Связанные понятия
«Нимфа после купания » («После купания») — скульптура авторства Станислава Кауэра, известного кёнигсбергского скульптора. Выполненная из белого мрамора скульптура представляет собой сидящую обнаженную женскую фигуру.
Пластиночная, или штучная, мозаика (лат. opus sectile) — разновидность мозаики, особенно популярная в Древнем Риме для настила каменных полов. Вместо одинаковых по размеру кусочков смальты в штучной мозаике используют разные по форме и размеру шлифованные пластинки мрамора или другого натурального камня, перламутра или даже стекла.
Беролина (лат. Berolina) — позднелатинский эквивалент названия города Берлин. Беролиной также называли женскую скульптуру, символизировавшую этот город. Самым известным изображением Беролины является статуя, некогда украшавшая берлинскую площадь Александерплац.
Пре-Руп (в переводе с кхмерского «Переворачивание тела») — один из самых значительных храмов-гор. Построен во времена правления Раджендвармана II, освящён в 961 или в начале 962 года. Посвящён Шиве.
Фриз из Мшатты — орнаментальный рельефный фриз середины VIII века, украшавший дворец Мшатту в пустыне Иордании. Руины Мшатты были обнаружены в 30 км к югу от столицы Иордании Аммана в 1840 году. Некоторые фрагменты Мшатты до сих пор хранятся на территории аэропорта Аммана.
Рёмер (нем. Römer — «римлянин») — старинная ратуша во Франкфурте-на-Майне. Уже более 600 лет здание с примечательным ступенчатым фронтоном является символом города. Название зданию ратуши дало среднее из трёх ранее самостоятельных строений, которое носит название «Дом у римлянина» (нем. Haus zu Römer). Происхождение названия центрального здания остаётся туманным, несмотря на то, что на основании исторических исследований выдвигалось много различных, часто противоречащих друг другу версий. А «Рёмер...
Археология данных (англ. Data archaeology) — реконструкция и дешифровка данных с носителей информации, которые вышли из употребления или были повреждены в результате природной или техногенной катастрофы. Также к археологии данных относится процесс дешифровки информации, записанной в устаревшем формате данных.
Гробница гигантов (итал. tomba dei giganti, сард. tùmba / lòsa de sos zigàntes) — название, которое местные жители Сардинии дали местной разновидности могил галерейного типа нурагического периода (середина 2 — середина 1 тыс. до н. э., поздний бронзовый век). В общей сложности обнаружено более 300 подобных памятников.
Палетка Быка , Палетка Празднования победы — артефакт додинастического Египта, в египтологии подобные археологические находки относят к группе так называемых «палеток». Временем создания считается период Накада III — конец 4-го тыс. до н. э.
Прилвицкие идолы (нем. Prillwitzer Idole) — бронзовые статуэтки, выданные во второй половине XVIII века за вендских идолов из храма в Ретре.
Башня Бисмарка (нем. Bismarckturm) — мемориальная башня высотой 22 м в немецком городе Вупперталь (федеральная земля Северный Рейн — Вестфалия). Башня расположена в районе Хардт (гористый район на северном берегу реки Вуппер).
Наиск (лат. Naïskos, др.-греч. ναϊσκος) — небольшой храм в классическом стиле с колоннами или пилонами и треугольным фронтоном. Наиск часто встречается в качестве художественного элемента храмов, например, в Эгире или Дидиме, в архитектуре малых форм на древнегреческих кладбищах в качестве надгробных рельефов или ниш, как, например, на кладбище Керамик в Афинах и на наисковых вазах в краснофигурной вазописи. Внутри наиска обычно изображался усопший. В Лувре представлены скульптурные изображения наисков...
Кинцуги (яп. 金継ぎ — золотая заплатка), или кинцукурой (яп. 金繕い — золотой ремонт), — японское искусство реставрации керамических изделий с помощью лака, полученного из сока лакового дерева (уруси), смешанного с золотым, серебряным или платиновым порошком. Техника близка к маки-э. Философская основа искусства кинцуги заключается прежде всего в том, что поломки и трещины неотъемлемы от истории объекта, и поэтому не заслуживают забвения и маскировки.
Меч свято́го Петра ́ — реликвия, отождествляемая с мечом, которым, согласно Евангелиям, апостол Пётр, движимый горячей любовью и преданностью, во время взятия Христа под стражу отсёк правое ухо рабу первосвященника — Малху. Это происшествие упоминается во всех четырёх евангелиях, хотя лишь одно Евангелие от Иоанна позволяет уточнить имена персонажей. Хранится в музее архидиоцеза (Познань). Точная копия меча святого Петра (работы Богдана Пухальски) хранится в Архикафедральной базилике святых Петра...
Погребальное искусство — те или иные произведения искусства, образующие или помещаемые в места упокоения останков мёртвых. Данный термин также охватывает кенотафы — подобные гробницам памятники, которые не содержат человеческих останков, и мемориальные братские могилы погибших (например, военные мемориалы), которые могут содержать или не содержать человеческих останков.
Линнхольм-Хойе (дат. Lindholm Høje) — одно из крупнейших сохранившихся захоронений викингов и бывшее поселение, расположенное к северу от датского города Ольборг на небольшом расстоянии от него.
Музей истории польских евреев По́лин (польск. Muzeum Historii Żydów Polskich) — крупный музей в Польше, посвящённый истории еврейской общины этой страны. Музей открыт в 2013 году. Расположен в столице Польши, Варшаве, на территории бывшего Варшавского гетто.
Юноша из Магдаленсберга — древнеримская бронзовая статуя, датированная I в. до н. э. Была обнаружена в 1502 году на горе в Каринтии, у Магдаленсберга. По последним данным, местоположение оригинала не известно примерно с 1810 года и сегодня он считается утраченным. В XXI веке о статуе известно благодаря копии XVI века, которая хранится в Музее истории искусств в Вене (инвентарный номер № VI 1) — при этом до 1986 года копия по ошибке считалась оригиналом. До XX века статуя была известна под названием...
Сарма́тское баро́кко — в терминологии искусствоведа Тамары Габрусь, получившая распространение на территории великого княжества Литовского в конце XVII — начале XVIII веков аскетическая вариация архитектуры барокко, для которой характерны «выразительная массивная пластика форм» и общая ориентация на средневековую традицию.
Гонтина (гонтына, польск. gontyna, kącina) — языческий храм у славян, с помещениями для ритуальных пиров и хранения священных знамён. В отличие от капища это крытое строение. Гонтины появились значительно позже, чем капища и священные рощи. Согласно Н. М. Карамзину («История государства Российского», т. 1, гл. 3), название гонтина использовалось ещё венедами и происходит от слова «гонт», которое в русском языке и доныне означает особенный род тесниц, употребляемый для кровли домов.
«История транспорта » — группа из трёх монументальных декоративно-скульптурных композиций в городе Тольятти.
Часовой шкаф — напольные маятниковые часы в высоком деревянном корпусе, а также сам часовой корпус. Прототипы часового шкафа, составлявшие традиционный предмет обстановки богатого средневекового европейского дома, изготавливались со времён позднего Средневековья. Часы этого стиля, как правило, украшала искусная резьба по дереву, а также чеканка, обрамляющая циферблат. Средняя высота шкафа составляла примерно 1,8—2,4 м; иногда ему придавалась форма часовой башни. Напольные маятниковые часы обладали...
Морская археология — дисциплина археологии, которая изучает взаимодействие человека с морем, озёрами и реками посредством изучения связанных с ними физических остатков, будь то суда, береговые сооружения, связанные с ними структуры, грузы, останки людей и подводные ландшафты. Связанной с ней дисциплиной является подводная археология, которая изучает прошлое через любые артефакты, находящиеся под водой.
«Шествие князей » («Княжеская процессия», «Фюрстенцуг», нем. Fürstenzug) — знаменитое настенное плиточное панно из мейсенского фарфора, одна из достопримечательностей Дрездена. Создано в 1904—1907 гг.
Про́стиль (от др.-греч. πρό — впереди и στῦλος — колонна) — тип античного храма.
Вазопись по белому фону — стиль вазописи, появившийся в Афинах в конце VI века до н. э. Считается, что эту технику вазописи впервые использовал вазописец Ахилла. Она заключается в покрытии терракотовых ваз белым шликером из местной известковой глины, а затем их росписи. С развитием стиля белыми стали оставлять одежду и тело изображаемых на вазе фигур. Автором первого известного лекифа в стиле росписи по белому фону, датируемого ориентировочно 510 г. до н. э., является вазописец Псиакс. Известными...
Русское средневековое надгробие (древнерусское надгробие) — архитектурные сооружения (надгробный крест, намогильный камень, надгробная плита) установленные на могилах для увековечения памяти умерших, на территориях Древней Руси (территория современных государств: Белоруссия, Россия, Украина) в XIII—XVII веках.
Подробнее: Древнерусские надгробия
«Дом с черепицей » — археологический памятник раннего бронзового века у греческого города Лерна. Дом датируется раннеэлладским периодом II (2500—2300 гг. до н. э.), когда на территории Греции обитали пеласги и минийцы, и представляет собой дворец или административный центр, либо какое-то другое публичное здание. Поскольку в доме не обнаружены какие-либо предметы, более подробно уточнить его назначение не представляется возможным.Здание обладает рядом архитектурных особенностей, которые можно считать...
Транзи ́ — вид скульптурных надгробий, которые выполнены в виде частично разложившегося трупа. Такие надгробия создавались в Европе в период позднего Средневековья и в эпоху Возрождения.
Музейный центр Берлин-Далем (нем. Museumszentrum Berlin-Dahlem) — архитектурный комплекс в берлинском районе Далем, где размещается несколько коллекций из состава Государственных музеев Берлина.
Тэйкан (яп. 帝冠, в букв. переводе «Императорская корона»; латиница: teikan yoshiki) — один из традиционных стилей японской архитектуры. Стиль в целом подчёркивает военную мощь японского государства, но при этом он также уделяет внимание и изяществу японской культуры, которая проявляется в деталях. В конце XIX — начале XX вв. этот средневековый по своему происхождению стиль пережил своеобразное неоклассическое возрождение.
Подробнее: Тэйкан-дзукури
Йольский светильник , светильник Йоля, нем. Julleuchter, иначе называемый башенный светильник, нем. Turmleuchter. Представляет собой небольшое керамическое приспособление для зажигания свеч на Йоль (праздник зимнего солнцестояния германских народов) с квадратным основанием (ребро около 10 см), высотой около 20 см, формой, напоминающей сужающуюся к верху башню.
Соляные люди — соляные мумии, обнаруженные в соляных копях Чехрабад, расположенных в южной части деревни Хамзелу, к западу от города Зенджан (остан Зенджан, Иран). К 2010 году были найдены останки 6 людей, большинство из которых погибло в результате обрушений в шахтах, в которых они работали. Голова и левая нога «Соляного человека № 1» ныне выставлены в Иранском национальном музее в Тегеране.
Курган «Хохлач» — один из памятников сарматского периода, который находится на окраине города Новочеркасска в России. Был открыт в 1864 году во время строительства трубопровода. В кургане был найден Новочеркасский клад.
Амфипростиль (др.-греч. ἀμφιπροστῦλος: ἀμφι- — приставка со значением двойственности, προ- — впереди, στῦλος — колонна) — тип древнегреческого храма в антах, на обоих фасадах которого (переднем и заднем) находится по четыре колонны в один ряд (ордер). Иначе называется двойным простилем.
Некресская надпись — осколок сильно поврежденной надгробной стелы и другие обломки, на которых алфавитом «Асомтаврули» нанесены надписи языческого характера, найденные в кахетинском городище Некреси.
Ревалоризация (фр. revalorisation, англ. value — значение, ценность) — это процесс переоценки ценности какого-либо объекта, что стало одним из популярных способов использования и переосмысления исторического, культурного и других видов наследия в постоянно меняющемся сегодняшнем обществе. Этот метод использования наследия является способом придания большей значимости («реставрации») важных монументов и мест, обладающих историческим значением. Первоначально укрепление значимости должно представлять...
Городище Гавра́нок (словацк. Hradisko Havránok) — археологический объект, находящийся на севере Словакии. Располагается на холме над водохранилищем Липтовска-Мара в 2-х километрах от села Бобровник.
Молитвенные орехи (англ. prayer nuts) — вид миниатюрных резных изделий из дерева, популярных в Северной Европе, преимущественно Нидерландах, в XV—XVI веках. Молитвенные орехи имеют сферическую форму и, как правило, состоят из двух соединённых между собой частей, что придаёт им сходство со скорлупой грецкого ореха. Миниатюры изготавливались из самшита и изображали библейские события, в основном сцены, связанные с Христом.
Терафим — (ивр. תְּרָפִים trafím; др.-греч. θεραφιν, лат. therafin) — в Древнем Израиле название родовых антропоморфных идолов (фигурки-фетиши), почитавшихся домашними божествами (аналог пенатов). Представляли собой небольшие грубо сделанные статуэтки.
Архитектуру стиля сецессион в Венгрии развила конце XIX века свою собственную форму, которая отличается от архитектуры стиля модерн и от венского сецессиона. В этом стиле построено множество зданий в Будапеште, а также в других городах Венгрии.
Подробнее: Архитектура венгерского сецессиона
Имиут — это фетиш, сделанный из шкуры обезглавленного животного. Чаще всего Имиут делали из бычьей или кошачьей шкур. Эту шкуру привязывали за хвост к столбу, заканчивающимуся бутоном лотоса. Столб был вставлен в специальную подставку. Фетиш использовали в погребальных обрядах ещё с самых ранних времён истории Древнего Египта. Одни из самых ранних находок датируются I династией. Несмотря на столь древнее происхождение, предназначение этого фетиша до сих пор остаётся загадкой.
Криждирбисте — традиционное литовское искусство обработки и украшения крестов. Включено ЮНЕСКО в Список нематериального культурного наследия человечества.
Подробнее: Литовские традиционные кресты
Аркосолий (лат. arcus — дуга и solium — гроб, саркофаг, трон) — аркообразная ниша для установки саркофага в раннехристианских или средневековых погребениях. Встречаются в храмах и катакомбах. Как правило, в подобных нишах устанавливались каменные саркофаги людей знатного происхождения или раки с мощами святых.
Дацзу (кит. упр. 大足石刻, пиньинь: Dàzú Shíkè) — комплекс древних наскальных рельефов VII—X веков. Расположен в чунцинском районе Дацзу. Состоит из 75 охраняемых участков. В общей сложности здесь насчитывается не менее 50 000 статуй буддийской, конфуцианской, даосийской и светской тематики, на которых выбито свыше 100 000 иероглифов, представляющих собой надписи и эпиграфы. Одна из самых известных скульптур — «Нирвана Шакьямуни», изображающая спящего на боку Будду длиной в 31 метр.
Реставрация памятников архитектуры — это процесс восстановления и подновление подлинных древних частей памятника архитектуры с учётом его исторического прошлого и аутентичности. Такие работы проводятся специализированными организациями по реставрации, где работает квалифицированный персонал (архитекторы, мастера-реставраторы, руководители работы).
Раскрытие (метод реставрации культурного наследия) — вид реставрационно-восстановительных работ культурных объектов, характерен для памятников искусства. Состоит в избавлении культурной ценности от более поздних наслоений. Вмешательство может быть оправдано при наличии более поздних наслоений, скрывающих подлинную историко-культурную ценность, находящуюся в удовлетворительном состоянии. Обязательными условиями являются: отсутствие значительной диффузии между авторскими и не авторскими наслоениями...
Мраморный план Рима (лат. Forma Urbis Romae или Forma Urbis marmorea) — античный монументальный план города Рима, созданный в эпоху Септимия Севера в 203—211 годах. До наших дней сохранился фрагментарно.