Связанные понятия
Бусы — украшение, предмет роскоши. Нанизанные на нить камешки, жемчуг, небольшие округлые предметы — бусины. Бусы обычно надевают на шею, однако бывают бусы для рук и для ног. Также бусы иногда используют как ёлочные украшения.
Стеклярус (фр. jais de verre) — стеклянные цилиндрики удлинённой формы с продольным отверстием для нити.
Зернь — мелкие золотые, платиновые или серебряные украшения в форме шариков диаметром от 0,4 мм, которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из скани. Зернь создаёт эффектную фактуру, игру свето-тени. Эта техника стала использоваться в Древней Руси с IX—X веков, обычно вместе с эмалью. Также добавлялись драгоценные камни.
Скань (восходит к др.-русск. съкань, от глагола съкати «сучить», «свивать в одну нить несколько прядей»), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.
Брошь (от фр. broche) — ювелирное изделие, прикалываемое на одежду. Обычно изготавливается из металла, часто драгоценного — золота или серебра — и украшается драгоценными камнями или эмалевыми вставками. Как правило, брошь используется только в качестве украшения, однако она может нести и утилитарную функцию — например, застёжки.
Упоминания в литературе
Весьма популярным объектом имитации являлся гагат, вошедший в моду благодаря английской королеве Виктории (1819–1901). Овдовев в 42 года и проведя во вдовстве почти 40 лет, она в знак траура носила только черные украшения. Самым подходящим материалом для их изготовления оказался гагат – особая разновидность каменного угля. Он легко обрабатывается и хорошо полируется, приобретая красивый блеск. Мода на черные украшения быстро распространилась по всей Европе, и запасы гагата оказались недостаточными. Его имитировали посредством мореного дуба, кости, а во Франции и в Богемии было налажено массовое производство черного стекла (илл.12). Черный стеклярус, бусины разнообразнейшей формы, черный
бисер использовали для декорирования дамских туалетов. Особенно детально производство черного стекла в Габлонце (сейчас – Яблонекс, Чехия) исследовано в книгах Вальтрауд Нойвирт «Бусы из Габлонца» (Waltraud Neuwirth. Perlen aus Gablonz. Wien, 1994) и П. Нового и M. Провазниковой «Черная бижутерия» (Р. Novy, М. Provaznikovä. Cernä Bizuterie. Muzeum skia a bizuterie v Jablonci nad Nisou, 2008).
Техника составления мозаики по стеклу заключается в выборе нужных мозаичных элементов, закреплении их на подготовленном предмете при помощи связующих материалов и окончательной декоративной отделке готового изделия. Если первоначально для мозаики использовали преимущественно различные камни, в том числе и драгоценные, а также керамику и смальту, то в современном декоративно-прикладном искусстве спектр используемых материалов заметно расширился. Современные мозаики могут состоять из самых необычных на первый взгляд материалов: битого стекла, ракушек, сухоцвета, интересные композиции можно составить из
бисера и бусин, кореньев и пеньковой веревки, цветных нитей. Удачные мозаики можно составить даже из обычной яичной скорлупы, которая позволяет создать имитацию дорогостоящей змеиной кожи.
Сегодня многие женщины предпочитают носить именно бижутерию. Каждый день придумывают все новые оригинальные украшения. В настоящее время с конвейеров выпускают сотни и тысячи различных украшений. Но самыми неповторимыми являются украшения, выполненные своими руками. В этой книге описаны именно такие украшения. Их можно сделать из самых различных материалов:
бисера , бусин, старой кожи, пуговиц, полимерной глины, веточек, семян, ягод, соломки, ниток, красивых лоскутов ткани.
До конца XVII века Венеция оставалась главным производителем
бисера и стекла, пока ее не потеснили мастера Богемии (Северная Чехия). Они разработали технологию получения так называемого «лесного стекла», заменив соду древесной золой. Богемское стекло обладало великолепными оптическими свойствами, и постепенно богемский бисер занял лидирующее положение на мировом рынке.
Мужская и женская одежда Древнего Египта демонстрирует как цветовой, так и фактурный контрасты. Важную роль в египетском костюме играли ювелирные украшения и, особенно, традиционное украшение-воротник «ускх» из цветного
бисера . Орнамент ожерелья ускх зависел от статуса человека, который его носил. Так, например, слуги фараона носили ожерелье с желтыми полосами; служащие храма – с синими; военные – с красными. Цвет полос клафта соответствовал цвету полос ожерелья. Цветные пасты, которыми покрывался бисер, были изобретены в эпоху Древнего царства. Первые фаянсовые бусы, найденные в Египте датируются додинастическим периодом, а производство стеклянных бус отмечается, начиная с V династии.
Связанные понятия (продолжение)
Брасле́т (от фр. bracelet — запястье) — ювелирное изделие, надеваемое на руку, со времён палеолита, распространённое у многих народов мира.
Була́вка — изделие, обычно изготавливаемое из металла, предназначенное для крепления, прикалывания, закалывания чего-либо.
Серьги , серёжки — украшение, носимое в ушах, в которых для этого необходимо проколоть отверстия.
Перламу́тр (от нем. Perlmutter — «мать жемчуга») — внутренний слой раковин пресноводных и морских моллюсков, является органико-неорганическим композитом натурального происхождения. Жемчуг и перламутр имеют почти одинаковый состав.
Кру́жево — текстильное изделие с орнаментальным оформлением (ажурным узором), образующимся за счёт переплетения; имеет декоративное значение. Кружево используется в оформлении одежды (воротники, манжеты, женское нижнее бельё); изделие может быть целиком изготовлено из кружева — платье, блуза, шаль, пелерина, шарфик, перчатки, накидка. Кружева широко применяются в оформлении интерьера: в виде декоративных панно, скатертей, занавесок (тюлей), постельного белья (подушки, покрывала), салфеток и подстаканников...
Парча ́ (от перс. پارچه parče — «ткань, материя») — тяжёлая ткань из шёлка с узором, выполненным металлическими нитями с золотом, серебром или их сплавами с другими металлами. Часто металлическая нить (или сплющенная металлическая нить — ленточка) навивается на льняной, шёлковый, хлопчатобумажный уток. Например, среди известных дизайнеров по текстилю XVIII—XIX веков, работавших с парчой, можно назвать Анну Марию Гартуэйт.
Ожерелье — украшение, носимое вокруг шеи. Ожерелья в виде бус являются одними из древнейших видов украшений, известных людям с эпохи палеолита. В настоящее время ожерелья, как и большинство украшений, носятся преимущественно женщинами, однако исторически во многих культурах шейные украшения носили и мужчины.
Вышива́ние (вы́шивка) — общеизвестное и распространенное рукодельное искусство украшать самыми различными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, например: полотно, холст, кожа, до тончайших материй — батиста, кисеи, газа, тюля и пр. Инструменты и материалы для вышивания: иглы, нитки, пяльцы, ножницы.
Чернь или ниелло (итал. niello, от лат. nigellus, уменьшит. от niger — чёрный) — смесь сульфидов серебра, свинца и меди, с помощью которой украшают изделия из металлов, главным образом из серебра.
Макраме ́ (фр. Macramé, от араб. مقرمة «тесьма, бахрома, кружево» или с тур. — «шарф или салфетка с бахромой») — техника узелкового плетения. Разновидность прикладного искусства.
Ба́рхат (вероятно от нем. Barchent; англ. Velvet, фр. Velours) — ткань с разрезанным ворсом, которую получают посредством особого переплетения нитей: четыре попарно образуют верхнюю и нижнюю основу, а пятая — ворс. Основу бархата составляют шёлковые нити. Бархат с высоким ворсом называют плюшем. Ещё существует уточный бархат, который называют полубархатом, плисом или вельветом. Расцветка бархата может быть самой разнообразной.
Плете́ние — способ изготовления более жёстких конструкций и материалов из менее прочных материалов: нитей, растительных стеблей (конопля, солома), волокон, коры (лыко), прутьев, корней и другого подобного мягкого сырья, имеющегося в распоряжении ремесленника.
Подвеска — ювелирное украшение, подвешивающееся к чему-либо, в отличие от кулона, который вешается только на шею. Подвески носили как мужчины, так и женщины.
Апплика́ция (лат. applicātiō — прикладывание, присоединение) — способ получения изображения; техника декоративно-прикладного искусства.
Бахрома (араб. «mucharramat» — кружева) — тесьма с висящими с одной стороны нитями, мягкими волокнами, шнурками или любыми другими подвесками. Используется как обшивка краев одежды, скатерти и пр. из кручёных или иной формы шёлковых, шерстяных, серебряных или золотых ниток, а также как украшение к занавесям, мебели, абажурам.
Художественная обработка кожи — 1) Вид декоративно-прикладного искусства, изготовление из кожи различных предметов как бытового, так и декоративно-художественного назначения; 2) отрасль текстильной промышленности, декорирование одежды, обуви, кож-галантерейных изделий.
Пу́говица — в широком смысле — небольшой предмет, выполненный из твердого материала, с отверстиями или ушком для крепления (преимущественно, способом пришивания) на одежде, обуви и предметах личного обихода (например, сумках). В более узком варианте — застёжка на одежде и других швейных изделиях, предназначенная для соединения её частей (пуговица на одной части одежды вдевается в петлю, находящуюся на другой части, и тем самым осуществляется застёгивание).
Бижуте́рия (от фр. bijouterie) — украшения из недорогих материалов. В производстве используются разнообразные металлы и сплавы, разные сорта прозрачного и цветного стекла, пластмассы, керамики и др. По внешнему виду бижутерия может быть очень похожа на «настоящие» ювелирные изделия, но её стоимость гораздо ниже.
Шёлк — мягкая ткань из нитей, добываемых из кокона тутового шелкопряда. Изначально шёлк происходил из Китая и был важным товаром, который доставлялся в Европу по Шёлковому пути. Толщина волокна — 20—30 микрометров. Длина шёлковой нити (шелковины) из одного кокона достигает 400—1500 м. Нить имеет треугольное сечение и, подобно призме, преломляет свет, что вызывает красивое переливание и блеск.
Страз ы (от нем. Strass, по имени изобретателя, стекловара и ювелира конца XVIII века Г. Штрасса) — имитации драгоценных камней, изготовленные из свинцового стекла с высокими показателем преломления и дисперсией.
Пайе́тка (фр. Paillette — «золотая песчинка, золотинка»), или же блёстка — мелкая плоская либо рельефная чешуйка из блестящего материала круглой или многогранной формы, имеющая отверстие для продевания нитки для крепления на ткани или другом материале. Может иметь самую различную окраску и иметь как блестящую, так и матовую поверхность.
Кожа — прочный и гибкий долговечный материал, получаемый путём выделки шкур в условиях традиционного хозяйства или промышленного предприятия. Отдельную категорию представляет меховое производство.
Гребень — индивидуальный предмет быта и одновременно аксессуар, состоящий из основы и нескольких зубчиков, используемый как в качестве расчески, так и в качестве украшения женской причёски (заколки). В таком качестве гребень выступает элементом традиционных костюмов многих народов. Однако необходимо отметить, что наличие декоративного навершия или орнамента ещё не обязательно указывает на то, что предмет использовался как украшение.
Ювели́рное изде́лие — изделие из драгоценных металлов и камней (кольцо, серьги, браслет, колье, брошь, настольные украшения и пр.). Основной характеристикой ювелирных изделий является наличие работы мастера (ювелира), который создаёт изделия.
Же́мчуг — биогенное твёрдое, округлое или неправильной формы образование, извлекаемое из раковин некоторых морских и речных моллюсков. Образование жемчуга является защитной реакцией организма моллюска на любое инородное тело, попавшее в мантию или между мантией и раковиной. Согласно современной номенклатуре минералов, утверждённой ММА, жемчуг не относится к минералам, но при этом он содержит в своём составе минерал арагонит. Ценится как драгоценный камень и используется для производства ювелирных...
Набойка (набивка) — вид декоративно-прикладного искусства; получение узора, монохромных и цветных рисунков на ткани ручным способом при помощи форм с рельефным узором, а также ткань с рисунком (набивная ткань), полученным этим способом.
Гага́т (от греч. γαγάτης, англ.: Jet (lignite), — разновидность каменного угля (из группы «бурых углей»), осадочная горная порода, легко поддающийся обработке и полировке поделочный камень. Известен также под названиями чёрный янтарь, чёрная яшма или гишер.
Инкруста́ция (позднелат. incrustatio, буквально — покрытие корой) — украшение изделий и зданий узорами и изображениями из материалов, отличающихся от основной поверхности. Для инкрустации используются мрамор, керамика, различные металлы, дерево, перламутр и поделочные и драгоценные камни. Кусочки, составляющие узор, врезаются в основу.
Фибула (лат. fibula, скоба) — металлическая застёжка для одежды, одновременно служащая украшением (брошь для украшения или булавка имеющая «замок» для острого конца для крепления одежды).
Сердоли́к , или карнео́л, — минерал, красновато-розовая, жёлто-красная или оранжево-красная разновидность халцедона.
Фарфо́р (тур. farfur, fağfur, от перс. faghfur) — вид керамики, непроницаемый для воды и газа. В тонком слое просвечивается. При лёгком ударе деревянной палочкой издаёт характерный высокий чистый звук. В зависимости от формы и толщины изделия, тон может быть разным.
Украше́ние — явление, предмет или результат действия, воспринимаемые человеком или социумом в качестве гармоничного дополнения к чему-либо или кому-либо с эстетической целью.
Нитка — общее название тонко-скрученного материала, имеющего малый диаметр. Выпускаются нитки на паковках: катушках, жёстких бумажных гильзах, в мотках, бобинах и куфтах.
Подробнее: Нитки
Шитьё — вид ручного труда. Представляет собой создание на материале (ткани, коже) стежков и швов при помощи иглы и ниток, лески и т. п. Одно из древнейших технологий производства, возникшее ещё в каменном веке. До изобретения пряжи и тканных материалов одежда шилась из меха и шкур добытых животных с помощью игл из кости или рогов и «нитей» из сухожилий, вен или кишок животных.
За́понки — застёжки, вдеваемые в петли манжет (рукавов) мужской сорочки. Многие запонки являются ювелирными изделиями.
Подробнее: Запонка
Тесьма ́ (тадж. Тасма: ремень) — узкая тканая или плетёная полоска или шнур, обычно имеющая только одну систему косо переплетёных нитей. Используется для отделки и ремонта одежды, нередко вшивается в готовые изделия для укрепления швов, кроме этого имеет самое разнообразное применение в домашнем обиходе.
Вяза́ние — процесс изготовления полотна или изделий (обычно элементов одежды или предметов интерьера) из одной или нескольких нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов,вручную (вязальные крючок, спицы, игла, вилка; или просто на пальцах) или на специальной машине (механическое вязание). Вязание, как техника, относится к видам плетения.
Сафья́н (от перс. seχt «крепкий, жёсткий») — тонкая и мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет. Сафьян шёл на производство переплётов и сапог.
Атла́с (араб., буквально — гладкий) — плотная шёлковая или полушёлковая ткань атласного переплетения с гладкой блестящей лицевой поверхностью. При атласном переплетении уто́к выходит на лицевую поверхность через пять и более нитей основы. Этим достигается особая гладкость ткани. Атласы могут быть как гладкими, так и узорчатыми.
Кера́мика (др.-греч. κέραμος — глина) — изделия из неорганических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением.
Эмаль — тонкое стекловидное покрытие на поверхности металла, получаемое высокотемпературной обработкой.
Бати́ст (из фр. batiste) — тонкая, полупрозрачная льняная или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, вырабатываемая из кручёной пряжи высоких номеров (наиболее тонкой). Батист выпускается отбелённым, мерсеризованным, гладкокрашеным и набивным. Употребляется для женского белья, летних платьев, блузок, а также как полуфабрикат для изготовления кальки.
Сати́н (фр. satin, от араб. зайтуни, от Зайтун — старинного араб. названия китайской гавани Цюаньчжоу, откуда вывозилась эта ткань) — ткань сатинового переплетения нитей из шёлка или хлопчатобумажного волокна. Имеет гладкую, шелковистую лицевую поверхность, на которой преобладают уточные нити; довольно плотен и блестит; выпускается в основном гладкокрашеный, набивной и отбелённый. Применяется для изготовления платьев, мужских рубашек, как подкладочная ткань и т. д. Благодаря своим качествам сатин...
Набивна́я ткань — ткань, поверхность которой украшена печатным рисунком. Первоначально набивная ткань вырабатывалась ручным способом — набивкой (набойкой). Впоследствии термин «Набивная ткань» стали применять также для тканей, на которых рисунок наносится тканепечатающими машинами.
Плюш (фр. peluche) — ткань с длинным (до 8 мм) ворсом на лицевой стороне, разновидность бархата. Ворс бывает шелковый, шерстяной, хлопчатобумажный, или из синтетических волокон, таких как полиэстер. Само же полотно всегда сделано из хлопчатобумажной ткани. Используется для декоративных целей, шитья женской одежды, маскарадных и театральных костюмов, обивки мебели, изредка — обтяжки салонов автомобилей. Из плюша делается плюшевый мишка и другие детские игрушки. Также, плюш является одним из основных...
Упоминания в литературе (продолжение)
Но изысканное украшение совсем необязательно должно быть ювелирным.
Бисер , стразы, бусинки, стеклярус, кусочки и шнуровки из кожи, меха, всевозможных тканей, дерева, металла, пластмассы, искусственных и живых цветов, кораллов, вулканического стекла, застывших в янтаре насекомых, ракушки, клыки животных, тесьма, люрекс – вот Ваше поле деятельности, если Вы собираетесь заняться изготовлением украшений. Любой из вышеперечисленных материалов Вы можете приобрести в специализированных магазинах. Также Вам могут потребоваться специальный клей, крепкие нитки, кожа, дерево, металл, специальные инструменты – составляющие этого набора зависят от Ваших умений. Если Вы обладаете фантазией и креативны, то можете пробовать себя в качестве мастера по изготовлению украшений. А чтобы подтолкнуть свою фантазию в нужном направлении, можно периодически покупать пособия типа «Умелые ручки», а также каталоги украшений. Также Вы можете воспользоваться идеями заказчиков. Расспросите их о том, каким они представляют себе свое будущее украшение.
Красота вышивки напрямую зависит от орнамента, цветового решения и техники исполнения. Вышивать можно разноцветными нитками,
бисером . Разные народы в течение многих веков выработали технические приемы, впоследствии ставшие характерной чертой национальных вышитых изделий.
Татарский костюм представляет собой уникальную систему народного художественного творчества, включавшую в себя изготовление тканей, сложных и богато орнаментированных головных уборов, производство различных видов обуви, высокохудожественных ювелирных украшений. Известно, что проще купить готовую вещь на рынке, чем изготовить самой. Но согласитесь – индивидуальный пошив – это и высокое качество изготовления, и фасон «не как у всех», а это весьма немаловажно, и учет особенностей фигуры, которые далеко не у всех идеальна. На уроках художественного проектирования одежды мы познакомились с опытом работы по использованию народных традиций в моделировании одежды, возможностями создания новых моделей одежды на базе богатейшего национального наследия. Сегодня, когда мода стала объектом бизнеса, особенно возрос интерес модельеров к народной традиции. Стали цениться изделия, созданные вручную. В них наиболее полно могут быть выражены индивидуальность человека, его творческие способности, богатая фантазия, художественный вкус. Я хочу использовать
бисер , стеклярус, бусины и для украшения одежды, и для изготовления аксессуаров. Валентин Юдашкин сплошь покрывает платья роскошной бисерной вышивкой. Отличительной чертой современного национального костюма остались головные уборы в виде тюбетейки, калфака, в которых можно ходить в гости, на концерты, в мечеть. Их изготавливают из бархата, декорируя вышивкой – шелками, золотой и серебряной канителью, бисером, блестками.
Для поделок вам необходимо подготовить природные материалы, которые можно собирать в течение всего года. А может быть, вы вернулись из экзотических стран с коллекцией ракушек, камушков, удивительных растений, плодов. Они также будут интересны для творческих работ. И конечно же, самый простой способ запастись поделочными материалами – это купить их. В цветочных магазинах, в магазинах зоотоваров можно купить сегодня все, что угодно. В общем, чем разнообразнее будут собранные природные материалы, тем легче и удобнее будет с ними работать. Кроме того, многие природные материалы гармонично сочетаются с
бисером , бусинками, стразами, тесьмой.
С начала XX века
бисер прочно утвердился в мире моды. Современные модельеры рассматривают бисер как уникальный материал, пришедший к нам из глубины веков наравне с драгоценными камнями и не уступающий им в блеске и красоте. Старинные работы служат неиссякаемым источником новых идей и вдохновения. Заимствование отдельных приемов, техники исполнения, элементов орнамента придает современным вещам необычный колорит.
Яичную скорлупу при составлении композиции неплохо дополнить крашеным пшеном, которое используется при украшении пасхальных куличей, или обыкновенным
бисером . Кроме того, композицию можно дополнить разными украшающими материалами. К ним следует отнести различные мелкие бусы и пуговицы, прозрачные стеклянные и мраморные шарики, ракушки, даже мелкие игрушки или броши. В принципе, допустимо использовать все, что можно приклеить к декорируемой поверхности и покрыть лаком.
Рядом с изголовьем были найдены остатки небольшой деревянной полусферической чаши, от которой сохранились четыре золотые оковки из тонкой фольги и миниатюрные золотые гвоздики, крепившие оковки к чаше. Там же находился греческий круглодонный серебряный кубок без каких-либо орнаментов или изображений. В ногах погребенной лежало серебряное, с примесью меди, круглое зеркало с ручкой, которое имело два чехла: внутренний – из ткани и внешний – из кожи. Здесь же, неподалеку, мы нашли изящное ожерелье из крупных пастовых, «глазчатых» бус и мелкого стеклянного
бисера .
Для большего эффекта можно повесить шторки из
бисера и искусственного жемчуга. Они наполнят комнату ощущением свежести и легкости. Подбирайте бисерины разного размера, формы и расцветки, соединяйте их любым доступным способом, и получите шторки, совершенно разные по настроению, от игриво-детских до пафоснороскошных. Бисерные шторки можно использовать в качестве самостоятельного элемента декора, а можно ими дополнять уже существующие шторы из плотной ткани.
Звериные композиции настолько малы, что ювелирам приходилось подчеркивать видовые признаки, увеличивая когти, рога, глаза, копыта. В целях усиления выразительности, колоритного выделения выпуклых частей тела использовалась инкрустация сердоликом и пастой. В прорези на лопатках и крупах животных вклеены капли смолы,
бисер , мелкие бусины бирюзы.
34. Если хотите вставить в изделие
бисер , он обязательно должен быть стеклянным, так как пластмассовые бисеринки расплавятся при сушке в духовом шкафу.
3.
Бисер , бусины, пайетки, стразы. Эти декоративные элементы могут использоваться практически везде, но не следует забывать о вкусе и чувстве меры.
Вышивка – это вид декоративно-прикладного искусства, в котором ткани украшают узорами и изображениями с помощью ниток,
бисера , драгоценных камней, жемчуга, блесток, пайеток и др.
Эта книга предназначена тем, кто хранит в сундучках тряпочки и бусинки, обрывки цепочек и моточки разноцветного сутажа, мешочки с
бисером и кожаные лоскутки… словом, всем тем, у кого есть умелые руки и жажда творчества. Кому жалко выбросить старые сапоги, перчатки, или потрепанную, вышедшую из моды куртку, но хочется выразить свою индивидуальность, украсить свой дом, доставить радость себе и друзьям.
Природные материалы могут также гармонично сочетаться с
бисером , бусинками, стразами, тесьмой…