Часто встречается скрытое
эмоциональное отвержение – родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребёнку повышенной заботой и вниманием к нему.
Одним из самых негативных факторов в стиле воспитания является
эмоциональное отвержение.
В основе
эмоционального отвержения ребёнка может лежать осознаваемое, а чаще всего неосознаваемое отождествление ребёнка с какими-то отрицательными моментами в собственной жизни родителей.
В данном случае после рождения может наблюдаться
эмоциональное отвержение ребёнка, либо, что ещё хуже, жестокое обращение с ребёнком, часто сопровождающееся чувством вины матери.
Иногда
эмоциональное отвержение маскируется преувеличенным вниманием и заботой, но его выдаёт недостаток любви и внимания, стремление избегать тесных (телесных) контактов (Столин, Соколова, Варга, 1989).
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: поленика — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
В. Е. Каган (Каган,1992) указывает, что
эмоциональное отвержение часто является следствием тоталитарного сознания родителей.
Он чувствует
эмоциональное отвержение и не понимает его причин – а в результате мир воспринимается как страшный и непредсказуемый, мама тоже оказывается непредсказуемой, и эмоциональная почва уходит из-под ног.
Эмоциональное представление возможных негативных последствий является намного более эффективным способом запечатлеть в сознании ребёнка, что «так поступать нельзя», чем страх
эмоционального отвержения, порождаемый условным принятием и традиционным воспитанием.
Таким образом, в целом, мы можем констатировать, что детско-родительские отношения характеризуются большей выраженностью
эмоционального отвержения и инфантилизации, по сравнению с семьями, воспитывающими условно здоровых детей.
Кроме того, авторами установлено более выраженное
эмоциональное отвержение ребёнка, находящееся в прямой корреляционной зависимости с его инфантилизацией.
Эмоциональное отвержение формирует и усиливает черты импульсивной (эпилептоидной) акцентуации личности, ведёт к формированию невротических расстройств у подростков с лабильной и астенической акцентуациями.
Схожие последствия имеет и «жестокое обращение» родителя с детьми, но при таком стиле воспитания на первый план выходит
эмоциональное отвержение, проявляющееся наказаниями в форме избиений и истязаний, угрозами неудовлетворения потребностей, лишением удовольствий.
Скрываемое
эмоциональное отвержение проявляется в глобальном недовольстве ребёнком, постоянном ощущении родителей, что он не «тот», не «такой», например, «недостаточно мужественный для своего возраста, всё и всем прощает, по нему ходить можно».
Эмоциональное отвержение одинаково пагубно для всех детей, однако оно по-разному сказывается на их развитии: так, при гипертимной и эпилептоидной акцентуациях ярче выступают реакции протеста и эмансипации; истероиды утрируют детские реакции оппозиции, шизоиды замыкаются в себе, уходят в мир аутичных грёз, неустойчивые находят отдушину в подростковых компаниях.
Например, возможно
эмоциональное отвержение со стороны родителей и потворствующая гиперпротекция со стороны бабушки.
Эмоциональная депривация в семье, как следствие
эмоционального отвержения ребёнка, а также другие типы депривации, переживаемые детьми в детском доме, приводят к неудовлетворённости потребности детей во внимании и доброжелательности взрослого.
Проекция на подростка собственных нежелательных качеств обусловливает
эмоциональное отвержение, жестокое обращение.
Выделено два типа семей: семьи с типом воспитания – доминирующая, или потворствующая, гиперпротекция и семьи с воспитанием либо по типу гипопротекции, либо по типу
эмоционального отвержения.
Эмоциональное отвержение ребёнка нередко сопровождается частыми наказаниями, в том числе и физическими.
Такое скрытое
эмоциональное отвержение может внешне проявляться гиперрегламентацией поведения, наказаниями, внешне демонстрируемыми как забота о будущем, а на самом деле представляющими из себя способ отомстить ребёнку за свою собственную несостоятельность.
Эмоциональное отвержение ребёнка реже бывает явным, что может проявиться жестоким обращением с ребёнком; чаще же такое отвержение, идущее вразрез с общепринятыми нормами, бывает скрытым, то есть тщательно закамуфлированным подчёркнутыми заботой и вниманием.
После родов может наблюдаться
эмоциональное отвержение ребёнка и жестокое обращение с ним, перемежающееся с муками вины.
Гипотеза исследования: с усугублением ситуации семейного неблагополучия (эмоциональное принятие ребёнка,
эмоциональное отвержение ребёнка, социальное сиротство) такие компоненты познавательной активности, как вопросительно-исследовательская активность, любознательность, познавательная потребность, познавательный интерес, будут понижаться.