Связанные понятия
«Пламя революции » — скульптура 1922 года работы советского скульптора Веры Мухиной, ставшая конкурсным проектом для невоздвигнутого памятника революционеру Якову Свердлову.
Пьедеста́л (фр. piédestal, от итал. piedistallo из piede «нога» и stallo «место») — то же, что и постамент; художественно оформленное основание, на котором устанавливают произведения — скульптуру (статуя, скульптурная группа, бюст), вазу, обелиск, стелу и тому подобное.
Бюст — скульптура, изображающая грудь, плечи и голову человека, обычно на подставке.
Монументальное искусство (лат. monumentum, от moneo — напоминаю) — одно из пластических пространственных изобразительных и неизобразительных искусств; данный род их включает произведения большого формата, создаваемые в согласовании с архитектурной или естественной природной средой, композиционным единением и взаимодействием, с которыми они сами приобретают идейно-образную завершённость, и сообщают такую же окружению. Произведения монументального искусства создаются мастерами разных творческих профессий...
Царь-плотник — памятник Петру I, установленный на Адмиралтейской набережной в 1996 году скульптором Л. А. Бернштамом.
Упоминания в литературе
У здания есть интересная особенность – на левом углу фасада в 1920 году была установлена гипсовая доска с изображением рабочего и надписью: «Вся наша надежда покоится на тех людях, которые сами себя кормят». Слова Д. И. Писарева прекрасно передают уважение, которым новая власть окружила людей труда, создающих все блага современного мира. Это единственный дошедший до наших дней гипсовый барельеф из числа тех, что были установлены на московских зданиях в первые послереволюционные годы согласно
ленинскому плану монументальной пропаганды . Его создатель – скульптор A. M. Гюрджан.
После революции гостиница на полтора десятилетия стала 1-м Домом Советов: номера ее были предоставлены под жилье советским и партийным работникам. С 11 по 19 марта 1918 года в номере 107 жил после переезда правительства в Москву в связи с переносом сюда столицы советской республики В. И. Ленин. В эти же годы угловую часть здания украсило майоликовое панно с индустриальным пейзажем – один из примеров осуществления
ленинского плана монументальной пропаганды . В разное время в «Национале» останавливались иностранные писатели – Анатоль Франс, Анри Барбюс, Джон Рид, Герберт Уэллс, Мартин Андерсен-Нексе, Пабло Неруда, певец Поль Робсон; жили здесь советские композиторы – С. С. Прокофьев, Б. В. Асафьев и А. И. Хачатурян.
Связанные понятия (продолжение)
Конная статуя Фридриха Великого (нем. Reiterstandbild Friedrichs des Großen) — монументальная скульптура короля Пруссии Фридриха II верхом на коне, установленная на разделительной полосе бульвара Унтер-ден-Линден рядом со Старым дворцом в центре Берлина. Главный труд скульптора Кристиана Даниэля Рауха, одно из выдающихся произведений скульптуры XIX века, ознаменовавшее её переход к реализму. У берлинцев памятник носит ироническое прозвище «Старый Фриц».
Автором скульптурного фонтана
Рыбак или Несчастный рыбак, расположенного в столице Сербии Белграде в центре кольцевого сквера в парке Большой Калемегдан является выдающийся сербский скульптор Симеон Роксандич. Скульптура была сделана в Мюнхенской и Римской мастерских художника в 1906 году, во время его годичного отъезда из Крагуевацкой гимназии, в которой он вел уроки рисования. Впервые скульптура была представлена публике на LXXII Международной художественной выставке в Риме в 1907 году. Установленный...
«Последний адрес » развивает идеи немецкого проекта «Камни преткновения» (нем. die Stolpersteine), увековечивающего память жертв нацизма. В свою очередь, по примеру российского проекта стартовали и развиваются самостоятельные проекты: «Остання адреса — Україна» и «Poslední adresa» в Чехии, «Ultima Adresa» в Молдавии и...
Гётеанум (Goetheanum) — всемирный центр Антропософского движения, расположенный в швейцарском городе Дорнах и названный в честь Гёте.
Дом-музей I съезда РСДРП ― музей в память о I съезде Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП), проходившем в Минске.
Советская архитектура охватывает период 1917—1991 годов. За это время в ней отразился ряд мировых архитектурных стилей — конструктивизм, рационализм, арт-деко, являющаяся смесью ар-деко, ампира и эклектики сталинская архитектура и брутализм.
Вокруг имени Владимира Ильича Ленина в советский период российской истории возник обширный культ. Его имя и идеи в СССР прославляли так же, как и Октябрьскую революцию, а позже и И. В. Сталина (вплоть до XX съезда КПСС).
Подробнее: Культ личности Ленина
Градозащитники Петербурга — общее неофициальное название для ряда гражданских активистов и общественных организаций Санкт-Петербурга, противодействущих реализации строительных проектов в историческом центре Петербурга, разрушению исторических зданий в центре Петербурга, застройке охранной зоны Пулковской обсерватории, точечной застройке, программе реновации и сносу гаражей. Основное ядро движения составляют представители оппозиционных политических партий и движений Петербурга: КПРФ, «Яблоко», «Справедливая...
Сталинская реконструкция Москвы — крупномасштабная перестройка Москвы, которая была задумана и частично осуществлена в 1930-е и 1940-е годы. В 1935 году правительство Москвы утвердило постановление «О генеральном плане реконструкции города Москвы». Генплан был разработан под руководством архитекторов Владимира Семенова и Сергея Чернышова и предусматривал создание новых широких транспортных магистралей и расширение имеющихся, возведение мостов, строительство метрополитена, обводнение и озеленение...
Официальное
советское искусство, изобразительное искусство СССР охватывает период 1917—1991 годов и характеризуется огромной ролью идеологии в своем развитии. Параллельно с ним с 1950-х годов развивалось неофициальное искусство СССР.
«Рака Александра Невского сразу стала общепризнанным чудом молодой столицы. Можно с уверенностью сказать, что она — единственное в мире столь монументальное сооружение из высокопробного серебра».
Испано-французская экспозиция прошла в Сарагосе с мая по декабрь 1908 года в ознаменование столетней годовщины первой осады Сарагосы.
Подробнее: Испанско-французская выставка (1908)
Новый элемент расселения (НЭР) — концептуальное футуристическое направление в градостроительстве, повлиявшее на развитие современного градостроительства в целом, служившее основой кандидатских и докторских диссертаций и практических проектов (таких как реконструкция Арбата и Столешникова переулка в Москве). Теоретические разработки проекта были изложены в книгах, ставших архитектурными бестселлерами в мире. Три стадии НЭРа экспонировались на всемирных архитектурных выставках. Тема НЭРа развивается...
Целостная реконструкция (архитектурных памятников ) — это воссоздание утраченного памятника архитектуры и его прежнего облика на том месте, где оно находилось до разрушения, на основе исследований сохранившихся данных (упоминания в письменных источниках, изображения, сохранившиеся аналогичные объекты, археологические находки, обмеры и пр.) с использованием знаний старых строительных приемов.
Памятник Тарасу Шевченко — памятник украинскому поэту, писателю и художнику Тарасу Григорьевичу Шевченко, работы скульптора Леонида Григорьевича Рябцева, был открыт в Ташкенте 20 декабря 2002 года. На открытии памятника присутствовал Президент Украины Леонид Кучма.
Украинский архитектурный модерн (укр. Український архітектурний модерн), УАМ — один из украинских архитектурных стилей, разновидность стиля модерн, которая развивалась на территории Украины на протяжении почти 40 лет, с 1903 по 1941 годы.
Охтинский мыс — участок суши в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга в месте впадения реки Охты в Неву.
Па́мятник — объект (как правило, сооружение), поддерживающий воспоминания о чём-либо.Кроме выполнения объективно-исторической функции, многие памятники несут и политическую нагрузку, являясь объектами фундаментальной пропаганды. Все разнообразие памятников изучает общее памятниковедение, уделяющее особое внимание памятникам-символам.
Охрана памятников истории и культуры — комплекс мер и мероприятий, нацеленных на сохранение и защиту объектов, обладающих культурной и исторической ценностью. Меры включают исследование памятников, оценку их ценности, присвоение официального статуса, реставрацию и консервацию. Самая высшая степень ценности исторического памятника — включение в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Большие германские художественные выставки (нем. Große Deutsche Kunstausstellung) — восемь раз проводившиеся в период с 1937 и по 1944 год в нацистской Германии, в специально для этой цели построенном в Мюнхене Доме немецкого искусства. Выставки отражали официальный взгляд на изобразительное искусство в рамках нацистской культурной политики.
Десталинизация — процесс преодоления культа личности Сталина и ликвидации политической и идеологической системы, созданной в СССР в период правления И. В. Сталина. Этот процесс привёл к частичной либерализации общественной жизни, называемой «оттепелью». Термин «десталинизация» употребляется в западной литературе с 1960-х годов.
Столица мира Германия (нем. Welthauptstadt Germania) — новое название для города Берлина, который к середине XX века по планам Адольфа Гитлера и его архитектора Альберта Шпеера должен был стать столицей мира. На немецком языке «Германия» — латинизированное имя женского образа страны Германии, аллегория германской нации, а сама страна называется Дойчланд (нем. Deutschland). Чтобы соответствовать своему статусу, город должен был приобрести новый облик согласно принятому «Общему плану застройки имперской...
«Бéглый раб» — скульптура, созданная русским скульптором В. А. Беклемишевым в 1891 году в Италии.
Москультпрог («Московские культурологические прогулки») — академический проект, организующий общедоступные акции (прогулки, перформансы, концерты), семинары, выставки, посвящённые городской архитектуре, истории и экологии. Создан Сергеем Никитиным в 1997 году. В основе методики проекта лежит формат прогулки-диалога с экспертами и публикой.
Агитпароход (в СССР) — пароход, специально оборудованный и приспособленный для ведения агитационно-пропагандистской и культурно-просветительной работы среди населения и войсковых частей отдаленных районов. Агитпароходы появились во 2-й половине 1918 года и действовали в период Гражданской войны. В условиях слабой связи центра с местами они, наряду с агитпоездами, были эффективной формой руководства и укрепления местных партийных органов, содействовали упрочению советской власти на местах, мобилизации...
Реставрация памятников архитектуры — это процесс восстановления и подновление подлинных древних частей памятника архитектуры с учётом его исторического прошлого и аутентичности. Такие работы проводятся специализированными организациями по реставрации, где работает квалифицированный персонал (архитекторы, мастера-реставраторы, руководители работы).
Бумажная архитектура — архитектурные проекты, не осуществимые в реальности из-за своей технической сложности, стоимости, масштабности или цензурных соображений. Наиболее известный период «бумажной архитектуры» — Франция эпохи барокко и классицизма.
«Нимро́д » — это каменная статуя, созданная израильским скульптором Ицхаком Данцигером в 1939 году. Статуя Нимрода, вырезанная из нубийского песчаника, считается одним из важнейших произведений в истории израильского искусства, а также ярчайшим примером творчества представителей «ханаанейского движения».
«Черновики будущего » (латыш. «Nākotnes melnraksti») — серия книг Яниса Урбановича, Игоря Юргенса и Юриса Пайдерса с изложением подлинных свидетельств и документов истории Латвии ХХ века. В основе — архивные материалы, газетные публикации, которые служат темой для дискуссий авторов о непростых событиях развития Латвии в геополитическом и историческом контексте. Использованы материалы из Национального архива США, Государственного архива Российской Федерации, Латвийского государственного архива кинофотофонодокументов...
Футуропо́лис — предложенное в России в 2009 году обозначение для плановых городов экспериментального характера, которые призваны испытать новые формы социальной организации. Футурополисы унаследовали черты движения «новых городов» и технополисов. Полностью реализованных в России проектов пока нет; с долей условности можно отнести к футурополисам отдельные проекты за рубежом.
Класси́ческая Гре́ция (V—IV вв. до н. э.) — период высшего расцвета полисного устройства. Достижения греков в области архитектуры, скульптуры, вазовой живописи, ювелирного искусства, поэзии, театрального искусства, науки (астрономии, геометрии, физики, зоологии, медицины, психологии, логики, политологии, искусствоведения, риторики, экономики, истории, географии) и государственного устройства в этот период столь велики, что вызывали и вызывают стремление подражать им, брать за образец. Именно поэтому...
«Суперламбанана » (англ. Superlambanana) — ярко-жёлтая уличная скульптура в виде гибрида банана и ягнёнка, находящаяся в Ливерпуле. Вес скульптуры составляет 8 тонн; высота — 5,18 м (17 футов). Автором является американский художник японского происхождения Таро Чизо. Произведение воплощает символ предостережения об опасности генной инженерии, а также отражает историческое прошлое Ливерпуля: ранее суда, останавливавшиеся в городских доках, чаще всего перевозили овечью шерсть и бананы. Согласно авторской...
Памятник Сталину в Улан-Баторе — памятник государственному деятелю СССР И. В. Сталину работы скульптора Н. Томского, располагавшийся напротив входа в Центральную библиотеку им. Сталина в столице Монгольской народной республики.
Арка дружбы народов — достопримечательность Киева, расположенная в Крещатом парке на правом высоком берегу Днепра. Открытие состоялось в 1982 году после четырёхлетнего строительства и было приурочено к 60-летнему юбилею образования СССР. Скульптурно-архитектурная композиция заменила находившуюся здесь летнюю эстраду.
Раскрытие (метод реставрации культурного наследия) — вид реставрационно-восстановительных работ культурных объектов, характерен для памятников искусства. Состоит в избавлении культурной ценности от более поздних наслоений. Вмешательство может быть оправдано при наличии более поздних наслоений, скрывающих подлинную историко-культурную ценность, находящуюся в удовлетворительном состоянии. Обязательными условиями являются: отсутствие значительной диффузии между авторскими и не авторскими наслоениями...
Хрущёвская оттепель — неофициальное обозначение периода в истории СССР после смерти И. В. Сталина, продолжавшегося около десяти лет (середина 1950-х — середина 1960-х годов). Характеризовался во внутриполитической жизни СССР осуждением культа личности Сталина и репрессий 1930-х годов, освобождением политических заключённых, ликвидацией ГУЛАГа, ослаблением тоталитарной власти, появлением некоторой свободы слова, относительной либерализацией политической и общественной жизни, открытостью западному...
Хроноло́гия Ви́льнюса — основные события истории Вильнюса, события истории Литвы и соседних стран, а также эпизоды биографий выдающихся деятелей культуры, имевшие место в Вильнюсе, в хронологическом порядке.
Общая
краевая выставка во Львове или Галицкая краевая выставка (польск. Powszechna Wystawa Krajowa we Lwowie) — крупнейшая ярмарка в истории Королевства Галичины и Лодомерии, которая проходила с 5 июня по 10 октября 1894 года на верхней террасе Стрыйского парка во Львове с целью демонстрации культурных и цивилизационных достижений. Выставка посвящена 100-летию Восстания Костюшко, которое праздновали в 1894 году. Стала одним из крупнейших и самых массовых событий в истории Львова, а также одним из...
Усадьба Фридриха Густавовича Михельсона — старинная усадьба в стиле неоренессанса, имение киевского промышленника-миллионера в центре Киева. Композиционно состоит из двух смежных жилых построек и двух смежных флигелей. В настоящее время находится в стадии реставрации. Ответственный реставратор и собственник усадебного комплекса — ООО «Дом на Пушкинской», девелопер проекта — Компания НЕСТ.
Монумент эпонимов — перибол на афинской агоре, который включал статуи героев-эпонимов афинских фил.
Город искусств и наук (валенс. Ciutat de les Arts i les Ciències, исп. Ciudad de las Artes y las Ciencias) — архитектурный комплекс из пяти сооружений на осушенном дне реки Турия в городе Валенсия (Испания). Дизайн принадлежит валенсианскому архитектору Сантьяго Калатраве, строительство началось в 1996 году. Комплекс является одним из выдающихся образцов современной архитектуры.
«Брут » — мраморный бюст, заказанный Микеланджело в 1537—1538 гг. Донато Джанотти, гуманистом республиканских убеждений, который считал «тираноборца» Брута своим кумиром. Первым владельцем произведения был кардинал Никколо Ридольфи (1501-50).