Связанные понятия
«Абдулла-наме » — историческое сочинение Хафиза Таныша ал-Бухари (кон. XVI века — начало XVII века). Книга также называется «Шараф наме-ий шахи» (рус. «Книга восхваления шахов») и «Зафар-наме» (рус. «Книга побед»).
Нишапурское ханство — феодальное государство, существовавшее на Иране с 1747 по 1798 год. Столица — г. Нишапур.
Хивинская переводческая школа (узб. Xiva tarjima maktabi) – школа переводов, возникшая в Хивинском ханстве и существовавшая с начала XVI века до начала XX века. За этот период множество знаменитых книг персидской и арабской художественной и исторической литературы было переведено на узбекский язык.
Садры — садр (Садр-и-джахан — столп мира) — титул феодальных правителей Бухары 12 — нач. 13 вв. рода Бурхан, соединявших в своих руках духовную и светскую власть. Первым, имевшим этот титул, был законовед исламского тариката ханифитский Абдалазиз ибн Омар, который был раисом (правителем) Бухары по назначению сельджукского султана Санджара. Позднее Садры попали в зависимость от Караханидов, но, опираясь на поддержку богатых горожан, они постепенно освобождались от неё. Бухарские Садры стали наследств...
Инал (їnal/inäl) — древнетюркский титул с двумя основными толкованиями термина...
Упоминания в литературе
Середина Х в. явилась для лезгинских районов временем, когда началось усиление темпов проникновения ислама. Один из списков «Истории Абу Муслима» датирует принятие ислама лезгинами временем «после 300 года хиджры», т. е. после 913 года. В хронике говорится об Абу Муслиме, прибывшем из Дамаска в Дагестан и построившем мечети в селениях Ахты, Рича и Мака: «…И сражался Абу Муслим летом с областью Баб ал-Кист, называемой Рича, а с наступлением зимы – с кяфирами Баб ал-абваб Дербента. И построил он мечеть в Каракюре, посадил туда своего сына Махтар Санджаба.
Затем построил Абу Муслим мечеть (в) Ахты, назначил (там) свою сестру, которую выдал замуж за Исхака Кондушкана…И построил Абу Муслим мечети в Рича и Мака…Затем он вернулся в Ширван».
Автор «Словаря древнеукраинской мифологии» С. Плачинда относит «протоукраинцев» еще дальше
в глубь веков, например: «БАБА – одне з найстародавніших і найбільших божеств у прото-українців (кам'яний вік) та давніх українців (палеоліт, неоліт, енеоліт, бронзовий вік)».
Так характеризовали казачек составители Казачьей энциклопедии, но точно так описывают женщин чуть не всех кочевых народов Великой степи, начиная от легендарных амазонок. Образ гребенской казачки девятнадцатого столетия как никто лучше в 1852 году написал Лев Николаевич Толстой: «…Казак, который при посторонних считает неприличным ласково или праздно говорить со своею бабой, невольно чувствует её превосходство, оставаясь с глазу на глаз. Весь дом, всё имущество, всё хозяйство приобретено ею и держится только её трудами и заботами. Хотя он и твёрдо убеждён, что труд постыден для казака и приличен только работнику-ногайцу и женщине, он смутно чувствует, что всё, чем он
пользуется и называет своим, есть произведение этого труда и что во власти женщины, матери или жены, которую он считает своею холопкой, лишить его всего, чем он пользуется. Кроме того, постоянный мужской, тяжёлый труд и заботы, переданные ей на руки, дали особенно самостоятельный, мужественный характер гребенской женщине и поразительно развили в ней физическую силу, здравый смысл, решительность и стойкость характера. Женщины большею частию и сильнее, и умнее, и развитее, и красивее казаков. Красота гребенской казачки особенно поражает соединением черкесского лица с широким сложением северной женщины. Казачки носят одежду черкесскую: татарскую рубаху, бешмет и чувяки; но платки завязывают по-русски. Щегольство и изящество в одежде и особенно убранство хат составляют привычку и необходимость их жизни»{119}.
Автор далек от того, чтобы бросать камни в людей, по тем или иным причинам меняющим
религию или фамилию. В первом случае – это дело личное, интимное и глубоко внутреннее. Поверил человек в Христа. Или в Магомета. В Будду. Заратустру. Ганешу. Вишну, Раму и Кришну – одновременно или порознь. В то, что Баба на самом деле пророк Б-жий – и стал бахаистом. Наконец, в Б-га Израиля. Масса известных и еще больше неизвестных случаев. В том числе среди людей взрослых, солидных и искренне верующих. Имеют полное право.
Особое место в верованиях кыпчакских племен занимал культ предков. Он выражался в установке каменных антропоморфных фигур (т. н. «каменных баб») вблизи погребений знатных, почитаемых мужчин и женщин (детских статуй нет). Статуи ставились на возвышенных местах лицом на восток. Статуи (X–XI вв.) были изготовлены примитивно, изображение (прорисовка) лица– схематично, более поздние стали выполняться художественнее и реалистичнее. В Дешт-и Кипчаке известны только ранние изваяния, в том числе 115 древнетюркского происхождения и 108 – кыпчакского. Кстати,
сиры, предки кыпчаков, не ставили каменные изваяния, этот обычай очевидно появился позже.
А вот,
что пишет Батый верховному хану Угедею по поводу ссоры чингизидов по окончании похода на Северо-восточную Русь: «Силою Вечного Неба и величием государя и дяди мы разрушили город Мегет и подчинили твоей праведной власти одиннадцать стран и народов и, собираясь повернуть к дому золотые поводья, порешили устроить прощальный пир. Воздвигнув большой шатер, мы собрались пировать, и я, как старший среди находившихся здесь царевичей, первый поднял и выпил провозглашенную чару. За это на меня прогневались Бури с Гуюком и, не желая больше оставаться на пиршестве, стали собираться уезжать, причем Бури выразился так: «Как смеет пить чару раньше всех Бату, который лезет равняться с нами? Следовало бы протурить пяткой да притоптать ступнею этих бородатых баб (выделено мной. – Г.К.), которые лезут равняться!»[45].
Памятниками искусства предскифской поры были каменные стелы, известные в том числе и к востоку от Дона – на Северном Кавказе и в Приуралье. Им ещё далеко по художественной выразительности до «каменных баб» скифской эпохи. Это либо простые столбики с заменяющим «лицо» геометрическим орнаментом, либо более детальные изваяния, тоже без лиц, но с чётким изображением пояса, за который заткнуто оружие. Назначение «баб» в эту эпоху не совсем ясно. Они напоминают т. н.
«оленные камни» более восточных народов. И те и другие возводились, как обычно полагают, в память об умерших воинах – точнее, вместо ушедших, на замену им. При этом воин, покинувший мир людей, сознательно изображался без личных черт – но с экипировкой, подчёркивающей происхождение и назначение. В орнаменте – ожерельях, кругах, клиньях, заменяющих лицо, – видят отражение реальных татуировок, покрывавших лицо членов воинской касты.
Наконец, пришли тайные агенты из Казани. Выяснилось, что царь Шах-Али крайне непопулярен. Часть казанской элиты была недовольна его прорусской политикой, его нерешительностью и даже его внешностью: Шах-Али был склонен к полноте, безбород, имел плоское лицо и, как говорили, напоминал толстую
бабу. Возможно, это был ярко выраженный монголоид, и европеоидные казанцы его невзлюбили.
Связанные понятия (продолжение)
Гопуз (азерб. qopuz) — тюркский народный струнный музыкальный инструмент, распространённыей в Азербайджане, Турции и у народов Средней Азии.
Ыр , Жыр (йыр, жир) (тат. җыр, каз. жыр, кирг. ыр, монг. ыр — песня) — общее наименование мужских песен декламационного склада у ряда тюркских народов.
Торе (каз. Төре) — представители рода Чингисхана, которые правили в Казахском ханстве, их также называют «Сұлтандар». Только они имели право восходить на должность хана. Убивший чингизида получал смертную казнь, а за убийство простолюдина или крестьянина можно было уйти от наказания, заплатив 2000-3000 овец. Такой титул они носили только до конца XIX века, пока не было уничтожено ханское правление. Род передается как по отцовской линии так и по материнской.
Мир (перс. مير) — титул, распространённый в исламских странах, обычно обозначающий главу племени. Происходит от арабского слова «эмир» (араб. أمير).
Джангевар — (азерб. Cəngavər) в средневековом Азербайджане и Ширване термин, которым обозначали тяжёлую кавалерию в государстве Ак-Коюнлу и Сефевидской державе. Термин Джангевар образуется от двух корней, заимствованных из пехлеви, Джанге (Chəngi — война) и Вар’е (Vər — идущий/несущий, букв. идущий на войну).
День персидской литературы и поэзии (перс. روز شعر و ادب فارسی - Руз-э шэр-о адаб-э фарси) — иранский праздник, отмечающийся 18 сентября (27 шахривара по иранскому календарю).
Ама́нат (араб. امانت) — люди верности или люди чести, в общем смысле: вверенное на хранение, надёжность. То, что Аллах вверил, поручил людям. Понимается как отданное на ответственное хранение, как нематериальных ценностей (язык, культура, национальность), так и материальных (вещи, недвижимость).
Бахши ́ (туркм. bagşy; узб. baxshi; каракалп. baxsı; каз. баксы; кирг. бакчы) — народный певец, исполнитель фольклора у тюркских народов Средней Азии, обычно выступает на праздниках. Неотъемлемая часть бахши — дутар, струнный щипковый музыкальный инструмент с длинным грифом, двумя жильными или нейлоновыми струнами и грушевидным резонатором.
Кахтани́ты (араб. قحطانيون) — «южные арабы», потомки Кахтана. Согласно арабской традиции, Кахтан и его 24 сына являются прародителями южных жителей Аравийского полуострова, известных как кахтаниты. Происходят из южной части Аравийского полуострова, главным образом из Йемена.
Азапы , азебы (осман. عزب:азеб — «холостяк») — род лёгкой пехоты в османской армии, иррегулярные вспомогательные войска авангарда. Лучники-азапы должны были сдерживать противника, пока основные силы османов не построятся в боевой порядок. Появились ещё до организации корпуса янычар; набирались, в основном, из анатолийских турок.
Запре́тные ме́сяцы (араб. الأشهر الحرم — аль-ашхур аль-хурум) — месяцы исламского календаря, в которые в доисламские времена нельзя было убивать, вести войны и охотиться вокруг Каабы. Таких месяцев четыре: зуль-када, зуль-хиджа, мухаррам и раджаб. Запретные месяцы в исламе считаются священными.
Ганза́к (с перс. — «Ганжа»; греч. Газака; лат. Газа, Ганзака; араб. Джанза, Джазнак, Гандзак, Гандзак-шахастан) — древний город на северо-западе Ирана, к юго-востоку от оз. Урмия (современный северо-запад Ирана). Возник в I тыс. до н. э.
«Лагерь полумесяца » (нем. Halbmondlager) — лагерь для размещения мусульманских военнопленных из колониальных войск британской и французской армий, созданный в начале Первой мировой войны в Вюнсдорфе под Берлином. В нём содержалось до 30 тысяч военнопленных.
Худжат аль-ислам (араб. حجة الإسلام — доказательство ислама) — один из высших шиитских религиозных титулов, наряду с аятоллой и великим аятоллой, рангом ниже аятоллы, примерно соответствует епископу в христианстве.
Умм аль-валад (араб. أم الولد — мать ребёнка) — в исламском праве — невольница, которая родила сына от своего господина. Свободную женщину называют умм аль-ибн («мать сына»).
Хамзанаме (перс. حمزه نامه, эпос Хамзы) или Дастан-e-Амир Хамза (перс. داستان امیر حمزه, Приключения амира Хамзы) — эпическое сочинение о подвигах и приключениях дяди пророка Мухаммеда, Хамзы ибн Абд аль-Мутталиба. Это произведение средневековой исламской литературы было создано в виде иллюстрированной рукописи при дворе правителя империи Великих Моголов, Акбаре I, в 1558—1573 годах, на персидском языке.
Арранская архитектурная школа (азерб. Arran memarlıq məktəbi) — одна из архитектурных школ, развитых на территории современного Азербайджана в средние века.
Полное
имя человека в Турции состоит из имени и фамилии. Фамилии начали использовать только с начала XX века после принятия «Закона о фамилиях» 21 июня 1934 года. До этого была распространена арабская именная формула.
Термин ира́нцы (ед. число ира́нец или ира́нка; на персидском языке звучит как и́рони), может означать следующее...
Подробнее: Иранцы
Зов (ср.-перс. Узав, также Uzob, Auzobo, фарси Зов или Зав, также Зутахмасп-Зав) — герой иранской мифологии и эпоса, мифический царь Ирана, последний из династии Пишдадидов.
Сай (араб. سعى ) — бег между холмами Сафа и Марва, один из элементов хаджа и умры. Сай выполняется после обхода Каабы (тавафа).
Арабизмы в казахском языке — слова, вошедшие в казахский язык напрямую из арабского языка или посредством влияния персидского, турецкого и др. языков, и ставшие частью казахского лексикона. На сегодняшний день в казахском языке широко употребляется около 3000 арабизмов.
Ниже приведён
список сборников хадисов , которые являются источниками сообщений о высказываниях, действиях и невысказанных одобрениях исламского пророка Мухаммеда.
«Рустам и Зохраб » (азерб. Rüstəm və Zöhrab, رستم و هراب) — третья мугамная опера Узеира Гаджибекова. Написана по мотивам поэмы «Шахнаме» Фирдоуси в 1910 году. В поэтическом тексте 4-актной оперы большое место занимают стихи, написанные в арузе.
Боснийские имена — традиционные имена, распространённые в современной Боснии. Самым популярным среди мужских имен в стране остается Ахмед, а среди женских — Амина.
Подробнее: Боснийское имя
Музыка Афганистана — народные и популярные музыкальные произведения. Для Афганистана характерно сложное переплетение музыкальных культур различных народов, издавна населявших страну: пуштунов, таджиков, узбеков, туркмен, белуджей, памирцев и других.
Вирд (араб. ورد; мн.ч. «аврад») — чтение в определённое время аятов Корана и молитв (ду‘а), а также регулярное поминание Прекрасных имён Аллаха. Вирдом называются также задания в виде молитв, которые суфийский шейх даёт своим мюридам.
День семьи и пенсионеров (перс. روز خانواده و تکریم بازنشستگان Руз-э Ханэвадэ-во такрим-э базнэщастэган) — иранский праздник, отмечающийся 25 зуль-хиджры по календарю лунной хиджры. В связи с особенностями лунной хиджры данную дату невозможно перевести в григорианский календарь. В 2016 году День семьи и пенсионеров прошел 27 сентября, в 2017 году пройдет 16 сентября.
Тюменское ханство (до 1428 г. — Тюменский улус, Тюменский вилайет) — тюркское государство в Сибири. В 1563 году вошло в состав Сибирского ханства.
Ишан (перс. ایشان , чагат. — išаn) — титул или прозвище, которым называют руководителей суфийских тарикатов (братств) и глав общин исмаилитов. Кроме того, в Средней Азии ишанами также называют представителей рода, ведущего своё происхождение от пророка Мухаммеда.
«Зийа ал-кулуб » (перс. ظیا ال قلب «Сияние сердец») — сочинение среднеазиатского ученого Мухаммад Аваз Самарканди Написано в 17 в. на персидском языке. Содержит описание жизнедеятельности известного мусульманского проповедника, суфия из ордена накшбан-дийа, шейха Ходжа Исхака — основателя черногорской группы восточно-туркестанских ходжей. Написана как на основе личных наблюдений, так и воспоминаний ближайших друзей и последователей Ходжа Исхака. Сочинение представляет интерес с точки зрения изучения...
Мангыты (узбеки) - тюрко-монгольское племя, упоминаемое как узбекское начиная с XV века. В 1756-1920 годы узбекская династия мангытов правила в Бухарском эмирате.
Мюридизм («послушничество»; от араб. مريد, мюрид — последователь) — одно из направлений в суфизме. В российской исторической литературе термин традиционно ассоциируется с мюридским движением, которое в 20—50-х годах XIX века охватило значительную часть Кавказа и обострило Русско-Кавказскую войну. Мюридизм существует до настоящего времени во многих странах.
Шии́ты (араб. شيعة; — приверженцы, последователи) — направление ислама, объединяющее различные общины, признавшие Али ибн Абу Талиба и его потомков единственно законными наследниками и духовными преемниками пророка Мухаммеда. В узком смысле понятие, как правило, означает шиитов-двунадесятников, преобладающее направление в шиизме, которое преимущественно распространено в Иране, Азербайджане, Бахрейне, Ираке и Ливане, а также в Йемене, Афганистане, Турции, Сирии, Пакистане, ОАЭ и Кувейте.
Ахун д (азерб. Axund; перс. آخوند), ахун — в Азербайджане, Иране и Российской империи звание мусульманского учёного высшего разряда, аналог арабского кади. До 1788 года ахунды являлись главами духовенства даруг (областей) и городских общин и именно через них царские власти взаимодействовали с имамами. Три первых муфтия ОМДС также ранее были ахундами. Должность ахундов зачастую была связана с конкретным родом и (или) регионом. Так, первый приход Уфы и должность ахунда города были традиционно связаны...
Ваххаби́зм (от араб. الوهابية — аль-ваххабийя) — религиозно-политическое движение в исламе, сформировавшееся в XVIII веке. Движение названо по имени Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба ат-Тамими (1703—1792), являющегося последователем Ибн Таймии (1263—1328).
Ара́бский халифа́т (араб. خلافة إسلامية — Исламский халифат) — теократическое исламское государство, возникшее в результате мусульманских завоеваний в VII—IX вв. и возглавлявшееся халифами. В старорусских источниках известно также под именами царство Агарянское и царство Измаильтянское, что таким образом включало его в общий список царств (империй) мира, известных книжным людям на Руси того времени.
Шамха́л , Шаухал — титул кумыкских правителей Дагестана и части Северо-Восточного Кавказа (Шамхальство с VIII века по 1867 год). В исторической литературе титул встречается в разных формах как: шаухал, шаукал, шахбал, шамхал (XIII в.) и шевкал.
Алави́ты (алауи́ты, араб. العلويون — al-'Alawiyūn), также известны как нусайри́ты (по имени основателя; араб. نصيريون — Nuṣayriyūn, тур. Nusayriler), «кызылбаши», «Али-Алла» (обожествляющие Али) — последователи алавизма — эклектической религии, которую можно рассматривать и как эзотерическое ответвление персидского направления ислама и даже шиизма, с которым алавитов объединяет культ зятя и двоюродного брата пророка Мухаммеда Али.
Сикым (каз. Сиқым ; другие названия — Сыйкым,Сыйхым, Сихым, Сихим, Хим, Чигил)— казахский род входящий в состав Старшего жуза, один из четырёх родов племени Дулат. Основной род Сикым делится на следующие руу: Асан, Борас, Тогас, Буас, Шуылдак, Кусирак, Акылбек, Куттыбай, Ескелды, Баглан, Есбол, Каракойлы, Аккойлы, Каракок Алакүшік.
Джадиди́зм (от араб. جديد jadīd — «новый», араб. جديدية jadīdiyya — «обновленчество», тат. Җәдитчелек, башк. Йәдитселек, узб. Jadidchilik) — общественно-политическое и интеллектуальное движение среди мусульманских (преимущественно тюркских) народов в Российской империи конца XIX — начала XX века.
Бей , бий — тюркский титул и звание, военное и административное, идущее первоначально от общетюркского титула bək — вождь. В изначальном варианте имело значение вождя рода в составе племени, главой которого выступал хан. Возглавлял родовое ополчение в общеплеменном войске. В общей иерархии древнетюркских титулов шёл вторым после хана.
Начиная с VIII века начали формироваться первые школы грамматики арабского языка. Первой была басрийская школа (араб. المدرسة البصرية), основанная Абу Амром ибн аль-Ала (ум. в 771 году). Затем в городе Куфа появилась куфийская школа (араб. المدرسة الكوفية), основателем которой считается Абу Джафар ар-Руаси. Позднее, в результате синтеза двух соперничавших школ, появилась багдадская школа (араб. المدرسة البغدادية), а различия между течениями исчезли окончательно.
Подробнее: Школы грамматики арабского языка