Связанные понятия
Система классификации
секретной информации , действующая в Российской Федерации в настоящее время, установлена Законом Российской Федерации «О государственной тайне» № 5485-1 от 21 июля 1993 года. Этот закон, претерпевший несколько редакций, устанавливает систему классификации, очерчивает круг сведений, подлежащих и не подлежащих засекречиванию, порядок засекречивания и рассекречивания, допуск лиц к секретной информации, а также меры, применяемые для защиты государственной тайны.
Государственная безопасность — уровень защищённости государства от внешних и внутренних угроз. Обеспечение государственной безопасности, или охрана государственной безопасности — комплекс политических, экономических, социальных, военных и правовых мероприятий по защите существующего государственного и общественного строя, территориальной неприкосновенности и независимости государства от подрывной деятельности разведывательных и иных специальных служб иностранных государств, а также от противников...
Система классификации
секретной информации , действующая в США в настоящее время, установлена Указом 13526 президента Барака Обамы, изданным в 2009 году и заменившим ранее существовавшие нормативные акты в сфере засекречивания информации. Указ 13526 устанавливает систему классификации, порядок засекречиваниия, рассекречивания и обработки информации, созданной правительством США, его сотрудниками и подрядчиками, а также информации, полученной от других органов власти.
Первый отдел — отдел в советских и российских организациях, осуществляющий контроль за секретным делопроизводством, обеспечением режима секретности, сохранностью секретных документов. С 2004 года для наименования таких отделов используется официальное название «режимно-секретный отдел» (РСО).
Данная статья — список по странам государственных органов разведки, контрразведки и т. п. О службах в вооружённых силах, как органах военного управления см. Службы.Спецслужба — структура и (или) деятельность, структурированная (организованная) в соответствии со специальными требованиями. Термин часто используется в узком смысле «специальной службы для организации и ведения разведывательных действий» или «организации, выполняющей специальные (разведывательные, охранные и т. п.) функции».
Подробнее: Спецслужба
Упоминания в литературе
Особое место среди нормативных актов, регулирующих отношения по поводу информации, принадлежит Закону РФ «О
государственной тайне »[56]. Данным нормативно-правовым актом регламентируются отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации. Закон включает 8 разделов, объединяющих 32 статьи. В них впервые законодательно определено понятие государственной тайны, установлены принципиальные положения о порядке отнесения тех или иных сведений к государственной тайне, о допуске к ней юридических и физических лиц, а также закреплены властные полномочия органов государственной власти и должностных лиц по вопросам отнесения сведений к государственной тайне. В Законе нашли свое опосредование вопросы деятельности по распоряжению сведениями, составляющими государственную тайну, вопросы контроля и надзора за обеспечением защиты государственной тайны. Закон «О государственной тайне» юридически оформляет одно из важнейших направлений деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также организаций и должностных лиц в комплексе публично-государственных функций по обеспечению безопасности страны. Вполне естественно, что в Законе доминирует административно-правовой характер регулирования.
Перечень сведений, отнесенных к
государственной тайне , утвержден Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203. Порядок доступа к сведениям, содержащим государственную тайну, определяется Законом РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне». Согласно ст. 25 Закона РФ «О государственной тайне», организация доступа государственного инспектора труда к сведениям, составляющим государственную тайну, возлагается на руководителя соответствующего органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, а также их структурные подразделения по защите государственной тайны. Порядок доступа государственного инспектора труда к сведениям, составляющим государственную тайну, устанавливается нормативными документами, утверждаемыми Правительством РФ. Руководители органов государственной власти, предприятий, учреждений, организаций обязаны создать для государственного инспектора труда такие условия, при которых он знакомится только со сведениями, составляющими государственную тайну, и лишь в тех объемах, которые необходимы ему для выполнения его должностных обязанностей;
В случае если имеется заключение Межведомственной комиссии по защите
государственной тайны о том, что сведения особой важности или совершенно секретные сведения, в которых гражданин был осведомлен на день подачи заявления о выезде из Российской Федерации, сохраняют соответствующую степень секретности, то указанный в трудовом договоре (контракте) срок ограничения права на выезд из Российской Федерации может быть продлен Межведомственной комиссией, образуемой в порядке, установленном для создания межведомственных координационных и совещательных органов, образуемых федеральными органами исполнительной власти. При этом срок ограничения права на выезд не должен превышать в общей сложности десять лет, включая срок ограничения, установленный трудовым договором (контрактом), со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями;
Напротив, Федеральные законы от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О
государственной тайне »[129], от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»[130] направлены на защиту определенных видов информации от несанкционированного доступа. Данные законы регламентируют отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной или коммерческой тайне; их засекречиванием или рассекречиванием; охраной их конфиденциальности; определяют перечень сведений, которые не могут быть отнесены к государственной или коммерческой тайне; и др.
Обобщая положения, содержащиеся в нормативных правовых актах, и стремясь выделить тайну как служебную, можно попытаться определить ее следующим образом. Служебная тайна – это конфиденциальные сведения, полученные в результате трудовой деятельности работника или ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство, в соответствии с нормативно определяемым перечнем, не относящиеся к
государственной тайне , доступ к которым ограничен органами государственной власти федеральными законами.
Связанные понятия (продолжение)
Скры́тое наблюде́ние (нару́жное наблюде́ние, сленг. — сле́жка, нару́жка, хвост) — комплекс мероприятий, которые проводят оперативные службы в рамках оперативно-разыскной деятельности по скрытому, негласному, либо зашифрованному визуальному наблюдению за лицом, представляющим оперативный интерес, с целью получения о нём и его образе жизни максимально полной информации.
Разведывательное сообщество Соединённых Штатов (англ. United States Intelligence Community, IC) — собирательный термин для обозначения 17 отдельных правительственных учреждений США, перед которыми стоит задача сбора информации и ведения разведывательной деятельности в интересах США. Разведсообщество США представляет собой совещательный орган для координации разведывательных действий отдельных учреждений исполнительной власти, собирающих техническими и агентурными средствами информацию для защиты...
Персона́льные данные (ПД) или личностные данные — любые сведения, относящиеся к прямо или косвенно определённому или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), которые предоставляются другому физическому или юридическому лицу либо лицам.
Тайна связи (в юридической науке) — ценность, обеспечиваемая правом на тайну связи. В настоящее время право на тайну связи считается составной частью прав человека — естественных и неотъемлемых прав личности, признанных на международном уровне. Нарушением тайны связи признаётся ознакомление с охраняемым сообщением какого-либо лица кроме отправителя и получателя (или его уполномоченного представителя). В некоторых видах связи, в силу их технических особенностей, допускается ознакомление с сообщением...
Операти́вный экспериме́нт — это оперативно-разыскное мероприятие, состоящее в негласном изучении деятельности определенного лица в специально созданных условиях.Оперативный эксперимент проводится на основании постановления, утверждённого руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в целях выявления, пресечения и раскрытия преступлений. При этом если в ходе эксперимента проверяемое лицо совершает действия, содержащие признаки преступления, то оно привлекается к уголовной...
Следственные действия — предусмотренные и строго регламентированные уголовно-процессуальным законом, обеспеченные силой государственного принуждения действия уполномоченных лиц, направленные на собирание и проверку доказательств по уголовному делу.
Шпиона́ж или шпио́нство — противозаконная разведывательная деятельность органов (их агентов) иностранных государств, что, как правило, предполагает похищение официально засекреченной информации (государственной тайны) спецслужбами других государств.
Государственная техническая комиссия СССР (Гостехкомиссия СССР, ГТК СССР) — специальный орган, созданный с целью противодействия иностранным техническим средствам разведки, предотвращения утечки по техническим каналам государственных и военных секретов, сведений о военном и военно-промышленном потенциале, организации межведомственной координации и взаимодействия, специальные и контрольные функции в области государственной безопасности.
Контртеррори́зм — методы, тактика, стратегия и совокупность мероприятий, проводимых специальными правительственными структурами (полицейскими департаментами, разведслужбами, армейскими подразделениями и т. д.) в целях противодействия угрозе терроризма. Включает в себя мониторинг активности, сбор и анализ разведданных, а также силовые акции по пресечению террористической деятельности.
Слу́жба вне́шней разве́дки Российской Федерации (СВР России) — федеральная служба, основной орган внешней разведки Российской Федерации, спецслужба. Относится к государственным военизированным организациям, которые имеют право приобретать боевое ручное стрелковое и иное оружие.
Радиоэлектронная разведка (РЭР) — дисциплина сбора разведывательной информации на основе приёма и анализа электромагнитного излучения (ЭМИ). Радиоэлектронная разведка использует как перехваченные сигналы из каналов связи между людьми и техническими средствами, так и сигналы работающей РЛС, станций РЭБ и тому подобных устройств. Радиоэлектронная разведка ведётся в диапазоне длин волн от единиц микрометров до десятков тысяч километров. По своим особенностям радиоэлектронная разведка относится к техническим...
Служебное расследование (служебная проверка) — деятельность в рамках дисциплинарного производства соответствующих должностных лиц по своевременному, всестороннему, полному и объективному сбору и исследованию материалов по факту дисциплинарного проступка сотрудников (работников), либо невыполнения ими функциональных обязанностей. из стадий дисциплинарного производства.
Специальные операции (СО) — разновидность специальных мероприятий силовых структур, в том числе вооружённых сил и полицейских структур (СО проводимые ВС, являются подвидом военных операций, СО проводимые полицией и оперативными службами, являются формой оперативных мероприятий). Специальные операции отличаются от обычных военных операций как по целям (разведка, саботаж, подрывная деятельность и тому подобное), так и по методам (повышенная секретность и скрытность).
Стратегическая разведка — разведывательная деятельность с целью получения информации о стратегическом потенциале и стратегических намерениях разведываемого государства, организации или иной социальной общности, влияющей на выработку стратегии.
Дозна́ние — одна из форм предварительного (досудебного) расследования преступлений (в современной России — наряду с предварительным следствием, производством неотложных следственных действий и дознанием в сокращенной форме). Предварительное расследование производится следователями и дознавателями.
Служба авиационной безопасности (САБ) — система органов безопасности аэропортов, осуществляющая в пределах своих полномочий решение задач по обеспечению авиационной безопасности Российской Федерации.
Распоряжение — в государственном и административном праве — вид подзаконного акта управления, изданный органом власти или управления в рамках его компетенции и имеющий обязательную силу для физических и юридических лиц, которым оно адресовано.
Дисциплинарная ответственность — вид юридической ответственности, основным содержанием которой выступают меры (дисциплинарное взыскание), применяемые администрацией учреждения, предприятия к сотруднику (работнику) в связи с совершением им дисциплинарного проступка.
Информационная безопасность (англ. Information Security, а также — англ. InfoSec) — практика предотвращения несанкционированного доступа, использования, раскрытия, искажения, изменения, исследования, записи или уничтожения информации. Это универсальное понятие применяется вне зависимости от формы, которую могут принимать данные (электронная, или например, физическая). Основная задача информационной безопасности — сбалансированная защита конфиденциальности, целостности и доступности данных, с учётом...
Протоко́л (др.-греч. πρωτόκολλον; от πρώτος «первый» + κόλλα «клей») изначально — документ, фиксирующий какое-либо событие, факт или договорённость. В дальнейшем семантика этого слова значительно расширилась.
Специа́льное зва́ние — звание, присваиваемое сотрудникам, состоящим на службе в правоохранительных органах Российской Федерации, а также состоявшим на аналогичной службе в правоохранительных органах Советского Союза в период 1935—1991 годов.
О́быск — в уголовном процессе следственное действие, состоящее в обследовании помещений либо лиц (личный обыск) в целях обнаружения предметов (документов), имеющих какое-либо значение для уголовного дела.
Докуме́нт (от нем. Dokument, далее от лат. documentum — образец, свидетельство, доказательство) — материальный объект, содержащий информацию в зафиксированном виде.
Превышение полномочий — действия должностного лица или сотрудника ЧОПа, выходящие за пределы его полномочий, согласно УК РФ.
Министе́рство оборо́ны — о́рган управления, в составе правительства суверенного государства, управляющий организацией (Вооружённые силы, Армия, например — НОАК) по защите государства или страны, от внешних угроз.
Административное правонарушение — противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Интернет-преступность — противоправные общественно опасные деяния, совершенные с использованием сети Интернет.
Коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий её обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Под режимом конфиденциальности информации понимается введение и поддержание особых мер по защите информации.
Дезинформа́ция — заведомо ложная информация, предоставляемая противнику или деловому партнёру для более эффективного ведения боевых действий, сотрудничества, проверки на утечку информации и направление её утечки, выявление потенциальных клиентов чёрного рынка.
Правопоря́док — состояние общественных отношений, при котором обеспечивается соблюдение закона и иных правовых норм, одна из составных частей общественного порядка. Это состояние фактической урегулированности социальных связей, качественное выражение законности.
Правово́й ста́тус — установленное нормами права положение его субъектов, совокупность их прав и обязанностей. В правовой статус входят...
Предварительное следствие — одна из двух форм предварительного (досудебного) расследования преступлений (наряду с дознанием) по Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации.
Контрразведка — деятельность особых государственных органов, подразделений или служб исполнительной власти (специальных служб; в СССР особых отделов) по пресечению разведывательной (шпионской) деятельности соответствующих органов других государств и антиправительственных организаций. В этом отношении контрразведчики являются специфическими смежниками сотрудников органов внутренних дел.
Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. ФССП России подчиняется Министерству юстиции Российской Федерации.
Оперативная разведка — комплекс мероприятий по добыванию и изучению сведений о действующем или вероятном противнике и районе предполагаемых военных действий в целях подготовки к успешному ведению операции войсками (силами) объединения.
Несанкционированный доступ — доступ к информации в нарушение должностных полномочий сотрудника, доступ к закрытой для публичного доступа информации со стороны лиц, не имеющих разрешения на доступ к этой информации. Также несанкционированным доступом в отдельных случаях называют получение доступа к информации лицом, имеющим право на доступ к этой информации в объёме, превышающем необходимый для выполнения служебных обязанностей.
Конфиденциа́льность (от лат. confidentia — доверие) — необходимость предотвращения разглашения, утечки какой-либо информации.
Повестка — документ об официальном необязательном либо (чаще) обязательном вызове в какой-либо официальный орган, например, в суд (на судебные или внесудебные слушания), на допрос (в полицию/милицию/другие следственные органы), по призыву (в призывной пункт военного комиссариата) и так далее.
Справка взамен военного билета — документ, выдаваемый гражданину не отслужившему в Вооружённых Силах Российской Федерации (ВС России) взамен военного билета.
Федеральный закон — закон, установленный федеральными законодательными органами федеративного государства. Федеральный закон может также означать...
Гла́вное управле́ние Генера́льного шта́ба Вооружённых сил Росси́йской Федера́ции (более известно под своим прежним наименованием — Гла́вное разве́дывательное управле́ние (ГРУ)) (Военная разведка) — орган внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации и центральный орган разведки Вооружённых сил Российской Федерации.
Содержание в дисциплинарной воинской части — вид уголовного наказания, заключающийся в принудительном направлении осуждённого на определённый срок в дисциплинарную воинскую часть, в которой он подвергается исправительному воздействию, чему способствует специальный режим, установленный в такой части.
Упоминания в литературе (продолжение)
Есть интересная правовая позиция Конституционного Суда РФ по данному делу[64]. По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, определение федеральным законом сведений, составляющих
государственную тайну вызвано необходимостью защиты суверенитета России, обеспечения ее обороны и безопасности и соотносится с предписаниями ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, допускающей в указанных целях ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина, а следовательно, и права на информацию. Исходя из этого, законодатель вправе устанавливать перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне, регулировать отношения, связанные с их рассекречиванием и защитой, определять порядок допуска и доступа граждан к таким сведениям.
Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к
государственной тайне , их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности, регулирует Закон РФ от 21 июля 1993 г.№ 5485-1 «О государственной тайне»[18], что и определено в его преамбуле (в ред. Федерального закона от 6 октября 1997 г. № 131-Ф3[19]). Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определен в ст. 5 названного Закона РФ (в ред. Федерального закона от 11 ноября 2003 г. № 153-Ф3[20]), в том числе: в военной области; в области экономики, науки и техники; в области внешней политики и экономики; в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности. Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203 утвержден Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне[21] (в последующем вносились изменения).
В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О
государственной тайне » государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Носители сведений, составляющих государственную тайну, – материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.
Несмотря на то, что конфиденциальность является синонимом секретности, термин широко используется исключительно для обозначения информационных ресурсов ограниченного доступа, не отнесенных к
государственной тайне . Конфиденциальность отражает ограничение, которое накладывает собственник информации на доступ к ней других лиц, т. е. собственник устанавливает правовой режим этой информации в соответствии с законом. Вместе с тем в соответствии с постановлением Правительства «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» от 05.12.91 к конфиденциальным документам нельзя относить учредительные документы, уставы предпринимательских структур, финансовую документацию, сведения о заработной плате персонала и другую документированную информацию, необходимую правоохранительным и налоговым государственным органам.
В Законе "О государственной тайне" (ст. 27) вводится новая правовая норма – обязательное лицензирование деятельности предприятий, учреждений и организаций при их допуске к выполнению работ, связанных с использованием сведений, составляющих
государственную тайну ; к созданию средств защиты информации, а также к осуществлению мероприятий и оказанию услуг по защите государственной тайны.
6) состоит в близком родстве или свойстве с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; 7) отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим
государственную тайну , если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.
4. Требования к порядку использования и защиты инсайдерской информации, относящейся к сведениям, составляющим государственную и налоговую тайну, а также ответственность за нарушение указанного порядка устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о
государственной тайне и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, подлежащие госрегистрации, но не прошедшие ее, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке (кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие
государственную тайну , или сведения конфиденциального характера), не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров. Контроль за правильностью и своевременностью опубликования данных нормативных актов осуществляет Министерство юстиции РФ[159].
Рассматривая вопрос об особенностях представительства иностранных граждан, можно говорить о других существующих и возможных ограничениях. Так, в Законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» содержится одно исключение, которое заключается в невозможности допуска адвокатов иностранных государств к оказанию юридической помощи на территории Российской Федерации по вопросам, связанным с
государственной тайной .
Создание необходимых условий и предпосылок для успешного раскрытия преступлений способами уголовного судопроизводства предполагает также принятие мер к тому, чтобы при использовании результатов оперативно-розыскной деятельности в ходе производства по уголовным делам не была разглашена та их часть, которая составляет
государственную тайну : сведения об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах и планах, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий (ч. 1 ст. 12 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»). Иначе говоря, речь должна идти о создании реальных предпосылок для перехода от негласной оперативно-розыскной деятельности к гласной уголовно-процессуальной.
Конституция Российской Федерации определяет не только иерархию правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, но и виды общественных отношений в области обороны и безопасности, подлежащих регулированию федеральными конституционными законами и федеральными законами. Так, регулированию федеральными конституционными законами в этой области подлежат вопросы, связанные с порядком введения и режимом военного положения (ст. 87). Регулированию федеральными законами в области обороны подлежат вопросы установления перечня сведений, составляющих
государственную тайну (ст. 29); утверждения оснований ограничения прав и свобод в целях обеспечения обороны страны (ст. 55); определения порядка несения военной или альтернативной гражданской службы (ст. 59); закрепления статуса Совета Безопасности Российской Федерации (ст. 83).
12) обеспечивает соблюдение работниками Управления режима секретности при работе с документами, а также организацию работы по защите сведений, составляющих
государственную тайну , и информации ограниченного доступа, находящихся в ведении Управления или полученных им от других органов и организаций;
Предмет преступления – документы (письменные акты, содержащие сведения, являющиеся
государственной тайной , имеющие соответствующие реквизиты (номер, подпись, печать, гриф секретности и т. д.) и зарегистрированные в соответствующих учреждениях и организациях).
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (ст. 2 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-I «О государственной тайне»).
Очевидно, что запрет на проведение названных оперативно-розыскных мероприятий в полной мере соотносится с целями и задачами оперативно-розыскной деятельности. Допуск к сведениям, составляющим
государственную тайну , к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни людей и т. д., прямо не связан с преступной деятельностью и носит скорее гражданско-правовой и административный характер. В связи с этим, проведение таких мероприятий, как прослушивание телефонных переговоров, обследование жилища, контроль почтовых отправлений, по данным основаниям приведет лишь к необоснованному ограничению прав человека, что недопустимо[107]. Ограничение прав и свобод человека и гражданина в этих случаях не является настоятельной необходимостью.
Предоставление статистической информации, содержащейся в формах государственного статистического наблюдения (первичных статистических данных), кроме отнесенной к
государственной тайне , Госкомстатом России, его территориальными органами и находящимися в его ведении организациями третьим лицам осуществляется при наличии письменного согласия предоставивших эти данные отчитывающихся субъектов за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Нормы об ответственности за правонарушения в области осуществления государственных закупок включены в главу 7 КоАП РФ – Административные правонарушения в области охраны собственности. Кодексом предусмотрены следующие виды правонарушений в исследуемой сфере: несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (статья 7.29); нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (статья 7.30); нарушение порядка ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие
государственную тайну , реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (статья 7.31); нарушение порядка и (или) сроков возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), порядка и (или) сроков блокирования операций по счету участника закупки, порядка ведения реестра участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке, правил документооборота при проведении электронного аукциона, разглашение оператором электронной площадки, должностным лицом оператора электронной площадки информации об участнике закупки до подведения результатов электронного аукциона (статья 7.31.1); нарушение порядка заключения, изменения контракта (статья 7.32).
Согласно п. 2 названных Правил нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений; издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается; структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты. В соответствии с п. 10 Правил нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие
государственную тайну , или сведения конфиденциального характера, подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация нормативных правовых актов, согласно п. 11 Правил, осуществляется Минюстом России, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации утверждены приказом Минюста России от 4 мая 2007 г. № 88[11].
Порядок разработки норм и правил в области использования атомной энергии должен предусматривать предварительное опубликование в официальном печатном органе проектов указанных норм и правил, за исключением норм и правил в области использования атомной энергии, составляющих
государственную тайну , и возможность их обсуждения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2005 г. № 750 «О стандартизации оборонной продукции (работ, услуг), продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих
государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации информации ограниченного доступа, и продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну» утверждено положение о стандартизации указанной продукции. Согласно данного Положения документы по стандартизации оборонной продукции включают в себя следующие виды документов:
3. Обязательные экземпляры бухгалтерской (финансовой) отчетности составляют государственный информационный ресурс. Заинтересованным лицам обеспечивается доступ к указанному государственному информационному ресурсу, за исключением случаев, когда в интересах сохранения
государственной тайны такой доступ должен быть ограничен.
Организация и тактика ОРД и способы конспирации регламентированы в межведомственных и ведомственных нормативных правовых актах. Знакомиться с ними вправе только должностные лица, у которых есть допуск к сведениям, составляющим
государственную тайну , в Положениях об МВД, ФСБ, ФСО, ФСКН, ФСИН, ФТС.
Отношения, возникающие при создании, накоплении, обработке, хранении и использовании документов, содержащих информацию, составляющую
государственную тайну , регулируются соответствующими законодательными актами. Основной из них – Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от 08.03.2015) «О государственной тайне».
17. Такие ограничения правового статуса, как ограничения на: свободу передвижения, занятие ряда должностей, доступ к работе, связанной с
государственной тайной , – установлены для
8) участие в разработке и реализации мер по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации, противодействию техническим разведкам и защите сведений, составляющих
государственную тайну ;
Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 «О
государственной тайне » (в действующей ред.) [8] дает исчерпывающее перечисление сведений, составляющих государственную тайну (ст. 5). Дано определение реквизита «Гриф секретности – реквизит, свидетельствующий о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемый на самом носителе или в сопроводительной документации на него».
деятельность, связанная с защитой
государственной тайны (п. 3), – Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне»;[20]
1)
государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации;
Законодатель установил также категории доступа к информации. Как правило, она является открытой и общедоступной. Информация же ограниченного доступа подразделяется на конфиденциальную и информацию, отнесенную к категории
государственной тайны (ст. 101).
8. Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в бухгалтерской и финансовой документации которого содержатся сведения, составляющие
государственную тайну , осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.