Принцип приоритета публичных интересов в правовом регулировании общественных отношений, возникающих в области
финансовой деятельности государства и муниципальных образований, предполагает использование финансово-правовых институтов в целях государственного регулирования экономики исходя из общезначимых задач общества.
Сущность финансовой политики представляется определёнными процессами, такими как разработка общей концепции финансовой политики, определение её основных направлений, целей, главных задач; создание адекватного финансового механизма; управление
финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.
Здесь мы сталкиваемся с сущностью бюджета как плана
финансовой деятельности государства (публично-правового образования).
Под
финансовой деятельностью государства понимается осуществление им функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны, а также использования финансовых ресурсов для деятельности государственных органов.
Вызывает несогласие лишь определение видового объекта уклонения от уплаты налогов как сферы
финансовой деятельности государства.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: апоцентр — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Выясним ещё один вопрос, который может оказаться не лишним для последующего хода рассуждений: могут ли в процессе
финансовой деятельности государства возникнуть отношения, которые не будут финансово-экономическими?
Тема его докторской диссертации, которую он защитил в 1996 году, была «Правовые формы
финансовой деятельности государства».
Все эти финансовые регуляторы, вместе взятые, составляют основу
финансовой деятельности государства рыночной экономики.
Механизм правового регулирования финансовых отношений предлагается определить как систему правовых средств, при помощи которых обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения в сфере осуществления
финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
Как представляется, в узком смысле, финансовую систему следует рассматривать как совокупность правовых норм, регулирующих
финансовую деятельность государства и органов публичной власти, составляющих механизм государственного управления финансовым хозяйством страны.
Важнейшим видом финансовой деятельности является
финансовая деятельность государства и муниципальных образований, обеспечивающая финансовыми ресурсами жизнедеятельность общества в целом и составляющая традиционно предмет науки финансового права.
Нормы финансового права всегда связаны с регулированием отношений выполняемых в ходе
финансовой деятельности государства распределительной, контрольной и стимулирующей функций при распределении национального богатства.
Общая часть охватывает нормы, регулирующие общие принципы и методы
финансовой деятельности государства.
Конституционные нормы налогово-бюджетного федерализма становятся эффективной базой
финансовой деятельности государства, когда они учитываются как часть системы финансовых регуляторов общества и рынка.
Содержание
финансовой деятельности государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов (бюджетных и кредитных ресурсов; страховых денежных фондов; финансовых средств отраслей народного хозяйства и государственных предприятий).
Финансовая деятельность государства определялась в качестве организационной основы финансового права.
Более того, в определённых ситуациях
финансовая деятельность государства вообще напрямую не связана с процессами формирования, распределения и использования денежных фондов, рамками которых эта деятельность ограничивается во всех традиционных определениях данной деятельности.
Принципы
финансовой деятельности государства.
Принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся
финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.
Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами.
Большинство авторов, разрабатывающие общие проблемы теории государства и права, а также изучающие вопросы
финансовой деятельности государства, рассматривают финансовое право в качестве самостоятельной отрасли права.
Система и правовое положение органов власти, осуществляющих
финансовую деятельность государства.
Распределение совокупного общественного продукта и национального дохода, существование денежных отношений обусловили специальную
финансовую деятельность государства – деятельность его уполномоченных органов по организации планового сбора и распределения, перераспределения денежных средств.
И здесь основными вопросами являются: как определить научно обоснованные пределы
финансовой деятельности государства, в каких случаях оно вправе сказать: «Это – моё дело, а вот это – ваши заботы».
Такое расширение границ
финансовой деятельности государства представляется неоправданным.
Тем не менее, в порядке дополнения, отметим, что
финансовая деятельность государства потому и называется финансовой, что она непосредственно связана с категорией финансы.
Особенная часть включает в себя различные финансово-правовые институты,каждый из которых имеет свой объект правового регулирования, то есть регулирует определённый круг финансовых отношений, возникающих в сфере многообразной разносторонней
финансовой деятельности государства.
Финансовая деятельность государства связана с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств.
Конституционные основы российского бюджетного федерализма не имеют убедительной правовой аргументации с точки зрения построения единой системы норм финансового взаимодействия в рамках
финансовой деятельности государства, требуют доктринального осмысления и развития в конституционных законах.
С этим можно согласиться применительно к ситуации, когда страхование огосударствлено и когда страховая деятельность выступает разновидностью
финансовой деятельности государства.
Во втором значении «финансовая система» употребляется как совокупность органов государства и учреждений, т. е. как разветвлённая сеть специальных органов и учреждений, осуществляющих непосредственное руководство
финансовой деятельностью государства.
Принцип плановости –означает, что вся
финансовая деятельность государства строго регламентирована и носит организационный плановый характер, выраженный в финансово-плановых актах.
Вышеперечисленные принципы находят отражение и закрепление в отраслевом законодательстве, регулирующем разные стороны
финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.
Особая роль в
финансовой деятельности государства отводится субъектам её управления.
Финансовая деятельность государства жизненно необходимая составная часть механизма социального управления, которая выражается через правовые и внеправовые формы и методы.
Э. Д. Соколова подчёркивает, что принципами финансового права являются только закреплённые нормами финансового права основные положения
финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
Обоснован вывод о некорректности рассмотрения
финансовой деятельности государства только в качестве деятельности органов исполнительной власти (управленческой деятельности в узком смысле), поскольку её осуществляют органы всех трёх ветвей власти в пределах своей компетенции.
Отмечено, что применительно к финансовому праву публичный интерес выступает конституирующим признаком
финансовой деятельности государства и муниципальных образований по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств и представляет собой выражение суммарного, усреднённого интереса в экономической, социальной и иной сферах общественной жизни.
Ключевым критерием для градации денежных фондов названа форма
финансовой деятельности государства исходя из экономической природы аккумулируемых ресурсов, в соответствии с которым все денежные фонды подразделяются на централизованные и децентрализованные.
Само же советское финансовое право определялось как самостоятельная отрасль социалистического права, представляющая собой совокупность юридических норм, которыми
финансовая деятельность государства регламентировалась.
Будучи составной частью финансовой системы, финансовые рынки определяют характер финансового развития корпораций, специфику
финансовой деятельности государства и другие финансовые аспекты экономической деятельности общества.
Корректировка направлений
финансовой деятельности государства повлекла за собой вывод за границы финансовых целого ряда правоотношений.
Характеризуя
финансовую деятельность государства, необходимо подчеркнуть, что это особый вид государственной деятельности, поскольку ею занимаются органы государства всех трёх ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции.
Главная особенность общественных отношений, являющихся предметом финансового права, состоит в том, что они возникают в процессе
финансовой деятельности государства.
Финансовый контроль охватывает своим воздействием общественные отношения, возникающие в сфере
финансовой деятельности государства, т. е. в процессе создания, распределения и использования определённых фондов денежных средств.
Одновременно определено, что данные составляющие являются организационно-правовой основой
финансовой деятельности государства; методом стимулирования отдельных направлений социально-экономического развития общества; гарантией надлежащего использования государственных средств, мобилизация которых имеет целевой характер.
В качестве источника финансового права предлагается рассматривать правовые акты органов государственной власти и муниципальных образований, содержащие правовые нормы, регламентирующие основания и порядок осуществления
финансовой деятельности государства (муниципальных образований).
Правовая форма
финансовой деятельности государства, выражается в принятии различных нормативных правовых актов, имеющих свои особенности.
Под публичным договором в финансовом праве следует понимать заключённое в установленной форме в публичных целях соглашение двух или более субъектов, один из которых является органом публичной власти, направленное на реализацию публичного интереса и регулирующее
финансовую деятельность государства и органов местного самоуправления.
Наряду с теоретическими вопросами раскрыто такое практическое направление, как классификация финансовых правонарушений, определены основания для осуществления такой классификации, в частности, по подвидам финансово-правовой ответственности и методам
финансовой деятельности государства.