Связанные понятия
Путепрово́д — один из видов мостовых сооружений, пропускающий дорогу над другой дорогой. Путепроводы являются незаменимой частью транспортных развязок.
Кругово́й перекрёсток — это перекрёсток, где приближающиеся транспортные средства замедляются и начинают круговое движение вокруг центрального «острова» в направлении против часовой стрелки на дорогах с правосторонним движением либо по часовой стрелке на дорогах с левосторонним движением, до выезда на одном из поворотов (ответвлений) с кругового перекрёстка.
Эстака́да (фр. estacade) — протяжённое инженерное сооружение, состоящее из ряда однотипных опор и пролётов, предназначенное для размещения дороги или инженерных коммуникаций выше уровня земли с целью обхода занятой территории (чаще всего в городах) или транспортных потоков. Эстакады зачастую используют в качестве эстакадного подъезда к пролёту моста, а иногда для отделения автомагистрали от городской инфраструктуры (зачастую в метро).
Упоминания в литературе
В наше время автомобильные трассы являются довольно сложными инженерными сооружениями. Это утверждение вполне справедливо для всех частей дорог, не говоря уж о мостах, тоннелях и
транспортных развязках , и, как любое инженерное сооружение, дороги имеют свой предел прочности. Достаточно совсем недолго использовать дорогу для проезда более тяжелых грузовиков, чем это было учтено при проектировании трассы, и дорога «поплывет».
Учитывая особое значение городского транспорта, являющегося источником 60–80 % шумов, проникающих в жилые и общественные здания, большое значение имеют регулирование транспортных потоков в городе, выделение городских и районных магистралей. Рациональное их распределение позволяет снизить интенсивность шума на жилых территориях, в помещениях. С этой целью вводятся также одностороннее движение транспорта на ряде улиц и ограничение движения грузового транспорта в ночное время, создаются
транспортные развязки и принимаются меры к выводу транзитных потоков на окружные дороги.
Еще одним вариантом получения площадок для точечной застройки является вывод за пределы крупных городов промышленных коммунальных и складских объектов, особенно по престижным направлениям и инвестиционно-привлекательным местам. Например, по данным НИИ Генплана Москвы, в столице имеется 68 промзон с неблагоприятными и 25 – с крайне неблагоприятными экологическими условиями (см. таблицу 1.3.2), при этом в городе действует, правда с переменным успехом, программа перебазирования около 170 предприятий-загрязнителей. Однако жилье (обычно бизнес-класса), возведенное по границам промзон, имеет и ряд существенных недостатков: не очень хорошая экология, плохие
транспортные развязки , слишком «техногенная» архитектурная среда, наличие вблизи «рабочих городков» с преимущественно маргинальным населением и ряд других.
Еще одним вариантом получения площадок для точечной застройки является вывод за пределы крупных городов промышленных коммунальных и складских объектов, особенно по престижным направлениям и инвестиционно-привлекательным местам. Например, по данным НИИ Генплана Москвы, в столице имеется 25 промзон, при этом в городе действует, правда с переменным успехом, программа перебазирования около 170 предприятий-загрязнителей. Однако жилье (обычно бизнес-класса), возведенное по границам промзон или даже на территории бывших заводов и фабрик, имеет ряд существенных недостатков: не очень хорошая экология, плохие
транспортные развязки , слишком «техногенная» архитектурная среда, наличие вблизи «рабочих городков» с преимущественно маргинальным населением и ряд других.
– увеличение пропускной способности городских улиц за счет размещения в подземном пространстве гаражей-паркингов для легкового транспорта, устройство подземных
транспортных развязок в крупных грузонапряженных узлах, что помимо основной задачи позволит оздоровить экологическую обстановку в городе;
Уже в конце XVIII в. в Париже был изобретен пассаж – крытый остекленный переход между соседними улицами, после чего пассажи возникли во всех крупных городах, а в Милане пассаж разросся настолько, что получил собственное имя: Галериа. Ее перекрестье двух пассажей под стеклянным куполом создало новый образец, немедленно воспроизведенный в Неаполе и других местах. Отсюда был уже только шаг до создания нового качества. Когда автомобильное движение превратило почти все площади в
транспортные развязки , площадь стали уводить в интерьер, соединяя ее с торговыми, а затем и торгово-развлекательными центрами.
Откройте из диска сцену Ландшафт для дороги-1.max. Сцена состоит из слегка холмистого ландшафта и небольшой
транспортной развязки (рис. 2.6).
Мост с огромной
транспортной развязкой , ведущий в Митино. Собственно Митинский метромост ожидается в 2010–2011 гг. Он строится на Митинском радиусе Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена, между станциями «Мякининская» и «Волоколамская».
Связанные понятия (продолжение)
Пешехо́дный перехо́д — специальная область на проезжей части дороги, выделенная для перехода пешеходов на другую сторону улицы или дороги, либо искусственное сооружение над или под проезжей частью для тех же целей. Согласно правилам дорожного движения, пешеходный переход обычно обозначен специальными дорожными знаками или разметкой.
Прое́зжая часть — элемент дороги или дорожного сооружения, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
Бессветофорное движение — концепция организации дорожного движения, основанная на том, что на некоторых видах перекрёстков для безопасного разъезда автомобилей не требуется светофор (траектории транспортных средств пересекаются исключительно во время перестроения). Подходящие типы перекрёстков...
Подземный пешеходный переход обычно состоит из тоннеля под проезжей частью, железной дорогой или рекой и ведущих к нему ступеней, расположенных на пешеходных дорожках. Часто ступеньки оборудованы наклонными дорожками для спуска велосипедов, детских и инвалидных колясок, однако не всегда удобными.
Кольцевая автомобильная дорога (КАД) — автомобильная трасса вокруг крупных населённых пунктов, мегаполисов, либо их агломераций, главное предназначение которой — снизить нагрузку транзитного транспортного потока на центр города.
Выделенная полоса для движения общественного транспорта (согласно Правилам дорожного движения России «Полоса для движения маршрутных транспортных средств») — полоса, предназначенная для придания приоритета общественному транспорту в общем движении. Полоса может находиться в любом месте дороги, не только у бордюра со стороны основного движения (справа при правостороннем).
Моско́вский авто́бус — сеть автобусных маршрутов города Москвы. Основной вид наземного муниципального общественного транспорта города. Сеть городских автобусов затрагивает не только территорию столицы, но и ряд городов-спутников в Московской области, а также районы Московской области, такие, как Ленинский, Одинцовский, Наро-Фоминский, а также городские округа Домодедово, Химки и Подольск. Также маршрутами охвачен эксклав Зеленоградский округ — маршруты в основную часть Москвы и местные маршруты...
«Магистра́ль » — программа оптимизации маршрутной сети общественного транспорта Москвы. В рамках «Магистрали» проведена реорганизация маршрутов магистрального, межрайонного и социального значения, были изменены прямые маршруты, связывающие центр города и другие районы, а также организована сеть дополнительных связей в пределах Центрального административного округа. С осени 2018 года начата реорганизация маршрутов за пределами ЦАО. Система официально запущена 8 октября 2016 года.
Московский трамва́й — система трамвайного движения в Москве. Торжественное открытие состоялось 25 марта (6 апреля) 1899 года. Регулярное движение трамвая от Бутырской заставы до Петровского парка открылось на следующий день 26 марта (7 апреля). Московское трамвайное хозяйство эксплуатируется организацией ГУП «Мосгортранс». На февраль 2019 года действует 46 маршрутов, которые обслуживаются пятью депо, объединёнными в единый филиал «Трамвайное управление». На сегодняшний день является крупнейшей в...
Служебная соединительная ветвь (соединительная ветвь, ССВ; другие названия — межлинейник, передаточный тоннель) — соединительный участок линий метрополитена, использующийся для перевода составов с одной линии на другую. В различных транспортных системах может использоваться или не использоваться для пассажирского движения. Так, в Московском метрополитене пассажирское движение по ССВ осуществляется только между Арбатско-Покровской линией и Солнцевским радиусом Калининско-Солнцевской линии, между Большой...
Тупи́к — по Далю, недоу́лок, «глухой заулок, мешок, непроходная улка». Исторически — тип улицы, не имеющей сквозного проезда; закрытая от сквозного проезда дорога.
Оборо́тный тупи́к — часть станции метрополитена, легкорельсового транспорта или трамвая, предназначенная для разворота подвижного состава.
Центральная дуговая магистраль (ЦДМ) — автотранспортная система в Санкт-Петербурге, соединяющая Приморское и Петергофское шоссе в обход исторического центра. Общая длина всех улиц около 50 км.
МЦД-4 «Апрелевка – Железнодорожный» — четвёртая линия Московских центральных диаметров, планируемая к запуску в 2021 году. Маршрут, связывающий подмосковные города Апрелевка и Железнодорожный, пролегая через территорию Москвы, соединяет Киевское и Горьковское направления Московской железной дороги и будет иметь длину 85 км с 35 остановочными пунктами. При этом первоначально маршрутом предполагалось соединить города Апрелевку на Киевском направлении и Королёв на Ярославском направлении МЖД.
Это статья о транспортно-пересадочном узле. Для других значений см. ТПУТранспортно-пересадочный узел (сокращённо ТПУ) — пассажирский комплекс, выполняющий функции по перераспределению пассажиропотоков между видами транспорта и направлениями движения. Как правило, ТПУ возникают в крупных транспортных узлах с целью оптимизации перевозочного процесса.
Подробнее: Транспортно-пересадочный узел
Вилочное движение — способ организации движения рельсового пассажирского маршрутного транспорта (метрополитена, трамвая, S-Bahn), при котором линия имеет разветвление и часть поездов направляется по одному ответвлению, а часть по другому.
Кросс-платформенная пересадка — пересадка с одного направления движения на другое в метрополитене или на железнодорожном транспорте, осуществляемая переходом на другую сторону той же платформы, а не переходом на другую станцию или платформу. Как правило, при такой организации движения в пересадочный узел входят две платформы, на каждую из которых прибывают поезда разных линий, движущиеся приблизительно в одном направлении.
Надземный пешеходный переход — внеуличный пешеходный переход, выполненный в виде инженерного сооружения, расположенного над проезжей частью либо железнодорожными путями. Зачастую ошибочно именуется пешеходным мостом.
Путево́й съезд — соединение двух железнодорожных путей с применением стрелочных переводов (по которому подвижной состав может съехать с одного пути на другой). Съезды — типичный элемент путевого развития железнодорожных станций.
Перехва́тывающая парко́вка — стоянка, располагающаяся вблизи автотранспортных путей следования населения из места проживания (как правило, периферийные, жилые зоны города) в места осуществления трудовой деятельности (если она осуществляется в деловой части города, то такие места, как правило, находятся в центре городского пространства). Перехватывающие парковки позволяют уменьшить загруженность автотранспортной системы города, освободив её от части личного автотранспорта. Обычно размещаются вблизи...
Магистральная улица — вид улиц в России и Беларуси. Магистральные улицы связывают между собой районы и социально-значимые объекты города, обеспечивают подъезд к внешним автомобильным дорогам. На них приходится основной поток движения общественного транспорта в городе.
Светофо́р (от свет + греч. φορός «несущий») — оптическое устройство, подающее световые сигналы, регулирующие движение автомобильного, железнодорожного, водного и другого транспорта, а также пешеходов на пешеходных переходах.
Наземная станция — обобщающее название нескольких типов станций метрополитена, отличительной особенностью которых является расположение непосредственно на поверхности. Существует два типа наземных станций: открытые и крытые.
Станция мелкого заложения — станция, заложенная на такой глубине, при которой она сооружается открытым способом.Строительство станций мелкого заложения в большинстве случаев ведётся в открытом котловане, закреплённом расстрелами с помощью типовых конструкций из сборного либо монолитного железобетона.
Остано́вка обще́ственного тра́нспорта — специально отведённое общественное место, предназначенное для посадки/высадки пассажиров рейсового наземного общественного транспорта (автобус, троллейбус, трамвай, маршрутное такси).
Тротуа́р (фр. trottoir, в прям. смысле «место для шагания», устар. панель) — каменная, деревянная или асфальтовая пешеходная дорожка, располагающаяся сбоку или по бокам улицы, приподнятая над поверхностью земли или проезжей частью и обрамлённая бордюром для функционального отделения от неё.
МЦД-2 «Нахабино – Подольск» — вторая линия Московских центральных диаметров, планируемая к запуску в 2019—2020 годах. Маршрут, связывающий подмосковные города Нахабино и Подольск, пролегая через территорию Москвы, соединяет Рижское и Курское направления Московской железной дороги и будет иметь длину 80 км с 38 остановочными пунктами на нём, который будет преодолеваться за 116 минут. Маршрут предполагает 15 остановочных пунктов с пересадкой на метро, МЦК и другие железнодорожные направления.
Московский троллейбус — троллейбусная сеть Москвы, крупнейшая троллейбусная сеть в мире по длине контактной сети и числу машин подвижного состава (по 2015-й год).
Челно́чное движе́ние — способ организации движения рельсового пассажирского маршрутного транспорта (метрополитена, трамвая), при котором один и тот же поезд двигается в обе стороны по одному и тому же пути, без оборота в конечных пунктах.
Станция метрополитена — остановочный пункт, предназначенный для посадки/высадки пассажиров метрополитена (метро).
Полоса движения — продольный участок проезжей части, шириной достаточной для движения автомобилей в один ряд.
МЦД-1 «Одинцово – Лобня» — первая линия Московских центральных диаметров, планируемая к запуску в 2019—2020 годах. Маршрут, связывающий подмосковные города Одинцово и Лобню, пролегая через территорию Москвы, соединяет Савёловское и Смоленское направления Московской железной дороги и будет иметь длину 52 км и 28 остановочных пунктов, который будет преодолеваться за 80 минут с интервалом в час пик 5—6 минут. Маршрут предполагает 12 пересадочных остановочных пунктов на метро, МЦК и другие железнодорожные...
Колонная станция глубокого заложения — разновидность станции метрополитена, находящейся на большой глубине. Представляет собой центральный и два боковых зала, взаимопересекающиеся разомкнутые кольца обделок которых опираются на общий для каждой пары залов конструктивный элемент — колонну. В зависимости от типа станции кольца обделок передают нагрузку на колонны через клинчатые перемычки либо через прогоны, образуя колонно-прогонный комплекс.
Ю́го-За́пад — исторический район на юго-западе Санкт-Петербурга. Бо́льшая (западная) часть района расположена в Красносельском районе, меньшая (восточная) — в Кировском районе города. Граница между районами проходит по проспекту Маршала Жукова.
Пике́т (от фр. piquet — кол) — точка разметки расстояния на железнодорожных линиях, как правило, с шагом 100 м. На местности обозначается столбиком (пикетным знаком) с цифровым обозначением на обочине железнодорожного пути.
Моско́вский железнодоро́жный у́зел — единый железнодорожный комплекс, сложившийся и функционирующий в масштабах Московского региона. Сформировался к концу XIX века. До настоящего времени сохраняет основной объём пассажирских и грузовых перевозок. Московский узел — крупнейший железнодорожный узел в СНГ и один из крупнейших в мире.
Станция глубокого заложения — станция заложенная на такой глубине, при которой она сооружается закрытым способом без вскрытия дневной поверхности грунта .
Екатеринбу́ргский метрополите́н (до 1992 года — Свердло́вский метрополите́н) — система линий метрополитена в Екатеринбурге. Последняя — тринадцатая — система метрополитена, открытая в СССР. Первый на Урале. Шестой метрополитен в России. Отличается высоким удельным пассажиропотоком как в расчёте на километр путей, так и на одну станцию, занимая по этим показателям 4-е место в России, уступая московскому, петербургскому и новосибирскому метрополитенам.
Проспе́кт (от лат. prospectus — вид будущего, вид развития, проектирование будущего, перспектива проекта) — как правило, длинная, прямая и широкая улица в городе, возможно, обсаженная зеленью. Согласно Строительным нормам и правилам проспект не относится к типологии улиц, выбор названия для него происходит произвольно. По универсальной десятичной классификации проспекты входят в группу с кодом 625.712.1 (Магистральные дороги. Автомагистрали. Проспекты. Кольцевые дороги. Городские автострады).
Нижний Новгород находится на слиянии двух крупных рек: Оки и Волги. Наибольшее естественное препятствие представляет Ока (изначально город закладывался как крепость на крутых берегах Оки и Волги) — она разделяет город на две приблизительно равные части.
Подробнее: Нижегородские мосты
Линия — один из типов улиц. Улицы-линии существуют в городах России (Санкт-Петербург, Брянск, Владимир, Кольчугино, Грозный, Златоуст, Нальчик, Краснодар, Ростов-на-Дону, Рязань, Омск, Маркс и Саратов ), Латвии (Рига и Даугавпилс), Финляндии (Хельсинки), Беларуси (Новополоцк, Минск, причём в Минске в прошлом линии были в двух различных частях города), Казахстана (Алматы), Украины (Луганск, Киев, Макеевка). Ранее линии существовали в Барнауле, Петрозаводске и Донецке.
Южный речной порт — крупнейший грузовой речной порт в городе Москве, расположен в низинной юго-восточной части города на левом берегу реки Москвы. Построен в южной части бывшего Сукина болота. Ближайшие станции метро — «Кожуховская», «Печатники».