Связанные понятия
Гри́вна — серебряное или золотое изделие (украшение, знак отличия или различия) в виде обруча, носившееся на шее, в том числе в Древней Руси.
Пря́слице (или пря́сло, пря́слень) — грузик в форме диска или невысокого цилиндра со сквозным отверстием по продольной оси, применявшийся для утяжеления ручного веретена и крепления пряжи на нём. Пряслица изготавливались из камня, глины, кости. Иногда пряслица делались из кусков стенок битых горшков. Благодаря малым размерам и прочности пряслица хорошо сохраняются, и их нередко обнаруживают при археологических раскопках.
Височное кольцо — бронзовое, серебряное, золотое женское украшение, укреплявшееся обычно возле висков. Его носили по одному или по нескольку пар сразу.
Подробнее: Височные кольца
Брасле́т (от фр. bracelet — запястье) — ювелирное изделие, надеваемое на руку, со времён палеолита, распространённое у многих народов мира.
Подвеска — ювелирное украшение, подвешивающееся к чему-либо, в отличие от кулона, который вешается только на шею. Подвески носили как мужчины, так и женщины.
Упоминания в литературе
Все найденные
фибулы (всего 8 экз.) изготовлены из серебра и небольшие по величине. Одни из них представляют собой замкнутые пластинчатые кольца, у других верхняя часть перевита, а получившиеся углубления снабжены ниточкой ложной зерни (рис. 17, 3). Фибула из Суотниеми-4 (2487: 72) (здесь и далее даются шифры вещей, хранящихся в Музейном ведомстве Финляндии) (рис. 17, 4) имеет ажурную форму. На фибуле из Суотниеми-1 (2487: 2) (рис. 17, 2) на противоположных краях изображены по две руки в рукопожатии. На фибуле из Кекомяки-1 (2489: 187) по кругу расположена надпись AVE MARIA GT. Фибулы, подобные трем последним, найдены в новгородских слоях 60-80-х гг. XIII в. (ажурная фибула), 30-60-х гг. XIII в. (с надписью на дуге), 60-90-х гг. XIV в. (с руками в рукопожатии) (Седова 1981: 91, рис. 31, 16, рис. 33, 1, 2). Одна фибула с надписью AVE MARIA GT найдена в Турку и еще одна – в Миккели Тууккала (Kivikoski 1973: 132, Abb. 1050).
Находки бронзовых изделий свидетельствуют о регулярных контактах с западом и в то же время отражают главные типы изделий местных северокарпатских мастеров, металлические резцы, ножи, серпы, браслеты, шейные кольца и
фибулы . Иногда в могилах находят лезвия в форме полумесяца и круглые рукоятки. В Подолии был найден шлем, возможно происходящий из Виллановы. Однако большинство металлических предметов местного происхождения.
Судя по всему, в данном случае перед нами – меморативное сооружение типа Merkstein, хорошо известное на курганах могильника Кауп. Выше у юго-восточного края могилы выявлена ещё одна группа камней, которая разграничивает этот комплекс от соседствующего погр. К34. В районе упомянутого скопления ОПК на шт. 3 и 4 были обнаружены следующие предметы, могущие быть связанными с верхним ярусом погр. К31: оловянная щитовидная подвеска № 236 с геральдическим изображением пчелы (?), находящим аналог в материале погр. Y-91 грунтового могильника-1 Клинцовка (Ирзекапинис), датируемом второй пол. Х в. (Кулаков В.И., 2012б, с. 289–291), фрагмент однотипной обожжённой подвески № 297 с нечитаемым изображением (обе подвески повреждены ударами, выгнувшими их с тыльной стороны), шиферное бочёнковидное пряслице № 370, серебряная (?) игла № 377 подковообразной
фибулы с циркульным орнаментом, обоймица железная и бронзовая игла № 299 и её крепление, принадлежащие перекладчатой фибуле, змееобразно свёрнутая бронзовая пластина № 296, фрагменты роговых накладок на гребень № 376, железная скоба № 370.
Ассортимент бронзовых предметов не менее обширен. Это оружие и доспехи, лошадиная сбруя, инструменты, ножи и лезвия, чаши и ковши, украшения, большая группа
фибул (застежек), которые заметно эволюционировали в течение италийского позднего бронзового и раннего железного веков. Типология этих изделий из бронзы, традиции и установление истоков на основании их формы и манеры исполнения могут помочь нам понять, что же происходило в Северном Лации и Тоскане в тот период.
Латинским словом «fibula» принято называть металлическую застежку для одежды, выполненную обычно в виде богато украшенной булавки либо заколки со щитком. Являясь одним из самых древних предметов украшения,
фибула появилась на Иберийском полуострове благодаря римлянам. Впоследствии этот предмет появлялся в испанских костюмах Средних веков и Нового времени, оставшись функциональным и очень эффектным аксессуаром и для современных модельеров.
Связанные понятия (продолжение)
Бусы — украшение, предмет роскоши. Нанизанные на нить камешки, жемчуг, небольшие округлые предметы — бусины. Бусы обычно надевают на шею, однако бывают бусы для рук и для ног. Также бусы иногда используют как ёлочные украшения.
Го́мбик (чеш. gombík) — ювелирное изделие, характерное для Великой Моравии в IX—X веках. Представляет собой полый предмет сферической формы с ушком, состоящий из двух соединённых полусфер. Находят гомбики и на юге Польши, и в Гнёздовских курганах.
Зернь — мелкие золотые, платиновые или серебряные украшения в форме шариков диаметром от 0,4 мм, которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из скани. Зернь создаёт эффектную фактуру, игру свето-тени. Эта техника стала использоваться в Древней Руси с IX—X веков, обычно вместе с эмалью. Также добавлялись драгоценные камни.
Була́вка — изделие, обычно изготавливаемое из металла, предназначенное для крепления, прикалывания, закалывания чего-либо.
Пектора́ль (от лат. pectus «грудь») — нагрудное украшение, могло быть частью защитной амуниции воина. Вероятно, происходит от боевого снаряжения, защищавшего верхнюю часть груди, горло и плечи (см. Горжет).
Каменный топор (англ. stone axe; фр. hache; нем. Steinaxt, Steinbeil) — орудие с рабочей частью из камня, имеющее поперечную рукоятку. Сменил в верхнем (позднем) палеолите более древнее рубило (палеолитическое универсальное орудие, не имеющее рукоятки). Материалом служил кремень, обсидиан, роговик, сланец или всякий другой подходящий камень, позволяющий получать при оббивке заготовки острые сколы, а также более «вязкие» породы: сланцы, амфиболит, нефрит, серпентинит и другие, к которым применялись...
Ожерелье — украшение, носимое вокруг шеи. Ожерелья в виде бус являются одними из древнейших видов украшений, известных людям с эпохи палеолита. В настоящее время ожерелья, как и большинство украшений, носятся преимущественно женщинами, однако исторически во многих культурах шейные украшения носили и мужчины.
Серьги , серёжки — украшение, носимое в ушах, в которых для этого необходимо проколоть отверстия.
Теслó, Тесла́, Тесни́к, Шля́хта (англ. adze; фр. herminette; нем. Dechsel, Querbeil) — плотницкий инструмент (плотничье орудие), род топора напоминающий его, но, в отличие от него, имеющий лезвие, перпендикулярное топорищу (как у мотыги).
Подробнее: Тесло
Брошь (от фр. broche) — ювелирное изделие, прикалываемое на одежду. Обычно изготавливается из металла, часто драгоценного — золота или серебра — и украшается драгоценными камнями или эмалевыми вставками. Как правило, брошь используется только в качестве украшения, однако она может нести и утилитарную функцию — например, застёжки.
Умбон (лат. umbo) — металлическая бляха-накладка полусферической или конической формы, размещённая посередине щита, защищающая кисть руки воина от пробивающих щит ударов. Под умбоном часто находится ручка, за которую воин держит щит. Также выступает в качестве украшения щита. Нередко умбону придавалась заостренная форма, позволявшая наносить поражающие удары щитом.
Лу́нница — бронзовое, серебряное, реже золотое украшение в виде полумесяца. Отличается большим разнообразием форм, декора, ювелирных техник, приёмов и значения в составе костюма. Составляет элементы различных предметов личного убора. Форму лунниц могли иметь серьги, нагрудные подвески, металлические детали головного убора и другие. Один из самых распространённых типов украшений. Лунницы известны с позднего бронзового века. Были в обиходе у многих земледельческих народов Европы и Азии, включая Древний...
Брошь из Ма́шена — раннесредневековая дисковидная брошь (фибула), обнаруженная близ деревни Машен в районе Харбург, Германия. На лицевой стороне броши расположено эмалевое изображение неидентифицированного святого с нимбом вокруг головы. Брошь датирована IX веком нашей эры и относится к периоду начала христианизации Северной Германии. Находится в постоянной экспозиции Археологического музея Гамбурга.
Абаку́мы — поселение и курганный могильник, обнаруженные около деревни Абакумы Лоевского района Гомельской области. Могильник входит в список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.
Чернь или ниелло (итал. niello, от лат. nigellus, уменьшит. от niger — чёрный) — смесь сульфидов серебра, свинца и меди, с помощью которой украшают изделия из металлов, главным образом из серебра.
Скань (восходит к др.-русск. съкань, от глагола съкати «сучить», «свивать в одну нить несколько прядей»), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.
Скребо́к — название самых разнообразных орудий и приспособлений, используемых в промышленности и быту.
Толстая могила — крупный скифский курган IV века до нашей эры, расположенный возле городов Покров и Никополь (Днепропетровская область). Вскрыта и исследована в 1971 году экспедицией АН УССР (руководитель Б. Н. Мозолевский, заместитель руководителя — Е. В. Черненко).
Диаде́ма (греч. Διάδημα от греческого слова diadeo, означающего «обвязать» или «закрепить») — головное украшение в виде венца, как правило из драгоценных металлов и камней. Диадема, не замыкающаяся в кольцо, называется тиарой.
Бисер (бусины) — маленькие декоративные объекты с отверстием для нанизывания на нитку, леску или проволоку. Искусство изготовления украшений из бисера называется бисероплетение. Также бисер используется в вышивке, мозаике и вязании.
Акина́к (др.-греч. ἀκινάκης) — короткий (40—60 см) железный меч, применявшийся скифами во второй половине 1-го тысячелетия до н. э. Помимо скифов, акинаки использовали также племена персов, мидян, саков, аргипеев, массагетов и меланхленов.
А́мфора (др.-греч. ἀμφορεύς — «сосуд с двумя ручками») — античный керамический сосуд вытянутой или яйцеобразной формы с двумя вертикальными ручками на горле или на плечиках. Амфоры чаще остродонные, нередко с маленькой ножкой или круглодонные. Плоскодонные редки. Были распространёны у греков, римлян, этрусков. Кроме керамических, известны и амфоры из бронзы, серебра, мрамора, стекла. Обычные глиняные амфоры являлись массовым изделием, применявшимся в основном для транспортировки и хранения оливкового...
Ши́ло — как правило это игла с рукояткой. Используется, например, закройщиками и сапожниками для прокалывания плотных материалов, например, кожи. Находит применение и у других мастеров (у столяров, плотников — шило столярное), в качестве канцелярской принадлежности, электромонтажного инструмента.
Среднедунайская культура курганных погребений (СДККП) — археологическая культура ранней бронзы, принадлежащая к кругу культур курганных погребений. Была выделена Ю. Смоликой, куратором музея в Брно. Её название происходит от области возникновения предметов этой культуры и от типичной для неё формы захоронений под курганами.
Пса́лии — часть древнего уздечного набора, пара вертикальных стержней, прикреплявшихся перпендикулярно к концам удил для закрепления их во рту верхового коня.
Украше́ние — явление, предмет или результат действия, воспринимаемые человеком или социумом в качестве гармоничного дополнения к чему-либо или кому-либо с эстетической целью.
Звериный стиль — орнаментальный стиль, возникший самостоятельно в ряде мест, строящий свои узоры из элементов условного изображения сначала только зверей, а затем человеческих фигур и птиц, полностью подчиняя изобразительные мотивы ритмам декоративного неизобразительного искусства.
Скребло (в каменной индустрии) (англ. side scraper, фр. racloir) — более крупное и иногда менее функционально выраженное, чем скребок, скобляще-режущее каменное орудие из кремня, обсидиана, кварцита и других видов камня. Наиболее характерно для среднего палеолита. Скрёбла получали из крупных сколов-отщепов камня. Может иметь один или несколько рабочих краёв с лезвиями самых разных форм: выпуклой, прямой, вогнутой, остроконечной, зубчатой и с обработкой по периметру. Рабочие края могут образовывать...
Шпилька — приспособление, с помощью которого волосы человека закрепляются и удерживаются на одном месте. Изготавливаются из металла, слоновой кости, бронзы, дерева и т. д. Шпильки существовали уже в древней Ассирии и Египте, где ими украшались причёски. Археологические раскопки позволяют предположить, что такие шпильки ценились как предметы роскоши у египтян, а затем греков, этрусков и римлян.
Креме́нь (праслав. *kremy, род. п. kremene; ст. слав. кремы, род. п. кремене) — минеральное образование, состоящее из кристаллического и аморфного кремнезёма (SiO2) в осадочных горных породах. Часто окрашен окислами железа и марганца в разные цвета, с плавными переходами между ними.
Сбруя — это конская упряжь, предметы и принадлежности для запряжки, седлания и управления лошадьми. Другой термин — конская амуниция.
Культу́ра поле́й погреба́льных урн или Урнопольская культура (англ. Urnfield culture, нем. Urnenfelderkultur) (1300 — 750 гг. до н. э.) — общее название ряда археологических культур раннего железного века, данное по характерному признаку — могильникам без насыпей, которые содержат преимущественно остатки трупосожжений, обычно с захоронением праха в глиняных сосудах, поставленных на дно могилы.
Личи́на — часть шлема в виде металлической маски. Полностью закрывает лицо, защищая его от не очень сильных ударов, к тому же оказывает психологическое воздействие на противников. Недостатки личин — ограничение обзора и затруднение дыхания.
Культура одиночных погребений (KGJ) — археологическая культура эпохи энеолита. Существовала на территории Ютландии, на северо-западе Германии и юго-западе Польши (Поморье, Великая Польша, Куявия) в период 2800—2300 гг. до н. э.
Руби́ло , ручной топор (англ. hand axe — ручной топор; фр. coup-de-poing — каменный топор, буквально — каменный кулак) — макролитическое орудие труда первобытного человека. Появилось ещё в эпоху развитого олдувая 1,5—1,0 млн л. н., но более характерное для аббевильской и ашельской культур раннего палеолита. Часто рубила называют «каменными топорами», что не является грубой ошибкой, но вносит определённую путаницу. Рубило было основным (но не единственным) универсальным орудием и могло применяться...
Среднедунайская культура полей погребальных урн или Среднедунайская урнопольская культура — археологическая культура среднего и раннего бронзового века. Относится к кругу культур полей погребальных урн. Ее название происходит от области, где возникают ее археологические памятники и от типичных для нее обширных могильников с захоронениями типа трупосожжения.
Надьсентмиклошский клад — клад золотых сосудов V-VIII вв., обнаруженный близ венгерского селения Надь-Сент-Миклош (недалеко от города Сегедин) в 1799 году. Находится в Венском художественно-историческом музееКлад состоит из золотых сосудов в количестве 23 штук. Это были кубки, кувшины, блюда и один ритон. Их щедро украшали изображения людей, птиц, зверей, крылатых чудовищ, орнамент растительного и геометрического характера. Один из кувшинов был украшен изображениями, помещёнными в круглые медальоны...
Ламеллярный доспех (от лат. lamella — пластинка, чешуйка) — общее название доспеха из сплетённых между собой шнуром пластин.
По́ножи (или поно́жи) — часть доспехов, которая защищает переднюю часть ноги от колена до щиколотки. Согласно библейской легенде, поножи были частью доспехов Голиафа во время его битвы с Давидом. Поножи получили широкое распространение в античном мире. Применялись, в частности, древнегреческими воинами (гоплитами), а также римскими легионерами времен республики. Также поножи были распространены в Средние века и часто входили в стандартный комплект доспехов, наравне с наручами.
Ге́мма (лат. gemma — драгоценный камень) — произведение глиптики, ювелирный камень, обычно округлой или овальной формы, с вырезанными изображениями. Различают геммы с врезанными изображениями (инталии) и с барельефными выпуклыми изображениями (камеи).
Отще́п — в археологии, продукт, образующийся при расщеплении человеком каменного века камня (каменного сырья, нуклеусов) или кости (бивня, трубчатых костей). Небольшие отщепы (менее сантиметра шириной) называются чешуйками. Удлинённые отщепы (с отношением длины к ширине не менее 2:1, у некоторых авторов 4:1) называются пластинами.
Ну́клеус (от лат. nucleus — ядро, англ. core, фр. nucléus, нем. Kern) — ядрище, осколок камня (кремня, обсидиана, яшмы и др.), находящийся на какой-то стадии «первичного раскалывания» (англ. knapping, фр. taille, débitage) при производстве каменных орудий. Как и полностью отработанное ядрище, относящееся к категории отходов. Для орудий или сколов-заготовок (англ. blanks, фр. supports) используются отщепы и пластины, скалываемые с ядрища. Сам нуклеус также может использоваться как орудие, сразу или...
Энко́лпион , или Енко́лпион, или Енко́лпий (др.-греч. ἐγ-κόλπιο(ς) — нанедренник, наперсник) — небольшой ковчежец прямоугольной, округлой или крестообразной формы с изображением Иисуса Христа или святых. Внутри энколпиона помещались частицы освящённой просфоры или мощи святых, чтобы охранить человека от различных напастей, особенно в дальних путешествиях или походах. Разновидность энколпия — панагир, панагия.
Сердоли́к , или карнео́л, — минерал, красновато-розовая, жёлто-красная или оранжево-красная разновидность халцедона.
Чека́н (от славянских «топор», «кирка», «клык кабана» и др. или тюркских «боевой топор», «бить» и др.) — короткодревковое холодное оружие с основным ударным элементом в виде клюва (топорика) и молотком на обухе и знак начальнического достоинства.
Упоминания в литературе (продолжение)
Один из типов крестообразных
фибул (Оберг III и IV) чаще всего встречается в окрестностях Кембриджа, а также в некоторых местах в Йоркшире и Мерсии. До сих пор, насколько мне известно, ни одной фибулы этого вида не было найдено в сакских областях, однако подобный тип фибулы можно едва считать обычным для всего англского региона. Скорее, он возник в некоей конкретной местности и затем стал продаваться во всех прочих областях. Другой так называемый «англский» тип украшений распространен на такой обширной территории, что, хотя их, возможно, производили только в одном месте, нельзя определить иначе, чем «англские».
Другим удивительным предметом является огромная, очень тонкой работы
фибула , или брошь, также изготовленная из золота. Огромные броши этрусков мало похожи на современные, но они выполняли ту же самую роль. Это украшение выполнено в технике, в которой этруски не знали себе равных, – скани. Эта техника заключается в том, что на золотую поверхность наносятся крошечные золотые шарики, которые и образуют узор. Этруски делали также и прекрасные филигранные украшения.
Набор вещей, сопровождающих умершего в загробный мир, не многочисленный и довольно однообразный: монеты, украшения,
фибулы , фрагменты погребальных венков, терракоты, предметы занятий (иглы, прясла, стили, стригилы) и инструменты (например, врача, ваятеля и т. д.). Богатые захоронения, как, например, в подстенном склепе IV–III вв. до н. э. (о нем ниже) встречаются редко.
Что касается фигурки лошади, то среди древностей V–VI веков нашей эры, которые могли оказать влияние на семантику и стиль декоративного оформления «климовских» псалий, наиболее вероятно назвать Западную Паннонию V века нашей эры вместе с лангобардской Италией VI века нашей эры. В этническом плане Западная Паннония V века и Италия VI века являются остроготской и лангобардской, то есть германской. Последнее обстоятельство хорошо коррелирует с германским происхождением орнаментальных голов хищных птиц, а «гуннские» удила из Унтерзибенбрунна находятся в этом же регионе (хотя и на территории племени ругиев, но они также германцы) и вполне могли подвергнуться германскому культурному влиянию. Более тщательное рассмотрение скрепы-держателя в форме хищной птицы позволяет стилистически сблизить его с франкскими
фибулами в виде фигурок орлов с треугольным, как на «климовских» псалиях, выступом-крылом, датируемым первой половиной VI века нашей эры. Интересно, что на территории Брянской области, то есть в Восточной Европе, была обнаружена в 2013 году еще одна накладка на ремень, возможно, уздечки, сделанная из бронзы и оформленная в виде очень стилизованной шеи, головы и клюва хищной птицы.
Некрополь Кабрера де Матеро в окрестностях Барселоны принято называть иберийским, хотя многие обнаруженные в нем предметы относятся к греческой культуре. На то, что этот могильник устроен лайетанами, указывает его форма: выстроенный из больших необработанных камней прямоугольник, разделенный на несколько помещений узкими камерами. Каждый коридор имеет ширину не более метра и отмечен камнями, уложенными в виде звезды. Иберы закапывали урны с прахом покойного у подножия каждого камня в заранее подготовленное углубление. Сюда же родственники укладывали погребальную утварь, обычно состоящую из оружия,
фибул и прочих украшений умершего, простых и красивых глиняных ваз, видимо, необходимых ему в загробной жизни. Помимо того, в Кабрера де Матеро найдены иберийские вещи из бронзы, греческие чернолаковые вазы в форме колокола, а также подносы с остатками трапезы: кости птиц, животных, рыб, скорлупа яиц. Странное разнообразие пищи приоткрывает завесу тайны свершавшихся здесь обрядов.
Работа Бернабо Бреа, основанная на сицилийском материале, относящемся к началу первого тысячелетия до н. э., появилась в двух публикациях. В ней автор указывает, что керамика, найденная в восточной части острова (то есть там, где, согласно Фукидиду, финикийцы поселились еще до прихода греков), очень похожа на современные палестинские изделия, а
фибулы (застежки) с островов Липари мало отличаются от своих прототипов из Мегиддо. И наконец, в месте, называемом Лаурита, в Серро-де-Сан-Кристобаль в провинции Гренада, были случайно обнаружены двадцать гробниц. Среди найденных там предметов были: алебастровые кувшины с клеймом фараонов Осоркона II (870–847 до н. э.), Шешонга II (847 до н. э.) и Такелота II (847–823 г.), керамика финикийского типа, датируемая в Палестине XI–IX, а на Кипре – VIII веком до н. э. Около 700 года до н. э. она появилась в Утике и Карфагене. И наконец, там же были обнаружены греческие протокоринфские чаши, изготовленные в конце VTII века до н. э. Эти замечательные находки помогли Пеллисеру Каталану установить место города Секси. Он датировал этот некрополь началом VII века до н. э., поскольку в нем были найдены греческие вазы. Тем не менее некоторые гробницы могут быть более древними и относиться к VIII веку до н. э., но не древнее IX века до н. э., поскольку именно в этом веке и появились алебастровые кувшины. Проблема заключается в том, что мы не знаем – были ли эти кувшины привезены в Испанию в IX веке до н. э., когда они были изготовлены, или в VIII, когда их положили в гробницы.