Это
эмпирический реализм по отношению к реальности.
Ибо поскольку он допускал, что материя и даже её внутренняя возможность рассматриваются лишь как явления, поскольку они, отделённые от нашей чувственности, являются пустым местом, материя для
эмпирического реализма была лишь своего рода понятием (представлением), которое называлось внешним не потому, что оно относилось к объектам, внешним самим по себе, а потому, что оно относило представления к пространству.
Таким образом, трансцендентальный идеализм сам является
эмпирическим реализмом.
То, что
эмпирический реализм называет объективной действительностью, обращается с точки зрения теории познания в задачупознания.
Между теоретико-познавательным идеализмом и
эмпирическим реализмом возможна полная гармония, пока последний не гипостазирует понятий – хотя бы и необходимых для специальных наук – в абсолютной реальности, т. е. пока эмпирический реализм не пытается сделать из теории эмпирических наук теории познания или метафизику.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: бэтээр — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Только таким образом трансцендентальный идеализм мог быть принят наряду с
эмпирическим реализмом, и для последнего его критицизм был действительно правильным по отношению к миру чувств.
Теперь мы непосредственно встречаемся с вопросом о том, можно ли согласить полученное нами понятие познания со всеми предпосылками, которые являются безусловно необходимыми с точки зрения
эмпирического реализма специальных наук.
Из них
эмпирический реализм заинтересован в двух последних; при этом он берёт их в обратном порядке: в форме готового суждения он видит воспроизведение формы действительности.
Эмпирический реализм видит только первую из этих сторон, различаемых теоретико-познавательным идеализмом.
Таким образом между теоретико-познавательным идеализмом и
эмпирическим реализмом специальных наук вполне возможна полная гармония.
Но категорию данности ни в каком случае нельзя рассматривать как принцип, который мы можем использовать при изучении действительности в том случае, если опыт оказывается бессильным: вопрос о сенсуализме или рационализме в области специальных наук теоретико-познавательный идеализм оставляет вне своей компетенции, а поскольку
эмпирический реализм ограничивается эмпирическими науками, у него есть полное основание принимать точку зрения эмпирического реализма.
Лишь в совершенно условном смысле логический реализм, утверждающий «царство идей» сущим в себе, более прав, чем
эмпирический реализм, который не хочет знать никакой иной реальности, кроме реальности конкретного, т. е. единичных вещей, подчинённых пространству и времени.
Так, например, в «Критике разума»
эмпирический реализм обосновывается против эмпирического идеализма.
Эти враги, с одной стороны, те же, что и в политической и религиозной сфере; с другой стороны, к ним в качестве желанной помощи присоединяется бездумное удобство поверхностного
эмпирического реализма, который новая наука приняла во внимание в той же мере, в какой она всегда считала своим долгом устанавливать подобные разногласия с правящими силами в государстве и церкви.
Эмпирический реализм лишился бы таким образом существенного элемента в своих предпосылках, ибо, помимо самых фактов, он делает много других предположений относительно их связи, взаимоотношения, их целого; иначе говоря, он предполагает то, что принято называть объективной действительностью.
Эмпирический реализм предполагает непосредственно данную действительность и делает её исходным пунктом всех своих исследований, признавая таким образом её первичность.
При рассмотрении методологических форм мы становимся в учении о методах на точку зрения
эмпирического реализма и вместе с ним смотрим на материал научной обработки как на существующий сам по себе объективный мир.
Понятие же категории даёт нам ответ на наш вопрос: если признанное в суждении долженствование обладает абсолютной значимостью (Geltung), если норма трансцендентна, то благодаря этой категории суждение вместе с формой получает характер объективности, а
эмпирический реализм видит в нём воспроизведение действительности.
К этому вопросу мы вернёмся ещё в нашем указании, что между теоретико-познавательным идеализмом и
эмпирическим реализмом, пока он держится в области специальных наук и не претендует на роль цельного философского мировоззрения, возможна полная гармония.