Связанные понятия
Ва́та (от нем. Watte) — пушистая масса волокон, слабо переплетённых между собой в различных направлениях.
Мешкови́на — грубая прочная ткань, вырабатываемая из толстой пряжи полотняным переплетением нитей (см. холст). Пряжа для мешковины изготовляется из грубостебельных (жёстких лубяных) волокон: джута, кенафа, канатника, конопли и т. п. Мешковина используется для изготовления мешков, грубой одежды, грубых фильтров для воды и технических жидкостей, и как упаковочная ткань.
Нитка — общее название тонко-скрученного материала, имеющего малый диаметр. Выпускаются нитки на паковках: катушках, жёстких бумажных гильзах, в мотках, бобинах и куфтах.
Подробнее: Нитки
Шпага́т (бечёвка, МФА: /bʲiˈt͡ɕofkə/) — тонкая прочная нить для упаковки, сшивания и тому подобное, изготавливаемая скручиванием бумаги, лубяных волокон, химических волокон или нитей, а также их сочетаний.
Махровая ткань (или «ткань фроте́» от франц. frotté — «тертый» , просторечное название — «махра») — это натуральная ткань, поверхность которой состоит из ворса (петель основных нитей). Ворс может быть как одинарным (односторонним), так и двойным (двусторонним). Кроме односторонней и двухсторонней, различают также ткань с рельефным рисунком в структуре махры и ткань со стриженным ворсом (стриженная махра).
Упоминания в литературе
Некоторые профессии предполагают частое мытье рук. Это приводит к тому, что кожа утрачивает свою эластичность, становится сухой и неприятной на ощупь. Для того чтобы избежать этого, после каждого мытья рук необходимо наносить на них крем, содержащий растительные экстракты. Можно также смазывать их растительным маслом, лучшим из которых считается оливковое. Также с ним следует делать обертывания. Такую процедуру чаще всего проводят перед сном. Необыкновенно эффективно обертывание с растительным маслом, смешанным с медом в пропорции 3: 1. Эту массу нагревают на водной бане, наносят на сложенную в несколько слоев
марлю или чистую хлопчатобумажную ткань, накладывают на руки, накрывают вощеной бумагой и фиксируют с помощью тканевых перчаток. Такая процедура очень эффективна при сухой коже рук и в случае появлении трещин, шероховатостей и т. п.
Эта смесь накладывается на руки только в теплом состоянии. Растительное масло, а лучше смесь масла с медом нужно нагреть на водяной бане до 40–45 °C (более высокая температура может привести к ожогам). Затем этим средством надо пропитать
марлю , сложенную в несколько слоев, или мягкую хлопчатобумажную ткань, а лучше ватный тампон. Примочку наложить на руки, покрыть вощеной бумагой и зафиксировать тканевыми перчатками или трубчатым бинтом. Такая процедура очень эффективна при сухой, обветренной или ослабленной коже рук. При небольших поражениях кожи достаточно делать обертывание 1 раз в неделю. Для больных рук количество процедур нужно увеличить, применяя обертывание 2 и более раз в неделю, пока состояние кожи на руках не улучшится.
Шило незаменимо при работе с плотными материалами, такими как сукно, кожа, войлок и т. д. Пяльцы – это специальное приспособление для натягивания ткани, что позволяет избежать ее деформации при вышивке. Они могут быть деревянными, пластмассовыми, металлическими, прямоугольной, круглой, квадратной форм. Самые простые пяльцы состоят из 2 обручей. Один из них немного больше другого, его диаметр обычно регулируют с помощью специального винта. Для небольшой работы круглые пяльцы наиболее удобны. Прямоугольные пяльцы на подставке, как правило, используют при вышивании крупных работ. Верхнее кольцо пялец многие мастера обматывают
марлей . Это облегчает натяжение ткани.
♦ Гладить трикотажное изделие надо при температуре не более 110 °C без пара, используя
марлю или тонкую хлопчатобумажную ткань и избегая сильного нажима утюга. Во избежание нарушения рельефности рисунка вещи из объемной пряжи лучше не гладить.
Замазки и шпатлевки приготавливают из сухого мела, просеянного через самое мелкое сито. При использовании мела учитывают тот момент, что чем крупнее его помол, тем больше отходов получится. При производстве меловых или клеевых красок перед нанесением на поверхность эти материалы процеживают через два слоя
марли , чтобы все крупные частицы краски остались на ткани.
Связанные понятия (продолжение)
Клеёнка — ткань, на одну или обе стороны которой нанесено водонепроницаемое покрытие.
Скатерть (диал. столешник; др.-слав. *дъскатьрть предположительно из двух частей: дъска (стол) и «търть» (вытертое, чистое), т.е. буквально «чистый стол») — специальное изделие (обычно текстильное или вязаное), которым накрывается стол. Скатерть выполняет несколько функций...
Гла́женье (гла́жка) — процесс, при котором ткань приобретает гладкую поверхность путём её прессования разогретой плоскостью (например, подошвой утюга или валом гладильного катка). Глажка, как правило, производится после стирки.
Кисея ́ (тур. käsi — «раскроенная материя», каз. kasa — «вид ткани») — чрезвычайно легкая, прозрачная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения (ср. Газовые ткани), у которой нити основы попарно обвивают нити утка, взаимно перекрещиваясь между собой, тогда как уточные лежат отдельно и совершенно прямо. Назначается главным образом для дамского туалета, а также идет на драпировки, занавесы и т. п.
Жаккардовая ткань — крупноузорчатая ткань, сложного или простого переплетения, раппорт которого по основе содержит более 24 разнопереплетающихся нитей.
Са́ржа (итал. sargia, фр. serge; от лат. sericus «шёлковый») — тип плетения ткани, иногда просторечное название вида ткани. Ткань с саржевым плетением может вырабатываться из пряжи любого состава, фактически для любых целей.
Салфе́тка (фр. serviette) — кусок ткани или нетканого материала прямоугольной (реже другой) формы, применяющейся в быту и хозяйстве для удаления различных веществ с поверхностей. Их основной функцией является поглощение грязи и влаги с целью обеспечить чистоту обрабатываемой поверхности.
Полотенце — простое изделие из впитывающей ткани или бумаги, обычно предназначенное для высушивания или вытирания чего-либо. Снимает с предметов жидкость путём впитывания или трения при прямом контакте.
Волокно ́ — тонкая непряденая нить растительного, животного или минерального происхождения.
Велю́р (фр. velours «бархат», от лат. villosus «волосатый, мохнатый») — название некоторых материалов, имеющих мягкую ворсовую бархатистую лицевую поверхность.
Шифо́н (фр. chiffon — «тряпка, лоскуток») — лёгкая, тонкая и прозрачная хлопчатобумажная или шёлковая ткань.
Виско́за — (от позднелат. viscosus — вязкий) высоковязкий концентрированный раствор ксантогената целлюлозы в разбавленном растворе NaOH.
Ска́лка — предмет кухонной утвари, предназначенный в основном для раскатки теста. Бывает цилиндрической или веретенообразной формы.
Мат (мата; голл., англ. mat, нем. Matte от лат. matta — циновка, рогожа) — плетёный настил из какого-либо грубого материала, циновка, рогожа; в спорте мягкий амортизирующий настил — матрац, предохраняющий от ушибов (ударах о поверхность пола) при выполнении прыжков и других физических упражнений в таких видах спорта как борьба, акробатика и гимнастика.
Си́то — инструмент для разделения сыпучих масс (зёрен, круп, песка и т. п.) по величине их частиц. Небольшие ручные сита используют в быту и лабораториях.
Полиэтиленовая плёнка — тонкий слой материи, изготовленный из полиэтилена. Упаковочный полиэтилен обладает такими свойствами, как эластичность, влагонепроницаемость, морозостойкость и гигиеничность. Полиэтиленовая плёнка абсолютно безопасна для здоровья человека: её можно использовать даже для производства детских товаров.
Целлофа́н (от целлюлоза и греч. φᾱνός — светлый) — прозрачный жиро- влагоустойчивый плёночный материал, получаемый из вискозы.
Драп (фр. drap «сукно») — тяжёлая, плотная шерстяная ткань сложного переплетения из пряжи аппаратного (суконного) прядения.
Бязь (тюрк. beyaz — белый, отбелённый, или араб. ) — хлопчатобумажная плотная ткань полотняного переплетения, бумажный холст, бурметь. Бязь выпускается суровой (неотделанной) и белёной, набивной и гладкокрашеной. Белёная бязь обычно называется полотном. Есть мнение, что сатин или бязь обязательно изготавливаются из натурального хлопка. Однако это не так. В их состав могут входить как натуральные волокна, так и искусственные.
Кетгу́т (англ. catgut, сокр. от cattlegut — «кишечник крупного рогатого скота») — саморассасывающийся хирургический шовный материал, который изготовляют из очищенной соединительной ткани, полученной либо из серозного слоя кишечника крупного рогатого скота, либо из подслизистой оболочки кишечника овец. Также используется в качестве струн для струнных музыкальных инструментов.
Ткань — текстильное полотно, изготовленное на ткацком станке переплетением взаимно перпендикулярных систем нитей.
Плюш (фр. peluche) — ткань с длинным (до 8 мм) ворсом на лицевой стороне, разновидность бархата. Ворс бывает шелковый, шерстяной, хлопчатобумажный, или из синтетических волокон, таких как полиэстер. Само же полотно всегда сделано из хлопчатобумажной ткани. Используется для декоративных целей, шитья женской одежды, маскарадных и театральных костюмов, обивки мебели, изредка — обтяжки салонов автомобилей. Из плюша делается плюшевый мишка и другие детские игрушки. Также, плюш является одним из основных...
Искусственная кожа (сокращ. искожа, разг. кожзам) — это полимерный материал, применяемый вместо натуральной кожи для изготовления обуви, одежды, галантерейных и технических изделий.
Наполни́тели — вещества, добавляемые к основному составу для изменения свойств или (и) удешевления материала. Наиболее распространены твёрдые: древесная мука, древесные опилки, шелуха зерновых, хлопковые очёсы, хлопчатобумажная ткань, бумага, графит, асбест, кварц, стекловолокно, отходы автопокрышек, различные природные и синтетические отходы добычи и переработки, — как отдельно так и в композиции с другими.
Иску́сственные цветы ́ — украшения, используемые для декорирования интерьера, одежды, причёски, выполненные в форме цветов.
Клей — вещество и многокомпонентные композиции на основе органических или неорганических веществ, способные соединять (склеивать) различные материалы — в частности, древесину, кожу, бумагу, ткани, стекло, керамику, металлы, пластмассы, резину.
Микроволокно или микрофибра (англ. microfibre или microfiber) — ткань, произведённая из волокон полиэфира, также может состоять из волокон полиамида и других полимеров. Своё название ткань получила из-за толщины волокон, составляющей несколько микрометров. Микроволокно используется в производстве тканых, нетканых и трикотажных материалов. Может быть использована в производстве одежды, обивке, в промышленных фильтрах, в уборочной продукции.
Искусственная колбасная оболочка — компонент колбасных изделий, рукав определенной длины из модифицированного натурального или искусственного материала или их комбинации, предназначенный для набивки колбасным фаршем. Может быть пригоден или не пригоден для употребления в пищу. Закрепляется на колбасе шпагатом, клипсой или прошивкой.
Гутали́н (монг. гуталиин, бур. гуталын — «обувной» от гутал — «обувь») или ва́кса (от Wachs с нем. — «воск») — мазь для чистки обуви, изобретённая во Франции при Карле II. Приготовлялась из яйца, сбитого с печной сажей и разведённого в уксусе или пиве.
Текстильные волокна — волокна, использующиеся в текстильной промышленности для изготовления текстильных материалов: ткани, нетканых материалов, трикотажных полотен, ниток, пряжи, а также искусственного меха.
Зубочи́стка — заострённая палочка (деревянная, бамбуковая или пластмассовая), предназначенная для удаления остатков пищи, застрявших между зубами. Часто подаётся в ресторанах в конце трапезы. Орудовать зубочисткой нужно осторожно — так, чтобы не повредить дёсны. Зубные врачи рекомендуют держать зубочистку под углом 45° к зубу и не злоупотреблять ковырянием в зубах.
Пороло́н (эпоним от норвежской фирмы Porolon, поставлявшей материал в СССР) — эластичный пенополиуретан, мягкая полиуретановая пена, состоящая на 90 % из воздуха, используется как смягчающий и как опорный материал, а также для придания упругости изделиям и изоляции. Благодаря мелкоячеистой структуре поролон обладает хорошими показателями эластичности и воздухопроницаемости.
Замша — мягкая бархатистая кожа, выработанная методом жирового и формальдегидно-жирового дубления из шкур любых не очень крупных животных. Обычно лишена лицевого слоя.
Па́кля — грубое, короткое, спутанное волокно, отход от первичной обработки конопли, льна и других лубяных культур (при мягчении и трепании), непригодное для прядения и сильно загрязнённое кострой.
Мы́ло — твёрдый или, реже, жидкий продукт, содержащий поверхностно-активные вещества, в соединении с водой, используемый как косметическое средство — для очищения кожи и ухода за ней (туалетное мыло), либо как средство бытовой химии — в качестве моющего средства (хозяйственное мыло).
Тара (итал. tara от араб. тарха — то, что отброшено) — основной элемент упаковки, предназначенный для размещения продукции.
Бати́ст (из фр. batiste) — тонкая, полупрозрачная льняная или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, вырабатываемая из кручёной пряжи высоких номеров (наиболее тонкой). Батист выпускается отбелённым, мерсеризованным, гладкокрашеным и набивным. Употребляется для женского белья, летних платьев, блузок, а также как полуфабрикат для изготовления кальки.
Кожа — прочный и гибкий долговечный материал, получаемый путём выделки шкур в условиях традиционного хозяйства или промышленного предприятия. Отдельную категорию представляет меховое производство.
Мусли́н (фр. mousseline — «кисея», от фр. Mossoul — Мосул, древнейший центр текстильного производства на Ближнем Востоке) — очень тонкая ткань полотняного переплетения преимущественно из хлопка, а также шерсти, шёлка или льна. Муслин появился в Европе в конце XVIII века и преимущественно использовался для пошива дамских платьев с небольшими перерывами вплоть до 1910-х годов. В отличие от Европы, в России «кисея» и «муслин» — разные понятия.
Желати́н (фр. gélatine, от лат. gelātus «замороженный»; менее распространённая форма: желати́на) — бесцветный или имеющий желтоватый оттенок частично гидролизованный белок коллаген, прозрачная вязкая масса, продукт переработки (денатурации) соединительной ткани животных (коллагена). В зависимости от сырья и целей применения имеет различные торговые названия: кроличий, мездровый (кожный), пергаментный, костный, рыбий (осетровый), столярный (костный) и т.д.
Каландр (из фр. calandre от др.-греч. κύλινδρος «каток, валик») — машина для непрерывного формования листа полимера или бумаги методом пропуска его через зазор между вращающимися валами.
Ворс — волокнистый покров (волоски, пушок), обычно на поверхностях текстиля («ворсовых тканей»), хотя термин используется также для меха животных и материала для кистей.
Отбеливание , беление — обработка того или иного материала, устраняющая (нежелательную) окраску для придания ему белого цвета. Отбеливание бывает физическим, когда на материал наносится оптический отбеливатель, или химическим, когда с помощью химического реагента происходит разрушение веществ, окрашивающих материал.
Крем — паста из сливок или сливочного масла c сахаром , используемая в качестве начинки и для украшения тортов и пирожных. Вместо масла может использоваться маргарин, а в качестве дополнительных ингредиентов — яйца, молоко, а также различные вкусовые и ароматические добавки: порошок какао, ваниль, и т.д.
Морилка для дерева (также бейц) — это специальный материал, как правило, в виде жидкости. В процессе морения наносится на обработанную древесину для придания ей определенного цвета, как правило — цвета иной породы дерева. При этом состав не образует поверхностную плёнку, а проникает на некоторую глубину, окрашивая саму древесину, за счёт чего текстура дерева остается видимой в отличие от краски и эмали. Водные морилки, как и морилки на основе растворителей и спиртовые, не обладают деревозащитными...
Упоминания в литературе (продолжение)
Обычно наибольшее затруднение вызывают юбки в складку. Чтобы было легче гладить такую юбку, перед стиркой лучше прометать складки тонкой ниткой крупными свободными стежками. Гладить такую юбку нужно влажной, через пергаментную или другую тонкую бумагу, ткань,
марлю .
Избавиться от морщин на лбу поможет одно нехитрое средство, которое можно использовать дома в любое удобное время, например во время просмотра телевизора или чтении книги. Нужно взять полоску тонкой гладкой бумаги, кальки, целлофана и тонкого пергамента, обильно смазать ее каким-нибудь питательным кремом и плотно наложить на предварительно очищенный лоб. Сверху бумагу можно накрыть и закрепить эластичным бинтом,
марлей или ленточкой. Такую маску нужно держать на лбу 15–20 мин, затем снять, а лоб ополоснуть водой и промокнуть мягким полотенцем.
При сильном износе, поражении древесины червоточиной, когда ее нельзя укрепить консервирующими составами, поврежденную древесину удаляют и заменяют новой. Так, восстановление растрескавшейся и пробитой гвоздями верхней кромки царгового пояса мягких стульев и кресел заключается в удалении поврежденной древесины и замене ее новой в виде бруска прямоугольного сечения из мелкососудистых лиственных пород (березы, осины), которые хорошо удерживают гвозди. Если разбитое место заменять нежелательно (например, ввиду уникальности музейного экспоната) или оно в достаточно хорошем состоянии, рекомендуется промазать его жидким 30%-м раствором столярного клея и оклеить
марлей .
Для сушки цветки лучше разложить слоем не толще 1 см на рамках или решетках, обтянутых
марлей .
При маске-обертывании масса наносится на кожу в теплом виде, после этого лицо прикрывают
марлей или полотенцем. В результате на коже образуется пористая пленка, которая пропускает воздух и легко смывается теплой водой. Основной целью такой маски является внесение в кожу необходимых ей питательных веществ. Маска-обертывание воздействует на более глубокие слои кожи и действует эффективнее, чем обычная маска.
После мытья кисти отжимают, придают им форму факела и подвешивают волосом вниз. Если волос расходится, то его связывают
марлей . После окраски клеевыми красками кисти рекомендуется мыть каждый день. Временно подвязанные кисти после работы масляными красками следует развязать и тщательно промыть. Если этого не сделать, то краска засохнет под подвязкой и кисть станет непригодной для работы.
Собранное лекарственное сырье раскладывается в корзинки или ведра отдельно по видам. Необходимо следить за тем, чтобы растения или их части не были сдавлены. Быстро увядающие растения рекомендуется во время транспортировки оборачивать влажной тряпочкой. Растения, собранные вместе с летучими семенами (с соцветиями типа зонтик, колос), оборачивают
марлей или другой легкой тканью, чтобы семена не осыпались раньше времени. Помните, что при нарушении правил сбора снижаются качество лекарственного сырья и его лечебные свойства.
Косметические маски делятся по своему действию на увлажняющие, питательные, отбеливающие, успокаивающие, тонизирующие, дезинфицирующие, стягивающие поры и др. Для приготовления масок используйте и свежие растения, и приготовленные отвары, настои, и настойки из сухого сырья. Летом и осенью маски готовьте из свежих растений, зимой – из высушенных. Для получения сока свежую сорванную траву чабреца вымойте, разотрите в кашицу и хорошенько отожмите через несколько слоев
марли . Растительный сок используйте сразу после приготовления. Для консервации к соку можно добавить спирт (около 10 %). Готовьте маски прямо перед применением из нескольких ингредиентов. К растительным экстрактам часто добавляют такие полезные компоненты, как мед, яичный желток, белок, молоко, кефир, сметану, муку, крахмал и др. Эффективность маски повысится, если вы сделаете ее после паровой ванны и массажа лица. Наносят их равномерным слоем по массажным линиям на лицо и шею, оставляя нетронутой чувствительную область глаз, и держат 15–20 мин. Густые маски можно наносить руками, жидкие – с помощью марли. Несколько слоев марли пропитывают жидкостью и наносят на лицо. Предварительно в марле надо сделать отверстия для глаз и рта.
НАСТОЙКИ. Представляют собой жидкие спиртовые, спиртово-водные или спиртово-эфирные прозрачные извлечения из лекарственных растений. Готовят их следующим образом. Измельченные растения высыпают в сосуд (обычно стеклянную бутылку, банку и т. п.), заливают спиртом соответствующей крепости, закупоривают и выдерживают при комнатной температуре в течение 7 дней, если в рецепте не дано иных указаний. Чаще всего на 1 часть измельченного растения берется такое количество спирта, чтобы получилось 5 объемных частей готовой настойки (например, из 20 г растения должно получиться 100 мл настойки). Через неделю настойку сливают, хорошо отжимают остатки растений и фильтруют, для чего берут несколько слоев
марли или марлю с ватной прокладкой. Профильтрованная настойка независимо от цвета должна быть прозрачной. Спиртовые настойки пригодны для продолжительного хранения. Употребляют их в небольших количествах и дозируют обычно каплями.
Если после окраски на поверхности проявляются небольшие крупинки, то все дело либо в том, что перед началом работы был плохо процежен раствор, либо помол пигментных добавок слишком крупный, либо в том, что перед работой поверхность плохо очистили. Можно устранить этот недостаток, процедив раствор 1–2 раза через несколько слоев
марли и очистив всю поверхность от только что нанесенной побелки и частичек пыли.
Если после побелки потолка на поверхности проявляются небольшие крупинки, это значит, что перед началом работы либо раствор был плохо процежен, либо помол пигментных добавок слишком крупный. Возможно, перед началом работ поверхность потолка была плохо очищена. Этот недостаток можно устранить, процедив раствор 1–2 раза через несколько слоев
марли и очистив всю поверхность от только что нанесенной побелки и частичек пыли.
Если после побелки потолка на поверхности проявляются небольшие крупинки, то все дело либо в том, что перед началом работы раствор был плохо процежен, либо помол пигментных добавок слишком крупный. А может быть, перед началом работ поверхность потолка была плохо очищена. Этот недостаток можно устранить, процедив раствор 1–2 раза через несколько слоев
марли и очистив всю поверхность от только что нанесенной побелки и частичек пыли.
Чтобы приготовить жидкий клей для работы, пластинки клея замачивают целиком на 24 часа в холодной воде. Набухший клей размягчают и разминают, затем варят на водяной бане, как костный и мездровый, процеживают через
марлю или сито и вводят антисептик. Рыбий клей применяется как для приготовления эмульсионного грунта, так и при реставрации картин. Для приготовления эмульсионного грунта берется 12–15 – процентный раствор клея.
Огурец издавна был известен как прекрасное средство, обладающее способностью отбеливать кожу, а также стягивать расширенные поры. Для приготовления смеси вам понадобится 1 свежий огурец, 1 рюмка водки (50–60 г). Огурец очистите от кожуры и натрите на мелкой терке. Полученную кашицу смешайте с водкой и поставьте смесь в стеклянной посуде на неделю в холод. По истечении недели смесь отожмите через
марлю и наложите на кожу в область декольте на 10 минут. Смывайте ее теплой водой.
Для смазывания сковородки каким-либо жиром хорошо использовать гусиное перо. Но можно использовать просто кусок
марли или другой ткани, сложенной в несколько слоев. Ткань обмакивают в растительное масло и смазывают ею сковороду.
Маски можно наносить чистым ватным тампоном, рукой, губкой или кисточкой снизу вверх по массажным линиям: от подбородка к вискам, от верхней губы к мочке уха, от носа к вискам. Густые маски наносятся шпателем или выпуклой стороной ложки, жидкие – при помощи
марли или ваты. Часто используют цельный кусок марли с отверстиями для глаз, носа и рта.
Предварительно мел просеивают через сито, в клей добавляют воду, чтобы он полностью растворился, после чего ставят на огонь. Отдельно разводят краску в холодной (до 20–25 °C) воде. В клеевую воду добавляют мел и разведенный краситель. Полученную смесь тщательно перемешивают и процеживают через
марлю . Колер нужно заготовить сразу на всю площадь окраски. Наносят его на стену в три приема: вертикально, горизонтально и снова вертикально.
Старинные изделия или изделия из смесовых и тонких волокон можно почистить, накрыв их
марлей и воспользовавшись пылесосом. Его устанавливают на самую низкую мощность и держат над поверхностью изделия, чтобы оно не присасывалось к трубке.
Готовую настойку отстаивают еще 3–4 дня при температуре не выше 8 °C, затем процеживают через несколько слоев
марли или хлопчатобумажной ткани.
1) Взять 5 г хорошо высушенного мумие, измельчить в ступке. Порошок поместить в глубокую посуду и залить 100 мл предварительно очищенной или кипяченой теплой воды. Выдержать 5 минут и начать размешивать пестиком, добиваясь получения кашицы. Кстати, это позволит определить качество сырья: в растворе не должно быть никакой мути, мумие должно растворяться полностью. Готовый раствор процедить через сложенную в два слоя
марлю и долить воды до 500 мл.
Если кожа очень жирная, вымойте очищенное лицо теплой водой, чтобы расширились поры, и нанесите маску, состоящую из 1 чайной ложки измельченной мякоти свежего огурца и 1 столовой ложки мелкой соли. Маску не держите на коже, а слегка вотрите легкими массажными движениями, следуя направлениям от середины подбородка и переносицы к ушам и от центра лба в противоположные стороны – к вискам, избегая области вокруг глаз. Смойте маску теплой водой, чтобы поры не успели закрыться раньше, чем из них выйдет грязь, а затем сполосните лицо холодной водой или протрите кусочком льда, завернутым в
марлю .
На 3 л свежей молочной сыворотки понадобится 1 стакан измельченных корней одуванчика. Корни помещаем в марлевый мешочек и с помощью грузила погружаем его на дно банки. В сыворотку добавляем 1 ч. л. сметаны и 1 ч. л. сахарного песка. Квас будет готов через 2 недели, хранить его следует в теплом темном месте. Банку закройте 3 слоями
марли . Квас пьют за 10–20 мин до еды по 0,5 стакана 1–2 раза в день в течение месяца. Затем делают перерыв на месяц и снова возобновляют лечение. Пьют лечебный квас до значительного улучшения в ходе заболевания. Каждый раз вместо отпитого кваса добавляется соответствующее количество сыворотки или воды и сахара. На другой день квас опять становится пригодным к употреблению.
Пиявки применяют для местного высасывания крови, но и выделяют из них особое вещество – гирудин, который понижает свертываемость крови и усиливает лечебное действие пиявки. Показания и противопоказания к назначению пиявок и кровопусканию сходны, однако пиявок нельзя применять при заболеваниях кожи. Одна пиявка может высосать от 2 до 10 мл крови. Хранят их в речной или водопроводной воде в банках, прикрытых
марлей , чтобы обеспечить доступ воздуха. Воду надо менять ежедневно. Банку держат на окне при температуре помещения 10–15 °C. К употреблению пригодны только здоровые голодные пиявки, быстро двигающиеся в воде. Нельзя ставить пиявку на то место, где вены или артерии расположены под самой кожей, т. к. пиявки могут прокусить их. При применении их больной должен лежать. Кожу на месте присасывания надо хорошо промыть, смочить сладкой водой. Ставят 6–10 пиявок. Обычно пиявка держится от 30 до 60 мин и отпадает сама. Если пиявку надо снять раньше, кожу смачивают подсоленной водой. Отрывать ее нельзя, т. к. при этом можно поранить кожу больного и вызвать значительное кровотечение. Из каждой ранки может вытечь от 10 до 40 мл крови. Места укусов могут кровоточить в течение суток и более. На кровоточащее место необходимо наложить асептическую повязку, иногда давящую. Ранки обычно заживают через 2–3 дня.
Приготавливают растворы обычно путем размешивания сухого красителя в небольшом количестве нагретой до 60 – 70 градусов Цельсия дистиллированной воды. Затем раствор фильтруют через несколько слоев
марли и разбавляют до нужной концентрации в зависимости от желаемого тона окраски.
Требуется: 0,5 стакана ягод вишни, 2 ст. л. картофельного крахмала, 1 лимон. Приготовление. Ягоды вишню очистить от косточек и отжать сок полиэтиленовой пленкой, а сверху махровым полотенцем или через двойной слой
марли . Затем добавить в него 2 ст. л. картофельного крахмала, сок 1 лимона и все тщательно перемешать. Применение. Полученную массу нанести на голову, затем повязать голову шерстяным платком. Через 40–50 минут вымыть голову мягким шампунем, а потом ополоснуть слегка подкисленной водой
Можно также обернуть одежную щетку
марлей , смоченной в соленой воде, а потом этой щеткой обработать поверхность мебели.
Специально для питания кожи можно применять и такое давно испытанное средство как натуральное миндальное молочко. Для его приготовления возьмите 40 г очищенного сладкого миндаля, истолките в ступке, а затем окончательно размельчите в кофемолке. Полученную кашицу залейте 1 стаканом теплой кипяченой воды, добавьте пару щепоток соли, взболтайте и процедите через
марлю . Держать молочко нужно в холодильнике. Втирайте этот состав в кожу рук раз или два раза в день, а затем смазывайте руки питательным кремом.
Приготовление рассола, как и многое другое, имеет свою последовательность и правила, а значит, требует определенных навыков. Чаще всего рассолы делаются из 10 л воды, 700 г поваренной соли, нескольких ложек сахара или глюкозы, а также всевозможных специй: лаврового листа, черного молотого перца и чеснока. Все эти ингредиенты помещают в воду и доводят до кипения. Затем снимают пену, выдержав на огне еще около 5 мин, и только после этого фильтруют через
марлю , охлаждают и применяют по назначению.
При местном поверхностном обморожении намочить в холодной воде
марлю и отжать ее. Наложить на обмороженное место, покрыть компрессной бумагой или клеенкой, ватой и завязать на 10–12 часов.
Способ приготовления и применения. Хлебный мякиш вымочите в смеси желтка и простокваши, выжмите и наложите на лицо. Сверху поместите
марлю , смоченную в отваре календулы, через 10 мин маску смойте холодной водой.
Приготовление. Плод манго разрезать, удалить мякоть, нарезать ее небольшими кусочками. Кусочки завернуть в
марлю , выжать сок.