На посту ректора он читал курсы, которые впоследствии составили содержание двух других его знаменитых книг: «Науки логики» и «
Энциклопедии философских наук».
Главные труды: «Феноменология духа», «Наука логики», «
Энциклопедия философских наук», «Лекции по философии религии», «Философия права» и др.
Интересующая нас предметность рассматривается в третьей части «
Энциклопедии философских наук» – «Философии духа».
Второе и третье издания «
Энциклопедии философских наук» вышли в 1827 и 1830 годах соответственно.
Если психология будет когда-нибудь рассмотрена мною в
энциклопедии философских наук, как я надеялся в прошлом, то вполне возможно, что то, что сейчас составляет первый и второй разделы антропологии в настоящем наброске, будет включено в заключение натурфилософии и отнесено к физиологии или медицинской антропологии.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: вструхнуть — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Но – не сводящий все к неким исходным понятиям (как в гегелевской «
Энциклопедии философских наук»), а порождающий возможности новых смыслообразований.
Показательно, что с этих положений начинается раздел «Государство» и в «Философии права», и в «
Энциклопедии философских наук».
К этому периоду относятся многие из его посмертно опубликованных лекций, а также его оригинальные работы: «Философия права» (1821), второе и третье издания «
Энциклопедии философских наук» (1827, 1830) и несколько заметных материалов для журналов.
Из него затем выросли «Наука логики» (в 3-х томах) и трёхтомная «
Энциклопедия философских наук», где логика занимает лишь один том.
Открывая «Философию духа», третью часть гегелевской «
Энциклопедии философских наук», и будучи расположенной на границе философии природы и философии духа, антропология – учение об индивидуальной человеческой душе – всегда смущала исследователей именно своим вниманием к индивидуальности, индивидуально-реальному, теме, традиционно считающейся характерным образом не-гегелевской.
– Это единство есть единичность, но не единичность в своей непосредственности как единица, какова единичность в представлении, а единичность по своему понятию («
Энциклопедия философских наук», § 163–165) или, другими словами, эта единичность есть, собственно говоря, не что иное, как само понятие.
Это «Введение в историю философии», «Лекции по эстетике», а также входившие в «
Энциклопедию философских наук» работы «Наука логики» и «Философия природы» (последняя представлена разделом «Механика»).
Поскольку его можно рассматривать предварительно, мы это сделали в другом месте (в моей «
Энциклопедии философских наук», изд. 3-е, «Предварительное понятие», § 61 и сл.).
Этот учебник представляет собою более пространное и, в особенности, более систематическое развитие тех же самых основных понятий, которые уже содержатся в «
Энциклопедии философских наук», изданной мною (Гейдельберг, 1817) в качестве пособия ко всем вообще моим лекциям.
Об обобщении опыта нет отдельной книги, но в "Науке логики из "
Энциклопедии философских наук" есть довольно большой раздел (64 параграфа) «Предварительные понятия», в которых он рассматривает отношение мысли к объективности.
Если мы обратимся к тому разделу «
Энциклопедии философских наук», который назван «Антропология», то увидим, что он начинается с определения сущности и значения духа.
Основные черты этой предпосылки, заключающиеся в том, что дух есть ближайшим образом интеллект, и что определения, через которые он в своём развитии движется вперёд – от чувства через представление к мышлению, – суть путь порождения им себя как воли, которая в качестве вообще практического духа есть ближайшая истина интеллекта, – эти основные черты я изложил в моей «
Энциклопедии философских наук» (Гейдельберг, 1817) и надеюсь, что мне удастся когда-нибудь дать более подробнее их изложение.
Основные работы: «Феноменология духа», «Наука логики», «
Энциклопедия философских наук».
Поскольку можно давать обсуждение этого вопроса предварительно, мы это сделали в другом месте (в моей «
Энциклопедии философских наук», изд. 3-е «Предварительное понятие», параграф 61 и сл.).