Дифференциальная психофизиология и её «смежные» отрасли – дифференциальная психология, генетическая психофизиология, психогенетика, психология целостной индивидуальности,
экологическая психология индивидуальности, дифференциальная акмеология – до сих пор идеологизированными специалистами ошибочно воспринимается как физиология, не имеющая отношения к открытию фундаментальных законов психики.
Наконец, благодаря успехам
экологической психологии, из тени выводится объект жизнедеятельности, т. е. совокупность реальных обстоятельств жизни человека, полагающая наряду с элементами и отношениями среды самого индивида.
По аналогии с рассмотрением соотношения между индивидом и средой в
экологической психологии можно представить культуру как среду, включающую набор аффордансов (affordance) (Александров, 2008; Александров, Александрова, 2009; Ingold, 2000; Kitayama, 2002; Nisbett, Miymoto, 2005).
Например, относительно недавно возникла
экологическая психология.
Также сложность определения
экологической психологии обусловлена тем, что её проблемами занимаются специалисты из разных областей психологии, педагогики, экологии и социологии и при определении данной отрасли они используют свой понятийный аппарат.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: отросточек — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Как следует из этого определения, область
экологической психологии – это не просто отражение среды органами чувств и не просто отношение к окружению, а влияние среды, влекущее за собой изменения комплексного характера – от эмоций и настроений до мотивов деятельности, устремлений, ценностных ориентации, поступков, предпочтений, волеизъявлений.
Такое понимание
экологической психологии сегодня представляется чрезмерно узким.
Изучает такие явления
экологическая психология.
Экологическая психология формируется и развивается на стыке экологии, экологии человека, разных направлений психологии, психотерапии, педагогики, философии и других научных дисциплин.
Ключевой проблемой
экологической психологии они считают исследование индивидуального и группового экологического сознания как совокупности экологических представлений, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней.
Также было отмечено, что в сознании российских психологов уже формируется общее понимание области исследований и практики
экологической психологии.
Общим для приведённых определений
экологической психологии является то, что в качестве исходного основания выступает отношение «человек – окружающая среда».
Поскольку
экологическая психология находится в фазе становления, то вполне естественным можно признать существование множество разночтений в трактовке данного понятия.
Разброс представлений и подходов к
экологической психологии таков, что говорить о возникновении нового научного направления и, соответственно, сообщества специалистов пока рано.
Наличие этих двух полюсов как нельзя лучше вскрывает противоречия при становлении этой области знания и является своего рода оправданием высоких претензий
экологической психологии.
Так возникла необходимость анализа и обобщения данных по психологии экологического сознания как одного из направлений
экологической психологии и, в итоге, анализа других основных направлений эколого-психологических исследований, изучающих развитие психики и сознания человека в системе «человек – окружающая (социальная и природная) среда».
Базируясь на принципах
экологической психологии, сканирование горизонтов может искать новые формы возможностей (affordances), принципиально меняющих формы развития гражданского общества.