисциплинарного подхода становилось всё более очевидно, что понятийный аппарат
теории самоорганизации и само понятие «самоорганизация» не имеют категориальный статус.
Следовательно, ни теория диссипативных структур, ни синергетика не являются универсальными
теориями самоорганизации.
Преимущества континуальной
теории самоорганизации очевидны.
Нелинейная динамика и
теория самоорганизации могут быть применены для объяснения психологической нестабильности в образовательных учреждениях и, таким образом, связать психологию и возрастную физиологию в рамках теории сложности.
Развитие
теории самоорганизации (синергетики) и опыт моделирования самых различных систем показало, что фазовое пространство далеко не однородно.
Параллельное философское образование потребовалось в связи с поиском философских основ
теории самоорганизации.
Одно из основных понятий
теории самоорганизации.
Становление жизнеспособных школ происходит в сложнейшем культурно-историческом процессе, которому свойственны нелинейность, становление порядка через хаос, бифуркационные изменения, как будто бы случайные флуктуации (например, образовательные инновации), приводящие к макромасштабным изменениям, неустойчивость эволюционных процессов и другие фундаментальные характеристики, разрабатываемые в современной
теории самоорганизации.
Ведь с точки зрения
теории самоорганизации систем, любое «…развитие многовариантно и альтернативно как в перспективном, так и в ретроспективном плане, поэтому можно предположить, что так называемые «тупиковые», «промежуточные» или девиантные пути развития могут быть совершеннее и перспективнее избранного варианта развития».
Социальная синергетика возникла одновременно как в гуманитарных науках, так и в исследованиях по общей синергетике и начала использовать синергетические
теории самоорганизации сложных систем в изучении социального и исторического развития общества и культуры.
На самом деле
теория самоорганизации оказывается не альтернативой истмату, а попыткой реабилитации его предпосылочных оснований всё теми же, лишь слегка подновлёнными, средствами [21].
Причём субъект-объектный стиль мышления пытается обычно преодолеть тавтологию путём попыток, как правило безуспешных, выхода из «круга»(о неудачности такой попытки в рамках
теории самоорганизации см. в специальной работе [41]).
Переход порядка в хаос (и обратно) – постулат
теории самоорганизации.
Теория самоорганизации эффективно разрабатывается в настоящее время в ряде научных школ.
Но всё это, так сказать, происходит исторически и синергетически (теория синергетики –
теория самоорганизации больших систем – объяснение миропостроения… с помощью модели брюсселятора, испытывающего диссипативное влияние флюктуаций на сам нестационарный процесс существования большой системы, явно изменяющих частотное состояние пространств, составляющих систему), поэтому дёргаться не будем.
Субъективность природы как стержень эволюции и инструмент диалектического глобализма связана не только с синергетикой, как неполной
теорий самоорганизации, но и с неизбежностью аффектации.
Наложение принципов
теории самоорганизации на канву реальных процессов глобализма далеко не всегда может давать достаточно скоррелированную картину.
Следующим направлением расширения теории педагогики является отражение идей естественно-научной
теории самоорганизации в системе образования и педагогике.
Вероятно, подход к этой проблеме на основе
теории самоорганизации с использованием методов синергетики является предвзятым и в принципе неверным.
В
теории самоорганизации сложных систем есть термин «точка бифуркации», когда система доходит до состояния, в котором качественно и необратимо меняются её основные свойства.
Современная
теория самоорганизации, к сожалению, «заквашена» на материалистическом субстрате и потому не отвечает диалектическим требованиям.
Всё это имеет достаточно заумное объяснение с точки зрения
теории самоорганизации,но мы объясним всё проще: кнут и пряник.