Связанные понятия
Рента́бельность (от нем. rentabel — доходный, полезный, прибыльный), относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам, ресурсам или потокам, её формирующим. Может выражаться как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, которую несёт в себе каждая полученная денежная...
Затраты — размер ресурсов (для упрощения измеренных в денежной форме), использованных в процессе хозяйственной деятельности за определённый временной промежуток. Или простым языком: затраты — это стоимостная оценка ресурсов.
Издержки производства — затраты, связанные с производством товаров. В бухгалтерской и статистической отчетности отражаются в виде себестоимости. Включают в себя материальные затраты, расходы на оплату труда, проценты за кредиты.
Основные средства — это средства труда, участвующие в производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную форму. Предназначаются для нужд основной деятельности организации и должны иметь срок использования более года. По мере износа, стоимость основных средств уменьшается и переносится на себестоимость с помощью амортизации.
Постоя́нные затра́ты (англ. fixed cost) — элемент модели точки безубыточности, представляющий собой затраты, которые не зависят от величины объёма выпуска, противопоставляемые переменным затратам, с которыми в сумме составляют общие затраты. Увеличение объёмов производства приводит к уменьшению постоянных расходов, приходящихся на единицу продукции, что повышает прибыль с единицы продукции за счёт положительного эффекта масштаба.
Упоминания в литературе
Средства производства, участвуя в процессе производства, не только переносят по мере износа свою стоимость на продукт труда, но и, как правило, способствуют повышению производительности труда, т. е. экономии рабочего времени на изготовление единицы изделия. Этот последний процесс вполне реален, хотя внешне он выступает в форме «самовозрастания» капитала. Действительно, предположим, что два производителя изготовляют одинаковые товары и продают их в соответствии с затратами, определяемыми общественными условиями производства, по 100 рублей за штуку. Причем эти производители, работая вручную (без применения сколько-нибудь существенных производственных фондов), находятся в худших по сравнению с общественными условиях, в силу чего их издержки производства равны тем же 100 рублям, а прибыль полностью отсутствует. Предположим далее, что один из производителей изыскал средства для обзаведения основными фондами в размере 50 рублей на изделие. Это привело в свою очередь к снижению
себестоимости единицы его продукции на 10 рублей. Таким образом, продолжая продавать свою продукцию по прежней цене, он будет получать дополнительную прибыль в размере 10 рублей на изделие. Эта прибыль образуется за счет снижения индивидуальных затрат по сравнению с общественными, а не в результате каких-либо начислений на эти затраты.
Под затратами (издержками) на производство понимают
себестоимость ресурсов, используемых в процессе производства. Чем ниже себестоимость выпускаемой продукции, тем более эффективным считается ее производство. По оценке специалистов, отечественные предприятия затрачивают на каждый рубль реализованной продукции 90–95 коп. на самые разные расходы. Соответственно, чем ниже эти расходы, тем больше прибыли получит предприятие после реализации произведенной продукции.
8) калькуляция – представляет собой один из способов группировки затрат на производство и реализацию продукции, товаров, работ, услуг. Данный способ дает возможность прогнозировать затраты на производство продукции и услуг, устанавливать приемлемые цены. С помощью калькулирования можно рассчитать
себестоимость продукции, которая является базой для определения цены произведенной продукции, выполненных работ и услуг. Однако только при помощи правильно составленной калькуляции можно объективно оценивать все затраты на различные виды продукции, выбирать ту, которая дает наивысшую прибыль. Правильность определения финансовых результатов напрямую зависит от полноты и правильности отнесения затрат на отдельные виды продукции. Правильные данные играют большую роль, так как при искусственном завышении себестоимости занижается прибыль организации, и уменьшаются налоговые платежи в бюджетную систему и наоборот.
Метод калькулирования полной
себестоимости продукции («Absorption costing») используется чаще всего на российских предприятиях, как правило, для внешней отчетности. В основе этого метода лежит распределение всех затрат, включаемых в себестоимость, по видам продукции. То есть рассчитывается полная себестоимость продукции, с учетом следующих условий:
Себестоимость как экономический показатель отражает во сколько обошлось производство той или иной продукции, товара и доведение его до конечного потребителя (реализация) для предприятия. «Во сколько обошлось» – это и есть сумма затрат (себестоимость), произведенных для производства и реализации продукции, которые и подлежат учету и анализу в системе управленческого учета. Иными словами, себестоимость – это издержки или затраты организации, связанные с производством и реализацией продукции. Себестоимость не зависит от многих различных обстоятельств, таких как отсутствие нормативных документов или их наличие, возможность осуществления бухгалтерского учета и исчисления себестоимости или отсутствие таковой и др.
Связанные понятия (продолжение)
Переме́нные затраты (англ. variable cost, VC) — затраты, величина которых зависит от объёма выпуска продукции. Противопоставляются постоянным затратам, с которыми в сумме составляют общие затраты. Основным признаком, по которому можно определить, являются ли затраты переменными, является их исчезновение при остановке производства.
Проду́кция — термин, характеризующий результат производственной, хозяйственной деятельности. Представляет собой совокупность продуктов, явившихся результатом производства отдельного предприятия (организации), отрасли промышленности, сельского хозяйства или всего народного хозяйства страны или всего мира за определенный промежуток времени.
Сто́имость — экономическое явление, понятие которого имеет несколько разных определений.
Амортиза́ция в бухгалтерском учёте — процесс переноса по частям стоимости основных средств и нематериальных активов по мере их физического или морального износа на себестоимость производимой продукции (работ, услуг).
Ценообразование — установление цены на товар или услугу. Различают две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения и централизованное государственное ценообразование на основе назначения цен государственными органами.
Доба́вленная сто́имость — это та часть стоимости продукта, которая создается в данной организации. Рассчитывается как разность между стоимостью товаров и услуг, произведенных компанией (то есть выручка от продаж), и стоимостью товаров и услуг, приобретенных компанией у внешних организаций (стоимость купленных товаров и услуг будет состоять в основном из израсходованных материалов и прочих расходов, оплаченных внешним организациям, например, расходы на освещение, отопление, страхование и т. д.)
Калькулирование (от лат. calculatio - счёт, подсчёт) — способ определения себестоимости продукции или услуги, а также себестоимости производственных ресурсов. Калькулирование производится на основе учётных и расчётных затрат и на основе структуры этих затрат. Расчёт структуры затрат опирается на понимание типа производства, вида производства, загрузки предприятия, прочих «вспомогательных» процессов (таких как маркетинг, логистика и т. д.) и в зависимости от категории производства.
Цена ́ — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать) единицу товара. По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги. Понятие цены — фундаментальная экономическая категория.
Капиталоёмкость — стоимость капитала, используемого при производстве товаров, по отношению к стоимости самого товара и по отношению к стоимости других факторов производства, в особенности труда. В рамках производственного процесса (как на микро-, так и на макроуровне) уровень капиталоёмкости может быть оценён как пропорция между капиталом и трудом, то есть как набор точек вдоль изокванты.
Экономическая эффективность (англ. Economic efficiency) — это соотношение полученных результатов производства — продукции и услуг и затрат труда и средств производства.
Но́рма при́были (англ. rate of return или англ. rate of profit) — экономическая характеристика, которая является процентным отношением прибыли за некоторый промежуток времени (период) к авансированному перед началом этого периода капиталу (как правило, продолжительность периода принимают равной году). Величина нормы прибыли зависит от нормы прибавочной стоимости, органического строения капитала и времени оборота капитала. Межотраслевая конкуренция приводит к установлению средней нормы прибыли на...
При́быль — положительная разница между суммарными доходами (в которые входит выручка от реализации товаров и услуг, полученные штрафы и компенсации, процентные доходы и т. п.) и затратами на производство или приобретение, хранение, транспортировку, сбыт этих товаров и услуг. Прибыль = Доходы − Затраты (в денежном выражении).
Конъюнкту́ра ры́нка — экономическая ситуация, складывающаяся на рынке и характеризующаяся уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объёмами продаж, движением процентных ставок, валютного курса, заработной платы, дивидендов, а также динамикой производства и потребления.Конъюнктурный рынок зависит от действий факторов, основными из которых являются: денежные доходы потребителей, цены на товары, соотношение спроса и предложения ценных бумаг, их доходность.Рыночная конъюнктура определяет...
Спрос (англ. demand) — это зависимость между ценой и количеством товара, который покупатели могут и желают купить по строго определённой цене, в определённый промежуток времени.
Конкурентоспособность — способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях.
Трудоёмкость — количество рабочего времени человека, затрачиваемого на производство единицы продукции. Трудоёмкость обратно пропорциональна показателю производительности труда (количеству продукции, вырабатываемой за единицу рабочего времени). Понятие трудоёмкости тесно связано с понятием капиталоёмкости (количества капитала, затрачиваемого на производство единицы продукции).
Калькуляция (от лат. calculatio — счёт, подсчёт) — определение затрат в стоимостной (денежной) форме на производство единицы или группы единиц изделий, или на отдельные виды производств. Калькуляция даёт возможность определить плановую или фактическую себестоимость объекта или изделия и является основой для их оценки. В строительных организациях оценка и калькуляция используется для объектов бухгалтерского учёта в денежном выражении. Калькуляция служит основой для определения средних издержек производства...
Производственная мощность — максимальный возможный годовой выпуск продукции производственной единицы (отрасли промышленности, предприятия, его подразделения, рабочего места).
Экономическая прибыль (англ. economic profit) — это прибыль, остающаяся у предприятия после вычета всех затрат, включая альтернативные издержки распределения капитала владельца. В случае отрицательного значения экономической прибыли рассматривается вариант ухода предприятия с рынка.
Энергоёмкость — величина потребления энергии и (или) топлива на основные и вспомогательные технологические процессы изготовления продукции, выполнение работ, оказание услуг на базе заданной технологической системы.
Внутренний рынок — рынок продуктов и ресурсов, ограниченный определенной территорией (например город, регион, страна, группа стран), где участники рынка (резиденты) осуществляют свою экономическую деятельность между собой в пределах этой территории; чаще всего, понимается как внутренний рынок страны. Также, иногда используется как синоним национального рынка.
Эффе́кт масшта́ба (англ. Economies of scale) связан с изменением стоимости единицы продукции в зависимости от масштабов её производства фирмой. Рассматривается в долгосрочном периоде. Снижение затрат на единицу продукции при укрупнении производства называется экономией на масштабе. Вид кривой долгосрочных издержек связан с эффектом масштаба производства.
Производи́тельность , может означать: Производительность труда — плодотворность, продуктивность производственной деятельности людей.Производительность (в экономике) — внесистемная величина, равная отношению объёма проделанной работы ко времени, за которое она была совершена.Производительность предприятия — способность выпускать то или иное количество продукции.Производительность устройства — величина действия устройства, то есть отношение количества произведённой работы (выпущенного продукта) ко времени...
Оборотный капитал — понятие классической политической экономии Адама Смита. Одно из основных понятий политической экономии К. Маркса. Оборотный капитал, как и основной капитал, выражает определённые производственные отношения, складывающиеся с развитием предпринимательства.
Предельные издержки также маржинальные издержки (англ. marginal cost) — дополнительные, добавочные издержки на производство дополнительной единицы продукта, равные изменению общих издержек, делённому на изменение объёма продукции (а в краткосрочном периоде — изменению полных переменных издержек, делённому на изменение продукции).
Экспортёр — сторона в международных экономических отношениях, поставляющая товары, услуги, труд, капитал, другие предметы международной торговли другой стороне (импортёру), которая использует их для производства других товаров, услуг или потребляет.
Денежный поток , кэш-фло, кэш-флоу (англ. Cash Flow) или поток денег, поток платежей — одно из важнейших понятий современного финансового анализа, финансового планирования и управления финансами.
Индекс потребительских цен (ИПЦ, индекс инфляции, англ. Consumer Price Index, CPI) — один из видов индексов цен, созданный для измерения среднего уровня цен на товары и услуги (потребительской корзины) за определённый период в экономике.
Национальный доход (англ. national income) — один из обобщающих показателей экономического развития страны, вновь созданная в материальном производстве стоимость.
Това́р — любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи; продукт, произведённый для продажи.
Общая факторная производительность (англ. total factor productivity) — экономическое понятие, обозначающее совокупность факторов, влияющих на выпуск продукции, за исключением затрат труда и капитала. Общая факторная производительность может рассматриваться как мерило долгосрочных технологических изменений или технологической динамики.
Фина́нсовый риск — риск, связанный с вероятностью потерь финансовых ресурсов (денежных средств).
ROI (от англ. return on investment) или ROR (англ. rate of return) — финансовый коэффициент, иллюстрирующий уровень доходности или убыточности бизнеса, учитывая сумму сделанных в этот бизнес инвестиций. ROI обычно выражается в процентах, реже — в виде дроби. Этот показатель может также иметь следующие названия: прибыль на инвестированный капитал, прибыль на инвестиции, возврат, доходность инвестированного капитала, норма доходности.
Подробнее: Окупаемость инвестиций
Альтернативные издержки , издержки упущенной выгоды или издержки альтернативных возможностей (англ. opportunity cost) — экономический термин, обозначающий упущенную выгоду (в частном случае — прибыль, доход) в результате выбора одного из альтернативных вариантов использования ресурсов и, тем самым, отказа от других возможностей. Величина упущенной выгоды определяется полезностью наиболее ценной из отброшенных альтернатив. Альтернативные издержки — неотделимая часть любого принятия решений. Термин...
Потреби́тельские това́ры — товары бытового назначения, необходимые для удовлетворения потребностей человека. Потребитель (юридический термин) — человек, использующий такие товары.
Потреби́тель — человек, имеющий намерения заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных,общественных,семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (преамбула к Закону РФ «О защите прав потребителей»).
Производственный процесс — это совокупность действий работников и орудий труда, в результате которых сырьё, материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия, поступающие на предприятие, превращаются в готовую продукцию или услугу в заданном количестве и заданного свойства, качестве и ассортименте в определённые сроки. Производственный процесс состоит из основных, вспомогательных и обслуживающих процессов.
Предложение (англ. supply) — понятие, отражающее поведение товаропроизводителя на рынке, его готовность произвести (предложить) какое-либо количество товара за определённый период времени при определённых условиях.
Волати́льность , изменчивость (англ. volatility) — статистический финансовый показатель, характеризующий изменчивость цены на что-либо.
Эластичность спроса позволяет почти точно измерить степень реакции покупателя на изменение цен, уровня доходов или других факторов. Рассчитывается через коэффициент эластичности.
Рыночная стоимость — наиболее вероятная цена, по которой товар или услуга могут быть проданы на свободном рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на цену сделки не влияют какие-либо существенные обстоятельства, то есть когда...
Нематериальные активы — идентифицируемые немонетарные активы, не имеющие физической формы; входят в состав внеоборотных активов.
Упоминания в литературе (продолжение)
2. Определение минимальной цены, ниже которой реализация товара будет убыточной. Цена должна покрывать все затраты, которые предприятие понесло для производства этой продукции. Только в этом случае будет получена прибыль и обеспечено продолжение деятельности предприятия. Каждая калькуляционная единица (товар, предназначенный для продажи) должна принимать на себя и включать в свою
себестоимость часть не только прямых расходов на его изготовление, но и часть накладных, которые организация вынуждена нести для поддержания производства этой продукции.
Себестоимость продукции, работ или услуг – это оценка в стоимостном выражении полных затрат на производство этой продукции, работ или услуг и их продажу. Себестоимость определяет те затраты, которые были фактически произведены и стали ресурсами для производства продукции независимо от времени выплаты денежных средств, т. е. в том отчетном периоде, в котором затраты имели место.
Другой необходимостью распределения накладных расходов является сопоставление цен на реализованную продукцию с
себестоимостью ее производства. Отсутствие отраслевой инструкции приводит к тому, что учет затрат по рубкам ухода ведется по-разному и, как следствие, цены на эту продукцию не всегда отражают все затраты.
Государство блокировало процесс накручивания прибыли через установление на промежуточную продукцию оптовых цен на основе издержек производства (к ним могла плюсоваться небольшая надбавка в виде «плановой прибыли»). Оптовые цены могли снижаться, быть стабильными на протяжении многих лет. Если они увеличивались, то приросты могли составлять 10–30% в расчете на десятилетие. Кроме того, государственные предприятия, занимавшиеся добычей природных ресурсов, были при этом и собственниками природных ресурсов, поэтому в
себестоимость продукции им не надо было включать рентные отчисления. А гражданам СССР как совладельцам природных ресурсов не надо было платить за многие товары повышенную цену, учитывающую природную ренту. Поэтому, например, плата за электроэнергию и тепло для граждан СССР была копеечной.
По статье «
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг» показываются учтенные затраты на производство продукции, работ, услуг в доле, относящейся к проданным в отчетном периоде продукции, работам и услугам. Если предприятие использует для учета затрат на производство счет «Выпуск продукции (работ, услуг)», сумма превышения фактической производственной себестоимости продукции (работ, услуг) над нормативной (плановой) их себестоимостью включается в статью «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг». В случае когда фактическая производственная себестоимость меньше нормативной (плановой) себестоимости, сумма этого отклонения понижает данные по указанной статье. При определении себестоимости проданных товаров, продукции, работ и услуг следует руководствоваться требованиями Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 от 06.05.99, № 34 н.
В TARGET COSTING
себестоимость отсчитывается не от затрат, а от целевой цены. Нормативы устанавливаются на основе оценки реальной стоимости доли вклада каждого подразделения в общую ценность, предлагаемую потребителю. Как показывает практика, наилучшим вариантом управления затратами в этом случае является разделение затрат на переменные и постоянные исходя из реальной зависимости их величины от объемов производства, продаж, других видов активности предприятия. Такое разделение хорошо работает, если привязывать компоненты затрат к конкретным процессам, предполагая, что результатом каждого процесса является точно определенный продукт. Содержащиеся в нем затраты могут быть не только разложены на переменную и постоянную части, но и соотнесены с реальной стоимостью продукта, которая может быть привязана к конкретному товарному направлению и к функциям.
Обычно предприятия не планируют производство продукции выше проектной производственной мощности, поэтому анализ зависимости между объемами производства,
себестоимостью и прибылью, принятие оперативных решений по установлению цены реализации, изменению объемов продаж продукции, увеличение или экономия по отдельным статьям затрат можно осуществить с помощью бухгалтерской модели безубыточности. Модель подлежит пересмотру в случае изменения цены единицы продукции, затрат, эффективности производства.
Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Себестоимость отражает величину текущих затрат, имеющих производственный, некапитальный характер, обеспечивающих процесс простого воспроизводства на предприятии. Себестоимость является экономической формой возмещения потребляемых факторов производства.
Для организаций, выпускающих крупные партии продукции, производственный цикл которых состоит из множества повторяющихся технологических операций, применение методов распределения пропорционально какому-либо виду ресурсов на каждой фазе производственного цикла требует существенных временных и трудовых затрат. В подобном случае целесообразно использовать нормативный метод, когда стоимость НЗП и готовой продукции рассчитывается только по виду продукции, а не по фазам производственного цикла (при условии, что промежуточная продукция не реализуется на сторону, иначе необходимо распределять прямые расходы и на промежуточную продукцию). Безусловно, нормативный метод применяется только при наличии в организации установленных нормативов ресурсов, используемых при производстве продукции, и их нормативных цен. В этом случае сначала рассчитывается нормативная
себестоимость выпущенной готовой продукции и нормативная себестоимость продукции, не законченной производством. Затем определяется соотношение фактически произведенных за месяц прямых расходов и сметной стоимости продукции за месяц. С помощью полученного коэффициента вычисляется величина прямых расходов, приходящихся на НЗП и готовую продукцию.
Утвержденный состав затрат, входящих в
себестоимость , определяется по большей части налоговой политикой государства. Определенные виды затрат, например представительские расходы, входят в состав себестоимости в пределах установленных норм. Поэтому предприятия вычисляют себестоимость продукции по полным затратам.
Классификация по местам возникновения и носителям затрат необходима при определении
себестоимости производимой продукции (работ, услуг). Напомним, что носителями затрат называются виды производимой предприятием продукции (оказываемых услуг, выполняемых работ), предназначенных для продажи. В этом случае естественно, что анализ и оправданное отнесение всех затрат, связанных с производством продукции (группировка по носителям затрат), влияют на правильное формирование себестоимости производимой продукции, а также позволяют выявить наиболее и наименее выгодные с точки зрения себестоимости виды производимой продукции.
К началу 1960-х годов резервы повышения этого потенциала были в значительной мере исчерпаны, и предприниматели в поисках конкурентных преимуществ стали больше внимания уделять качеству доставки товара. Денежные средства, вложенные в доставку, стали значительнее влиять на положение поставщика на рынке, чем те же деньги, вложенные в производство.
Себестоимость товара, доставляемого потребителю в логистически организованных цепях, снизилась. Кроме этого, поставщики, использующие логистику, могут гарантировать поставку точно в срок, что также имеет очевидную ценность для потребителя. Таким образом, конкурентоспособность повышается за счет снижения себестоимости товара, а также надежности и качества поставок.
1) Эффект масштаба производства. Эффективное и малозатратное производство с использованием современных технологий в некоторых отраслях может быть достигнуто с помощью крупных объемов производства и продаж. Эффект роста масштаба будет проявляться в снижении средних издержек или
себестоимости единицы продукции. Поэтому при определенном рыночном спросе достижение низких затрат на единицу продукции и, следовательно, низкой цены единицы продукции зависит от существования нескольких крупных фирм или только одной фирмы. Такая ситуация возможна в таких отраслях промышленности как сталелитейная, алюминиевая, газовая, нефтяная, энергетическая. Войти в такие отрасли может только крупный производитель с большим денежным капиталом. Такой капитал достаточно сложно получить новому производителю, а без него невозможно приобрести технологии и оборудование, сопоставимое с действующей крупной фирмой. Поэтому здесь возникают финансовые барьеры, равносильные запретительным.
3) элементы системы цен несли конкретные экономические нагрузки. Специфика ценообразования в плановой системе состояла в том, что цели, которые были возложены на всю систему ценообразования, распределялись на конкретные задачи для каждого вида цен. На многие товары цены могли быть равными или даже ниже
себестоимости , за счет дотаций из бюджета (большинство продовольственных товаров, лекарства, товары детского ассортимента и т. д.). Другие же товары продавались по существенно завышенным ценам, включающим в себя налог с оборота;
Очевидно, что с точки зрения управления затратами наиболее важно знать
себестоимость готовой продукции (работ, услуг). На предприятиях учет затрат и калькулирование себестоимости продукции можно организовать различными методами.
Понятия «издержки производства» и «
себестоимость продукции» также различаются. Издержки производства выражают первичное потребление производственных ресурсов. Себестоимость продукции отражает конечный результат производственного процесса и включает все затраты, которые относятся на выпуск продукции (работ, услуг) из производства и ее продажу в отчетном периоде. В условиях рыночной экономики себестоимость продукции является важнейшим показателем производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
2. Планирование снижения
себестоимости продукции. Предприятие должно стремиться к постоянному снижению себестоимости, поэтому регулярно все службы и подразделения на своих участках работы должны искать резервы снижения себестоимости. При планировании себестоимости все предложения по снижению себестоимости оформляются в отдельный документ, в котором обосновываются все предлагаемые пути снижения себестоимости: повышение технического уровня производства (внедрение новой техники, модернизация, новое сырье и т. д.); совершенствование управления и организации производства (ликвидация нерациональных потерь, улучшение организации труда и т. д.); изменение объема и структуры производства; изменение условий хозяйствования (изменение цен, оплаты труда, цен на сырье и т. д.). По каждому фактору делается экономическое обоснование и рассчитывается сумма экономии. Определяется планируемое снижение себестоимости.
Третий вариант: руководитель и подчиненные знают о законе развития организации и могут управлять в соответствии с требованиями этого закона. В результате будет повышаться производительность труда, снижаться
себестоимость продукции, увеличиваться оборачиваемость оборотных средств, а планы поставок сырья, оборудования, комплектующих изделий будут соответствовать потребностям и нормам. При этом организация может существенно уменьшить складские помещения, число обслуживающих их работников и в итоге обеспечить повышение эффективности производства и конкурентоспособности организации.
1) сумма фактических затрат на ремонт основных средств может включаться в
себестоимость продукции (работ, услуг) (как правило, расходов по обычным видам деятельности) и относится к тому периоду, в котором данные расходы фактически были произведены;
Затраты предшествующих периодов представлены в незавершенном производстве (по счетам 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»). При исчислении
себестоимости продукции (работ, услуг) к стоимости незавершенного производства на начало месяца прибавляют затраты отчетного периода и из совокупной величины вычитают стоимость незавершенного производства на конец месяца.
В заключение описания товара (работы, услуги) необходимо рассказать о предполагаемой ценовой политике: из чего складывается цена за единицу товара (работы, услуги), что входит в его
себестоимость , какие расходы не включаются в цену и какую прибыль получит предприятие от реализации одной единицы товара.
К основным факторам внутренней среды предприятия, влияющим на ценообразование, относятся: свойства продукции; качество и ценность продукции для покупателя; специфика производимой продукции (чем выше степень ее обработки и уникальнее качество, тем выше цена); способ производства, закупки сырья и материалов (продукция мелкосерийного и индивидуального производства имеет более высокую
себестоимость , товары массового производства имеют относительно низкие издержки и не столь высокую цену); мобильность производственного процесса; ориентация на рыночные сегменты; жизненный цикл товара; длительность цикла товародвижения от производителя к потребителю; различия между сегментами рынка или факторами спроса покупателей; реакции конкурентов; организация сервиса; имидж предприятия на внутреннем и внешнем рынках; мероприятия по продвижению товара, маркетинговые цели.
Комплексную оценку развития организации можно дать по показателям: уровень товарности, годовая (часовая) производительность труда, среднегодовая заработная плата работников предприятия (среднечасовая оплата труда), фондоотдача, материалоемкость, окупаемость затрат, прибыль от продаж, рентабельность производства и продаж. Если эффективность производства оценивается по товарным группам, тогда необходимо включить показатели: трудоемкость производства, уровень
себестоимости , цена реализации, величина прибыли в расчете на единицу продукции и рентабельность производства по основным видам продукции.
Наиболее обобщающим показателем, который используется при анализе
себестоимости продукции, выражающим ее прямую связь с прибылью, является уровень затрат на один рубль товарной продукции, который определяется путем деления общей суммы затрат на производство товарной продукции на ее объем.
В этой связи необходимо использовать систему показателей. К прямым показателям конкурентоспособности предприятия следует отнести выручку от реализации товаров, цену реализации, полную
себестоимость реализованной продукции, прибыль от реализации, коэффициент конкурентоспособности, стоимость имущественного комплекса, норму капитализации, рентабельность производства, конкурентный статус фирмы. Косвенные показатели – урожайность сельскохозяйственных культур, продуктивность животных, уровень товарности, трудоемкость производства, объем реализации продукции, цена спроса и предложения, качество продукции, время реализации, производительность труда, коэффициенты автономии, платежеспособности, абсолютной ликвидности, оборачиваемости, затоваренности готовой продукцией, загрузки производственной мощности, эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта [2].
По второму методу
себестоимость товара складывается из покупной цены и затрат на заготовку и доставку товаров. Этот метод вы можете применять, основываясь на п. 13 ПБУ 5/01. Хотелось бы только еще раз обратить ваше внимание на формулировку, относящуюся к транспортным расходам: если они не включены в цену материально-производственных запасов. Возможна ситуация, когда по условиям договора поставки приобретаемый торговой организацией товар продавец (оптовик или непосредственно производитель) доставляет покупателю своими силами. При этом отдельные документы на оказание транспортных услуг не составляются и стоимость этих услуг включается непосредственно в стоимость приобретаемого товара. В этом случае выделить транспортные расходы из общей суммы нельзя, и для организации-покупателя они будут являться частью покупной стоимости товаров.
При ценовой конкуренции даже однородные товары на рынке предлагаются по самым разнообразным ценам. Снижение цены является основой, с помощью которой производитель или продавец выделяет свой товар, привлекает к нему и в конечном итоге завоевывает желаемую долю рынка. Однако "война цен" в открытой форме возможна лишь до того момента, пока фирма не исчерпает резервы снижения
себестоимости товара, вытекающие из расширения масштабов массового производства.
Косвенные затраты в
себестоимости продукции представлены следующими комплексными статьями – расходами на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственными и общехозяйственными расходами, коммерческими расходами. Анализ этих расходов производится путем сравнения их фактической величины на рубль продукции в динамике, а также с плановым уровнем отчетного периода. Такое сопоставление показывает, как изменилась их доля в стоимости продукции в динамике и по сравнению с планом и какая наблюдается тенденция – роста или снижения.
Метод прямого счета. Прямой счет основан на том, что количество реализуемой продукции (объем продаж) по каждой номенклатурной позиции умножают последовательно на цену реализации и на
себестоимость каждой единицы. Разница между суммами обоих произведений по всем позициям номенклатуры составляет планируемый объем прибыли. По несравнимой продукции себестоимость каждой единицы должна определяться по плановым единичным калькуляциям. При этом используют формулу
Материально-производственные запасы являются основным (после денежных средств) оборотным активом большинства организаций, относящихся к торговой и производственной сфере. Поскольку материально-производственные запасы являются основным материальным элементом производственного цикла, их учет исключительно важен для всех его уровней и пользователей. В большинстве отраслей материальные запасы также составляют основу прямых материальных затрат в
себестоимости продукции или себестоимости продаж.
а) активы, используемые в качестве сырья и материалов и т. п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг). Они потребляются в течение одного производственного цикла, поэтому их стоимость полностью переносится на
себестоимость готовой продукции;
Кроме этого способа можно пользоваться вторым вариантом учетной цены, с использованием счета 15. В этом случае необходимо самостоятельно установить для себя в учетной политике, какие именно цены будут применяться в качестве учетных и каким образом они утверждаются и пересматриваются. Это могут быть не только договорные цены, но и планово-расчетные, средние по группам товаров или фактическая
себестоимость товаров по данным предыдущего отчетного периода. В зависимости от специфики каждого вида торговли могут оказаться более удобными и показательными разные виды учетных цен. Например, при торговле продовольственными товарами первой необходимости, согласно п. 2 Правил[10] установления предельно допустимых розничных цен, необходимо отслеживать динамику продажных цен, что в сочетании с оперативным учетом фактической себестоимости даст наглядную характеристику доходности в любой момент времени.
5. Платежеспособность хозяйствующего субъекта зависит от длительности эксплуатации и степени износа основных средств, составляющих его производственный аппарат. Передовые, высокопроизводительные машины и оборудование позволяют с положительной доходностью выпускать качественную продукцию, которая, находя платежеспособный спрос, обеспечивает компании ритмичный кругооборот и рост финансового потока. Если товаропроизводитель располагает физически и морально устаревшими основными средствами, что чаще всего отрицает финансово успешный бизнес, то имеется четкая перспектива снижения платежеспособности и дальнейшего банкротства такого хозяйствующего субъекта. От качества материально-технической базы имущественного комплекса (предприятия), интенсивности использования его производительного потенциала прямо зависят финансовые результаты хозяйствования, в том числе объемы выпуска продукции, уровень ее
себестоимости , рентабельность и в конечном счете финансовое состояние.
Нормативный метод учета используют, как правило, в отраслях обрабатывающей промышленности с массовым и серийным производством разнообразной и сложной продукции. В этом случае отдельные виды затрат на производство учитываются по текущим нормам; обособленно ведется оперативный учет отклонений фактических затрат от норм с указанием места их возникновения, причин и виновников; фиксируются изменения текущих норм в результате внедрения организационно-технических мероприятий и определяется влияние этих изменений на
себестоимость продукции.
Товарное производство – это изготовление товаров и предоставление услуг не для своего потребления, а для обмена и продажи с целью одновременного приобретения нужных товаров у другого лица (предприятия). Продукция, изготовленная предприятием и предназначенная для продажи, называется товарной продукцией. Продукция или вид работы, предназначенные для личного потребления (выращивание овощей, цветов на садовом участке, ремонт и стирка собственной одежды, приготовление еды и т. д. Эта продукция не подлежит общенациональному учету, а потому находится будто бы в тени. К теневой экономике относится и криминальный (незаконный) товарооборот. Наряду с этим система внутреннего обслуживания на предприятии, включая ремонт средств производства, внутреннюю связь, охрану и т. д., не имеет отношения к теневой экономике, поскольку затраты на эти виды работ включаются в
себестоимость и цену товарной продукции и охватываются фабрично-заводским и государственным учетом.
Если в отрасли наблюдается снижение издержек от использования опыта и если этот опыт может быть защищен действующими фирмами как собственность, то это приводит к возникновению барьера для вхождения в отрасль. Вновь возникающие фирмы, не имеющие опыта, неизбежно будут иметь более высокий уровень издержек по сравнению с действующими и будут вынуждены нести значительные стартовые убытки, устанавливая цены ниже или близкие к
себестоимости , с тем чтобы приобрести опыт и добиться паритета по затратам с действующими фирмами (если смогут). Действующие фирмы, особенно лидер на рынке, быстрее других накапливающий опыт, будут иметь большие обороты денежной наличности вследствие более низких издержек, что позволит им инвестировать дополнительные средства в новое оборудование и технологию. Важно осознать, что стремление сократить издержки за счет опыта (как и достичь экономии на масштабе) может потребовать значительных вложений капитала в оборудование и вызвать стартовые убытки. Если издержки продолжают снижаться даже при достижении очень больших объемов производства, новые конкуренты рискуют никогда не преодолеть свое отставание. Некоторые фирмы, например Texas Instruments, Black and Decker, Emerson Electric и другие, создали успешные стратегии, основанные на кривой опыта и обучения, за счет активных инвестиций в наращивание объемов производства на ранних стадиях развития отрасли и часто за счет установления цен, предусматривающих снижение издержек в будущем.
1. Совершенствование производства: главная мысль данной концепции заключается в том, что потребители выбирают (покупают) те товары, которые им известны и которые их устраивают по цене. Следовательно, руководители фирм должны в первую очередь совершенствовать производство, а затем – повышать эффективность системы распределения. Данная концепция работает в следующих ситуациях: когда на рынке присутствуют дефицит определенного товара и когда
себестоимость необходимо снизить для увеличения спроса.