Связанные понятия
Бульва́р (фр. boulevard, от нем. bollwerk — укреплённый земляной вал) — аллея или полоса зелёных насаждений вдоль (обычно посреди) улицы (первоначально — на месте прежних городских валов), вдоль берега реки, моря, предназначенная для прогулок. Бульвары также служат для пешеходного движения, кратковременного отдыха, защищают тротуары и здания от пыли и шума. На бульварах размещают памятники и скульптуры, фонтаны, детские и спортивные площадки, кафе, торговые киоски, а также храмы и другие религиозные...
У́лица — мощеная дорога внутри населенного пункта, один из основных элементов городской инфраструктуры. Городские постройки (дома) нумеруются и привязываются к той или иной улице. Поэтому существует четная и нечетная сторона улицы. Названия улицы получают в честь известных людей, топонимов или праздников.
Переу́лок — небольшая улица, обычно являющаяся поперечным соединением двух более крупных продольных улиц.
Пло́щадь — открытое, архитектурно организованное, обрамлённое зданиями и зелёными насаждениями пространство, входящее в систему городских пространств.
Пешехо́дная зо́на — городская территория исключительно для пешеходного движения, где запрещено передвижение на автотранспортных средствах, за исключением автомобилей спецслужб, коммунальной техники, маршрутного транспорта, транспорта для инвалидов, а также обслуживания магазинов (при отсутствии альтернативного маршрута).
Упоминания в литературе
Новые улицы в Париже появились после 1860 года не только благодаря присоединению новых районов, но и вследствие той перестройки города, которую начиная с середины 1850-х годов осуществлял префект департамента Сена (в состав которого входил Париж) барон Жорж-Эжен Оссман (1809–1891). На месте прежнего переплетения узких улочек были проложены многочисленные просторные магистрали, такие, например, как
проспект Оперы и Севастопольский бульвар, бульвар Вольтера и Фридландский проспект на правом берегу, бульвары Сен-Мишель и Сен-Жерменский, улица Школ и Реннская улица на левом (как это ни кажется странным сейчас, до оссмановской перестройки этих и многих других улиц на карте Парижа не существовало).
Невский
проспект – почти ровесник Петербурга. Рождение улицы было связано с освоением левобережной части города. В начале 1710-х годов были проложены две прямые дороги – от Адмиралтейской верфи-крепости и от Александро-Невского монастыря – к старинному Новгородскому тракту (он проходил здесь по линии современного Лиговского проспекта). Дорога в направлении Адмиралтейства изначально служила главным въездом в новую столицу. В первой трети XVIII века она представляла собой березовую аллею с редкими строениями. Называли ее Большая перспективая. В 1738 году было дано официальное наименование: Невская Проспективая улица. Это имя связано с Александро-Невским монастырем (с 1797 года – лавра). Тогда же началась ее планомерная застройка между Мойкой и Фонтанкой.
Еще одна трудность в изучении истории магистралей связана с переменами в нумерации домовладений. Сегодня в большинстве случаев здания на магистралях числятся совсем под другими номерами, нежели восемьдесят лет назад. Первой причиной этого является, конечно, объединение улиц. Например, при включении Ярославского шоссе в
проспект Мира дом № 1 по шоссе превратился в дом № 81 по проспекту, дом № 2 получил № 102 и т. п.
Город разделялся на четыре части: Ингербург, Большой
проспект , Бомбардирская улица (слобода) и Малогатчинская. И хотя две части имеют в названии указание на принадлежность к городским магистралям, но при Павле I это все же были отдельные городские поселения, при которых начинали формироваться проспекты и улицы, объединенные в один прекрасный момент в общее городское поселение. Главная городская магистраль – Большой проспект (ныне – проспект 25 Октября) – частично освещалась керосиновыми фонарями и была вымощена булыжником.
Страдавшая от наводнений низменная часть острова Голодай, как тогда назывался остров Декабристов, стала включаться в городскую застройку в начале ХХ века. Здесь планировалось строительство нового современного района Петербурга. В 1912–1914 годах архитекторами Иваном Фоминым и Фёдором Лидвалем был составлен проект застройки всего окружающего района. От площади предполагалось проложить расходящиеся веером три магистрали. Из них впоследствии были проложены две: продолжение существовавшей с 1878 года Железноводской улицы и дорога через приморскую часть острова к берегу Финского залива, в 1915 году названная Северным
проспектом (ныне переулок Каховского). Территорию начали поднимать путём намыва песка со дна Малой Невы, которую было необходимо углубить для обеспечения безопасного судоходства. В 1912 году по проекту Ивана Фомина был построен первый из планируемых на полукружии площади дом (ныне дом № 2 по переулку Каховского), а в 1914 году по проекту Фёдора Лидваля – два дома на въезде в планируемый микрорайон (дома № 5 и № 7 на Парковой улице, нынешнем проспекте КИМа, получившим свое название от аббревиатуры, означающей международную молодёжную организацию «Коммунистический интернационал молодежи»). Этой организации уже давно нет, а её сокращенное название живёт в нашем городе!
Связанные понятия (продолжение)
Кругово́й перекрёсток — это перекрёсток, где приближающиеся транспортные средства замедляются и начинают круговое движение вокруг центрального «острова» в направлении против часовой стрелки на дорогах с правосторонним движением либо по часовой стрелке на дорогах с левосторонним движением, до выезда на одном из поворотов (ответвлений) с кругового перекрёстка.
Магистральная улица — вид улиц в России и Беларуси. Магистральные улицы связывают между собой районы и социально-значимые объекты города, обеспечивают подъезд к внешним автомобильным дорогам. На них приходится основной поток движения общественного транспорта в городе.
Сквер (англ. square — площадь) — благоустроенная и озеленённая территория внутри жилой или промышленной застройки.
Остано́вка обще́ственного тра́нспорта — специально отведённое общественное место, предназначенное для посадки/высадки пассажиров рейсового наземного общественного транспорта (автобус, троллейбус, трамвай, маршрутное такси).
Микрорайо́н (от греч. mikro — маленький и фр. rayon — радиус, район) — первичная единица городской жилой застройки, представляющая собою комплекс жилых домов и учреждений бытового обслуживания, примыкающая к транспортным магистралям.
Район Бегово́й — район в Северном административном округе города Москвы. Району соответствует внутригородское муниципальное образование муниципальный округ Беговой.
Центральная дуговая магистраль (ЦДМ) — автотранспортная система в Санкт-Петербурге, соединяющая Приморское и Петергофское шоссе в обход исторического центра. Общая длина всех улиц около 50 км.
Набережная — сооружение, окаймляющее береговую линию моря, реки. Набережная служит для придания берегу правильной формы, укрепления его, предохранения от размыва, для удобного прохода и проезда вдоль берега (городские набережные), для причала судов непосредственно к территории, облегчения передачи грузов, а также перехода пассажиров с берега на судно и обратно (портовые набережные). Набережные в городах — проезды (улицы), расположенные вдоль берегов и ограниченные с одной стороны городской застройкой...
Тупи́к — по Далю, недоу́лок, «глухой заулок, мешок, непроходная улка». Исторически — тип улицы, не имеющей сквозного проезда; закрытая от сквозного проезда дорога.
Ю́го-За́пад — исторический район на юго-западе Санкт-Петербурга. Бо́льшая (западная) часть района расположена в Красносельском районе, меньшая (восточная) — в Кировском районе города. Граница между районами проходит по проспекту Маршала Жукова.
Тра́нспортная развя́зка — комплекс дорожных сооружений (мостов, туннелей, дорог), предназначенный для минимизации пересечений транспортных потоков и, как следствие, для увеличения пропускной способности дорог. Преимущественно под транспортными развязками понимаются транспортные пересечения в разных уровнях, но термин используется и для специальных случаев транспортных пересечений в одном уровне.
Пороховы́е — исторический район на востоке Санкт-Петербурга (Красногвардейский район).
Рже́вка-Пороховы́е — район массового жилого строительства на востоке Санкт-Петербурга, расположенный на территории Красногвардейского административного района. Включает в себя муниципальный округ «Пороховые» и юго-западную часть муниципального округа «Ржевка». Площадь жилого района — 1200 га.
Меща́нский райо́н — район в северной части Центрального административного округа Москвы. Району соответствует внутригородское муниципальное образование муниципальный округ Мещанский.
Линия — один из типов улиц. Улицы-линии существуют в городах России (Санкт-Петербург, Брянск, Владимир, Кольчугино, Грозный, Златоуст, Нальчик, Краснодар, Ростов-на-Дону, Рязань, Омск, Маркс и Саратов ), Латвии (Рига и Даугавпилс), Финляндии (Хельсинки), Беларуси (Новополоцк, Минск, причём в Минске в прошлом линии были в двух различных частях города), Казахстана (Алматы), Украины (Луганск, Киев, Макеевка). Ранее линии существовали в Барнауле, Петрозаводске и Донецке.
Моско́вский авто́бус — сеть автобусных маршрутов города Москвы. Основной вид наземного муниципального общественного транспорта города. Сеть городских автобусов затрагивает не только территорию столицы, но и ряд городов-спутников в Московской области, а также районы Московской области, такие, как Ленинский, Одинцовский, Наро-Фоминский, а также городские округа Домодедово, Химки и Подольск. Также маршрутами охвачен эксклав Зеленоградский округ — маршруты в основную часть Москвы и местные маршруты...
Путепрово́д — один из видов мостовых сооружений, пропускающий дорогу над другой дорогой. Путепроводы являются незаменимой частью транспортных развязок.
Тротуа́р (фр. trottoir, в прям. смысле «место для шагания», устар. панель) — каменная, деревянная или асфальтовая пешеходная дорожка, располагающаяся сбоку или по бокам улицы, приподнятая над поверхностью земли или проезжей частью и обрамлённая бордюром для функционального отделения от неё.
Городско́й кварта́л или просто кварта́л (от лат. quartа — четверть) — наименьший элемент города; находится в окружении улиц и является центральным элементом градостроительства и городского дизайна.
Истори́ческий райо́н , истори́ческая ме́стность, в топонимике — особая разновидность урбанонимов — имён собственных внутригородских топографических объектов, выделяемых краеведами в урбанонимии крупных городов. В этой коннотации под «исторической местностью» (районом) подразумеваются географические названия местностей и имена населённых пунктов, существовавших в предыстории на территории соответствующего современного мегаполиса или его городских районов.
Весёлый Посёлок — исторический район Санкт-Петербурга. Расположен на правом берегу реки Невы. Входит в состав Невского района. Является частью исторического района Правый берег Невы.
Радужный массив (массив Серова-Радужный) (укр. Райдужний масив) — жилой массив в Днепровском районе г. Киева. Расположен северо-западнее Воскресенского массива на левом берегу Днепра.
Подземный пешеходный переход обычно состоит из тоннеля под проезжей частью, железной дорогой или рекой и ведущих к нему ступеней, расположенных на пешеходных дорожках. Часто ступеньки оборудованы наклонными дорожками для спуска велосипедов, детских и инвалидных колясок, однако не всегда удобными.
Кольцевая автомобильная дорога (КАД) — автомобильная трасса вокруг крупных населённых пунктов, мегаполисов, либо их агломераций, главное предназначение которой — снизить нагрузку транзитного транспортного потока на центр города.
Александровская слободка (укр. Олекса́ндрівська слобі́дка) — историческая местность Киева, расположена в Соломенском районе города.
Парки культуры и отдыха — культурно-просветительские учреждения в странах бывшего СССР и других социалистических стран.
Красногварде́йская площадь (с 1983 по 1988 год — площадь Бре́жнева) — площадь в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга, находящаяся на пересечении Большеохтинского и Среднеохтинского проспектов, проспекта Шаумяна и Якорной улицы. Площадь разделяет на две части, соединённые Комаровским мостом, река Охта.
«Магистра́ль » — программа оптимизации маршрутной сети общественного транспорта Москвы. В рамках «Магистрали» проведена реорганизация маршрутов магистрального, межрайонного и социального значения, были изменены прямые маршруты, связывающие центр города и другие районы, а также организована сеть дополнительных связей в пределах Центрального административного округа. С осени 2018 года начата реорганизация маршрутов за пределами ЦАО. Система официально запущена 8 октября 2016 года.
Пешехо́дный перехо́д — специальная область на проезжей части дороги, выделенная для перехода пешеходов на другую сторону улицы или дороги, либо искусственное сооружение над или под проезжей частью для тех же целей. Согласно правилам дорожного движения, пешеходный переход обычно обозначен специальными дорожными знаками или разметкой.
Воскресенка (изначально — Воскресенский массив) (укр. Воскресенка, Воскресенський масив) — жилой массив в Днепровском районе г. Киева, на бывшей Воскресенской слободке. Основная застройка — 1961—1968 гг, начало 1980-х гг. Авторы проекта — архитекторы А. А. Дубинская, М. С. Кантор, О. Б. Кривоглаз, А. Н. Лобода и М. Р. Либерберг. Состоит из четырёх микрорайонов. В каждом микрорайоне — культурно-бытовой комплекс, детские и торговые предприятия. В западной части массива — озеро Радужное. Основные магистрали...
Светофо́р (от свет + греч. φορός «несущий») — оптическое устройство, подающее световые сигналы, регулирующие движение автомобильного, железнодорожного, водного и другого транспорта, а также пешеходов на пешеходных переходах.
Да́чное — исторический район на юго-западе Санкт-Петербурга, между Автово и Ульянкой.
5-й посёлок — микрорайон Махачкалы расположенный в юго-западной части города. Условно граница посёлка проходит по линии пр-т Кирова — пр-т Калинина — пр-т А. Султана. С южной окраины посёлок сливается с посёлком Н. Кяхулай и дачами. Иногда в черту 5 посёлка включается так же жилмасив между улицами Гагарина, Тимирязева и Венгерских бойцов.
Выделенная полоса для движения общественного транспорта (согласно Правилам дорожного движения России «Полоса для движения маршрутных транспортных средств») — полоса, предназначенная для придания приоритета общественному транспорту в общем движении. Полоса может находиться в любом месте дороги, не только у бордюра со стороны основного движения (справа при правостороннем).
Маршрутное такси (в просторечии «маршрутка» и др.) — автобусы и микроавтобусы (иногда микровэны и даже легковые автомобили), осуществляющие перевозку пассажиров и багажа по установленным маршрутам, но не входящие в регулярную систему общественного транспорта. Признаками нерегулярности могут быть: мелкие операторы, обслуживающие по несколько маршрутов, дублирование муниципальных маршрутов, собственные тарифы, не привязанные к муниципальным, невыдерживание расписания и интервалов (отправление по заполнению...
Пре́сненский район — район в Москве, расположенный в Центральном административном округе. Району соответствует внутригородское муниципальное образование муниципальный округ Пресненский...
Оре́хово-Бори́сово — крупный жилой массив на юге Москвы, расположенный по обе стороны от Каширского шоссе, на месте бывших сёл Орехово, Борисово, Шипилово и Зябликово. Размеры с запада на восток 4,5 км, с севера на юг — 3,8 км. Преобладают высоты местности 120—180 м над уровнем моря.
Ку́пчино — исторический район на юге Санкт-Петербурга. На его территории расположено несколько муниципалитетов: «Купчино», «Георгиевский», «Балканский», большая часть округов № 72 и № 75, малая часть округа «Волковское».
Ю́жное Бу́тово — район в Москве, расположенный в Юго-Западном административном округе, а также соответствующее ему одноимённое внутригородское муниципальное образование.
Балка́нская площадь — площадь в Санкт-Петербурге, примыкающая с востока к железнодорожной станции «Купчино». С востока Балканскую площадь ограничивает Волковский канал. От Балканской площади в восточном направлении начинается улица Ярослава Гашека.
Первомайский массив (укр. Першотравне́вий маси́в) — жилой массив в юго-западной части Киева в составе Соломенского района. Название массива возникло от посёлка имени Первого Мая, застройку которого начал осуществлять жилой кооператив железнодорожников в 1926 году вблизи бывшей Кадетской рощи между Воздухофлотским проспектом, Чоколовским бульваром и улицей Авиаконструктора Антонова (застройка 1926 года снесена в 1970-х — 1980-х годах).
Зе́бра — вид дорожной разметки, которая обозначает пешеходный переход. На нерегулируемом пешеходном переходе зебра предоставляет пешеходам преимущество (приоритет) при пересечении проезжей части по отношению к другим участникам движения.
Упоминания в литературе (продолжение)
Градообразующая трасса, ведущая из центра города в южном направлении (на Царское Село, в сторону Великого Новгорода, Москвы, Киева), первоначально шла от Сенной площади до Лиговского канала, объединяя Обуховский и Большой Царскосельский
проспекты (ранее Обуховская ул. и Царскосельская дорога). В 1891 г. к ней присоединили часть Московского шоссе от Лиговского канала до Рощинской улицы и наименовали образовавшуюся магистраль Забалканским проспектом «в память достославного перехода в прошлом году в суровое зимнее время Русских войск через Балканский хребет». В 1918 г. проспект получил название Международного. 20 декабря 1950 г. Международный проспект и часть продолжающего его Московского шоссе от Рощинской улицы до площади Победы (тогда еще Средней Рогатки) были объединены в проспект имени Сталина (после объединения здесь введена общая нумерация домов с одновременной перенумераций прежней, существовавшей с конца XIX в.), переименованный 23 июля 1956 г. в Московский проспект[2].
Такого названия нет в топонимии Петербурга? Но взгляните на любую доступную Вам карту нашего города, и Вы увидите самый настоящий мыс, как его определяют географы – участок суши, вдающийся в море, озеро, реку Огибая этот мыс, Нева резко меняет направление своего течения с северного на западное. Границы этого мыса можно определить Смольной набережной левого берега Невы в пределах от Смольного
проспекта до Водопроводного переулка, а можно и более широко – включив в них еще и Синопскую набережную, четную сторону Невского проспекта от площади Александра Невского до площади Восстания и головную часть Лиговского проспекта от площади Восстания с ее мысленным продолжением на север до Воскресенской набережной Невы. Во втором случае в границах Смольнинского мыса окажутся исторический район Санкт-Петербурга Пески, бывшая Рождественская часть столицы Российской империи, бывший Смольнинский район Ленинграда и Муниципальное образование Смольнинское – значительная часть Центрального района современного Санкт-Петербурга. Это даст нам возможность в одной книге рассказать об истории и достопримечательностях главной магистрали значительной части города – Суворовском проспекте, параллельных и перпендикулярных ему улиц. Историю района представим читателю в виде отдельных очерков, сохраняя общепринятый в историко-краеведческой литературе принцип топохрона: соответствие названия территории или объекта городской среды времени его существования.
Одним из самых интересных мест, с точки зрения развития района, является площадь Мужества, которая долгое время была центростремительной точкой большого жилого массива. Если посмотреть на современную карту Петербурга, то станет ясно, что площадь – своеобразная «приграничная» область для двух районов: Выборгского и Калининского. Сама она находится на территории Выборгского района, а метро с одноименным названием – в Калининском. Да и
проспекты , которые, как реки, стекаются к ее центру, тоже находятся в обоих районах. Так что, вспоминая историю этой местности, будем иметь в виду, что она относится к биографиям двух близлежащих районов. Итак, к концу XVIII века в районе современной площади Мужества сформировался перекресток нескольких главных улиц Лесного, а к концу XIX – началу XX века район перекрестка стал одним из его центров общественной жизни. Местные жители часто называли его «пятачком». 2-й Муринский проспект, выходящий на перекресток, был главным проспектом всего района Лесное. К началу ХХ века по проспекту ходила паровая конка.
От площади отходят веером три улицы – Володарского, Плехановская и Платонова. Их проложил ещё в конце XVIII века столичный архитектор И. Е. Старов, который тогда по приказанию императрицы Екатерины II разработал первый для Воронежа план регулярной застройки города. Этим документом городской центр переносился с низинной прибрежной части города на его нагорную площадку. Все эти три улицы недалеко от их начала пересекались с главной улицей, проложенной параллельно руслу реки. В разные годы её называли Дворянской, Большой Дворянской, а с 1918 г. она стала
проспектом Революции.
Строительство станции велось одновременно со строительством самой железной дороги, которая первоначально (а станция открыта в 1869 г.) располагалась на одном уровне с основными городскими магистралями этой части Петербурга. Это, конечно, создавало массу неудобств местным жителям этой несколько пустынной местности, к тому же с увеличением перевозок дорога представляла опасность для всего устройства жизни этого быстро растущего района города. Поэтому, как говорилось ранее, к 1910 г. власти и Дирекция магистрали реконструировали дорогу, подняв полотно на насыпи и устроив сохранившиеся до нашего времени два путепровода над Большим Сампсониевским
проспектом и Институтским переулком и два путепровода над Сердобольской улицей. Далее, за станцией, над Ланским шоссе соорудили пятый путепровод.
На карте Санкт-Петербурга, составленной в последний год жизни Петра I, видна простота застройки Васильевского острова и Адмиралтейской части города, заметно менее регулярной выглядит его Петербургская часть. На Васильевском острове четко просматривается магистраль нынешнего Большого
проспекта , система улиц – «линий», набережные (теперь Университетская и Лейтенанта Шмидта). К югу от Адмиралтейства и Невской першпективы уже тогда пролегли теперешние улицы Галерная, Почтамтская и другие. Ясно прослеживается линия нынешнего Литейного проспекта, переходящая к югу от Невской першпективы в дорогу на месте будущего Владимирского проспекта. Затем эта дорога поворачивает к западу и после нового поворота уходит далеко за черту города на юг (в современной планировке она не сохранилась). На этой же карте видно положение Лиговского канала, Лиговского бассейна и труб для снабжения водой фонтанов Летнего сада. Лиговский канал, созданный в 1718–1725 гг., был проведен от реки Лиги (которая вытекала из озера на Дудергофских высотах).
Лиговский
проспект – не только одна из старейших магистралей Санкт-Петербурга (свое первое официальное название – Московская улица – часть современного проспекта получила 20 августа 1739 г.), но и одна из наиболее протяженных (ее длина – 5,8 км). Начинаясь в Центральном районе города, проспект пересекает Фрунзенский район и заканчивается в Московском, недалеко от въезда в город со стороны Москвы и Киева.
Предложение было сочтено заслуживающим внимания, и в том же году развернулась работа над детальным проектом Новой Дмитровки. Этим занялась архитектурно-планировочная мастерская № 10 под руководством Б. А. Кондрашова. Планировщики рассматривали Новую Дмитровку как элемент нового
проспекта , пролегавшего от центра до окраин города. В него должны были войти Большая и Малая Дмитровка вместе со спрямляющим участком, Каляевская, Новослободская, Бутырская улицы и участок Дмитровского шоссе (до Окружной дороги). Основная посылка в общем-то была верной: Дмитровский радиус, состоящий из улиц, то и дело менявших ширину, с разнохарактерной застройкой, нуждался в реконструкции. Беда была в том, что проектировщики подошли к решению задачи чисто формально. Не принимая во внимание ни ценности прилегающей застройки, ни интенсивности перспективных транспортных потоков, ни рельефа, они заложили в свой грандиозный проект единую ширину магистрали на всем ее протяжении – 64 метра. По сторонам проезжей части предполагалось устройство бульваров. Явственно ощущалось, что молодцов-планировщиков из 10-й мастерской мало занимали столь «низменные» вещи, как транспортная проблема, объемы требуемых сносов, размеры необходимых затрат. На первый план ставилась классическая «красота» проектируемого ансамбля по сторонам новой магистрали.
После короткого Владимирского
проспекта начинаются как его продолжения: одна из главных магистралей города – Загородный проспект и известный с конца 1730-х гг. проезд, дублирующий его на участке от Владимирской площади до Звенигородской улицы, – Большая Московская улица и улица Правды. Наименование проезда, Большая Офицерская улица, появилось в 1776 г.; тогда же возникла и перпендикулярная ей Малая Офицерская. «Поскольку Офицерские улицы имелись почти в каждом районе города, где стоял тот или иной полк, 9 декабря 1857 г. Большая и Малая Офицерские улицы в Московской части стали Московскими. Тогда же многие соседние проезды были названы по городам Московской губернии – Звенигородская, Рузовская, Дмитровский переулок»1, образуя своеобразный «топонимический куст».
Москва – город с радиально-кольцевой планировкой. Поэтому нумерация домов в ней строго закономерна: улицы, идущие концентрически, и параллельные им, имеют нумерацию домов по часовой стрелке, с нечетными номерами по левой стороне; радиальные улицы и параллельные им имеют нумерацию от центра с четными номерами домов справа. Исключение было сделано для
проспекта Маркса, счет домов по которому было решено начать от столь важного городского узла, как Лубянская (тогда Дзержинского) площадь.
Ввиду того, что прежние наименования некоторых улиц,
проспектов , набережных и площадей Ленинграда тесно связаны с историей и характерными особенностями города и прочно вошли в обиход населения, в силу чего лучше обеспечивают нормальные внутригородские связи, Исполнительный комитет Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся решает восстановить наименование следующих улиц, проспектов, набережных и площадей города:
Частичным исключением стали проекты крупных фрагментов города, будь то застройка улицы Горького (Тверской), Ленинского
проспекта или Фрунзенской набережной в Москве, центральных частей восстановленных после войны крупных городов, и в особенности республиканских столиц и областных центров. Частичным исключением стала работа над секретными тогда атомными городами – с их небольшим масштабом, расположенностью в живописном ландшафте (подальше от старых городов) и повышенными затратами на обустройство городской среды.
Задачей проекта являлось устройство линии метрополитена под Невским
проспектом , соединение северных и южных районов столицы, рациональная организация подвоза пассажиров к пригородным вокзалам города. Рассматривалось два варианта прокладки линий метрополитена. Первый вариант линии – от Нарвской заставы к Сестрорецкому вокзалу и станции «Ланская». Второй вариант предусматривал две пересекающиеся трассы: одна – от Николаевского вокзала на Васильевский остров; вторая – также как и в первом варианте – от Екатерингофского парка до «Ланской», но совершенно по другому маршруту: по набережной Обводного канала, Лермонтовскому проспекту, набережной реки Фонтанки, затем по прорытым тоннелям под Крюковым и Екатерининским каналами с выходом на Марсово поле, по Лебяжьей канавке, под землей под Большой Невой, Кронверкским проспектом, по Сытнинской площади, Матвеевской, Широкой и Газовой улицам и далее так же, как в первом варианте.
Река Мойка на своем почти пятикилометровом пути пересекается со многими улицами,
проспектами и площадями. Ее берега в створах большинства из них соединены мостами. В общей сложности в разные годы над водоемом построено 14 разнообразных мостов, считающихся памятниками отечественной архитектуры. Первоначально первые деревянные мосты реки Мойки не имели названий. Их часто называли именами строителей-подрядчиков или именитых купцов, содержащих поблизости лавки или питейные заведения. В этом отношении Мойка оказалась единственным столичным водоемом, через который некогда проложили деревянные мосты, имевшие «цветные» названия. Подобных сооружений оказалось четыре. Это Желтый мост (ныне Певческий), Зеленый (позднее Полицейский), Красный (на Гороховой улице) и Синий (на Исаакиевской площади). В XVIII столетии эти первые деревянные мосты для отличия друг от друга специально окрасили в разные яркие цвета. После ликвидации старых мостовых сооружений, переброшенных через Мойку, и возведения на их месте металлических конструкций Красный, Синий и Зеленый мосты сохранили до наших дней свои необычные названия.
С усилением личной власти Сталина меняется и городская архитектура: в моде вновь имперский стиль – римское классическое наследие советские архитекторы подгоняют к социализму. Ярким примером типичной застройки в этом стиле остаются район метро «Автово», Московский
проспект и Выборгская сторона – места массового строительства послевоенного времени. В большинстве случаев дворы в этих районах расположены позади зданий, являются открытыми и ограничены только соседними домами, то есть занимают иногда весь квартал. Подчеркнем – это не двор-колодец, а двор-сад. Правда, и здесь попадаются придомовые территории, полностью ограниченные с четырех сторон корпусами дома. Но и в этом случае внутренний двор не имеет ничего общего с историческим двором-колодцем центра города – он слишком большой и, скажем так, светлый. В послевоенное время архитекторы стремились сохранить принцип сплошной застройки по красной линии, проектируя на внутриквартальной территории – этаком «большом дворе» спортивные объекты, здания социального назначения и так далее.
Большая Садовая теперь именуется просто Садовой, но она была еще и улицей 3-го Июля. Переименовывались, а затем получали старые (исконные) названия Невский и Вознесенский
проспекты (изначально – перспективы), Большая Конюшенная улица и Адмиралтейский канал.
1917 г. взорвал уже непрочный мир Замоскворечья. Его, как и всю страну, начали кроить и перекраивать по лекалам новой утопии. Разрушение и созидание шло рука об руку. С первых советских лет якиманская часть Замоскворецкого района Москвы (с 1930 г. – Ленинского, с 1968 г. – Октябрьского) воспринималась площадкой градостроительных экспериментов большого масштаба. Его прибрежная полоса во всех планах реконструкции и развития Москвы отводилась под парковую зону, элемент зеленого клина от Воробьевых гор в центр столицы. В 1923 г. здесь был осуществлен первый крупный градостроительный проект Москвы советской – Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка. Позднее на этом месте возник Центральный парк культуры и отдыха – тоже первый в СССР. В 1927–1931 гг. у Большого Каменного моста было построено первое советское элитное жилое здание – Дом ЦИК – СНК СССР (Дом на набережной) – самое большое в тогдашней Европе. Здесь поселились те, кто творил историю и вскоре стал ее жертвой. Впоследствии поблизости появились дома писателей, кинематографистов, работников Академии наук. Коренные преобразования сулил району сталинский план реконструкции Москвы, принятый в 1935 г. Некоторые из них осуществились. Так, в результате создания новой москворецкой водной системы набережные оделись в гранит, были заново сооружены основные мосты, решена извечно актуальная для Замоскворечья проблема наводнений. Другие предначертания удалось реализовать частично. Основные же, к счастью, остались на бумаге, например пробивка Южного
проспекта по Большой Ордынке, продолжение Бульварного кольца за Москвой-рекой, грозившие полным разрушением исторической среды района. И все же утраты оказались значительны: из 50 храмов старого Замоскворечья погибли свыше 20, были снесены многие памятники архитектуры и целые кварталы старинных домов.
Но это не первая попытка гигантского расширения Москвы в одну сторону. Еще в 1930 г. во время сталинских преобразований был выдвинут смелый план архитектора-мечтателя Николая Ладовского. Он предложил не ограничивать более столицу тесными обручами, а продолжить ее в виде параболы. Исторический центр он видел ядром кометы, а хвост – вытянутым на северо-запад. Осью развития должны были стать промзоны, вокруг которых сформируется пригородное фермерство, а между ними – жилые районы. В конце концов столица должна дотянуться до Ленинграда, а Тверская – влиться в Невский
проспект .
Вот почему мой рассказ, начавшийся на Невском
проспекте , спустя некоторое количество страниц переместится на Садовую и Миллионную улицы, Петроградскую сторону, Марсово поле и Исаакиевскую площадь. Двадцать восемь домов предстанут перед нами в этом исследовании. Абсолютное большинство из них – это доходные дома, типичные для столицы Российской империи. Кроме того, мы познакомимся с прошлым двух небольших церквей, одного, как сказали бы сейчас, торгово-развлекательного комплекса и со зданием, прямо связанным с оптовой торговлей. Все эти постройки объединяет одно – они выступают составной частью общей сплошной застройки Петербурга. Есть здесь, правда, два исключения, которые вы заметите, прочитав книгу до самого конца.
Пожалуй, первое знакомство иностранца с Москвой происходит в Google Earth. Виртуальный тур по российской столице начинается с панорамного взгляда на радиально-концентрический план города: кольца дорог и бульваров, опоясывающие Кремль, прорезают прямые линии
проспектов и улиц, ведущих из центра к окраинам. Такой генеральный план хорошо знаком каждому европейскому архитектору – по тому же принципу устроено множество городов. Однако, увеличив картинку, чтобы увидеть устройство Москвы во всех деталях, мы обнаружим, что ее ДНК разительно отличается от ДНК европейского города. Десятки одинаковых жилых зданий, которые группируются вокруг идеальных прямоугольников школ, детских садов и прочих социальных объектов, больше похожи на микросхемы, напаянные на материнскую плату, чем на привычный городской пейзаж. И хотя все эти «микросхемные» микрорайоны имеют разную геометрическую композицию (дома выстраиваются в линию, группируются вокруг общественных зданий, образуют зигзаги или имеют более свободную расстановку), логика планировки везде остается одной и той же.
В первые годы основания Санкт-Петербурга на участке будущей Офицерской улицы располагался лес, болото и непроходимые топи. После дренажных работ здесь построили деревянные дома и разбили ограды. Позже деревянные постройки заменили каменными домами. Улица неоднократно меняла свое официальное название. Вначале она именовалась Приказной, а затем Морской, Малой и Большой Офицерской. Современное официальное наименование – улица Декабристов – эта городская магистраль получает в 1918 году. Ее протяженность невелика: длина этой дорожной столичной магистрали от Вознесенского
проспекта до набережной реки Пряжки составляет 1618 метров.
В середине 1930-х годов разработали генеральный план развития «социалистического Ленинграда». Город должен был расти в южном направлении, на удаленных от Невы, не затопляемых наводнениями территориях. Стержнем нового Ленинграда, главной парадной магистралью становился Международный (с 1956 г. – Московский)
проспект . На его пересечении с дуговой магистралью намечался общегородской центр с монументальным Домом Советов (1936–1941 гг., арх. Н. А. Троцкий) и гигантской площадью перед ним, которая предназначалась для парадов, митингов и демонстраций. Московская площадь с памятником В. И. Ленину в центре (1970 г., ск. М. К. Аникушин, арх. В. А. Каменский) и по сей день остается самой большой в городе (13 га). Активное строительство новых районов было прервано Великой Отечественной войной, а в послевоенные годы нежизненная идея переноса центра Ленинграда на южную окраину была отвергнута.
Вторым из рассматриваемых нами, но первым по значимости является Московский вокзал станции Санкт-Петербург – Главный. Прибывая из Москвы, вы попадаете на него. До 1924 года этот пассажирский терминал носил название Николаевского в честь императора Николая I, способствовавшего строительству железных дорог в нашей стране. Московский вокзал находится (пл. Восстания, 2) на пересечении Невского и Лиговского
проспектов . Массивное, развернутое к площади, вытянутое здание с высокой башней построено в 1847–1851 годах известным архитектором К. А. Тоном при участии Р. А. Желязевича. В 1868 году вокзал реконструировали, а в 1898 году со стороны Лиговки построили здание из красного кирпича для отделения Николаевской железной дороги.
Претендовать на строительство метрополитена Казани позволило значимое событие еще в 1979 году – рождение миллионного жителя. Но официально указ о подземном строительстве был подписан только в 1996 году. Сам же метрополитен в татарской столице торжественно открыли 27 августа 2005 года во время празднования Тысячелетия города. Казанская подземка поражает своей необычностью и яркостью, оформлением в фольклорном стиле с использованием русских и татарских орнаментов. Проезжая в метропоезде, вроде бы и не замечаешь местной специфики: в вагонах Мытищинской сборки та же бегущая строка, как и везде, те же проходы и сиденья; только голос диктора с необычным тембром и татарскими названиями, да тревожными предупреждениями о возможных терактах. С интересом прислушиваешься: Сукно бистасе – Суконная слобода, остальные понимаешь без перевода – Козья Слобода, Кремлевская, площадь Тукая, Аметьево, Горки,
проспект Победы. Особенно поражают мозаичные панно на темы татарских сказок и легенд на станции Кремлевская, а также стеклянные фото городов-героев на окраинной станции. С пуском 6-й и особенно 7-й станций одной линии метрополитена «Проспект Победы» и «Козья Слобода» пассажиропоток в метро резко увеличился, в среднем достигая 75 тысяч человек в день и даже 105 тысяч – в пиковые дни. В 2013 году, ко дням Универсиады, планируется завершение еще трех остановок: Декабристов, Московская, Заводская.
Первый трамвай в Российской империи появился в Киеве. Затем – в Нижнем Новгороде, Курске, Орле и Витебске. Подвижной состав поступал главным образом из Бельгии. Затем появились и английские вагоны. Немногим известно, что в Петербурге первую трамвайную линию построили в 1895 г. Поскольку пути нельзя было прокладывать по городской земле, эта линия, действовавшая в течение ряда лет только в зимнее время, прокладывалась по льду Невы от одного берега к другому. Она пользовалась успехом у горожан. В 1899 г. вагон от конки с электрической тягой испытывали на Невском
проспекте , но настоящий трамвай в Петербурге начали эксплуатировать только 28 октября 1907 г. Первая линия пролегала по Садовой улице. Через год в городе действовало уже 9 трамвайных линий. Создание трамвая в Петербурге стимулировало появление производства вагонов в Мытищах и Коломне. Это, несомненно, имело положительное значение для всей страны. Пока отрезки железных дорог были короткими, эксплуатировались 4 класса вагонов. При этом вагоны четвертого класса не имели сидений и крыши. Пассажиры просто стояли на огороженной стенами платформе. Точно так же было организовано движение и в первые годы работы Царскосельской железной дороги. Сравнительно быстро четвертый класс вагонов был ликвидирован.
Наибольший интерес зодчий проявлял к строительству жилых домов. Они появлялись во всех частях города, образуя большие фрагменты застройки, целые кварталы. Таков хорошо известный дом, а точнее, целый комплекс между Невским
проспектом , Мойкой, Б. Морской улицей и Кирпичным переулком. Гребенка осуществил большие перестройки главного здания, выходящего на Невский проспект, расширил его по Мойке, изменил обработку фасадов по Б. Морской улице и Кирпичному переулку и др. Дом Руадзе (затем Елисеева) – один из популярнейших литературных центров Петербурга, сведения о котором встречаются во множестве источников, поэтому ограничимся лишь упоминанием о великолепном большом зале из газеты «Русский инвалид» за 4 марта 1860 г.: «…все здесь просто, обдуманно и отличается необыкновенным вкусом». Рецензент отмечал отличную акустику, освещение (14 больших окон), декор стен, утверждая, что новый зал «делает величайшую честь искусству архитектора академика Гребенки». Ныне здание реконструировано.
Некоторые объекты находятся на границах округов, и их привязка к тому или иному округу дается лишь условно, но это не имеет принципиального значения. Действительно, человеку, у которого, например, появилось желание посмотреть Триумфальную арку, совершенно не важно то, что авеню Фридланд находится в 8-м округе, а авеню Клебер – в 16-м. Все равно эти великолепные
проспекты , названия которых имеют самое прямое отношение к наполеоновской истории, выходят на площадь Шарля де Голля, на которой стоит Триумфальная арка.
Только кварталы западнее Профсоюзной улицы (в нынешних районах Академический и Черёмушки) вошли в Октябрьский район. В 1968 г. после очередного пересмотра административного деления Москвы эти кварталы отошли к вновь созданным Черёмушкинскому и Советскому районам, границей между которыми на рассматриваемой территории стали улица Большая Черёмушкинская и Севастопольский
проспект , разделившие исторические владения. С востока граница Советского района проходила по Варшавскому шоссе (исторически оправданная граница – межа села Никольского по Серпуховской дороге), а после развилки с Каширским шоссе – по линии железной дороги. А граница Черёмушкинского района с запада проходила по улице Вавилова (до улицы Гарибальди), далее по Ленинскому проспекту.
В другом центральном районе экскурсоводы наверняка покажут вам волнообразный дом «Копан» Оскара Нимейера – одно из крупнейших жилых зданий в мире. Кроме того, «Копан» просто красавец. Но куда характернее для центра новый тип жилья – «термитные трущобы», в которые за последние годы превратились многие высотные здания. «Башня Сан-Вито» построена в тот же период, что и «Копан», но символизирует она не блеск бразильского модернизма, а запустение этой части города. Все ее 27 этажей были заняты сквоттерами, а фасад представлял собой мозаику из граффити и разбитых окон – и в конце концов летом 2010 года дом был снесен. В Сан-Паулу насчитывается до 40 000 заброшенных зданий, и при этом два миллиона человек живут в фавелах на периферии города. Муниципальная строительная компания Cohab начинает скупать некоторые из таких объектов для их переоборудования в жилье, но пока ни одна из не слишком решительных попыток вернуть к жизни центр не увенчалась успехом. У города, по сути, нет традиции заботиться о своем историческом наследии. Сан-Паулу ничтоже сумняшеся позволяет некогда важным районам приходить в запустение: главное, чтобы где-то еще росли как грибы небоскребы очередного финансового квартала. Центр, как на доске для игры в «Монополию», неуклонно перемещается в юго-западном направлении – сначала на Авенида Паулиста, потом на Авенида бригадейру Фариа Луна, а в последние годы – к
проспекту Беррини. Но исторический центр словно оказался за гранью времен, ожидая «шоковой терапии» джентрификации.
Начало его отмечено большим зданием на углу Сретенского бульвара, Уланского переулка и
проспекта Сахарова, долгая история проектирования которого была рассказана архитектором Ф.А. Новиковым – он задумал выстроить два высоких цилиндрических объема, но после нескольких лет согласований и обсуждений выстроили нечто такое, что никак не украшает это место города. Недавно это сооружение, где обосновалась нефтяная фирма ЛУКОЙЛ, выкрасили светлой краской, и оно стало несколько лучше. За зданиями по правой стороне переулка скрывается уже застроенная трасса проспекта Сахарова, куда выходят фасады «Дома Центросо юза» архитекторов Ле Корбюзье и Н. Колли, дома для строителей метрополитена и др.
Транспортная ситуация здесь одна из самых тяжелых в Подмосковье. Ленинградское шоссе уже давно не справлялось с потоком машин, из-за чего Ленинградка в народе практически стала синонимом слова «пробка». Некоторое время назад начал реализовываться проект «Большая Ленинградка», что должно было решить транспортные проблемы. По проекту планировалось провести масштабную реконструкцию Ленинградского шоссе и Ленинградского
проспекта в Москве от Тверской улицы до аэропорта Шереметьево. В частности, намечалось увеличить количество полос до восьми в сторону центра и до девяти в сторону области. Первоначально было объявлено, что строительство завершится в 2008 году, в дальнейшем сроки окончания ежегодно переносились. Работы по реализации проекта осложнили ситуацию на дороге, а эксперты прогнозируют, что «Большая Ленинградка» устареет еще до того, как реконструкция будет завершена.
Продолжая далее движение по Московскому
проспекту , мы минуем корпуса Областной клинической больницы слева и спортивный городок «Олимпик» справа и пересекаем городскую черту Воронежа. Следует обратить внимание на придорожный гостиничный комплекс «Яр». Он расположен слева по ходу движения после стационарного поста ГИБДД. Среди предлагаемых услуг есть прогулки по лесным дорогам на лошадях. А для того, чтобы об этом знали путешественники, перед главным корпусом установили бронзовую фигуру лошади с куском рельса в зубах. Это не памятник, но посмотреть есть на что. Между прочим, автор конной скульптуры и автор памятника Дмитрию Веневитинову в Новоживотинном – одно и то же лицо, Максим Иванович Дикунов.
В полное окружение маленьких домиков, сараев и заборов попала школа, выстроенная по проекту К.И. Джуса по адресу: Дурновский переулок, 10–12. Сегодня переулок называется Композиторской улицей, но здание школы не сохранилось – на его месте расположено одно из строений комплекса
проспекта Калинина. Если бы это предвидели семьдесят лет назад, то, наверное, не стали бы добиваться сноса всех этих мелких и ветхих сооружений, одно из которых отстояло от школьных окон всего на полтора метра[45].
Несмотря на то что речка Ждановка и примыкающие к ней районы Петроградской стороны и Петровского острова расположены в центре города, материалов об истории, людях и улицах этой части Петербурга опубликовано сравнительно немного. Возможно оттого, что Мокруши и Колтовские (так некогда называлась эта часть города), находясь всего в нескольких шагах от великолепного Большого
проспекта , казались в сравнении с ним слишком уж провинциальными. На Большом – доходные дома известных архитекторов, рестораны, кинематограф, а здесь сады, деревянные особняки, каретные мастерские среди казенных строений военных училищ. Это был то ли город, то ли дачный пригород в окружении парков Петровского острова. Не случайно архитектор Аполлон Щедрин, много строивший на Петербургской стороне, писал в XIX веке брату в Италию, что город теперь не узнать, «одна только наша родина, Петербургская сторона, остается в своем виде». Этими трогательными словами архитектор констатировал застывшую провинциальность района, располагавшегося, между прочим, всего в двух-трех километрах от Дворцовой площади.
Современники, русские и иностранцы, признавали весьма высокое качество российских военных кораблей – быстроходных, маневренных и достаточно устойчивых. Следует отметить, что в начале XVIII столетия, в первые годы своего строительства, новая российская столица являлась весьма небольшим городом. В районе Адмиралтейства он занимал площадь от Большой Невы до реки Мьи, а у Смольного, на Выборгской стороне и у Литейного
проспекта располагались малочисленные разрозненные поселения, окруженные вековыми лесами, болотными топями и заливными лугами.