В силу того что настоящая статья посвящена сопоставлению психоанализа и дзен-буддизма, мне представляется необходимым рассмотреть
эволюцию религии хотя бы в некоторых психологических аспектах.
При этом под прогрессом понималась возможность духовного совершенствования,
эволюция религий, сближающих и интегрирующих народы.
Следующей стадией
эволюции религии является канонизация, то есть обновлённый процесс формирования устоев и догм, однако он уже отчасти учитывает особенности предшествующей эволюции и старается сгладить многие проблемы.
Выясняется, таким образом, ещё и следующее: решительная необходимость учесть то, что не было учтено в эпоху формирования старинных, так сказать, классических конфессий: опыт первобытного духопознания, а так же то, что не могло быть учтено тогда по самому ходу вещей: опыт многовековой
эволюции религий на всех континентах, опыт мировой истории и опыт науки.
Более поздние стадии
эволюции религии свидетельствуют не только о растущей индивидуализации веры, но и о возрастающей автономии религии по отношению к социальной среде и её увеличивающемся влиянии на социальное развитие.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: уитлендер — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Следовательно, во всяком сколько-нибудь ясном изложении
эволюции религий и наук нельзя обойтись без обсуждения суеверий различных времён, так как суеверия – это те ошибочные пути, на которые человеческая мысль невольно попадает и через которые пробирается, добиваясь ясного и глубокого понимания.
Для традиционных конфессий (православия и католичества) подход, связанный с внутренней
эволюцией религии выразился в возникновении теорий догматического развития, возникших позже первых протестантских и в противовес им.
В период ранней
эволюции религия творила своих собственных богов.
Ключевые слова: христианский модернизм, христианская традиция, откровение,
эволюция религии, догматика, догматическое развитие, секулярность, религиозный плюрализм.
В
эволюции религии можно указать много подобных явлений; из них мы впоследствии приведём несколько примеров, а пока ограничимся одним.
Наличие подобных подходов у протестантских авторов объясняется тем, что протестантизм не сохранил в неизменности внутреннее содержание христианства, и внутренняя
эволюция религии протестантским авторам может быть вообще непонятна.
Эволюция религий хорошо известна из истории: старая религия устанавливается, приходит в застой, и, затем, становиться сектой.
У протестантских авторов встречаются подходы к модернизации религии социологический и связанный с внешней
эволюцией религии.
Представление о богах возникает в процессе
эволюции религии и связано с переходом от её первобытных форм (фетишизм, тотемизм, анимизм, магия) к олицетворению сил природы.
Но о потенциальных возможностях религии как таковой, а не отдельных форм её судить следует не по тому, как давно возникли последние крупные её формы, а по тому, зашла ли
эволюция религии в тупик, имеется ли возможность сочетать религиозную творческую мысль с бесспорными тезисами науки, а также ещё и по тому, брезжут ли перед таким мировоззрением перспективы осмысления жизненного материала новых эпох и возможно ли действенное и прогрессивное влияние религии на этот материал.
Он учитывает, что внутри религии может быть иное понимание модернизма, чем вне её, различая православный, католический и протестантский модернизм (но не делает сравнений), поэтому выделяет два основных подхода к пониманию модернизации религии: религиоведческий, который исследует внутреннюю
эволюцию религии (изменения догматики, ритуалов, организационной и иерархической структуры и т.д.) и социологический, который исследует внешние проявления религии и отношение её к модернизации общества.
На сегодняшний день идея
эволюции религии в различных вариантах стала важнейшей и неотъемлемой чертой научного религиоведения.