Резюмируя, можно сказать, что по сути здесь затрагивается проблема, присущая
философской теологии постмодерна, а именно, как можно говорить о том, что трансцендентно?
Хотя в названии этого материала не отразилось, что речь пойдёт о проблемах в пространстве аналитической
философской теологии (иначе название было бы уж очень утяжелено), дело обстоит именно так.
Он видел в них ценных соработников в обширном проекте
философской теологии, где религиозные доктрины разъясняются и подкрепляются философским анализом и аргументацией.
Но и шлейермахеровская
философская теология не пережила своего автора: даже его ближайшие последователи в состав богословских дисциплин её не включали.
Опущена также большая часть
философской теологии, включая главы о божественных атрибутах, проблеме зла, о воплощении и искуплении.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: горячекатаный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Приверженцы калама разрабатывали рациональную/
философскую теологию ислама.
При этом предпринимаются и попытки обозначения места
философской теологии и в общем пространстве теологических дисциплин.
Тот раздел богословия, который соответствует
философской теологии, ответственен за изложение самой сущности христианства (два других раздела – теология историческая и практическая – над ней надстраиваются), в соответствии с которой оно образует определённый образ веры (Glaubensweise), но также и определённую форму общины; сама же философская теология призвана выполнять две функции – апологетическую и полемическую.
Ответственность за библейскую экзегезу занимает совершенно маргинальное место в англо-американской
философской теологии, которая как таковая функционирует именно в данной философско-богословской традиции, а если предполагается, что данный теологический дискурс может развиваться и в других ареалах (а это предположение, на мой взгляд, вполне рационально), то было бы естественно стремление восполнить то, чего нет в «исходнике».
Олафа (Нортфилд, Миннесота), признанного специалиста в области этики, философии религии и
философской теологии.
Философская теология, однако, будучи философской дисциплиной, остаётся и теологией, а потому не может быть безразличной и для религиозного сознания.
Ситуация на самом деле усугубляется ещё и тем, что возможность трансцендирования не самоочевидна даже в богословии, если оно рассматривается в философской модальности, то есть в
философской теологии.
Предлагаемая ныне читателю издательская серия «
Философская теология: современность и ретроспектива» в соответствии со своим названием будет включать в себя переводы и систематических и исторических трудов современных англо-американских авторов.
Современная философия религии также представлена смежными направлениями, такими как религиозная философия и
философская теология.
Объяснений, сколько-нибудь внятных, этой второй лакуны мне вычитать нигде не удалось, а она является одновременно и логической, и исторической, так как те классики
философской теологии, которые являются наибольшими авторитетами и для современных англо-американских «философских теологов», придерживались этого «исходного топоса» как основания для рассмотрения всех прочих.
Тем не менее и само понятие
философской теологии, и разработка её как дисциплины были открыты в христианской традиции и пока ещё развиваются преимущественно в ней.
Последнее не могло не сказаться и на работе переводчиков, одной из главных задач которых был поиск терминологического аппарата, адекватного для передачи активно проникающей в российский контекст англо-американской традиции философии религии и
философской теологии, но все еще не устоявшейся в нем (в силу различных причин, обусловленных отчасти историческими обстоятельствами институционального и теоретического развития философских знаний о религии в отечественной науке).
Этот формат является единым для
философской теологии с другими брендами аналитической рациональной теологии, к которым относятся философия религии, естественная теология и отчасти фундаментальная теология.
Но идея поддерживающих друг друга сторон «треугольника» представляется несомненно верной и для христианской
философской теологии конструктивной.
В этой
философской теологии божественное превосходство и совершенство невозможно превзойти.
Поскольку эта схема применима к теологии в целом, она применима и к
философской теологии.
Фихте (Фихте-младший) употребляет данное понятие как обозначение собственной системы, как пароль для критики гегелевской
философской теологии.
Их понимание доказательности в
философской теологии согласуется с их общим взглядом на разум, который включает – но не сводится к ним – размышления о математике и геометрии.
Философскую теологию можно определить аналитически (в кантовском смысле) как исследование теологических предметов прежде всего средствами философского дискурса.
Что же касается поддерживающих друг друга сторонах «треугольника», то нетрудно показать обоснованность этой конструкции, особенно для христианской
философской теологии.
Таким образом, вторая сложность заключается в готовности многих критиков философии разработать свою собственную
философскую теологию.
При этом реальное соподчинение того, что определяется существительным и прилагательным, может рассматриваться по-разному:
философскую теологию можно считать и философской дисциплиной с определённой специализацией, и дисциплиной теологической с определённым методом.
Но путь от «теологии для философов» до «
философской теологии» оказался долог.
Проблема
философской теологии и состоит в том, как выразить теоретически явления, относящиеся к до-теоретическому опыту.
Действительно, публика, искушённая в философии религии и
философской теологии, может обвинить автора в отсутствии общих теоретических выводов, недомолвках и хронологическом бриколаже, а новички – растеряться от обилия концепций и имён, многие из которых русскоязычному читателю вовсе не знакомы.
Поэтому остаётся надеяться, что серьёзное изучение современной англо-американской
философской теологии может быть стимулом для возобновления этой утраченной к настоящему времени преемственности.
Один из них: какие «богопознавательные ресурсы» находятся в распоряжении
философской теологии и как они соотносятся друг с другом?
При всём своём расхождении с аналитическими философами в вопросе о соотношении
философской теологии с философией религии, которые, по моему убеждению, не могут мыслиться ни как синонимы, ни как общее и частное, ни как разные методы при единой предметности, я склонен считать, что их базовые установки по отношению к самим задачам философии в целом, и, в частности, к конкретным областям её применения (а к таковым относится теология) являются здравыми и перспективными.
Век кембриджских платоников некоторым теистам может показаться золотым веком
философской теологии.