Связанные понятия
Гардемари́н (фр. garde-marine, дословно — морская охрана) — офицерское звание в ряде государств. Впервые было введено во Франции кардиналом Ришелье, его последователь Кольбер создал подразделения гардемаринов в 1670 году для подготовки кадров военно-морского флота Франции. Кроме Франции, звание гардемарина используется или использовалось в ряде других стран — Бразилии, Италии, Испании, Португалии, России, Аргентине.
Ми́чман (от англ. midshipman букв. «средний корабельщик») — чин и корабельное воинское звание военнослужащих в ВМФ (ВМС), речных военных флотах и береговой охране либо выполняющих функцию последней формированиях (например в СССР это были Морские Части Пограничных Войск) ряда стран.
Капитан-лейтенант — чин (Русское царство и Российская империя) и высшее из званий младших офицеров ВМФ некоторых государств и стран; в Германии и России соответствует капитану в армии и авиации.
Капитан-командор (также капитан бригадирского ранга с 1764 года по 1798 год) — морской чин, в периоды 1707—1732 и в 1751—1827 годов, на русском военном флоте.
Упоминания в литературе
Как
Морской кадетский корпус училище стало существовать с 1802 года. Его первым директором назначается контр-адмирал П. К. Карцов, а инспектором классов – капитан 1 ранга П. Я. Гамалея, хорошо поставивший преподавание основных учебных дисциплин. Способнейшие из гардемаринов стали посылаться волонтерами во французский и английский флоты. В 1817 году был утвержден новый штат корпуса на 700 воспитанников с содержанием 466 364 руб. 18,5 коп.
В конце 1849 года юный Александр Болтин поступил на службу в Балтийский флот[58]. В некоторых публикациях об А.А. Болтине, авторы которых, как правило, повторяют друг друга, можно прочесть об окончании им
Морского кадетского корпуса . Но в послужных списках на вопрос «Где воспитывался», он скромно пишет «При родителях». Архивные документы также свидетельствуют, что Александр Арсеньевич Болтин службу на море начал юнкером[59]. Звание юнкера флота было введено для пополнения кадров морских офицеров из числа лиц, поступавших на службу добровольцами. Юнкеры числились во флотских экипажах и для производства в офицерский чин обязаны были выдержать испытание по программам специальных классов морского училища. Первые упоминания о «17-ти летнем юнкере А. Болтине, из дворян Российской нации» находим в документах 24-го флотского экипажа, дислоцировавшего в составе 4-х рот в Кронштадте и Петергофском уезде, под командованием капитана 1-го ранга Алексея Бровцына – «По приказу командира 2-й бригады 3 флотской дивизии 29 декабря прошлого 1849 года поступил на службу в 24 флотский экипаж юнкер Александр Болтин»[60]. Поначалу юнкера приписывают к команде фрегата «Паллада», с содержанием «2/3 прапорщичьяго жалования», а 16 мая 1850 г. командируют на бриг «Улисс», который ещё недавно, в 40-х годах, ходил в Средиземноморье под флагом генерал-адмирала Константина Николаевича.
Штурманом «Алмаза» стал уроженец Костромского края лейтенант Николай Митрофанович Григоров. Родился в 1873 году в усадьбе Александровское Кинешемского уезда (ныне это территория Островского района). Крупных накоплений у Григоровых не имелось, и морское образование он получил на стипендию капитан-лейтенанта Дурново, завещавшего 300 тысяч рублей на обучение сыновей малоимущих дворян в
Морском кадетском корпусе . 8 сентября 1892 года Григоров первым с отличием закончил Морской корпус. Послужив на Тихом океане и окончив в 1902 году по первому разряду Николаевскую морскую академию, он назначается на «Алмаз» старшим штурманским офицером.
Белавенец Иван Петрович (май 1830 – февраль 1878 гг.) Из старинного дворянского рода Смоленской губернии. Закончил
Морской кадетский корпус с отличием и крейсеровал на Балтике. С 1852 года на «Палладе» в чине лейтенанта. Специализировался по гидрографии, математике, астрономии, преподавал гардемаринам Морского кадетского корпуса навигацию, астрономию, физику. Изучал астрономические пункты Кореи. В 1855 году был добровольно командирован для военных действий в Севастополе. Командовал кораблями Кронштадта и лодки «Стерлядь» при защите рейда от нападения англо-французов. В 1860 году произведён в капитаны-лейтенанты. Активно занимался наукой. В 1865 году назначен начальником Компасной обсерватории Кронштадта. В 1871 году произведен в капитана 1 ранга. За службу жалован многих наград и золотым компасом, украшенном 32 алмазами. Умер в 1878 году.
Совершая регулярное плавание с эскадрами флота, адмирал Грейг готовил моряков к трудным, но славным победам на море. Он принимает непосредственное участие в формировании в Николаеве штурманского и артиллерийского военно-морских училищ, однако его новаторские идеи не всегда получали поддержку в столице. Не было поддержано и его стремление открыть на Черном море свой
Морской кадетский корпус ; но удалось зарезервировать в столичном Морском корпусе 10 мест для детей черноморцев. В Николаеве и Севастополе под непосредственным патронажем командира портов и ЧФ были созданы отдельно училища для мальчиков и для девочек (да-да, условно говоря, чтобы учить эстетике и этике и житию среди моряков). Занятия для мальчиков проводились по физике, механике, пневматике, гидростатике, гидродинамике, корабельной архитектуре; а также галантности и умению общаться в светском обществе и среди иных категорий подданных Российского Императора, – что являлось немаловажным для нравственности офицерского корпуса ЧФ. Сам Грейг нередко посещал учебные заведения и экзаменовал будущих офицеров. Для офицеров были организованы в Николаеве академические курсы повышения квалификации, на которых читали лекции приглашенные из северной и первопрестольной столиц преподаватели. Сам адмирал тоже читал лекции.
Связанные понятия (продолжение)
Гвардейский экипаж — лейб-гвардейское формирование (военно-морская часть) Русской императорской гвардии Вооружённых сил Российской империи.
Кондукто́р (рулевой кондукто́р, сигнальный кондукто́р, артиллерийский кондукто́р и т. д.; от лат. conductor — наниматель, предприниматель, подрядчик) — воинское звание в Российском императорском флоте (РИФ), присваиваемое унтер-офицерам, прослужившим установленный срок и сдавшим экзамен.
Черноморский флот Российской империи — официально создан 2 (13) мая 1783 года. Ведёт своё начало от русского военного флота, созданного на Чёрном море после присоединения Крыма к Российской империи из кораблей Азовской и Днепровской военных флотилий.
Унтер-лейтена́нт , иногда ундер-лейтенант (нем. Unterleutnant — Подлейтенант) — чин и воинское звание в вооружённых силах (ВС) различных государств и стран мира.
Старший судостроитель — должностное звание на русском императорском флоте, соответствовало 6-му классу Табели о рангах.
Минный офицерский класс , Минная школа для нижних чинов и Учебно-минный отряд — военные учебные заведения военно-морского флота (ВМФ РИ) Вооружённых Сил Российской Империи.
Флаг-офицер — должность в русском военно-морском флоте, офицер, состоявший при флагмане, ведавший сигнальным делом и выполнявший адъютантские обязанности.
Морское министерство было образовано в 1802 году, одновременно с учреждением других министерств, под названием Министерство морских сил.
Ви́це-адмира́л (заместитель адмирала) — воинское звание в военно-морском флоте ряда стран.
Академия морской гвардии или Морская академия — военное учебное заведение вооружённых сил Российской империи для подготовки специалистов флота.
Капитан-поручик — военный чин X класса (VIII класса в гвардии) по Табели о рангах в XVIII веке в России, в 1798 году переименован в чин штабс-капитан.
Инспектор кораблестроения — должностное звание на Русском императорском флоте, соответствовало 4-му классу Табели о рангах. Иногда использовалось в варианте «Инспектор судостроения», нижестоящим для него было звание старшего судостроителя.
Лейтенант — чин или воинское звание офицерского состава в Военно-морском флоте ряда государств.
Младший судостроитель — должностное звание на русском императорском флоте, соответствовало 7-му классу Табели о рангах.
Шту́рман — профессия, специальность, должность, вид деятельности, профессиональное звание людей на флоте, связанных с управлением подводным (подводная лодка, батискаф) или надводным (корабль, судно) транспортом. Должность штурмана присваивается лицам судоводительской специальности. Штурман обычно исполняет следующие обязанности: прокладывает курс, исчисляет перемещения и отмечает передвижение на карте, а также следит за исправной работой навигационных приборов.
Пра́порщик (от церк.-слав. пра́поръ «знамя») — воинское звание, категория (ранее чин) в вооружённых силах и других «силовых» структурах некоторых государств.
Вахтенный начальник в российском императорском флоте — офицер, возглавлявший вахтенную службу на корабле. Вахтенным начальником назначался офицер в чине лейтенанта и старше. На нем лежала ответственность за безопасность корабля в плавании, за четкое и точное выполнение приказаний командира корабля и старшего офицера. Ему подчинялись вахтенные офицеры, нижние чины и судовой караул. Во время вахты вахтенному начальнику не разрешалось садиться, курить, вступать в разговоры, не касающиеся его служебных...
Младший инженер-механик — должностное звание в 1886—1905 годах на русском императорском флоте, соответствовало 10-му классу Табели о рангах.
Брандвахта (или брантвахта) — военный сторожевой корабль, несущий караул в акватории порта.
Обер-сарва́ер (сарва́ер от англ. surveyor — инспектор) — чин и должность V класса в Табеле о рангах в русском флоте в XVIII веке.
Ю́нкер (нем. Junker) — чин (воинское звание) в Русской императорской армии, до 1918 года, промежуточное по своему правовому статусу между воинскими чинами унтер-офицеров и обер-офицеров.
Корабельный ма́стер — чин и должность 8-го (с 1764 года — 7-го) класса в Табели о рангах в русском флоте в XVIII—XIX веках.
Инжене́р-генера́л — генеральский военный чин в армии Российской империи, с 1796 года по 1917 год, воинское звание в третьем рейхе — General der Pioniere (правильно назывался в России — Генерал от инженерных войск).
Флаг-капитан — должность в военно-морском флоте, соответствующая начальнику штаба флота или соединения кораблей (в случае, если эту должность занимал штаб-офицер, а не адмирал). Флаг-капитану подчиняются все остальные офицеры штаба. В английском флоте XVIII—XIX века флаг-капитан командовал флагманским кораблём эскадры или флота. В российском императорском флоте в штабах командующих флотом предусматривались две флаг-капитанские должности: по оперативной и распорядительной части. Согласно статье...
Шаутбена́хт (нидерл. schout-bij-nacht — «в ночь смотрящий») — первично — адмиральский военно-морской чин в Нидерландах (четвёртый, после адмирала, лейтенант-адмирала и вице-адмирала), соответствующий генерал-майору, а в других флотах мира — контр-адмиралу. До XVII века шаутбенахтом называли офицера, ответственного за несение и организацию ночной службы, после — любого старшего офицера флота рангом ниже вице-адмирала.
Па́жеский Его́ Импера́торского Вели́чества ко́рпус — престижное военно-учебное заведение Российской империи, действовавшее в Санкт-Петербурге с 1802 по 1918 год. Как военно-учебное заведение корпус существовал с 1802 года, хотя создан был ещё в царствование Елизаветы Петровны в 1750 году с целью, согласно именному указу, «дабы те пажи через то к постоянному и пристойному разуму и благородным поступкам наивяще преуспевали и от того учтивыми, приятными и во всем совершенными себя показать могли, как...
Подпоручик — обер-офицерский чин, первый офицерский чин, в инфантерии, артиллерии, инженерии и железнодорожных войсках Русской армии и Флоте (Корпус морской артиллерии, Корпус флотских штурманов), введённый Петром I в 1703 году, а также воинское звание младшего офицера в армиях вооружённых сил некоторых государств Западной, Южной и Восточной Европы (Франции, Германии, Австро-Венгрии, Италии, Сербии, Польши (ПНР), Чехословакии (ЧССР), Чехии и других).
Офицерский класс подводного плавания — учебное подразделение Российского императорского флота для подготовки квалифицированных офицеров подводного плавания. Образован в 1906 году в составе Учебного отряда подводного плавания в Либаве.
Капитан порта (ранее Капитан над портом) — начальник инспекции портового надзора. Отвечает за безопасность судоходства в порту. Наблюдает за порядком в порту и выполнением всех правил и распоряжений по торговому мореплаванию. Капитан порта является также руководителем лоцманской, спасательной и сигнальной служб порта.
Морской технический комитет (МТК) — действовавшая с 1867 по 1911 год структурная часть Морского министерства; коллегиальный орган, ведавший техническими вопросами кораблестроения и вооружения военно-морского флота Российской империи.
Лине́йный кора́бль (англ. ship-of-the-line, фр. navire de ligne) — класс парусных боевых кораблей. Парусные линейные корабли характеризовались следующими особенностями: полным водоизмещением от 500 до 5500 тонн, вооружением, включающим от 30—50 до 135 орудий в бортовых портах (в 2-4 деках), численность экипажа составляла от 300 до 800 человек при полном укомплектовании. Парусные линейные корабли строились и применялись с XVII века и до начала 1860-х годов для морских боёв с использованием линейной...
Кадетский корпус — начальное военно-учебное заведение (корпус) с программой среднеучебного заведения с полным пансионом для подготовки молодежи к военной карьере. Воспитанники кадетских корпусов по окончании полного курса раньше принимались без экзаменов не только в военные училища, но и в высшие школы.
Пароходо́фрега́т (Steam frigate — дословно — «паровой фрегат») — фрегат, имевший кроме полного (или почти полного) фрегатского парусного вооружения поршневой паровой двигатель (паровую машину) и гребные колёса либо гребной винт в качестве движителя (одним из первых винтовых пароходофрегатов стал британский «Ютландия»). Имели широкое распространение во второй трети — третьей четверти XIX века (но встречались в военно-морских флотах и позже — например в составе испанского флота деревянные винтовые...
Генера́л-адмира́л — чин в Российской империи и одно из высших воинских званий во флотах вооружённых сил ряда государств мира.
Практическая эскадра Балтийского моря (Учебная эскадра Балтийского флота) — соединение кораблей Российского императорского флота, созданное в период начала строительства паровых броненосных кораблей для подготовки личного состава Балтийского флота. Создана при активном участии адмирала Г. И. Бутакова.
Подпрáпорщик — до 1880 года высшее унтер-офицерское звание в России, после чего до 1903 года — звание, в которое до производства в офицеры переименовывались юнкера, окончившие пехотные юнкерские училища; с 1906 года — высшее звание для сверхсрочнослужащих унтер-офицеров.
Подробнее: Подпрапорщик
Бриг (англ. brig) — двухмачтовое судно, имеющее от 6 до 24 орудий, с прямым парусным вооружением фок-мачты и грот-мачты, но с одним косым гафельным парусом на гроте — грота-гаф-триселем.
Нижегородский графа Аракчеева кадетский корпус — военно-учебное заведение Российской Империи, первый среди губернских кадетских корпусов, созданных по воле Николая I. Основан в 1834 г. как Новгородский кадетский корпус (был дислоцирован в 28 верстах от Великого Новгорода). В 1866 г. переведён в Нижний Новгород, и преобразован в военную гимназию. В 1882 году переименован в Нижегородский графа Аракчеева кадетский корпус. Распущен в 1918 году.
Упоминания в литературе (продолжение)
Совершая регулярное плавание с эскадрами флота, адмирал Грейг готовил моряков к трудным, но славным победам на море. Он принимает непосредственное участие в формировании в Николаеве штурманского и артиллерийского военно-морских училищ, однако его новаторские идеи не всегда получали поддержку в столице. Не было поддержано и его стремление открыть на Черном море свой
Морской кадетский корпус ; но удалось зарезервировать в столичном Морском корпусе 10 мест для детей черноморцев. В Николаеве и Севастополе под непосредственным патронажем командира портов и ЧФ были созданы отдельно училища для мальчиков и для девочек (да-да, условно говоря, чтобы учить эстетике и этике и житию среди моряков!). Занятия для мальчиков проводились по физике, механике, пневматике, гидростатике, гидродинамике, корабельной архитектуре; а также галантности и умению общаться в светском обществе и среди иных категорий подданных Российского Императора, – что являлось немаловажным для нравственности офицерского корпуса ЧФ. Сам Грейг нередко посещал учебные заведения и экзаменовал будущих офицеров. Для офицеров были организованы в Николаеве академические курсы повышения квалификации, на которых читали лекции приглашенные из северной и первопрестольной столиц преподаватели. Сам адмирал тоже читал лекции.
1761 год обозначил судьбу Федора Ушакова. Он поступает в Морской шляхетный кадетский корпус. Регулярное морское образование в России к тому времени уже крепко укоренилось.
Морской кадетский корпус , куда поступил Ушаков, имел славные и боевые традиции. Начало его восходит к Навигацкой школе в Москве, учрежденной Петром I. Указ, подписанный 14 (25) января 1701 года, гласил:
Михаил Владимирович Шидловский (1856–1918) – представитель старинного дворянского рода. После обучения в
Морском кадетском корпусе он стал офицером военно-морского флота и совершил трёхлетнее кругосветное плавание на борту парусника «Пластун». Далее, окончив Александровской военно-правовой академии, он вышел в отставку и поступил на службу в министерство финансов. После долгих лет напряжённого труда он стал влиятельной фигурой, являясь председателем правления Русско-Балтийского вагонного завода (РБВЗ) и членом Государственного Совета.
А.А. Колокольцов (1833–1904) – воспитанник
Морского кадетского корпуса . В 1852–1854 гг. участвовал в морском походе фрегата «Паллада» к берегам Японии с первой русской миссией под руководством князя Е.В. Путятина. После кораблекрушения фрегата «Диана» в 1854 г. во время цунами у берегов Японии руководил постройкой шхуны «Хеда». Этой шхуне было суждено послужить образцом для возникавшего тогда японского флота. В 1859 г. участвовал в экспедиции посольства флигель-адъютанта Н.П. Игнатьева в Хиву и Бухару. Плавая в эскадре В.И. Бутакова в Аральском море, он первый нашел фарватер, по которому оказалось возможным войти в Амударью и затем подняться до Кунграда. С назначением А.А. Колокольцова агентом от Морского министерства в Англию и Францию, где строились лучшие образцы нашего флота, определилось истинное призвание его к заводской деятельности. Близко ознакомившись с главнейшими иностранными заводами и их производствами, он с удивительною легкостью усвоил себе такие многосторонние знания, каких не в состоянии дать никакая школа. Это обстоятельство не ускользнуло от внимания главного начальника флота и морского ведомства великого князя Алексея Александровича, и когда возникла необходимость ускорить строительство первого российского завода корабельной артиллерии, состоялось назначение А.А. Колокольцова начальником Обуховского завода. Жена Елена Николаевна, урожденная Сеславина (1844–1927), после смерти А.А. Колокольцова жила с сыновьями Александром и Михаилом в доме № 45 по Бассейной улице, а затем на Фурштатской улице, дом № 9.
Михаил Алексеевич Пещуров после окончания
Морского кадетского корпуса 9 лет прослужил на флоте. Выйдя на статскую службу, он занимался делами, связанными с кораблестроением и Морским министерством. Дослужился до чина тайного советника и стал членом Государственного Совета России. Мария Алексеевна Пещурова, по мужу княгиня Трубецкая. Занималась устройством сирот Добролюбовых, включая Николая, будущего литературного критика. А обучала французскому языку и снабжала книгами Николая Добролюбова сестра Алексея Никитича – Елизавета Никитична Пещурова.
Когда Ефимий Васильевич попал на острова Туманного Альбиона, ему исполнилось 42 года. Он оказался самым старшим и опытным из плеяды военных и военно-морских агентов. За плечами у Путятина был
морской кадетский корпус , служба мичманом на фрегате «Крейсер».
И каперанг Колчак снова возвращается к штабной работе. Но уже в штабе самого Эссена – дальновидный адмирал «вырастил» себе «штучного» флаг-капитана. Забегая вперёд и продолжая заочный спор с «биографами» Колчака, должен сказать, что был он именно флаг-капитаном – иными словами, начальником оперативного отдела штаба флота. А вот флагманским минёром Балтийского флота, о чём упорно талдычат все, кому ни лень, не был никогда. Да и не мог быть – не было тогда на флоте организационного разделения по специальностям. Молоденькие мичмана выходили из стен «командного»
Морского кадетского корпуса вахтенными начальниками. Выражаясь современным языком, «специалистами широкого профиля», будучи одинаково подготовленными и к штурманскому делу, и к применению всех без исключения боевых средств, имеющихся на флотах. Специализация начиналась уже на кораблях, но и она была достаточно условной – деление экипажей по боевым частям в зависимости от специальностей докатилась до флота аж в советские времена – в 1939-ом году. А флотскую организацию тех лет с современных позиций вполне можно назвать в чём-то «сухопутной»: экипажи делились на отделения, взвода и – на крупных кораблях – даже на роты. И в подразделениях этих вполне могли быть перемешаны палубные матросы боцманских команд, трюмные машинисты, рулевые-сигнальщики, артиллеристы и минёры.
Черкасов был не беден и являлся владельцем обширного земельного участка при станции Сейма. – Ольгино. По свидетельству старожилов, это название участок получил по имени первой жены землевладельца – Ольги Алексеевны Турчаниновой. Отец дал сыновьям прекрасное образование, они много читали, знали по три языка, музицировали, увлекались живописью. Все трое – Анатолий, Петр и Василий, следуя семейной традиции, закончили
Морской кадетский корпус и стали флотскими офицерами.
В
Морском кадетском корпусе начались выпускные экзамены. По традиции первый экзамен был по астрономии письменно.
Морской кадетский корпус дал России немало крупнейших флотоводцев, здесь учились и Лазарев, и Нахимов, и Корнилов, и Головин и многие другие флотоводцы, прославившие русский флот победами и крупнейшими морскими походами. Здесь учились декабристы Бестужев, Завалишин, Кюхельбекер, Дивов, лейтенант Шмидт, поднявший знамя восстания против самодержавия на Черноморском флоте. Немало талантливых воспитанников корпуса рвали с флотом. Такими были В.И. Даль, автор толкового русского словаря, известный композитор Римский-Корсаков, писатель Станюкович, певец Фигнер и многие другие.