Связанные понятия
Командир взвода (сокр. КВ, Комвзвода, Комвзвод; разг. Взводный) — должностное лицо младшего офицерского состава (реже эту должность занимают прапорщики, старшие прапорщики, фельдфебели и так далее) в Вооруженных Сил большинства стран, осуществляющее командование взводом — подразделением, насчитывающим, как правило, от двух до четырёх отделений, в количестве от 9 до 50 человек.
Военная кафедра — учебное формирование вооружённых сил (ВС) государства при гражданском высшем учебном заведении и техникуме, для подготовки военнослужащих категории офицер (ранее в РККА — командир, начальник), сержант или рядовой для родов войск (сил) видов ВС, спецвойск и служб Вооружённых Сил Союза (ВС СССР), позднее России и других постсоветских государств, равнозначное (по статусу) высшему военно-учебному заведению.
Офицер запаса — военнообязанное лицо, имеющее офицерское звание, не находящееся на действительной военной службе.
Войска связи — специальные войска, предназначенные для развёртывания системы связи и обеспечения управления формированиями (объединениями, соединениями, частями, подразделениями и военнослужащими) вооружённых сил государства в мирное и военное время.
Военно-учётная специальность (ВУС) — военная специальность военнослужащего и военнообязанного для его учёта и использования в военном деле России, указание военной и учётной специальности действующего, находящегося в запасе или в отставке военнослужащего ВС России и других войск, сил, спецвойск (спецслужб) и формирований.
Упоминания в литературе
Одним из источников комплектования авиационных
школ курсантами являлись строевые части воздушного флота. В авиашколы направлялись также молодые командиры из других родов войск: пехоты, кавалерии и артиллерии, уже имеющие военное образование и опыт работы в командных должностях. Осуществлялись в плановом порядке наборы в среде трудящейся молодежи. Однако, поскольку летное обучение все в большей степени предъявляло специфические требования к исходному материалу, был высоким процент брака среди выпускников.
Курсанты, проходившие службу в полку, были особенные молодые люди. Дело в том, что все они прошли качественный многоступенчатый отбор, который начинался после получения ими приписного свидетельства. Они отличались абсолютным здоровьем, до армии прошли подготовку в системе ДОССАФ, большинство имело спортивные разряды и звания. Кроме этого, отбор этих призывников в полк осуществляли не только работники военкоматов, но и офицеры отдельных бригад спецназа, которым было далеко не безразлично, кто через полгода вернется из учебного полка для комплектования их соединений. Мой командир взвода, дослуживший в полку до ротного, неоднократно выезжавший за молодым пополнением в различные регионы Советского Союза, рассказывал, что комплектование команд для ВДВ, морской пехоты, пограничных войск не создавало столько проблем для военкоматов, как набор команды для спецназа ГРУ, потому что «купец» мог отставить любого кандидата, не подошедшего, на его взгляд, по тем или иным критериям.
Была еще одна причина малого налета курсантов. Угроза войны и формирование значительного количества новых авиационных частей потребовали ускоренной подготовки пилотов. В связи с этим Борисоглебская, как и другие военные школы летчиков, получила приказ в два раза сократить программу и
время обучения курсантов набора 1938 года[2]. Поэтому менее чем через год после поступления в школу летчиков, уже 5 ноября 1939 г. ее выпускнику Георгию Урвачеву приказом наркома обороны СССР было присвоено звание младшего лейтенанта и он стал летчиком-истребителем ВВС Красной армии.
С марта 1942 года время обучения было увеличено до трех месяцев. На курсах одновременно обучалось от 350
до 500 курсантов. Правда, теперь большинство обучающихся – младшие командиры Красной Армии, направленные на учебу управлениями военной контрразведки фронтов[41].
Значительное внимание было уделено подготовке личного состава польской армии. В конце 1945 года при непосредственном участии советской стороны были сформированы три пехотных офицерских училища (№ 1, 2 и 3), два артиллерийских (№ 1 и 2), два авиационных (пилотажа и техническое), военно-политическое офицерское училище, а также саперное офицерское училище, танковое, связи и интендантства. В 1947 году в Польше было
создано первое высшее военное учебное заведение – Академия Генерального штаба им. Кароля Сверчевского, а в последующие годы Военно-политическая академия им. Ф. Э. Дзержинского, Военно-техническая академия им. Ярослава Домбровского и Военно-медицинская академия, а также Высшее военно-морское училище. В конце 1945 года в двенадцати польских офицерских училищах приобретали военные знания 12 тыс. курсантов, а на курсах в советских военных академиях 196 слушателей[35].
Связанные понятия (продолжение)
Отделение — формирование, низшее тактическое подразделение в вооружённых силах многих государств мира.
Комисса́р (фр. commissaire — уполномоченный) в формировании войск (сил) — назначенный в подразделение, часть, соединение, объединение специальный представитель политического руководства государства (либо правящей партии), осуществляющий политическое наблюдение за военным командованием и личным составом, а также ведущий в формировании политико-просветительскую и воспитательную работу («политработник»).
Вневойсковая подготовка — составной элемент государственной системы военной подготовки населения, проводимой вне рядов его вооружённых сил.
Рядовой состав — категория военнослужащих и военнообязанных (граждан в запасе), имеющих воинские звания рядовой, ефрейтор (а по информации из Советской военной энциклопедии в некоторых армиях, например во французской, также капрал) и корабельные звания матрос, старший матрос.
Командир батальона и Комбат — должность военнослужащего назначенного командовать формированием в войсках и силах вооружённых сил (ВС) государства типа батальон, а также военнослужащий находящийся на ней (комбат — жаргон в ВС) и категория (комбат — фактически воинское звание) в РККА ВС Союза ССР в 1918 — 1935 годах.
Пограни́чные войска ́ (пограничная служба, пограничная стража, пограничная охрана и так далее) государства — государственная организация, орган, вооружённое воинское формирование, предназначенное для охраны и обороны внешних границ государства на суше или воде, а также для поддержания соответствующего режима в пограничной зоне.
Во́инская до́лжность (в/д) — должность (ранее чин) военнослужащего или военнообязанного в запасе (отставке) вооружённых сил государства, которая определяет его положение (права и обязанности) по отношению к другим военнослужащим или военнообязанным.
Железнодорожные войска (ЖДВ) — формирование (объединение) вооружённых сил некоторых государств, участвующее в обеспечении обороноспособности государства.
Вое́нный комисса́р (сокр., от лат. Commissarius — уполномоченный) — воинская должность, существовавшая в различные периоды времени, а также существующая в современный период в вооружённых силах ряда стран мира...
Ста́рший политру́к (сокр. от старший политический руководитель) — воинское звание старшего военно-политического состава Рабоче-Крестьянской Красной Армии с 1935 по 1942 год. Выше звания политрук, ниже звания батальонный комиссар. Соответствовало воинскому званию капитан.
Командир роты , Ротный командир (сокр. Комроты; разг. Ротный) в военном деле — воинская должность младшего офицерского состава в Сухопутных войсках, Военно-воздушных силах и береговых частях Военно-морского флота) Вооруженных сил (ВС) большинства государств.
Старший матрос — корабельное воинское звание, присваиваемое за образцовое выполнение служебных обязанностей и примерную воинскую дисциплину лучшим матросам, которые в период отсутствия командиров отделений заменяют их.
Дислокация войск (сил) (фр. dislocation) — размещение (расквартирование) (главным образом в мирное время) вооружённых сил: частей, соединений (бригада, дивизия, корпус), военных учреждений сухопутных войск в отведённых для них местах на территории страны и за её пределами (в населённых пунктах, специальных военных городках, лагерях); распределение частей, соединений ВВС по аэродромам базирования (авиационным базам), кораблей ВМФ по портам и военно-морским базам. Также дислокацией может называться...
Вое́нный комиссариа́т (военкома́т) — орган местного военного управления в Советском Союзе, а затем в республиках бывшего СССР, ответственный за военно-мобилизационную и учётно-призывную работу в Вооружённых Силах Союза и постсоветских государств (не всех).
Штаб (от нем. Stab) — основной орган управления войсками (силами), предназначенный для руководства их повседневной и боевой деятельностью.
Командир отделения — командир постоянного формирования (воинская должность, командная должность) вооружённых сил (ВС) многих государств мира.
Во́инское зва́ние — звание военнослужащего или военнообязанного в запасе (отставке), которое определяет положение (права и обязанности) военнослужащих по отношению к другим военнослужащим, персонально присваиваются каждому гражданину, проходящему военную службу (обучавшемуся для прохождения военной службы в военных учебных заведениях и приравненных к ним) в вооружённых силах (ВС) в соответствии с его служебным положением, военной или специальной подготовкой, принадлежностью к виду ВС, роду войск...
Воздушно-десантные войска (ВДВ) — самостоятельный род войск вооруженных сил, предназначенный для охвата противника по воздуху и выполнения задач в его тылу по нарушению управления войсками, захвату и уничтожению наземных элементов высокоточного оружия, срыву выдвижения и развертывания резервов, нарушению работы тыла и коммуникаций, а также по прикрытию (обороне) отдельных направлений, районов, открытых флангов, блокированию и уничтожению высаженных воздушных десантов, прорвавшихся группировок противника...
Демобилизация , демобилизирование (от фр. démobilisation, dé — отмена, mobiliser — приводить в движение; разг. «дембель») — процесс перевода вооружённых сил и экономики государства с военного положения на мирное. В других источниках (от фр. démobilisation, dé — от, mobil — подвижной) — роспуск войск в мирное время.
Ро́та (польск. rota от нем. Rotte «толпа, отряд»), арх. компа́ния (англ. company, фр. compagnie, нем. Kompanie от лат. compania первоначально «сотрапезники») — тактическое подразделение в вооружённых силах многих государств.
Запа́сная ча́сть (З.ч.) — специальное формирование (воинская часть), организационно самостоятельная учебная и административно-хозяйственная единица в составе всех родов войск (сил) (ранее — родов оружия), предназначенная для сформирования частей (соединений) и подготовки личного состава по предназначению, — запаса, пополнения Действующей армии Вооружённых сил государства.
Полк — формирование (воинская часть) основная тактическая и административно-хозяйственная единица в вооружённых силах многих государств. По составу занимает промежуточное место между батальоном и бригадой. Встречается практически во всех видах вооружённых сил, родах войск и специальных войсках. Предназначен для выполнения боевых задач в составе соединения а также самостоятельного ведения боевых действий.
Ордена Ленина Моско́вский вое́нный о́круг (МВО) — до 1917 года единица военно-административного деления территории Российской Империи, в последующие годы оперативно-стратегическое территориальное объединение Вооружённых Сил СССР и Российской Федерации, дислоцировавшееся на территории центральной России.
Военнослу́жащий — лицо (человек), исполняющее должностные обязанности, связанные с прохождением военной службы, которая призвана решать задачи в сфере безопасности и обороны государства, и в связи с этим, обладающее специальным правовым статусом (при определенных условиях: см. ниже).
Фронт — формирование, высшее (до 1935 года) оперативно-стратегическое объединение войск (сил) вооруженных сил на континентальном театре военных действий (ТВД), предназначенное для проведения стратегических операций по уничтожению крупных вражеских группировок либо обороны жизненно важных территорий в русской военной традиции.
Воинская часть (В.ч.) — организационно самостоятельная боевая и административно-хозяйственная единица, содержащаяся по установленному штату, в Вооружённых Силах и других войсках (пограничных, внутренних, железнодорожных, гражданской обороны) СССР а также государств бывшего СССР.
Политический отдел (
политотдел , ПО) — отдел в воинских частях, соединениях, объединениях и управлениях РККА и Советской армии ВС СССР, связанный с пропагандой и агитацией.
Пограничный отряд (пого, ранее - по) — оперативно-боевая, административно-хозяйственная воинская часть, основной тип соединения пограничных войск КГБ СССР и пограничных служб некоторых государств стран бывшего СССР.
Вое́нный о́круг (ВО) — территориальное общевойсковое объединение соединений, частей, военно-учебных заведений и различных местных военных учреждений.
Военфе́льдшер — персональное воинское звание (военного врача) военно-медицинского состава Красной армии и флота ВС СССР, с 1937 года — всех родов войск, имевшего квалификацию фельдшера или медицинской сестры.
Моторист — рабочий, технический специалист узкого профиля, обслуживающий различные двигатели внутреннего сгорания. Термин наиболее полно употребим к специалистам, обслуживающим поршневые моторы.
Дивизио́н (от фр. division «деление; отделение») в военном деле — разные типы формирований (подразделений, воинских частей и соединений). Как формирование тактического звена соответствует батальону других родов войск. Как и батальон, дивизион является наименьшим подразделением, у которого есть штаб.
Запа́сные армии (ЗапА, ЗА) — войсковые формирования (объединение, Армия), предназначенные для подготовки стратегических резервов и пополнений; существовали в Красной Армии в 1919 — 1921 годах.
Подробнее: Запасная армия
Офице́р (нем. Offizier, через позднелатинское officiarius — должностное лицо, от лат. officium — должность) — должностное лицо силовых структур: вооружённых сил, в некоторых государствах полиции (милиции).
Краснознамённый Сиби́рский вое́нный о́круг (СибВО) — расформированное оперативно-стратегическое территориальное объединение Вооружённых Сил Российской Федерации (ВС России) ранее — Вооружённых Сил СССР и Русской императорской армии). Также носил названия Западно-Сибирский военный округ (ЗапСибВО) и Омский военный округ. Существовал в период с 1865 года по 2010 год с небольшими перерывами.
Комбриг — в русском языке после 1917 года сокращение должности командира бригады, а также персональное воинское звание лиц высшего командного состава РККА в период с 22 сентября 1935 по 7 мая 1940, соответствовавшее званию бригадир или бригадный генерал в вооружённых силах других стран. Следующее воинское звание — комдив.
Высшие офицерские орденов Ленина и Октябрьской Революции, Краснознамённые курсы «Вы́стрел» имени Маршала Советского Союза Б. М. Шапошникова — военно-учебное заведение в Вооружённых Силах СССР и России. Проводили переподготовку командного и политического состава Сухопутных войск звена полк—батальон в области тактики, стрелкового дела, методики тактической и огневой подготовки. Срок обучения — до 1 года. Проводилась также подготовка иностранных офицеров из многих стран мира, в связи с чем ВОК «Выстрел...
Подробнее: Выстрел (курсы комсостава)
Формирова́ние (воинское формирование) — обобщённое наименование подразделений, воинских частей, соединений, объединений и других структурных единиц вооружённых сил а также других войск, которые имеют специфические особенности предназначения, формирования и комплектования.
Та́нковые войска ́ (силы) — род войск сухопутных сил (войск) вооружённых сил многих государств, основным вооружением которого является танк.
Полковой комиссар — в ВС Союза ССР специальное воинское звание для старшего военно-политического состава Красной Армии и Флота в 1935—1942 годах.
Краснофло́тец — воинское звание и должность военнослужащего рядового состава РККФ с февраля 1918 года, как персональное воинское звание введено в 1935 году. В армии в 1918—1946 годах званию краснофлотца соответствовало звание красноармеец. В феврале 1946 года в ВМФ ВС СССР это звание заменено званием матрос.
Де́йствующая армия и флот — часть вооружённых сил государства, используемая во время войны (в военное время) для ведения военных действий.
Инженерные войска СССР — специальные войска Вооружённых сил Союза ССР, предназначенные для инженерного обеспечения: оборудования территории военных (боевых) действий, инженерной разведки и сопровождения войск (сил) в наступлении и так далее.
Упоминания в литературе (продолжение)
Осенью 1922 года в
число курсантов школы были зачислены бывшие курсанты расформированных 8-х Саратовских артиллерийских курсов и школы тяжёлой береговой артиллерии. Оказался двойной контингент курсантов, что позволило провести тщательный отбор. В школе остались только дисциплинированные, имеющие хорошую общую подготовку курсанты. Один из старейших преподавателей школы генерал-майор инженерно-технической службы А. Д. Блинов очень лестно отзывался о курсантах тех лет: «Поражаешься, с каким вниманием слушают наши курсанты, как они стараются всё усвоить, всё понять».
В армейском лексиконе бытует выражение: «Рота – небольшой полк». Устав внутренней службы РККА не разграничивал обязанностей командира роты, занимавшего эту должность в войсках, и командира курсантской роты. Командиру учебной роты требовалось постоянно контролировать успеваемость
курсантов, следить за подготовкой командиров взводов и организовывать партийно-политическую работу. Здесь уместно привести историческую справку. 24 декабря 1924 года заместитель председателя Реввоенсовета СССР М. В. Фрунзе утвердил «Положение о политруках», по которому они назначались в подразделения от роты и выше. Согласно этому документу «политруки были освобождены от несения служебных нарядов и пребывания в строю, получали право жить вне казармы и были обязаны руководить политическими занятиями с командирами взводов, организовывать чтение газет и литературы, заведовать работой ленинского уголка».
сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу
по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.
Подготовка морских летчиков первоначально велась в сухопутных авиационных школах. Недостатки этого пути пополнения кадров заставили
открыть 10 августа 1915 г. Офицерскую школу морской авиации на Гутуевском острове в Петрограде (в начале 1917 г. школа была переименована в Ораниенбаумскую). В связи с тем, что зимой летать на гидросамолетах в Петрограде было невозможно, с осени 1916 г. до весны 1917 г. занятия проходили в Баку, а школа именовалась Бакинским отделением школы морской авиации (БОШМА). В январе 1917 г. морские авиационные школы были выведены из подчинения сухопутного и подчинены морскому ведомству, а Бакинское отделение стало самостоятельной Бакинской школой морской авиации. Одномоментно в этих школах обучалось небольшое количество курсантов – по 20–25 офицеров и 15–20 нижних чинов. Летом 1917 г. создается Школа воздушного боя в Красном Селе (ее штат был утвержден 17 июня[99]), предназначенная для переподготовки летчиков широкого профиля в истребителей.
Танкисты, призванные в армию в ходе войны, не имели много времени на подготовку. Войска требовали постоянного пополнения. Поэтому курс обучения сократили до шести месяцев, а программу урезали до минимума: «Училище я закончил, три снаряда стрельнул и диск пулеметный… Было какое-то вождение, азы – трогаться, по прямой водить», – вспоминает В.П. Брюхов. В 1-м Саратовском танковом училище, которое закончили А.С. Бурцев и Н.Я. Железнов, дела обстояли лучше – курсанты обучались сначала на английских танках «матильда» и канадских «валентайнах», а затем на «Т-34». Оба они утверждают, что практики было достаточно. Командир танка лейтенант Николай Евдокимович Глухов, который, как и младший лейтенант Арсентий Константинович Родькин и А.В. Боднарь, обучался в Ульяновском танковом училище, отмечает, что курсанты сразу обучались на современной технике и обучение было качественным: «Нам все пригодилось в боях. И знание оружия, и знание техники: двигателя, пушки, пулемета». Бытовые условия в училищах также различались. В соответствии с приказом НКО СССР № 312
от 22.09.41 для курсантов всех военных училищ сухопутных и воздушных сил Красной Армии вводилась 9-я норма питания, по своей калорийности близкая к фронтовой. Однако, если учившийся в эвакуированном в Черчик 1-м Харьковском танковом училище командир танка лейтенант Георгий Николаевич Кривов говорит, что «кормили хорошо. Каша с мясом, сливочное масло на завтрак», то учившийся в одно время с ним в эвакуированном Сталинградском училище В.П. Брюхов вспоминает, что их кормили так плохо, что «даже заключенных так не кормят». По-видимому, далеко не всегда была возможность выполнить упомянутый приказ.
Несмотря на все эти трудности
послевоенного времени, курсант Попов учился достойно, явно выделяясь среди товарищей, и не однажды отмечался командованием. Например, 29 января 1922 г., как один из лучших курсантов он был назначен на должность отделенного командира (должность командира отделения в Красной армии в период 1919–1924 гг.), получив право носить свой первый в жизни знак различия: на левый рукав рубахи и шинели пришивался суконный клапан по цвету рода войск (малиновый), в верхней части которого была звезда алого цвета, а под ней треугольник.
31 марта 1928
г. Фишер оставил военную службу и вышел в отставку, которая фактически была фиктивной. По секретному договору между Германией и Советским Союзом на территории последнего велось тайное обучение немецких офицеров по различным специальностям. Так, в Липецке был построен учебный центр, где немцы проходили секретную летную подготовку. Для прикрытия все его курсанты, прибывавшие в Советский Союз под видом «туристов» или «технических специалистов», должны были быть гражданскими лицами. Для этого и требовалось формальное увольнение с военной службы. Фишер пробыл в Липецке с апреля 1928 г. по декабрь 1929 г. После возвращения в Германию он, естественно, сразу же вернулся на военную службу и был назначен командиром роты во 2-м пехотном полку.
При отборе в училище
СС курсант получал звание фюреранвертера СС (кандидата в офицеры). После прохождения курса молодого бойца он становился штандартенюнкером СС. В конце учебы комендант училища присваивал ему звание юнкера СС и выдавал знаки различия шарфюрера СС. В случае успешного окончания училища и перед получением звания унтерштурмфюрера СС курсант назначался на должность обер-юнкера СС и удостаивался права носить знаки различия гауптшарфюрера СС.
После фронтовых боев с белогвардейцами курсанты возвратились в училище и на курсах вновь начались занятия. Однако для всех было ясно, что срок обучения надо продлить и вообще необходимо создавать более стабильные и постоянные учреждения
для подготовки командного состава флота, чем краткосрочные курсы.
Условия формирования в Хойберге соответствовали условиям в Мюнзингене, лишь сдерживающие трудности проявлялись теперь в еще большей мере. Относительно гладко происходило только кадровое комплектование. Дивизия имела в своем распоряжении целый ряд добровольческих формирований [154] – 427-й, 600-й, 642-й, 667-й, 851-й русские батальоны, 3-й батальон 714-го русского гренадерского полка, 851-й саперно-строительный батальон и другие[25]. 621-й русский артиллерийский дивизион с Западного фронта, которым командовал руководитель штаба формирования, кавалер Рыцарского креста майор Кейлинг [155], взял на себя кадровое и материальное формирование артиллерийского полка. Кроме того, в личный состав дивизии были включены многочисленные добровольцы непосредственно из лагерей военнопленных. Офицерский корпус пополнился большей частью за счет курсантов 1-го курса вновь созданной офицерской школы РОА. Однако, несмотря на все усилия, немецкому штабу по формированию больше не удалось предоставить дивизии причитающееся оснащение, особенно тяжелое оружие, специальное снаряжение и транспортные средства. Правда, в Хойберг уже поступили современные советские пушки-гаубицы калибра 122 мм для вооружения артиллерийского полка, однако часть из них пришлось вновь уступить по соответствующему требованию группы армий «Г» [156]. Поэтому, когда 2-я дивизия РОА 19
апреля 1945 г. покинула учебный военный лагерь, она имела необходимую боевую структуру, но была оснащена оружием лишь частично [157]. По распоряжению генерал-майора Зверева был преимущественно вооружен полевой запасной батальон – в качестве гвардейского батальона, противотанковый дивизион обладал противотанковыми реактивными гранатометами типа «Панцершрек», но гренадерские полки имели лишь ручное огнестрельное оружие и частично пулеметы. В конце апреля командующий группой армий «Юг», генерал-полковник д-р Рендулич еще хотел поставить дивизии недостающее вооружение по месту дислокации к северу от Будвайса [ныне Ческе-Будеёвице, Чехия. – Прим. пер.], но сделать это тем временем больше не было возможности.
В любом случае рядовым Ф. Н. Ремезов прослужил крайне недолго. Несмотря на всю ограниченность полученного образования, его хватило, чтобы вскоре перейти на штабную работу. В августе он стал письмоводителем, затем – делопроизводителем штаба 1-й бригады 2-й Уральской дивизии, а затем попал на только что организованные реввоенсоветом 3-й армии Вятские пехотные курсы. В это время отступавшая под натиском Колчака 3-я армия испытывала острую нехватку командных кадров, и годичный срок обучения был сокращен до нескольких месяцев. Вступивший в партию большевиков в конце 1918 г. Ремезов
оказался среди 150 курсантов первого набора и, как выяснилось впоследствии, самым известным и успешным их выпускником[33].
В поезде на Москву один полковник-артиллерист спросил меня: «Я вижу, что вы – курсанты и следуете из Ейска. Разве там есть летная школа сухопутной авиации? Я всегда знал, что там школа морской авиации, а вы одеты в армейскую авиационную форму». Я ответил, что мы действительно учимся в школе морских летчиков, но в морской авиации есть и части сухопутной авиации, например истребительные и бомбардировочные. Вот почему в этой школе часть подразделений учится на морских самолетах, их курсанты одеты в
морскую форму, а подразделения курсантов, которые учатся на сухопутных самолетах, одеты в авиационную форму курсантов ВВС КА. Но по окончании и эти курсанты наденут морскую авиационную форму и будут направлены в части сухопутных ВВС флота.
На 11 января лодка была полностью укомплектована. Экипаж ее насчитывал: 12 офицеров, 3 сверхсрочника, 65 человек старшин и матросов срочной службы и 6 человек кандидатов в курсанты. Всего 86 человек.
Отличниками боевой и политической подготовки на лодке числились 37 человек, специалистов 1-го класса – 7 человек, специалистов 2-го класса – 27 человек.
Низка материальная база военных академий и военных училищ. Новые образцы вооружения у них отсутствуют. В военных академиях и училищах отмечается низкая требовательность, имеет место завышение оценок. Подготовка слушателей в военных академиях и
курсантов в военных училищах имеет ряд существенных недостатков, из коих главными являются:
Всех переводчиков можно разделить на две большие группы.
Первая – это курсанты (в основном – выпускники ускоренных курсов португальского языка) Военного института иностранных языков (ВИИЯ[6]). Большинство из них выпускались после ускоренной 10-месячной подготовки (т. н. «ускора») в звании младших лейтенантов и на два года направлялись в командировку в Анголу. Бывали случаи, когда курсанты ехали «на стажировку» после второго курса и возвращались в том же статусе. Многие за время учебы в ВИИЯ направлялись в подобные командировки по 2-3 раза, в Анголу, Мозамбик либо в другие страны (в зависимости от изучаемых языков). В результате срок обучения в институте растягивался у них на 6-7 лет вместо пяти.
После зимних 1942–1943 гг. боев 95 гв. сд имела большой некомплект личного состава. Пополнение приходило в основном из Башкирии. Недостаток в подготовленном личном составе Красная Армия начала испытывать практически с первых месяцев войны. Сказались большие потери в боях и оставление значительной территории европейской части страны. Руководству страны не удалось в полном объеме эвакуировать граждан призывных возрастов с оккупированной врагом территории. Многие эвакуированные на восток работали на оборонных предприятиях. Призывной ресурс таял, а потери надо было восполнять. В конце 1942 г. в связи с тяжелой обстановкой, сложившейся на сталинградском направлении, для пополнения боевых дивизий,
особенно гвардейских, начали использовать курсантов пехотных и пулеметно-минометных училищ. Их выпускали досрочно в звании «рядовой» или «сержант» и тут же направляли в действующую армию.
В 1935
году – курсант Военной академии имени М. В. Фрунзе. После ее окончания получил назначение на должность начальника Главного тюремного управления НКВД СССР, в 1939-м стал начальником 4-го (Особого) отдела Главного управления государственной безопасности НКВД СССР. Участвовал в боях с японцами на Халхин-Голе и в войне с Финляндией.
Вместо ответа капитан протянул адмиралу прямоугольную пластиковую карточку с эмблемой академии ВКФ. На таких карточках хранились личные дела курсантов, но эта не имела идентификационного номера. Значит, это личное дело кандидата на поступление, а номер появится
позже, после зачисления в курсанты. Однако вступительные экзамены еще не начинались, и проверка кандидатов на наличие порочащих связей должна была состояться позже (будущий офицер ВКФ должен быть безупречен). Чем же новоявленный кандидат заинтересовал академического «особиста»?
Тем временем в начале 1940 г. Абвер-II, ведавший организацией подрывной деятельности и саботажа, создал первое специальное подразделение для диверсионных и разведывательных операций в тылу противника. В целях сохранения секретности оно получило наименование «800-й учебный и строительный батальон специального назначения» (Lehr und Bau Bataillon zbV 800) и располагалось в г. Бреслау. Парашютно-десантную подготовку личный состав батальона проходил на аэродроме Ораниенбург. Там базировалась эскадрилья Гартенфельда, персонал которой сначала выступал в качестве инструкторов, а позднее доставлял своих
бывших курсантов к месту назначения.
Требования к поступавшим в кадетские училища СС были строги в отношении расовых, физических и политических данных, но занижены по отношению к образованию и неполитической подготовке. В результате около 40 %
курсантов, принятых до 1938 года, имели только начальное школьное образование[18]. С целью устранения образовательных и социальных различий и открытия дороги талантам в СС фактически снизили стандарты, и, как следствие, профессиональные качества многих довоенных офицеров СС находились не на одном уровне с их коллегами в армии.
Что касается высшего профессионального образования, оно на оккупированных территориях РСФСР так и не возродилось – ни одно из высших учебных заведений не возобновило свою работу в период оккупации. В лучшем случае на базе вузов создавались курсы по подготовке специалистов, в основном сельскохозяйственного и промышленного профиля. Так, на базе Смоленского сельскохозяйственного института открылись курсы агрономов. Лекции читали как избежавшие эвакуации профессора и доценты сельхозинститута, так и посещавшие Смоленск специалисты из Германии. Первый набор слушателей прошел двухмесячный срок обучения (с ноября 1942 г. по январь 1943 г.), затем срок обучения сократили до одной
недели. В ходе обучения курсантам читали лекции о порядке землепользования, о климате и почве, о новых мероприятиях по увеличению урожайности, о задачах сельскохозяйственных управлений[342]. Подобной реорганизации подверглись и другие вузы на оккупированной территории РСФСР, поэтому применяемый по отношению к ним в коллаборационистской печати термин «институт»[343] ни в коем случае не отражал действительного состояния этих учебных заведений.
В боевых действиях против повстанцев в первой половине 1930 года участвовали многие подразделения РККА и ОГПУ. В частности на Северном Кавказе: подразделения 5,10 и 12-й кавалерийских, 22-й и 28-й стрелковых дивизий РККА, 5-й полк ВОХР (внутренней охраны) ОГПУ, курсанты Владикавказской и Краснодарской школ комначсостава РККА и другие подразделения СКВО. Однако командиры соединений избегали использования полного
штата частей при проведении боевых операций, опасаясь непредсказуемого поведения массы красноармейцев и командиров при столкновении с повстанцами. В сводные дивизионы отбирались исключительно проверенные комсомольцы и коммунисты, секретари партячеек, сотрудники особых отделов. По 5-й кавдивизии из 26-го полка в операциях участвовало всего 274 бойца и командира, из 28-го – 361, из 30-го – 315.
В нештатной школе младших специалистов совершенствуется учебно-воспитательный процесс: составляются планы и программы, улучшается методическое мастерство офицерского состава. Углублению этого процесса способствует введение в состав дивизии с декабря
1962 года штатной школы подготовки сержантов на 500 курсантов.
Кстати, на Тихоокеанском флоте подводно-десантная подготовка началась в первой половине октября 1941 года. В соответствии с приказом командующего ТОФ была сформирована подводно-десантная команда (50 человек), в которую направили тщательно отобранных курсантов учебного отряда подводного плавания и десять хорошо подготовленных по водолазному делу подводников. Командиром команды
назначили лейтенанта Креймана. Группа называлась «Команда водолазов-разведчиков», а бойцы – «водолазами-разведчиками». Они должны были довести до совершенства общую и легководолазную подготовки, научиться форсировать водные рубежи на глубине 20 м по компасу, обучиться подрывному делу, отработать выход из ПЛ через торпедные аппараты и люки и возвращение на ПЛ, изучить и отработать основные методы ведения разведки. После завершения подготовки, в результате которой каждый десантник научился форсировать 3-километровый водный рубеж, команду перебросили в Сталинград, где она обеспечивала переправу техники и войск через Волгу, а также подъем затонувшей техники.
В это время были списаны все учебные корабли, на которых курсанты военно-морских училищ проходили учебную практику и совершали учебные морские походы. В военно-морских институтах (так стали называться военно-морские училища) для проведения
курсантами морской стажировки остались небольшие катера и шлюпки прибрежного плавания. «Флотоводцы» 90-х годов XX столетия стали готовить морских офицеров для океанского флота России на речных судах и шлюпках. И до сих пор курсанты военно-морских институтов морскую стажировку проходят «на челнах Степана Разина».
В классе происходит выпуск курсантов. Перед строем в две шеренги по шесть человек стоит начальство: майор Макухин, два преподавателя-лейтенанта и начальник военной разведки фронта полковник Николай Евгеньевич Соболев.