Связанные понятия
Сквер (англ. square — площадь) — благоустроенная и озеленённая территория внутри жилой или промышленной застройки.
Проспе́кт (от лат. prospectus — вид будущего, вид развития, проектирование будущего, перспектива проекта) — как правило, длинная, прямая и широкая улица в городе, возможно, обсаженная зеленью. Согласно Строительным нормам и правилам проспект не относится к типологии улиц, выбор названия для него происходит произвольно. По универсальной десятичной классификации проспекты входят в группу с кодом 625.712.1 (Магистральные дороги. Автомагистрали. Проспекты. Кольцевые дороги. Городские автострады).
Пло́щадь — открытое, архитектурно организованное, обрамлённое зданиями и зелёными насаждениями пространство, входящее в систему городских пространств.
Пешехо́дная зо́на — городская территория исключительно для пешеходного движения, где запрещено передвижение на автотранспортных средствах, за исключением автомобилей спецслужб, коммунальной техники, маршрутного транспорта, транспорта для инвалидов, а также обслуживания магазинов (при отсутствии альтернативного маршрута).
Набережная — сооружение, окаймляющее береговую линию моря, реки. Набережная служит для придания берегу правильной формы, укрепления его, предохранения от размыва, для удобного прохода и проезда вдоль берега (городские набережные), для причала судов непосредственно к территории, облегчения передачи грузов, а также перехода пассажиров с берега на судно и обратно (портовые набережные). Набережные в городах — проезды (улицы), расположенные вдоль берегов и ограниченные с одной стороны городской застройкой...
Упоминания в литературе
Эту вторую цепь парижских
бульваров , которая дает представление о том, где до 1860 года высилась крепостная стена Откупщиков, не следует путать с самым ранним и самым узким парижским бульварным кольцом – тем, которое было проложено по указу Людовика XIV и о котором уже говорилось выше. Его северную правобережную часть, с начала XIX века представлявшую собой самую модную и роскошную часть французской столицы, французы называли просто Бульваром, а с конца XIX века – Большими бульварами. По отношению к ним второе бульварное кольцо называется внешним. В 1864 году вокруг Парижа образовалась и третья цепь бульваров – так называемые бульвары маршалов. Военная улица (дозорный путь, шедший изнутри крепостной стены Тьера) была расширена с 10 до 40 метров, и на ней были разбиты бульвары, названные именами девятнадцати наполеоновских маршалов (жест вполне естественный, если учесть, что Франция в это время вновь стала империей и правил ею племянник Наполеона I Наполеон III).
По статистике, Мюнхен – безопасный в отношении уличной преступности город, но туристам советуют помнить о карманниках, от которых, как и от толпы, свободны
бульвары , расположенные по обе стороны от Карлсплац. Во всех старых европейских городах бульварное кольцо отмечает бывшую границу городских укреплений. В Мюнхене оно не замкнутое, поскольку значительные участки крепостной стены были ликвидированы при грандиозных перестройках середины XIX века, когда на Вокзальной площади, рядом с Карлсплац, появился первый корпус Дворца юстиции.
В 1934 году проезд, после сноса окаймлявшей его слева Китайгородской стены, расширился почти втрое. Однако нельзя считать решение застройки и оформления его левой, начальной части удовлетворительным, она явно не завершена. На проспект выходят тылы невзрачных домов, далее мы видим зубчатую кирпичную вышку аптеки № 1, напоминающую средневековый замок, боковую стену Третьяковских ворот. Проложенный здесь
бульвар не спасает положения, так как лишен цельного фона. Памятник первопечатнику Ивану Федорову до 1934 года стоял внизу, на фоне стены, там, где теперь подножие ведущей к нему лестницы. Он создан скульптором С. М. Волнухиным и архитектором И. П. Машковым, открыт в 1909 году. Статуя изображает «Николы Чудотворца Гостунского диакона Ивана Федорова 1563, 19 апр.», рассматривающего оттиски первой отпечатанной им книги. Типография Ивана Федорова находилась неподалеку отсюда, на Никольской улице.
В 1865 году комитет министров передал в городское управление все московские
бульвары с формулировкой «…по содержанию их не требуется никаких особых технических сведений». Но работы по устройству бульваров продолжались и далее. В том числе и самими москвичами. Известно, что первоначально Страстным бульваром называлась проложенная в 1820‑х годах узкая аллея, тянувшаяся от Страстного монастыря до Петровских Ворот. Остальную территорию нынешнего бульвара занимали обширная Сенная площадь, «жуткая и грязная», по словам современников, и большой сад перед фасадом больницы. И вот хозяйка одного из домов на Сенной площади, Е.А. Нарышкина, разбила на площади за свой счёт большой, открытый для публики сквер на отрезке Страстного бульвара от Большой Дмитровки до Петровских Ворот. В уважение к столь щедрому деянию Городская дума присвоила новому скверу название Нарышкинского. В годы советской власти его переименовали в Страстной.
Начало его отмечено большим зданием на углу Сретенского
бульвара , Уланского переулка и проспекта Сахарова, долгая история проектирования которого была рассказана архитектором Ф.А. Новиковым – он задумал выстроить два высоких цилиндрических объема, но после нескольких лет согласований и обсуждений выстроили нечто такое, что никак не украшает это место города. Недавно это сооружение, где обосновалась нефтяная фирма ЛУКОЙЛ, выкрасили светлой краской, и оно стало несколько лучше. За зданиями по правой стороне переулка скрывается уже застроенная трасса проспекта Сахарова, куда выходят фасады «Дома Центросо юза» архитекторов Ле Корбюзье и Н. Колли, дома для строителей метрополитена и др.
Связанные понятия (продолжение)
У́лица — мощеная дорога внутри населенного пункта, один из основных элементов городской инфраструктуры. Городские постройки (дома) нумеруются и привязываются к той или иной улице. Поэтому существует четная и нечетная сторона улицы. Названия улицы получают в честь известных людей, топонимов или праздников.
Алле́я (фр. allée, от глагола aller — «идти») — дорога, пешеходная или проезжая (обычно в парке, саду, иногда вне их), обсаженная по обеим сторонам деревьями, иногда в сочетании с кустарниками.
Переу́лок — небольшая улица, обычно являющаяся поперечным соединением двух более крупных продольных улиц.
Кругово́й перекрёсток — это перекрёсток, где приближающиеся транспортные средства замедляются и начинают круговое движение вокруг центрального «острова» в направлении против часовой стрелки на дорогах с правосторонним движением либо по часовой стрелке на дорогах с левосторонним движением, до выезда на одном из поворотов (ответвлений) с кругового перекрёстка.
Парк — предназначенная для отдыха открытая озеленённая территория. Как правило, парки содержатся государством и предоставляются для отдыха всем желающим.
Район Бегово́й — район в Северном административном округе города Москвы. Району соответствует внутригородское муниципальное образование муниципальный округ Беговой.
Эспланада (фр. esplanade от лат. explanare «выравнивать») — широкое открытое пространство перед крепостью. Чтобы затруднить нападение на крепость, пространство перед ней оставляли открытым, вырубая все деревья и запрещая строить дома. Из-за этого войска противника не могли приблизиться к крепости незамеченными или укрыться от обстрела.
Остано́вка обще́ственного тра́нспорта — специально отведённое общественное место, предназначенное для посадки/высадки пассажиров рейсового наземного общественного транспорта (автобус, троллейбус, трамвай, маршрутное такси).
Меща́нский райо́н — район в северной части Центрального административного округа Москвы. Району соответствует внутригородское муниципальное образование муниципальный округ Мещанский.
Тупи́к — по Далю, недоу́лок, «глухой заулок, мешок, непроходная улка». Исторически — тип улицы, не имеющей сквозного проезда; закрытая от сквозного проезда дорога.
Центральная дуговая магистраль (ЦДМ) — автотранспортная система в Санкт-Петербурге, соединяющая Приморское и Петергофское шоссе в обход исторического центра. Общая длина всех улиц около 50 км.
Тротуа́р (фр. trottoir, в прям. смысле «место для шагания», устар. панель) — каменная, деревянная или асфальтовая пешеходная дорожка, располагающаяся сбоку или по бокам улицы, приподнятая над поверхностью земли или проезжей частью и обрамлённая бордюром для функционального отделения от неё.
Парки культуры и отдыха — культурно-просветительские учреждения в странах бывшего СССР и других социалистических стран.
Городско́й кварта́л или просто кварта́л (от лат. quartа — четверть) — наименьший элемент города; находится в окружении улиц и является центральным элементом градостроительства и городского дизайна.
Велосипе́дная доро́жка (велодоро́жка) — это или часть дороги общего пользования, или самостоятельная дорога, предназначенная преимущественно для движения велосипедов. Движение механических транспортных средств (за исключением мопедов) и гужевых повозок по велодорожке запрещено. Пешеходы могут двигаться по велодорожке только при отсутствии тротуаров, обочин, пешеходных дорожек и пешеходных зон.
Магистральная улица — вид улиц в России и Беларуси. Магистральные улицы связывают между собой районы и социально-значимые объекты города, обеспечивают подъезд к внешним автомобильным дорогам. На них приходится основной поток движения общественного транспорта в городе.
Ю́го-За́пад — исторический район на юго-западе Санкт-Петербурга. Бо́льшая (западная) часть района расположена в Красносельском районе, меньшая (восточная) — в Кировском районе города. Граница между районами проходит по проспекту Маршала Жукова.
Линия — один из типов улиц. Улицы-линии существуют в городах России (Санкт-Петербург, Брянск, Владимир, Кольчугино, Грозный, Златоуст, Нальчик, Краснодар, Ростов-на-Дону, Рязань, Омск, Маркс и Саратов ), Латвии (Рига и Даугавпилс), Финляндии (Хельсинки), Беларуси (Новополоцк, Минск, причём в Минске в прошлом линии были в двух различных частях города), Казахстана (Алматы), Украины (Луганск, Киев, Макеевка). Ранее линии существовали в Барнауле, Петрозаводске и Донецке.
Рже́вка-Пороховы́е — район массового жилого строительства на востоке Санкт-Петербурга, расположенный на территории Красногвардейского административного района. Включает в себя муниципальный округ «Пороховые» и юго-западную часть муниципального округа «Ржевка». Площадь жилого района — 1200 га.
Радужный массив (массив Серова-Радужный) (укр. Райдужний масив) — жилой массив в Днепровском районе г. Киева. Расположен северо-западнее Воскресенского массива на левом берегу Днепра.
Тра́нспортная развя́зка — комплекс дорожных сооружений (мостов, туннелей, дорог), предназначенный для минимизации пересечений транспортных потоков и, как следствие, для увеличения пропускной способности дорог. Преимущественно под транспортными развязками понимаются транспортные пересечения в разных уровнях, но термин используется и для специальных случаев транспортных пересечений в одном уровне.
Пороховы́е — исторический район на востоке Санкт-Петербурга (Красногвардейский район).
Истори́ческий райо́н , истори́ческая ме́стность, в топонимике — особая разновидность урбанонимов — имён собственных внутригородских топографических объектов, выделяемых краеведами в урбанонимии крупных городов. В этой коннотации под «исторической местностью» (районом) подразумеваются географические названия местностей и имена населённых пунктов, существовавших в предыстории на территории соответствующего современного мегаполиса или его городских районов.
Лесопа́рк — 1) одна из основных территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (ч.1 ст. 23 Лесного Кодекса РФ); 2)частично искусственно созданный или благоустроенный лес, находящийся в черте города или посёлка. Предназначен для отдыха населения. Лесопарки занимают значительную территорию от нескольких сотен до 2—3 тысяч га и более.
Балка́нская площадь — площадь в Санкт-Петербурге, примыкающая с востока к железнодорожной станции «Купчино». С востока Балканскую площадь ограничивает Волковский канал. От Балканской площади в восточном направлении начинается улица Ярослава Гашека.
Микрорайо́н (от греч. mikro — маленький и фр. rayon — радиус, район) — первичная единица городской жилой застройки, представляющая собою комплекс жилых домов и учреждений бытового обслуживания, примыкающая к транспортным магистралям.
Красногварде́йская площадь (с 1983 по 1988 год — площадь Бре́жнева) — площадь в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга, находящаяся на пересечении Большеохтинского и Среднеохтинского проспектов, проспекта Шаумяна и Якорной улицы. Площадь разделяет на две части, соединённые Комаровским мостом, река Охта.
Пре́сненский район — район в Москве, расположенный в Центральном административном округе. Району соответствует внутригородское муниципальное образование муниципальный округ Пресненский...
Моско́вский авто́бус — сеть автобусных маршрутов города Москвы. Основной вид наземного муниципального общественного транспорта города. Сеть городских автобусов затрагивает не только территорию столицы, но и ряд городов-спутников в Московской области, а также районы Московской области, такие, как Ленинский, Одинцовский, Наро-Фоминский, а также городские округа Домодедово, Химки и Подольск. Также маршрутами охвачен эксклав Зеленоградский округ — маршруты в основную часть Москвы и местные маршруты...
Подземный пешеходный переход обычно состоит из тоннеля под проезжей частью, железной дорогой или рекой и ведущих к нему ступеней, расположенных на пешеходных дорожках. Часто ступеньки оборудованы наклонными дорожками для спуска велосипедов, детских и инвалидных колясок, однако не всегда удобными.
Александровская слободка (укр. Олекса́ндрівська слобі́дка) — историческая местность Киева, расположена в Соломенском районе города.
Путепрово́д — один из видов мостовых сооружений, пропускающий дорогу над другой дорогой. Путепроводы являются незаменимой частью транспортных развязок.
Первомайский массив (укр. Першотравне́вий маси́в) — жилой массив в юго-западной части Киева в составе Соломенского района. Название массива возникло от посёлка имени Первого Мая, застройку которого начал осуществлять жилой кооператив железнодорожников в 1926 году вблизи бывшей Кадетской рощи между Воздухофлотским проспектом, Чоколовским бульваром и улицей Авиаконструктора Антонова (застройка 1926 года снесена в 1970-х — 1980-х годах).
Светофо́р (от свет + греч. φορός «несущий») — оптическое устройство, подающее световые сигналы, регулирующие движение автомобильного, железнодорожного, водного и другого транспорта, а также пешеходов на пешеходных переходах.
Пешехо́дный перехо́д — специальная область на проезжей части дороги, выделенная для перехода пешеходов на другую сторону улицы или дороги, либо искусственное сооружение над или под проезжей частью для тех же целей. Согласно правилам дорожного движения, пешеходный переход обычно обозначен специальными дорожными знаками или разметкой.
Воскресенка (изначально — Воскресенский массив) (укр. Воскресенка, Воскресенський масив) — жилой массив в Днепровском районе г. Киева, на бывшей Воскресенской слободке. Основная застройка — 1961—1968 гг, начало 1980-х гг. Авторы проекта — архитекторы А. А. Дубинская, М. С. Кантор, О. Б. Кривоглаз, А. Н. Лобода и М. Р. Либерберг. Состоит из четырёх микрорайонов. В каждом микрорайоне — культурно-бытовой комплекс, детские и торговые предприятия. В западной части массива — озеро Радужное. Основные магистрали...
Камер-Коллежский вал — земляная насыпь со рвом и заставами, а затем кольцо улиц в Москве, следующее за Садовым кольцом, последнее укрепление Москвы. Периметр кольца — 37 км. Учреждён в 1742 году как таможенная граница Москвы.
Жерно́вка — исторический район в восточной части Санкт-Петербурга. Название происходит от деревни (известна с 1778 года), находившейся на левом берегу реки Жерновки (Лапки) при впадении её в Охту.
Соцго́род (Соцгородок) (укр. Соцмісто) — жилой массив комплексной застройки типа соцгород в Днепровском районе Киева, в центре Дарницы (первый на левобережье), и прилегающая к жилмассиву промышленная зона. Расположен между Броварским проспектом, Русановкой, Березняками, линией железной дороги и Старой Дарницей. В 1950-е — 1960-е годы был почти полностью застроен пятиэтажными домами. Также с 2010 года на месте бывшего резино-регенераторного завода «Вулкан» застраивается высотный жилой комплекс «Комфорт...
Малые архитектурные формы (МАФ) — вспомогательные архитектурные сооружения, оборудование и художественно-декоративные элементы, обладающие собственными простыми функциями и дополняющие общую композицию архитектурного ансамбля застройки. Некоторые из элементов МАФ не несут утилитарных функций и имеют исключительно художественно-декоративное назначение. Малые архитектурные формы могут играть важную роль в архитектурном ансамбле. В ландшафтном дизайне они являются одними из основных элементов декоративного...
Да́чное — исторический район на юго-западе Санкт-Петербурга, между Автово и Ульянкой.
«Магистра́ль » — программа оптимизации маршрутной сети общественного транспорта Москвы. В рамках «Магистрали» проведена реорганизация маршрутов магистрального, межрайонного и социального значения, были изменены прямые маршруты, связывающие центр города и другие районы, а также организована сеть дополнительных связей в пределах Центрального административного округа. С осени 2018 года начата реорганизация маршрутов за пределами ЦАО. Система официально запущена 8 октября 2016 года.
Весёлый Посёлок — исторический район Санкт-Петербурга. Расположен на правом берегу реки Невы. Входит в состав Невского района. Является частью исторического района Правый берег Невы.
Упоминания в литературе (продолжение)
Эта площадь появилась как пространственный городской интервал в Бульварном кольце между Петровским и Рождественским
бульварами по вертикали и Неглинной улицей и Цветным бульваром по горизонтали. Само Бульварное кольцо, как известно, замкнутым не является. Оно по широкой дуге подковой растянулось от Пречистенских до Яузских ворот вдоль исторических границ бывшего «Белого города» Москвы, названного так по цвету защитной каменной стены, сложенной из белого известняка. Эта стена, опоясывающая тогдашнюю Москву, оставляла за своей спиной посады, свободные от городских податей, в этом смысле формируя «белый» город.
Образовавшийся после сноса стены проезд
бульваром формально не стал. Но зато в 1960-х годах был обновлен, расширен и засажен зеленью. Словом, приобрел такой вид, что вполне может считаться частью и даже, в нашем случае, началом Больших московских бульваров.
После Отечественной войны 1812 года произошли перемены, навсегда изменившие облик этого района. В 1817–1819 годах реку Неглинную убрали в подземную трубу. На месте ее русла сформировался
бульвар , на котором с середины XIX века устраивали цветочный торг. В окрестностях Цветного бульвара жили в основном купцы и мещане. Дворянские дома оставались здесь редкостью. В XIX столетии Трубная улица и ее переулки пользовались дурной славой: здесь располагалась легендарная Грачевка – район кабаков и домов терпимости, о котором писал журналист В. А. Гиляровский в книге «Москва и москвичи». Жители города старались обходить это место стороной. На рубеже XIX и XX веков возле Цветного бульвара развернулось массовое доходное строительство. В переулках между бульваром и Сретенкой прежняя малоэтажная деревянная и каменная застройка была сметена.
«Ни внутри, ни снаружи не видно никого, кроме работников, которые заполнили город, ворота и
бульвары , стены, временные укрепления и двойные палисады, рвы, листы, мосты и пролеты лестниц. В Тулузе не видно никого, кроме плотников, которые делают катапульты и другие орудия, мощные и действенные, которые не оставят в Нарбонском замке, против которого они будут направлены, ни одной целой башни, ни одного целого помещения, ни одного целого парапета, ни одной целой стены…»
Подъезжая к Кронштадту, морской первоклассной крепости, пассажир думает, что он попадет в царство камня, кирпича, железобетона. Но он приятно разочаровывается на первых же порах. С мостков пароходной пристани он входит в Первый городской
бульвар и затем, идя по городу, он поражен обилием бульваров, садиков, садов и парков в Кронштадте, и впечатление города камня и бетона скорее сменяется впечатлением города-сада. Всякое свободное местечко превращалось в садик, вдоль длинных стен докового Адмиралтейства или заборов дворов офицерских флигелей рассаживали дикий виноград, словом, стремились в этом городе-крепости посадить как можно более зелени. Посадка деревьев на этом бульваре была начата 20 октября 1893 года, а самый бульвар был открыт 25 июня 1894 года.
…Мчатся по Садовому кольцу потоки машин, и скапливаются у светофоров возле площади Восстания группы прохожих. Если стоять у выхода улицы Герцена на площадь, напротив высотного здания, за спиной окажется двухэтажный дом № 46, в котором жил Чайковский. Но не вид на густо-зеленый сквер, разбитый ныне у подножия здания со шпилями и башенками, взнесшими свою позолоту к небу, открывался композитору из его окон. Перед ним привычно белел непритязательный силуэт церкви Покрова на Кудрине, прихожанами которой были в свое время Грибоедов, чей дом на Новинском
бульваре сохранился в сильно перестроенном виде поныне (вернее – заново воспроизведен в камне), и живший поблизости Кюхельбекер. Небоскреб возведен как раз на месте этой церкви. Зато незыблемо, как и ныне, тянулся вдоль площади массивный фасад дома с грузным дорическим портиком, выстроенного словно на тысячелетие – Институт усовершенствования врачей. Это здание в XVIII веке принадлежало генералу Глебову, затем перешло в казну и с 1811 года, вплоть до революции, было занято Вдовьим домом – богадельней для вдов и сирот военных и чиновников. Постройку Вдовьего дома приписывают Казакову, и доподлинно известно, что после пожара 1812 года его восстанавливал Дементий Жилярди. Примерно тогда же, в двадцатых годах, был надстроен второй этаж.
Мадридцы, жизнь которых проходила в тесном сельском окружении, неустанно обращались к миру природы. Горожане охотно покидали душные жилища и устремлялись за город, в примыкавшие к нему лесные массивы, например, в расположенный за Мансанаресом Каса дель Кампо и уже со времен Филиппа II частично превращенный в загородный аристократический парк для гуляний. По праздникам на лоне природы устраивались веселые пикники, на которые выезжали семьями, с детьми, дружескими компаниями. Утвердилась прочная традиция вечерних аристократических прогулок в центре города. Особую популярность приобрело Пасео дель Прадо. Пасео означало место для гуляний, а название Прадо свидетельствовало о том, что в недавнем прошлом здесь находился луг. Так появился
бульвар , обсаженный аллеями тополей, с фонтанами и цветниками, где по вечерам играла музыка. На бульвар выходили окна и балконы строящихся дворцов и общественных зданий. Жителей бедных кварталов и предместий привлекали по праздникам многолюдные рынки, размещавшиеся на старых площадях, среди которых в так называемых нижних кварталах славилась площадь Себада.
Русский зодчий Федор Семенович Конь в 1585–1593 годы, в правление Бориса Годунова возвел вокруг Москвы третий пояс укреплений – белокаменные стены и башни. Стены толщиной до 6 метров, высотой до 10 метров тянулись по линии современного Бульварного кольца почти на 10 километров. Они защищали расположенные под их прикрытием великокняжеские усадьбы, резные боярские терема, монастыри. Возник Белый город. Стены его были разобраны через двести лет. Екатерина II в 1774 году распорядилась на их месте устроить
бульвары .
Резиденция правителя – Берлинский, или Городской, замок – находилась на острове и вместо крепостного рва была окружена водами Шпрее. Курфюрст не скрывался за толстыми стенами: каждое утро ворота крепости широко распахивались, чтобы пропустить пышную свиту на мост, названный Собачьим из-за псов, всегда сопровождавших кавалькаду всадников. Чаще всего такие вылазки совершались ради охоты, благо в ближайшем к замку лесу Тиргартен водились олени. Путь к охотничьим угодьям указывала тянувшаяся от моста прямая аллея. Проложенная еще при Асканиях, дорога была широка и всегда расчищена, словом, хороша всем, кроме окружающего вида: простиравшиеся до горизонта пески, камни, редкие пожелтевшие кусты. Такой пейзаж, безусловно, не радовал владыку, который одинаково высоко ценил и удобство, и красоту. Гораздо приятнее конные прогулки проходили после 1647 года, когда Фридрих-Вильгельм приказал уложить на песок вдоль дороги плодородную почву и засадить весь путь от замка до леса молодыми липами. Именно так в Берлине появилась улица Унтер-ден-Линден (нем. Unter den Linden) – «бесконечный»
бульвар под липами, где сегодня соединяются разные времена и стили, где старинные особняки и ультрасовременные постройки из стеклобетона выглядят свидетелями далекого прошлого и новейшей истории.
В древних городах мира это явление проявляется в том, что многие памятники далекого прошлого погрузились на дно рвов или канав, расположенных на несколько метров ниже уровня современных улиц. Проезжая по Виа деи Фори Империали, современному
бульвару , соединяющему площадь Венеции с Колизеем, турист вынужден смотреть вниз – и довольно глубоко, – чтобы увидеть Римский форум, а также форумы более поздних императоров. А для того, чтобы увидеть руины древних зданий, которые две тысячи лет назад стояли на улицах императорского Рима, купаясь в солнечных лучах, нужно спуститься в пещеры, которые теперь находятся под землей.
Современная площадь Яузских ворот в официальных городских справочниках имеет границы: «между Яузским
бульваром , Яузской ул., Устьинским пр. и ул. Солянка». В натуре это прямоугольник московской земли размером приблизительно тридцать на двадцать метров, на котором когда-то стояли Яузские ворота Белого города, а сейчас проложены трамвайные рельсы. Это перекресток, по которому движется транспорт с Солянки к Яузскому мосту от Яузского бульвара на Устьинский мост.
С 1827 года гулянья «на горах» и «под качелями» постоянно устраивались на Адмиралтейской площади. Дважды в год здесь возникал увеселительный городок, растянувшийся на полверсты – от Дворцовой до Исаакиевской площади, с двумя линиями многочисленных построек. Первую линию занимали большие балаганы, обращенные фасадами в сторону Невского проспекта. Вдоль Адмиралтейства тянулись две катальные горы. Всего на площади в самом центре Петербурга возводилось до шестнадцати балаганов. «Никогда не бывало такового количества комедий или балаганов, заключавших большое разнообразие в представлениях, – говорилось в обозрении Пасхального гулянья 1827 года. – Кроме двух летних гор, разного рода каруселей и качелей – парижских, маховых, круглых и т. п., было 14 сараев, выстроенных вдоль Адмиралтейского
бульвара , кои с пестрыми флагами своими и разноцветными вывесками походили на какой-то китайский или японский городок. <…> Экипажи ездили в три или четыре ряда мимо качелей». К середине XIX века на Адмиралтейской площади появляются карусели в виде пароходов и паровозов, ударные силомеры, «механические музеи» с автоматами и даже «американские круговые велосипеды».
На Соборной улице и
Бульваре Кавур (Corso Cavour) в изобилии продается местная керамика, ее простые средневековые узоры самые красивые в области. С правой стороны от Бульвара Кавур расположены дворец и площадь Пополо (Piazz Popolo), занятая в современном Орвието автостоянкой.
Под номером 5 на Тверском
бульваре значилось два строения. К меблированным комнатам «Малороссия» примыкало здание 1850 года, автор которого забыт. А то, что находилось на углу с Малой Бронной, построил вскоре после Кампиони архитектор Василий Загорский. Самое известное его творение – здание Московской консерватории с Большим залом. В центре на разных улицах сохранилось десять его особняков и доходных домов. Среди них тот, что под номером 7, на другом углу бульвара и Малой Бронной улицы. О нем – позднее.
Набережная Круазет. Самое известное место в Каннах благодаря Международному кинофестивалю – длиннющая набережная, сосредоточение светской жизни Канн. В начале прошлого века набережная представляла собой
бульвар королей и музыкантов. Бульвар проложен в середине девятнадцатого века, по дороге, которая возникла еще в эпоху римского правления. Своим названием Круазет обязана старинному кресту, возвышающемуся на кромке мыса, отделяющего рейд Канн от рейда Гольф-Жуан. Вдоль Круазет расположились открытые кафе, особняки, магазины и известнейшие всему миру отели: Хилтон, Карлтон, Мажестик, Сплендид и другие. Набережная очень красивая, с выстроившимися в ряд пальмами. Круазет можно назвать витриной Канн, здесь расположены бутики самых известных кутюрье и производителей товаров самых известных мировых брендов: Диора, Ив-Сен-Лорана, Лакруа, Шанель, Гермеса, Виттона.
Рельеф этого района плоский, и здесь издавна было заболоченное, влажное место – Козье болото, как оно называлось в старину. Отсюда вытекали ручей Черторый, а также притоки реки Пресни – речки Кабаниха и Бубна, образовавшие пруды на территории зоопарка. Благодаря влажной почве в этой местности издавна развивалось огородничество, и еще в конце XVIII в. часто встречались пустыри с огородами. До нашего времени сохранился единственный свидетель когда-то многочисленных здесь озёрец, прудов и речек – Патриарший пруд. Свое происхождение он ведет от прудов, устроенных в 1683–1684 гг. патриархом Иоакимом на Козьем болоте, в своей Патриаршей слободе. У стен Белого города в XVI–XVII вв. значительное пространство было не застроено в оборонительных целях, и поэтому многие улицы не доходили до крепостной стены. С уменьшением опасности вражеского вторжения это пространство стало застраиваться, крепостные стены снесли, и на их месте разбили Бульварное кольцо, но следы старинной планировки остались – как и раньше, Спиридоновка и Гранатный переулок не доходят до
бульвара .
Идущий влево в сторону Тверского
бульвара Сытинский переулок не имеет отношения к Ивану Дмитриевичу. До революции едва ли не большинство переулков назывались по фамилии кого-то из домовладельцев – самого известного, или самого богатого, или просто владевшего самым крупным участком. Этот дом в стиле классицизм принадлежал капралу Измайловского полка Андрею Сытину, о котором никакой информации не сохранилось.
Их на площади много: монументальный фонтан «Бык, раздирающий дракона»; памятник великому сказочнику Гансу Христиану Андерсену, именем которого назван прилегающий
бульвар – одна из центральных магистралей города; башня с огромным термометром и площадкой, на которой в ненастную погоду появляется позолоченная девушка с зонтом, а если солнечно, то девушка выходит с детской коляской, чтобы спокойно прогуливать своего малыша. А построенный на народные деньги памятник народному ополчению изображает изнуренного в боях бывалогосолдата, поддерживающего смертельно раненного горниста. Наконец, на площади – невысокий, четырехгранный гранитный «нулевой столб», от которого отсчитывается километраж автомобильных дорог, веером расходящихся из Копенгагена по всей стране.
Между нынешними Малой Дмитровкой и Цветным
бульваром , южнее Каретных переулков, у Петровских ворот стены Белого города в XVII в. находилась крупная стрелецкая слобода, в которой насчитывалось до 1000 дворов. В память о том, что здесь в XVII в. располагался стрелецкий полк полковника Никифора Колобова, в 1922 г. были названы 1, 2 и 3-й Колобовские переулки. Приходской церковью здешних стрельцов была Знаменская церковь, упоминаемая в источниках как деревянная с 1635 г. В камне она была перестроена в 1676–1681 гг. Еще одной церковью здесь был храм Спаса Преображения «на Песках, в стрелецкой слободе за Петровскими воротами», находившийся в нынешнем Большом Каретном переулке. Впервые в документах он упоминается с 1621 г., хотя, вероятно, существовал уже в XVI в. В 1657 г. он значится деревянным, хотя по соседству возводился уже каменный.
Теперь, при Траяне, Париж хоть и небольших размеров, но обладает всеми чертами типичного римского города. Поражаешься, если представить, что там, где сейчас форум, вырастут здания современной улицы Суфло, а там, где находятся две термы Лютеции, мы столкнемся с туристами, выходящими из метро между
бульваром Сен-Мишель и бульваром Сен-Жермен, или увидим великолепные интерьеры Коллеж-де-Франс…
Первый проект строительства московского метро предложил в 1902 г. инженер П.И. Балинский. По его замыслу, в городе частично под землей, а частично по эстакадам прокладывалась железная дорога. Основная диаметральная линия по проекту пролегала из Петровско-Разумовского в Замоскворечье через Красную площадь, где должен был появиться центральный вокзал для пассажиров. Две кольцевые линии пролегли бы по
бульварам и Садовому кольцу. Общая длина трасс составила бы 100 км.
Впервые идея Тверской-2 возникла уже в начале 1920-х годов. На плане, разработанном научным советом «Новая Москва»[81] в 1918–1923 годах, можно разглядеть некое подобие дублера, ответвляющегося от Тверской примерно в том месте, где сейчас стоит Центральный телеграф, и тянувшегося до пересечения с Тверским
бульваром .
Газета «Северная пчела» тогда сообщала по этому поводу: «Теперь канал покрыт сводами. Во всю длину устроен прелестный
бульвар с тротуарами, осененными в четыре ряда липами».
Музей истории и археологии. Музей находится на
бульваре Амираль де Грасс, который приводит к великолепному бастиону под названием Сент-Андре. Тут расположился историко-археологический музей. В музее Bastion Saint-Andre можно проследить за основными вехами в истории Антиб, можно увидеть реконструированный корабль римлян и предметы греко-римской эпохи. Широко представлены в музее экспонаты, найденные во время многочисленных наземных и подводных археологических экспедиций.
Поистине кладезем для археологов и охотников за кладами стали заваленные строительным мусором старинные колодцы и бывшие выгребные ямы. При строительстве на Цветном
бульваре роскошного здания под названием «Палаццо на Цветном» был обнажен колодезный сруб, сделанный в XVII веке на берегу Неглинки, ныне текущей под бульваром в бетонной трубе. Кладоискатели, договорившись с рабочими, сняли несколько нижних венцов сруба и извлекли из наполнявшей колодец земли несколько абсолютно целых глиняных сосудов.
Лучшим местом для вечерних прогулок будет
Бульвар Солей — Бульвар Солнца, протянувшийся вдоль побережья. Бульвар украшен пышными цветами, здесь можно гулять часами и наслаждаться панорамой города.
Париж имеет большое международное значение – здесь находятся штаб-квартиры ЮНЕСКО, ОЭСР и Международной торговой палаты. Он по праву считается не только столицей Франции, но и всего западного мира. Париж – торговый центр страны. Город опоясан скоростной автомобильной кольцевой дорогой –
бульваром Периферик, соединенной с радиальной автострадами и всей сетью автомобильных дорог Франции. К столице со всех концов страны сходятся главные железнодорожные магистрали. Воздушные «ворота» Парижа – аэропорты Орли и Бурже – ежегодно пропускают более трех миллионов пассажиров и большое количество грузов.
Дорожки между домами, тротуары торговых улиц, типа Форд-хэм-роуд в Бронксе, Ностранд-авеню в Бруклине,
бульвара Виктории на Статен-Айленде или Флэтбуш-авеню в Бруклине, или лабиринт узких улочек в манхэттенских Чайна-тауне и Маленькой Италии[145], – это пространства, на которых протекает повседневная жизнь ньюйоркцев, где они ощущают энергетику города и объединяются с ней.
Несмотря на то что район промышленный, площадь зеленых насаждений на его территории составляет 2525,64 гектара. Здесь расположены парк Лесотехнической академии и Сосновский, Шуваловский, Удельный, Левашовский парки, а также многочисленные
бульвары , скверы и сады. Общепризнано, что по количеству зеленых насаждений на каждого жителя Санкт-Петербурга Выборгский район занимает первое место в городе.
У курортников в Германии много возможностей. В Вашем распоряжении целебные источники, термы, грязевые ванны, целебный климат, морские ванны и водолечебные курорты по Кнайпу. По своей планировке курортные города – это настоящие жемчужины с ухоженными парковыми насаждениями, обилием цветов и фонтанов, тенистыми променадами и прогулочными
бульварами в очаровательном окружении. В них находятся отели, пансионаты и санатории с богатыми традициями и опытным обслуживающим персоналом. Сами лечебные учреждения оборудованы по последнему слову техники и имеют собственные спортивные площадки. Обширная развлекательная программа вносит разнообразие в отдых на курорте: это концерты, театральные постановки, экскурсии к природным и культурным достопримечательностям, памятникам архитектуры или захватывающий шоппинг по магазинам.
Много споров существует по поводу происхождения названия урочища, известного еще с XVI в. Одни утверждают, что местность названа так по глубокому оврагу, по которому протекал в древности ручей Черторый, или Черторой. Ручей вытекал из Козьего болота, струился вдоль современного Гоголевского
бульвара и нес свои бурные воды в Москву-реку. Московиты называли обычно такие овраги чертороями. «Словно черт рыл», – говорили они, крестясь и поминая недобрым словом нечистую силу. Эта точка зрения достаточно широко распространена сегодня.
Западнее от
бульвара Мартина Лютера Кинга расположен район SоWeBо. Название района произошло от сокращенного «Юго–западный Балтимор». Район очень опасный ночью и весьма колоритный днем.