Связанные понятия
Агент — термин, используемый в служебной деятельности спецслужб различных стран для обозначения различных категорий сотрудников.
Контртеррори́зм — методы, тактика, стратегия и совокупность мероприятий, проводимых специальными правительственными структурами (полицейскими департаментами, разведслужбами, армейскими подразделениями и т. д.) в целях противодействия угрозе терроризма. Включает в себя мониторинг активности, сбор и анализ разведданных, а также силовые акции по пресечению террористической деятельности.
Центральное разведывательное управление США, ЦРУ (англ. Central Intelligence Agency, CIA) — агентство Федерального правительства США, основной функцией которого является сбор и анализ информации о деятельности иностранных организаций и граждан. Основной орган внешней разведки и контрразведки США. Деятельность ЦРУ бывает сопряжена с возможностью её официального непризнания.
Контрразведка — деятельность особых государственных органов, подразделений или служб исполнительной власти (специальных служб; в СССР особых отделов) по пресечению разведывательной (шпионской) деятельности соответствующих органов других государств и антиправительственных организаций. В этом отношении контрразведчики являются специфическими смежниками сотрудников органов внутренних дел.
Государственная безопасность — уровень защищённости государства от внешних и внутренних угроз. Обеспечение государственной безопасности, или охрана государственной безопасности — комплекс политических, экономических, социальных, военных и правовых мероприятий по защите существующего государственного и общественного строя, территориальной неприкосновенности и независимости государства от подрывной деятельности разведывательных и иных специальных служб иностранных государств, а также от противников...
Упоминания в литературе
«
Спецслужбы – правительственные организации, занимающиеся защитой национальной безопасности страны от угроз невоенного характера. К спецслужбам относятся такие ведомства, как разведывательные службы, контрразведка и подразделения полиции, отвечающие за порядок и сохранение гостайны. В демократических странах спецслужбы, как правило, не подлежат общественному и парламентскому контролю на том основании, что открытое обсуждение их деятельности может нанести ущерб национальным интересам. Так, в основе функционирования спецслужб США лежит Закон о национальной безопасности (1948 года), Великобритании – законы о гостайне (1911, 1939, 1989 годов). Во всех случаях влияние законодательной власти на деятельность спецслужб сильно ограничено. В авторитарных государствах и странах с военным режимом спецслужба является важным механизмом государственного контроля за жизнью граждан (полицейское государство). Одна из наиболее характерных функций спецслужб – добыча разведывательных данных, шпионаж, как внутри, так и за пределами своего государства».
В результате реформ из министерства госбезопасности Грузии выделилась служба разведки, и на ее основе была создана служба внешней разведки. По этому поводу М. Саакашвили сказал: «За последнее время на территории Грузии активизировали свою работу
спецслужбы некоторых государств. Мы намерены максимально финансировать службу контрразведки и усилить работу в направлении эффективности системы безопасности Грузии». Специальная служба внешней разведки Грузии находится в непосредственном подчинении Президента Грузии. Основные задачи службы: ведение политической разведки в глобальном масштабе; анализ и обобщение всей поступающей информации с оценкой международной обстановки; разработка рекомендаций по определению текущего и долгосрочного внешнеполитического курса страны; сбор и обработка информации поступающей от посольств Грузии и грузинских диаспор за рубежом (совместно с МИД Грузии). Начальника Службы на должность назначает и с должности освобождает Президент Грузии. Начальник Службы имеет одного заместителя. Работники Службы имеют статус военнослужащих.
GCHQ – Центр правительственной связи – переименованная после Второй мировой войны
спецслужба Великобритании, ответственная за ведение радиоэлектронной разведки и обеспечение защиты информации органов правительства и армии.
Министерство общественной безопасности (МОБ) КНР расположено в Пекине, на улице Дунчанань, 14. Первоначально его возглавил начальник личной охраны Мао, Ван Дунсин. Затем долгое время министром общественной безопасности был, как сказано выше, известный член «банды четырех» Хуа Гофэн. Именно МОБ КНР осуществляет контрразведывательные мероприятия и функции политического сыска, а также занимается разработкой уголовных и политических преступлений. В ее задачи входит выявление и пресечение террористических акций, подрывной деятельности иностранных
спецслужб , борьба с диссидентами и различными сектами, типа «Фалуньгун».
Во исполнение ранее названной межгосударственной программы совместных мер по борьбе с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств СНГ осуществляется работа по формированию специализированных банков данных и обмену информацией по линии министерств внутренних дел, обороны, пограничных служб, органов безопасности и
спецслужб государств – участников Содружества.
Связанные понятия (продолжение)
Разве́дка — сбор сведений о противнике или конкуренте для обеспечения своей безопасности и получения преимуществ в области вооружённых сил, военных действий, политики или экономики.
Скры́тое наблюде́ние (нару́жное наблюде́ние, сленг. — сле́жка, нару́жка, хвост) — комплекс мероприятий, которые проводят оперативные службы в рамках оперативно-разыскной деятельности по скрытому, негласному, либо зашифрованному визуальному наблюдению за лицом, представляющим оперативный интерес, с целью получения о нём и его образе жизни максимально полной информации.
Специальные операции (СО) — разновидность специальных мероприятий силовых структур, в том числе вооружённых сил и полицейских структур (СО проводимые ВС, являются подвидом военных операций, СО проводимые полицией и оперативными службами, являются формой оперативных мероприятий). Специальные операции отличаются от обычных военных операций как по целям (разведка, саботаж, подрывная деятельность и тому подобное), так и по методам (повышенная секретность и скрытность).
Терроризм — политика, основанная на систематическом применении террора. Несмотря на юридическую силу термина «терроризм», его определение вплоть до настоящего времени остается неоднозначным. Проблема в том, как ограничить определение терроризма, чтобы под него не попадали деяния легитимных борцов за свободу. Синонимами слова «террор» (лат. terror — страх, ужас) являются слова «насилие», «запугивание», «устрашение».
Формирова́ния специа́льного назначе́ния (Формирования СпН), (Коммандос — англ. commandos, малые подразделения) — подготовленные по особой программе формирования сухопутных войск, авиации и флота, а также пограничных органов, полиции, жандармерии, внутренних войск, войск национальной гвардии, предназначенные для проведения специальных операций с применением специальной тактики и средств.
Шпиона́ж или шпио́нство — противозаконная разведывательная деятельность органов (их агентов) иностранных государств, что, как правило, предполагает похищение официально засекреченной информации (государственной тайны) спецслужбами других государств.
Активные мероприятия — открытые или тайные специфические операции (мероприятия) разведывательных органов или служб, имеющие целью оказания выгодного влияния на представляющие интерес области политической жизни стран, их внешнюю политику, решение международных проблем, на введение противника в заблуждение, подрыв и ослабление его позиций, срыв его замыслов и достижение других целей.
Дезинформа́ция — заведомо ложная информация, предоставляемая противнику или деловому партнёру для более эффективного ведения боевых действий, сотрудничества, проверки на утечку информации и направление её утечки, выявление потенциальных клиентов чёрного рынка.
Государственная тайна — согласно определению, принятому в российском законодательстве, защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб государству.
Слу́жба вне́шней разве́дки Российской Федерации (СВР России) — федеральная служба, основной орган внешней разведки Российской Федерации, спецслужба. Относится к государственным военизированным организациям, которые имеют право приобретать боевое ручное стрелковое и иное оружие.
Информатор (англ. Whistleblower букв. «дующий в свисток») — активный гражданин, предающий гласности имеющую место или предполагаемую мошенническую или незаконную деятельность внутри правительственного учреждения, общественной или частной организации или коммерческой организации. Информаторы сообщают о нарушениях либо внутри (к примеру, другим членам внутри обвиняемой организации) либо вне (то есть инспекторам, правоохранительным органам, средствам массовой информации или группе заинтересованных лиц...
Гла́вное управле́ние Генера́льного шта́ба Вооружённых сил Росси́йской Федера́ции (более известно под своим прежним наименованием — Гла́вное разве́дывательное управле́ние (ГРУ)) (Военная разведка) — орган внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации и центральный орган разведки Вооружённых сил Российской Федерации.
Международный терроризм — специфическая форма терроризма, зародившаяся в конце 1960-х годов и получившая значительное развитие к концу XX — началу XXI века. Основными целями международного терроризма является дезорганизация государственного управления, нанесение экономического и политического ущерба, нарушение устоев общественного устройства, которые должны побудить, по замыслу террористов, правительство к изменению политики.
Первый отдел — отдел в советских и российских организациях, осуществляющий контроль за секретным делопроизводством, обеспечением режима секретности, сохранностью секретных документов. С 2004 года для наименования таких отделов используется официальное название «режимно-секретный отдел» (РСО).
Разведывательное сообщество Соединённых Штатов (англ. United States Intelligence Community, IC) — собирательный термин для обозначения 17 отдельных правительственных учреждений США, перед которыми стоит задача сбора информации и ведения разведывательной деятельности в интересах США. Разведсообщество США представляет собой совещательный орган для координации разведывательных действий отдельных учреждений исполнительной власти, собирающих техническими и агентурными средствами информацию для защиты...
Двойной агент (агент-двойник) — агент, сотрудничающий одновременно со спецслужбами двух противоборствующих государств.
Разве́дка — комплекс мероприятий, проводимых государством в лице военного ведомства (его сотрудника), преимущественно по получению и обработке данных о действующем или вероятном противнике, его военных ресурсах, боевых возможностях и уязвимости, а также о театре военных действий.
Кибервойна (англ. Cyberwarfare) — противоборство (война) и противостояние в кибернетическом пространстве (киберпространстве), в том числе компьютерное противостояние в Интернете, одна из разновидностей информационной войны.
Диве́рсия (от лат. diversio — «отклонение, отвлечение») — скрытные, тщательно подготовленные специальные мероприятия диверсионно-разведывательных групп (ДРГ) или отдельных разведчиков — диверсантов — по выводу из строя наиболее важных объектов или их элементов путём подрыва, поджога, затопления, а также применением иных способов разрушения, не связанных с ведением боя для достижения цели.
Промышленный шпионаж (также экономический или корпоративный шпионаж) — форма недобросовестной конкуренции, при которой осуществляется незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну с целью получения преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, а равно получения материальной выгоды.
Стратегическая разведка — разведывательная деятельность с целью получения информации о стратегическом потенциале и стратегических намерениях разведываемого государства, организации или иной социальной общности, влияющей на выработку стратегии.
Осведомитель , доносчик — человек, тайно сотрудничающий с правоохранительными органами или с органами безопасности и передающий им нужную информацию о деятельности лиц, представляющих оперативный интерес. Синонимами являются слова «информатор», «стукач» (неодобр.).
Государственный терроризм — термин, используемый для обозначения государственного насилия против гражданских лиц. Под актами государственного терроризма обычно понимают незаконные задержания, убийства, похищения, пытки и казнь граждан без суда и следствия, выполняемые сотрудниками силовых структур (полицией и иными органами правопорядка). Государственным терроризмом также называют террористические акты, совершаемые сотрудниками специальных органов государства. Отличают также терроризм поддерживаемый...
Министе́рство оборо́ны — о́рган управления, в составе правительства суверенного государства, управляющий организацией (Вооружённые силы, Армия, например — НОАК) по защите государства или страны, от внешних угроз.
«Секре́тная разве́дывательная слу́жба МИД Великобритании», (СИС/MИ-6) ((англ. Secret Intelligence Service, SIS/Military Intelligence, MI6) — служба внешнеполитической разведки Великобритании. Cлужба разведки МИД является частью аппарата правительства и подчинена одновременно МИД и Объединённому комитету правительства по разведке. Начальник СИС является членом коллегии МИД (госсекретарь в ранге зам. министра) и единственным известным госслужащим в системе разведки. С 1994 г. центральный аппарат СИС...
Организо́ванная престу́пность — это форма преступности, для которой характерна устойчивая преступная деятельность, осуществляемая преступными организациями (организованными группами, бандами, преступными сообществами и другими подобными незаконными формированиями), имеющими иерархическую структуру, материальную и финансовую базу и связи с государственными структурами, основанные на коррупционных механизмах.
Военная полиция — особая служба в вооружённых силах многих государств для поддержания законности и правопорядка.
Секретная операция (англ. Black operation, black op) - это скрытная или тайная операция, проводимая правительством, государственной гражданской или военной организацией, которая часто включает в себя мероприятия, составляющие высокий уровень секретности, находящиеся вне стандартного военного протокола и даже являющиеся незаконными.
Кибершпионаж или компьютерный шпионаж (употребляется также термин «киберразведка») — термин, обозначающий, как правило, несанкционированное получение информации с целью получения личного, экономического, политического или военного превосходства, осуществляемый с использованием обхода (взлома) систем компьютерной безопасности, с применением вредоносного программного обеспечения, включая «троянских коней» и шпионских программ. Кибершпионаж может осуществляться как дистанционно, с помощью Интернета...
Европол (англ. Europol) — полицейская служба Европейского союза, расположенная в Гааге. Основными задачами службы являются координация работы национальных служб в борьбе с международной организованной преступностью и улучшение информационного обмена между национальными полицейскими службами. Среди основных направлений работы Европола можно выделить борьбу с терроризмом, нелегальной торговлей оружием, наркоторговлей, торговлей людьми, детской порнографией и отмыванием денег.
Термин «нелега́льная разве́дка» означает разведку с «нелегальных» позиций, то есть под глубокими прикрытиями и без видимой связи с официальными загранпредставительствами своей страны.
Подробнее: Нелегальная разведка
Правопоря́док — состояние общественных отношений, при котором обеспечивается соблюдение закона и иных правовых норм, одна из составных частей общественного порядка. Это состояние фактической урегулированности социальных связей, качественное выражение законности.
Агент влияния — лицо, ведущее распространение идей какой-либо организации в среде людей, к этой организации не принадлежащих. В политике агенты влияния обычно продвигают интересы иностранных государств или политических партий.
Ведомство (от рус. ведать ← от ст.-слав. вѣдѣти ← от праслав. vědti, «знать») — орган государственного управления или местного самоуправления, наделенный правами, обязанностями и полномочиями в какой-либо области государственной деятельности или отрасли народного хозяйства.
Жандармерия (фр. Gendarmerie) — воинские формирования, осуществляющие деятельность по обеспечению общественной безопасности, охраны правопорядка и борьбы с преступностью, при необходимости также привлекаются к защите государства от внешних угроз. Как правило, организационно входят в состав Министерства внутренних дел и оперативно подчиняются Военному министерству.
Частная военная компания (ЧВК; англ. Private military company) — коммерческое предприятие, предлагающее специализированные услуги, связанные с охраной, защитой (обороной) кого-либо и чего-либо, нередко с участием в военных конфликтах, а также со сбором разведывательной информации, стратегическим планированием, логистикой и консультированием.
Федера́льное бюро́ рассле́дований (англ. Federal Bureau of Investigation, FBI, ФБР) (традиционный вариант прочтения: , (англ: ) является органом внутренней разведки и, одновременно, федеральной правоохранительной структурой Соединенных Штатов. Составная часть министерства юстиции США и Разведывательного сообщества США. Подчиняется Генеральному прокурору и, одновременно, Директору Национальной разведки. Является руководящим органом контрразведки и антитеррористической деятельности США.
Подрывная деятельность (ПД) — действия, направленные на незаконное изменение установленного общественного порядка, государственного устройства и/или существующих структур власти и общества.
Резидент — многозначный профессиональный термин, используемый в документах и в профессиональном языке советских и российских специальных служб, а также спецслужб отдельных стран из бывшего СССР для обозначения различных категорий сотрудников руководящего и оперативного состава, а также агентурного аппарата. По экстраполяции этот термин также используется в русском языке применительно к сопоставимым иностранным спецслужбам.
Пе́рвое гла́вное управле́ние КГБ СССР (ПГУ) — структурное подразделение Комитета государственной безопасности Советского Союза, ответственное за внешнюю разведку. Существовало с марта 1954 по ноябрь 1991 года.
Агре́ссия (от лат. aggressio — нападение) — понятие современного международного права, которое охватывает любое незаконное с точки зрения Устава ООН применение силы одним государством против территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства.
Министерство внутренних дел (МВД) — орган исполнительной власти, государственное учреждение, в большинстве стран, как правило, выполняющий административно-распорядительные функции в сфере обеспечения общественной безопасности, охраны правопорядка, борьбы с преступностью. В отдельных странах на органы МВД возложены функции обеспечения национальной безопасности и вопросов иммиграции, охраны мест лишения свободы, разрешительные функции в сфере оборота оружия, наркотических средств, печатей и штампов...
Упоминания в литературе (продолжение)
Оперативные секторы МГБ на территории Германии являлись оперативными подразделениями, с учетом специфики пребывания в оккупационной зоне решавшими весь комплекс задач, возложенных на территориальные управления МГБ в СССР. В их структуре имелись разведывательные (первые) отделения, вторые (контрразведывательные) отделы, причем они осуществляли также оперативные мероприятия в отношении выявленных сотрудников
спецслужб иных государств в западных зонах оккупации и в «западных» секторах Берлина. Третьи отделы оперсекторов вели контрразведывательную работу среди немецкого населения, в том числе в органах народной полиции (фольксполицай), администрации, политических партиях, профсоюзах, церковных и культурных организациях. Помимо этого, оперативные секторы МГБ имели в своей структуре разыскные, транспортные и следственные отделы, а особенностью их являлось также наличие отделов по советской колонии.
12-я группа управления – на правах самостоятельного отдела, – обеспечивала координацию работы с «органами безопасности друзей», как именовались
спецслужбы социалистических государств.
В активе управления – вербовки и эффективное использование высокопоставленных государственных, политических и военных деятелей, сотрудников
спецслужб , научных работников, представителей делового мира из многих государств, включая союзников Вашингтона. Концентрация сил, щедрое финансирование – основные слагаемые этой успешной оперативной деятельности.
В отличие от разведки, стремящейся к проникновению в секреты разведываемых государств и объектов, деятельность контрразведывательных подразделений направлена на борьбу с разведывательно-подрывной деятельностью
спецслужб иностранных государств. Последняя же представляет собой проведение его специально уполномоченными органами негласных операций и акций как по добыче информации о других государствах, их потенциалах, конкретных внешнеполитических и военных планах, так и по оказанию скрытого воздействия на их позиции и политику по тем или иным вопросам, в тех или иных географических зонах и регионах планеты.
Представленная монография состоит из шести глав. Первая глава охватывает период со второй половины XVIII в. по начало ХХ в. Здесь рассмотрено создание органов политического сыска в России, и особое внимание в оперативной деятельности этих органов уделено такому направлению, как перлюстрация корреспонденции. Особо выделяются формы тайного политического контроля в России и перлюстрационная деятельность
спецслужб в историко-сравнительном плане в Европе и Америке.
Задачами органов военной контрразведки являются: выявление, предупреждение и пресечение разведывательно-подрывной деятельности иностранных
спецслужб и организаций против Российской Федерации, ее Вооруженных сил и иных воинских формирований (частей); добывание разведывательной информации об угрозах безопасности Российской Федерации, ее Вооруженных сил и иных воинских формирований и частей; ограждение Вооруженных сил и иных воинских формирований и частей от диверсионных и террористических актов и т. д.
В начале 50-х годов Отдел спецопераций (ОСО) ЦРУ разработал масштабную «международную программу «стимулирования дезертирства» (включавшую в себя проведение целого ряда спецопераций в различных странах и против различных объектов – от населения ГДР и ГСВГ, других групп советских войск за границей СССР до советских колоний за рубежом, посольств и даже резидентур советской разведки. Проводившиеся БОБ ЦРУ оперативные мероприятия в рамках этой программы получили название операции «Рэдкэп». Особый упор делался на осуществление конспиративных вербовочных контактов с советскими военнослужащими, сотрудниками СВАГ и
спецслужб СССР, МИДа и других государственных ведомств. Одна из особенностей операции «Рэдкэп» ЦРУ – массовое использование агентов-женщин.
Наряду с созданием нового аппарата ведомства безопасности следовало решить судьбу структур Временного правительства. Уже в январе 1918 г. Дзержинский поднял вопрос о реорганизации старой военной контрразведки. По предложению бывшего агента царских
спецслужб К.А. Шевро-Войцинского он санкционировал создание контрразведывательного бюро (КРБ) ВЧК. Оно действовало в Петрограде и Финляндии, в ее штате было 35 человек, включая 25 агентов. Но деятельность бюро была парализована тем, что революционные матросы, прикомандированные к Шевро-Войцинскому, заподозрив своего начальника в измене, расстреляли его6.
ЖДАНЬКОВ Александр Иванович (род. 12.4.1947), аудитор Счетной палаты РФ, генерал-полковник ФСБ, кандидат юридических наук. С 1972 работал в органах государственной безопасности КГБ СССР, сначала – оперуполномоченный. После смерти вице-адмирала Г.А. Угрюмова в июне 2001 назначен заместителем директора ФСБ РФ – руководителем Департамента по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом. Руководил операцией по освобождению заложников из захваченного автобуса в Ставрополье 31.7.2001. Летом 2004 поставлен во главе вновь созданной Контрольной службы ФСБ РФ. 27.4.2007 Государственная дума РФ утвердила Ж. аудитором Счетной палаты РФ. Курирует проверку
спецслужб . Награжден орденом За заслуги перед Отечеством 3-й степени.
Решение о проведении контртеррористической операции, согласно ст. 12 Закона № 35-ФЗ, может принимать чрезмерно большой круг лиц: «Руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо по его указанию иное должностное лицо федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, если руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности не принято иное решение». Это решение должно быть незамедлительно опубликовано, т. е. доведено средствами массовой информации до сведения населения, и прежде всего – жителей территории, на которой введен правовой режим контртеррористической операции. Оно должно содержать определение территории (перечень объектов), в пределах которой такой режим вводится, и перечень конкретных предупредительных мер и временных ограничений. Если об операции и введении контртеррористического режима не будет объявлено, то все действия
спецслужб должны считаться неправомерными.
Еще одно направление деятельности МПА СНГ – противодействие всем формам международного терроризма. Депутаты МПА СНГ осуществляют постоянный мониторинг в зонах антитеррористической деятельности: на Северном Кавказе Российской Федерации, в Кыргызстане, в Таджикистане. Однако основной вклад МПА СНГ в борьбу с международным терроризмом на территории Содружества заключается в правовом обеспечении антитеррористических действий, сотрудничества органов безопасности и специальных служб СНГ. Здесь принципиальное значение имеет Соглашение, заключенное между Советом МПА СНГ и Советом руководителей органов безопасности и
спецслужб государств-участников СНГ. В результате взаимодействия организаций в 1997 г. был принят модельный закон «О борьбе с терроризмом», на базе которого разработан Договор о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом. Этот пример показывает, как некоторые модельные законы МПА СНГ, обретая форму межгосударственных или межправительственных соглашений, становятся обязательными для стран СНГ[62].
В 1938 году ГУГБ НКВД СССР было расформировано. Первый отдел вошел в состав вновь созданного 1-го Управления (госбезопасности) НКВД СССР, а 29 сентября 1938 года был возвращен в состав воссозданного ГУГБ НКВД. Для обеспечения безопасности государственных деятелей во время поездок по стране и во время отдыха в других регионах СССР существовали 1-е отделы (отделения) местных УГБ НКВД СССР. В начале февраля 1941 года в органах внутренних дел и госбезопасности началась реформа, которая тесным образом увязывалась с задачей максимального приближения деятельности
спецслужб к условиям войны. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 февраля 1941 года «О разделении Народного Комиссариата Внутренних Дел СССР и образовании Народного Комиссариата Государственной Безопасности СССР» 26 февраля 1941 года был издан приказ НКГБ СССР, который предписывал организовать:
Важным шагом к расширению глобального международного антитеррористического сотрудничества явилось 9-е Совещание руководителей
спецслужб , органов безопасности и правоохранительных органов иностранных государств, проведенное в июне 2010 г. в городе Екатеринбурге (Россия). В нем приняли участие 86 делегаций из 63 государств, а также представители Антитеррористического центра СНГ.
Учитывая существующие тенденции, в предстоящем периоде можно ожидать увеличение количества незаконных пересечений Государственной границы Российской Федерации и сопутствующих преступлений, прежде всего террористической направленности, а также преступлений, связанных с контрабандой оружия, боеприпасов, наркотических средств, прибытием на территорию России функционеров иностранных неправительственных организаций, финансируемых иностранными
спецслужбами , эмиссаров международных террористических организаций, имеющих своей целью нанесение ущерба безопасности России. В этой связи можно уверенно говорить о незаконном пересечении государственной границы как об угрозообразующем факторе безопасности Российской Федерации, что указывает на необходимость выработки конкретных мер, направленных на повышение эффективности оперативно-разыскной и уголовно-процессуальной деятельности правоохранительных органов и органов безопасности.
В/ч 43753. Образовано Постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) от 19 октября 1949 г. на базе 5 управления МГБ, Диверсионно-разведывательной службы Генштаба,
спецслужб ЦК ВКП(б) и Коминтерна. Функции: спецсвязь, в том числе с зарубежными компартиями; подготовка на основе разведдонесений докладов для высшего руководства. И.В. Сталин перепроверял эти данные, требуя параллельно первичные материалы.
К потоку иностранцев – идейных энтузиастов подключились советские
спецслужбы в лице ИНО ОГПУ и Разведуправления Генштаба РККА. Из числа таких иностранцев готовились спецагенты на нелегальную работу в этнически близких им странах. Ряд из них, наиболее опытных и проверенных на конкретной нелегальной работе, принимался в особо секретную службу ОМС – Отдел международных связей при Коминтерне, контролируемым ЦК ВКП(б).
В то же время это обстоятельство облегчало зарубежным
спецслужбам попытки вербовочных подходов и оперативной разработки партийно-государственных функционеров различного ранга, в результате чего руководящая элита страны оказалась без должного контрразведывательного прикрытия от разведывательно-подрывного воздействия спецслужб иностранных государств.
Анализ результатов исследований угроз информации позволяет утверждать, что одной из основных угроз государственной безопасности Российской Федерации являются попытки западных
спецслужб добывать конфиденциальные сведения, составляющие государственную, промышленную, банковскую и другие виды тайн. Ведущие западные страны продолжают модернизировать и развивать свои разведывательные службы, совершенствовать техническую разведку, наращивать ее возможности.
Как в МГП, так и в уголовном праве государств содержится понятие шпионажа. Получение тайными методами секретной военной и политической информации или сведений о противнике прямо не запрещено ни в мирное, ни в военное время. В МГП под шпионажем понимается сбор на территории противника информации военного значения лицом из состава вооруженных сил либо
спецслужб страны, находящейся в конфликте, осуществляемый тайно или обманными методами (п. 4 ст. 46 ДП I). Речь идет о специальном понятии шпионажа в период вооруженного конфликта как деяния, совершаемого комбатантом, который действовал в гражданской одежде (обманным путем) и был задержан в то время, когда тайно собирал информацию (п. 3 ст. 46 ДП I). Такое лицо, захваченное противником, подлежит суду военного трибунала, однако остается под защитой общих норм, применяемых к гражданским лицам, привлекаемым к уголовной ответственности. Оно не может претендовать на статус военнопленного. Но если такое лицо будет захвачено после выполнения задания и присоединения к своим войскам, то на него распространяется режим военного плена.
Приступая к работе на посту руководителя советских органов госбезопасности, Ю.В. Андропов должен был также познакомиться с имеющейся информацией о взглядах руководства ведущих государств мира – США, Великобритании, ФРГ, Франции, Израиля, Японии, Китая и других, – на назначение, задачи и содержание деятельности их
спецслужб . Разумеется, познакомился Андропов и с реальными досье на зарубежные спецслужбы, проводившие активную разведывательно-подрывную деятельность против нашей страны.
Центральное разведывательное управление (ЦРУ) – закрытая
спецслужба Соединённых Штатов. Имеет неограниченные полномочия: скрытый бюджет, право держать в тайне официальные должности и размеры зарплат, выдавать право на жительство в США для иностранных агентов, перебежчиков, членов их семей и проч.
При изучении проблемы государственной измены и шпионажа автор пользовался материалами выступлений, статей и других работ Ю. Андропова, Н. Ковалева, В. Крючкова, С. Степашина, В. Чебрикова и Л. Шебаршина, которые в разное время возглавляли органы безопасности и внешнюю разведку в нашей стране. Использованы также труды руководящих сотрудников КГБ и ГРУ Генштаба Ф. Бобкова, Ю. Дроздова, В. Кеворкова, В. Кирпиченко, Р. Красильникова, Н. Леонова, В. Никольского, П. Судоплатова, В. Удилова, Н. Чистякова, В. Широнина, а также выдающихся советских разведчиков Дж. Блейка, Ш. Радо и К. Филби. Изучены работы руководителей зарубежных
спецслужб М. Вольфа (ГДР), Р. Гелена (ФРГ), А. Даллеса (США) и В. Шелленберга (нацистская Германия).
Другой особенностью кадровой политики при укомплектовании местного самоуправления было то, что на эти должности очень активно старались пробиться представители различных белорусских националистических организаций. Их главной целью было «белорусифицировать» эти органы и тем самым заставить их работать не на немцев, а на белорусскую национальную идею. В целом ряде случаев это было сделать не так просто. Во-первых, немцы поначалу не очень-то жаловали проявления любых видов национализма. Во-вторых, у белорусских активистов появились конкуренты, которые также и с такими же целями боролись за места в местном самоуправлении. В Западной Белоруссии это были поляки, а в восточной – русские. Часто дело доходило до такого, что они писали друг на друга доносы, обвиняя своих оппонентов в скрытом коммунизме. И немцы часто верили таким доносам. Иногда доносы на националистов писали скрытые сторонники советской власти или те, кто работал в самоуправлении по заданию советских
спецслужб или партизан, убирая их, таким образом, немецкими руками. Естественно, что все это не способствовало плодотворной работе[147].