Связанные понятия
Ценообразование — установление цены на товар или услугу. Различают две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения и централизованное государственное ценообразование на основе назначения цен государственными органами.
Това́р — любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи; продукт, произведённый для продажи.
Потреби́тель — человек, имеющий намерения заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных,общественных,семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (преамбула к Закону РФ «О защите прав потребителей»).
Отрасль экономики — совокупность предприятий, производящих (добывающих) однородную или специфическую продукцию по однотипным технологиям.
Услу́га — результат, по меньшей мере, одного действия, обязательно осуществлённого при взаимодействии поставщика и потребителя, и, как правило, нематериальна. Процесс оказания и качество услуг в России регулируется «Законом о защите прав потребителей Российской Федерации».
Упоминания в литературе
Содержание неоклассической теории организации. Организация в неоклассической теории представляется целостной хозяйственной единицей, носителем основной производственной функции – это привлечение исходных ресурсов и переработки их в
продукцию , продающуюся на рынке. Производственная функция описывает техническую зависимость между количеством применяемых в производстве ресурсов и объемом выпускаемой продукции в единицу времени. Согласно неоклассической теории организации производственная организация, производя определенные затраты на приобретение вводимых факторов производства, постоянно стремится к организации процесса с такими параметрами, при котором один и тот же объем выпускаемой продукции достигается с наименьшими затратами.
Процессы. Это действия в виде производственных преобразований материалов и комплектующих, которые осуществляются персоналом на предприятиях и относятся к рабочим местам и оборудованию, а также этапам производства
продукции (изделий и услуг). Эта часть представляет собой аналитическую основу операционного менеджмента, которая, будучи центральной модельной базой бизнеса, позволяет объединить все предыдущие компоненты и максимально использовать особенности человеческого фактора.
Таким образом, обобщающие показатели характеризуют качество
продукции независимо от того, какого она вида или назначения, в то время как частные показатели качества свидетельствуют о технических и потребительских свойствах продукции. Так, например, качество продукции пищевой промышленности характеризуется жирностью, наличием наполнителей, содержанием сухих веществ и т. п., а продукции машиностроения – надежностью, сроком использования и др. Перед органами, осуществляющими сертификацию, стоит задача после проведения типовых испытаний и государственного надзора за качеством выпускаемой продукции дать объективную оценку качества сертифицированной продукции с выдачей сертификата, подтверждающего, что проверенная продукция соответствует предъявляемым требованиям. На первоначальной стадии анализа качества продукции необходимо дать общую оценку выполнения принятого организацией задания и рассмотреть динамику выпуска сертифицированной продукции (СП) на основе оперативно-технического учета. Качество продукции характеризуется следующими показателями – удельным весом (Ув) или коэффициентом сертифицированной продукции (Кс) в общем объеме выпущенной продукции (Оп) в действующих отпускных ценах организации (без НДС и акцизов). В виде расчетной формулы это выглядит следующим образом:
Система менеджмента качества пищевого предприятия в соответствии с международными стандартами ИСО серии 9000 представляет собой совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством. Она удовлетворяет как внутренним потребностям управления предприятием, так и требованиям потребителя
продукции . Система менеджмента качества позволяет оптимизировать потоки информации для достижения всеобъемлющей коммуникации внутри предприятия, децентрализовать задачи, которые могут быть решены без участия высшего руководства, систематически прослеживать весь путь продукта питания от получения сырья и производства до складирования и поставки готовой продукции.
Для осуществления бесперебойного процесса производства организации необходимо иметь в достаточном количестве различные производственные запасы, поэтому у хозяйствующих субъектов возникает необходимость в приобретении сырья, материалов и др. Материально-производственные запасы– понятие, неотъемлемо присущее экономике в целом и требующее адекватного отражения в бухгалтерском учете. Под производственными запасами понимают различные вещественные элементы производства, используемые в качестве предметов труда в производственном процессе. Они целиком потребляются в каждом производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на стоимость производимой
продукции . Материально-производственные запасы – это совокупность материального имущества, принадлежащего к оборотным активам. Сюда относятся: материалы, незавершенное производство, готовая продукция, товары. В этой главе будет уделено внимание учету материально-производственных запасов, расходы на приобретение которых капитализируются на основных счетах: 10 «Материалы» и 41 «Товары».
Связанные понятия (продолжение)
Прода́жа — бизнес-понятие, описывающее практически любую коммерческую деятельность, бизнес вообще. Продажа чаще всего является завершающим этапом бизнес-цикла коммерческого предприятия. Употребляется всегда только в единственном числе.
Подробнее: Продажи
Потреби́тельские това́ры — товары бытового назначения, необходимые для удовлетворения потребностей человека. Потребитель (юридический термин) — человек, использующий такие товары.
Себестоимость — это стоимостная оценка используемых в производстве продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на её производство и сбыт.
Ресу́рс (от фр. ressource «вспомогательное средство») — всё, что используется целевым образом, в том числе это может быть всё, что используется при целевой деятельности человека или людей и сама деятельность. Понятие «ресурс» применяется также как характеристика созданной людьми продукции.
Издержки производства — затраты, связанные с производством товаров. В бухгалтерской и статистической отчетности отражаются в виде себестоимости. Включают в себя материальные затраты, расходы на оплату труда, проценты за кредиты.
Внутренний рынок — рынок продуктов и ресурсов, ограниченный определенной территорией (например город, регион, страна, группа стран), где участники рынка (резиденты) осуществляют свою экономическую деятельность между собой в пределах этой территории; чаще всего, понимается как внутренний рынок страны. Также, иногда используется как синоним национального рынка.
Затраты — размер ресурсов (для упрощения измеренных в денежной форме), использованных в процессе хозяйственной деятельности за определённый временной промежуток. Или простым языком: затраты — это стоимостная оценка ресурсов.
Экономическая эффективность (англ. Economic efficiency) — это соотношение полученных результатов производства — продукции и услуг и затрат труда и средств производства.
Производственный процесс — это совокупность действий работников и орудий труда, в результате которых сырьё, материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия, поступающие на предприятие, превращаются в готовую продукцию или услугу в заданном количестве и заданного свойства, качестве и ассортименте в определённые сроки. Производственный процесс состоит из основных, вспомогательных и обслуживающих процессов.
Ассортимент — состав однородной продукции по видам, сортам и маркам. Различают ассортимент услуг, ассортимент продукции и торговый ассортимент...
Доба́вленная сто́имость — это та часть стоимости продукта, которая создается в данной организации. Рассчитывается как разность между стоимостью товаров и услуг, произведенных компанией (то есть выручка от продаж), и стоимостью товаров и услуг, приобретенных компанией у внешних организаций (стоимость купленных товаров и услуг будет состоять в основном из израсходованных материалов и прочих расходов, оплаченных внешним организациям, например, расходы на освещение, отопление, страхование и т. д.)
Основные средства — это средства труда, участвующие в производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную форму. Предназначаются для нужд основной деятельности организации и должны иметь срок использования более года. По мере износа, стоимость основных средств уменьшается и переносится на себестоимость с помощью амортизации.
Предприя́тие — самостоятельный, организационно-обособленный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который производит и сбывает товары, выполняет работы, оказывает услуги.
Мирово́й ры́нок — составная часть всемирного хозяйства, представляющая сферу спроса и предложения, а также коммерческого обмена товаров и услуг; система устойчивых товарно-денежных отношений между государствами, предпринимателями, коммерческими организациями, фирмами разных государств, связанными между собой участием в международном разделении труда.
Сре́дства труда ́ — то, чем человек воздействует на предмет труда. Решающая роль принадлежит орудиям труда, механические, физические и химические свойства которых человек использует в соответствии со своей целью.
Сто́имость — экономическое явление, понятие которого имеет несколько разных определений.
Экономи́ческие отноше́ния — объективно складывающиеся отношения между людьми при производстве, распределении, обмене и потреблении благ.
Конкурентоспособность — способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях.
Экспортёр — сторона в международных экономических отношениях, поставляющая товары, услуги, труд, капитал, другие предметы международной торговли другой стороне (импортёру), которая использует их для производства других товаров, услуг или потребляет.
Сектор экономики — крупная часть экономики, обладающая сходными общими характеристиками, экономическими целями, функциями и поведением, что позволяет отделить её от других частей экономики в теоретических или практических целях.
Поставщик — это любое юридическое (организация, предприятие, учреждение) или физическое лицо, поставляющие товары или услуги заказчикам.
Сырьё или сыро́й материа́л — предмет труда, претерпевший незначительное воздействие человека и предназначенный для дальнейшей обработки. Сырьё является в первую очередь продуктом добывающей промышленности и сельского хозяйства. Сырьём иногда также могут считаться отходы промышленности, применяемые для выпуска продукции (вторичное сырьё), а также искусственное сырьё (пластмассы, заменители кожи), производимое в промышленности как замена натуральному.
Конкуренция (лат. concurrentia, от лат. concurro — сбегаюсь, сталкиваюсь) — это борьба между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства.
При́быль — положительная разница между суммарными доходами (в которые входит выручка от реализации товаров и услуг, полученные штрафы и компенсации, процентные доходы и т. п.) и затратами на производство или приобретение, хранение, транспортировку, сбыт этих товаров и услуг. Прибыль = Доходы − Затраты (в денежном выражении).
Калькулирование (от лат. calculatio - счёт, подсчёт) — способ определения себестоимости продукции или услуги, а также себестоимости производственных ресурсов. Калькулирование производится на основе учётных и расчётных затрат и на основе структуры этих затрат. Расчёт структуры затрат опирается на понимание типа производства, вида производства, загрузки предприятия, прочих «вспомогательных» процессов (таких как маркетинг, логистика и т. д.) и в зависимости от категории производства.
Спрос (англ. demand) — это зависимость между ценой и количеством товара, который покупатели могут и желают купить по строго определённой цене, в определённый промежуток времени.
Покупатель — физическое или юридическое лицо, осуществляющее оплату деньгами и являющееся приобретателем товара или услуги.
В маркетинге продукт — товар или услуга, которую можно предложить для рынка, и которая будет удовлетворять потребности потребителей. Продукты делятся на материальные и нематериальные. К последним относятся услуги, например, услуги туристических агентств или бухгалтерского обеспечения предприятия. Все продукты на рынке можно расположить в промежутке от чистых товаров до чистых услуг. Считается, что чистые услуги составляют существенную часть всех выгод и приобретений, которыми сопровождается приобретение...
Материальное производство — производство, напрямую связанное с созданием материальных благ, удовлетворяющих определённые потребности человека и общества. Материальному производству противопоставляется непроизводственная сфера, которая не имеет своей целью изготовление вещественных ценностей. Такое разделение, в основном, характерно для марксистской теории.Материальное производство основывается на применении техники и технологий, а также на производственных отношениях между людьми. Можно сказать...
Калькуляция (от лат. calculatio — счёт, подсчёт) — определение затрат в стоимостной (денежной) форме на производство единицы или группы единиц изделий, или на отдельные виды производств. Калькуляция даёт возможность определить плановую или фактическую себестоимость объекта или изделия и является основой для их оценки. В строительных организациях оценка и калькуляция используется для объектов бухгалтерского учёта в денежном выражении. Калькуляция служит основой для определения средних издержек производства...
Хозяйствующий субъект — Это осуществляющие производство, реализацию либо приобретение товаров, оказание услуг и выполнение работ частные, государственные и иные предприятия, а также их филиалы и представительства, акционерные общества и иные товарищества, союзы, ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные и другие объединения предприятий, организации и учреждения, банки, товарные и фондовые биржи, инвестиционные, пенсионные и другие фонды, иные объединения и граждане, занимающиеся самостоятельной...
Подробнее: Субъекты хозяйствования
Импортёр — сторона в международных экономических отношениях, покупающая товары, услуги, труд, капитал, другие предметы международной торговли за рубежом, и ввозящая их в страну для использования и потребления. Так называют юридическое или физическое лицо, занимающееся ввозом товара из-за границы. То есть организация, ввозящая товары или получающая услуги из-за границы. Термин И. может быть также применен к государству, в которое в порядке импорта ввозятся товары, либо организация, ввозящая товары...
Обме́н в эконо́мике — движение товара от одного владельца к другому. Взаимный обмен деятельностью между людьми, проявляющийся непосредственно или в форме обмена продуктами труда..
Рента́бельность (от нем. rentabel — доходный, полезный, прибыльный), относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам, ресурсам или потокам, её формирующим. Может выражаться как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, которую несёт в себе каждая полученная денежная...
Рынок — совокупность процессов и процедур, обеспечивающих обмен между покупателями (потребителями) и продавцами (поставщиками) отдельных товаров и услуг.
Контроль (фр. contrôle, от contrerôle — список, ведущийся в двух экземплярах, от лат. contra - против и rotulus - свиток) — одна из основных функций системы управления. Контроль осуществляется на основе наблюдения за поведением управляемой системы с целью обеспечения оптимального функционирования последней (измерение достигнутых результатов и соотнесение их с ожидаемыми результатами). На основе данных контроля осуществляется адаптация системы, то есть принятие оптимизирующих управленческих решений...
Эффе́кт масшта́ба (англ. Economies of scale) связан с изменением стоимости единицы продукции в зависимости от масштабов её производства фирмой. Рассматривается в долгосрочном периоде. Снижение затрат на единицу продукции при укрупнении производства называется экономией на масштабе. Вид кривой долгосрочных издержек связан с эффектом масштаба производства.
Фи́рма — это единица предпринимательской деятельности, оформленная юридически и реализующая собственные интересы посредством производства и продажи товаров и услуг с использованием различных факторов производства. Понятия «фирма» и «предприятие» идентичны, если предприятие является самостоятельным юридическим лицом, реализующим свои экономические интересы.
Конъюнкту́ра ры́нка — экономическая ситуация, складывающаяся на рынке и характеризующаяся уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объёмами продаж, движением процентных ставок, валютного курса, заработной платы, дивидендов, а также динамикой производства и потребления.Конъюнктурный рынок зависит от действий факторов, основными из которых являются: денежные доходы потребителей, цены на товары, соотношение спроса и предложения ценных бумаг, их доходность.Рыночная конъюнктура определяет...
Рабо́чее ме́сто — это неделимое в организационном отношении (в данных конкретных условиях) звено производственного процесса, обслуживаемое одним или несколькими рабочими, предназначенное для выполнения одной или нескольких производственных или обслуживающих операций, оснащённое соответствующим оборудованием и технологической оснасткой. В более широком смысле — это элементарная структурная часть производственного пространства, в которой субъект труда взаимосвязан с размещенными средствами и предметом...
Переме́нные затраты (англ. variable cost, VC) — затраты, величина которых зависит от объёма выпуска продукции. Противопоставляются постоянным затратам, с которыми в сумме составляют общие затраты. Основным признаком, по которому можно определить, являются ли затраты переменными, является их исчезновение при остановке производства.
Нематериальные активы — идентифицируемые немонетарные активы, не имеющие физической формы; входят в состав внеоборотных активов.
Това́ры наро́дного потребле́ния — товары, предназначенные для продажи населению с целью личного, семейного и домашнего использования (непосредственного использования их для удовлетворения материальных и культурных потребностей). Приобретение этих товаров, как правило, не связано с их использованием в коммерческих целях.
Упоминания в литературе (продолжение)
Образовавшиеся в процессе производства
продукции , утратившие полностью или частично потребительские качества исходного ресурса и в силу этого используемые с повышенными затратами понижением выхода продукции или вовсе не используемые по прямому назначению. К возвратным отходам не относятся остатки материальных ресурсов, которые в соответствии с установленной технологии передаются в другие цехи, подразделения в качестве полноценного материала для производства других видов продукции (работ, услуг), а также попутная продукция, перечень которых указан в отраслевых методических рекомендациях по калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг).
Структура затрат отдельно взятого предприятия формируется под влиянием различных факторов: характера производимой
продукции и потребляемых материально-сырьевых ресурсов, технического уровня производства, форм его организации и размещения, условий снабжения и сбыта продукции и т. д. В зависимости от преобладающей доли отдельных элементов затрат различают следующие виды отраслей и производств: материалоемкие, трудоемкие, фондоемкие, топливо– и энергоемкие и смешанные.
Для анализа деятельности организации также важным является исследование изменений в себестоимости основных видов сельскохозяйственной
продукции , поскольку она является одним из основных показателей, характеризующих эффективность работы организации в целом и производства отдельных видов продукции. Анализ динамики себестоимости основных видов продукции, производимой предприятием можно провести с использованием данных, обобщенных в таблице 2.
Их структура формируется под влиянием различных факторов: характера производимой
продукции и потребляемых материально-сырьевых ресурсов, технического уровня производства, форм его организации и размещения, условий снабжения и сбыта продукции и т. д. В зависимости от преобладающей доли отдельных элементов затрат различают следующие виды отраслей и производств: материало-, трудо-, фондо-, топливо– и энергоемкие и смешанные.
В последние десятилетия в развитых в научно-техническом отношении странах применительно к разным отраслям производства предлагаются многочисленные способы и методы количественного измерения и оценки качества различных видов
продукции и услуг, с помощью которых оценивают качество автомобилей и торговой упаковки, пищевых продуктов и электродвигателей, жилой квартиры и оружия, мебели и измерительных приборов, обуви и прохладительных напитков, образования и коммунального обслуживания и т. д.
Прямые расходы, осуществленные за текущий месяц, должны быть распределены по видам выпускаемой
продукции . В случае если невозможно отнести прямые расходы к конкретному производственному процессу по изготовлению данного вида продукции, организация в своей учетной политике для целей налогообложения самостоятельно должна определить механизм распределения указанных расходов с применением экономически обоснованных показателей (ст. 319 НК РФ, п. 1, абз. 5). Базой для подобного распределения могут быть прямые расходы, непосредственно относящиеся к конкретным видам продукции, либо натуральные показатели (количество израсходованного однородного сырья на различные виды продукции, количество человеко-часов, потраченных на изготовление продукции). После выполнения этой процедуры в организации должны быть сформированы налоговые регистры прямых расходов отдельно для каждого вида продукции.
Кроме того, конкурентоспособность на уровне отрасли можно оценивать, применяя следующие показатели (или их комбинацию): производительность труда, удельную оплату труда, капиталоемкость и наукоемкость, технический уровень
продукции , совокупность знаний и научных заделов, необходимых для самостоятельного освоения продукции и ее воспроизводства; объем технических заделов для реализации научных проектно-конструкторских разработок; степень экспортной ориентации или импортной зависимости отрасли; степень соответствия уровня развития отрасли общему уровню развития национального хозяйства; степень использования продукции в различных отраслях народного хозяйства. Этот набор показателей может быть изменен или дополнен с учетом специфики отраслей ЛПК.
Первый признак классификации характеризует свойства
продукции , входящие в состав ее качества, и служит для обоснования и выбора номенклатуры показателей качества, соответствующей потребностям населения, народного хозяйства, национальной безопасности страны и экспорта. Группы показателей качества по этому признаку классификации применяются для включения в ТИПА, в технические задания на разработку продукции, в планы НИОКР, при контроле качества и испытаниях продукции, ее сертификации, для оценки качества продукции на всех стадиях ее жизненного цикла.
Упаковка, также как и маркировка, является важным направлением товарной политики предприятия. Большинство товаров, изготовляемых предприятиями, транспортируют, хранят и реализуют потребителю в упаковке или таре. Упаковка представляет собой средство или комплекс средств, оболочку или вместилище, изделие для размещения товаров, оформленное соответствующим образом, обеспечивающее защиту
продукции и окружающей среды от повреждений и потерь и облегчающее процесс транспортирования, хранения и реализации продукции. В процессе обращения она участвует не только вместе с товаром, но и без него. Характер упаковки товара определяется в зависимости от того, в какой стадии жизненного цикла находится товар, каковы соотношение спроса и предложения, конкурентоспособность, прочность рыночной позиции данного товара и другими факторами.
Возросший импорт продуктов питания и главенствующая роль базарно-рыночной системы вызвали потребность значительного увеличения ветеринарно-фитосанитарных пунктов на госграницах и лабораторий ветсанэкспертизы рынков и соответственно подготовки для них необходимых специалистов. Изменения, происходящие в экономике стран СНГ, затронули также и вопросы переработки животных и производства мясо- и молокопродуктов. Наряду с ранее существовавшими крупными мясокомбинатами и молокозаводами образовалось большое количество предприятий кооперативного и частного среднего и малого предпринимательства, которые нуждаются в рациональных рекомендациях и нормативной помощи. Чтобы в условиях рыночной экономики эти предприятия, создав или видоизменив технологические схемы производства и ветеринарно-санитарного контроля применительно к своим условиям, могли выпускать
продукцию высокого качества, отвечающую действующим стандартам, необходимы организация и реализация современных технологий переработки животных и консервирования продуктов убоя, контроль качества, безопасности, определение биологической и пищевой ценности.
По видам ресурсов различают нормы и нормативы, регулирующие величину затрат средств производства, предметов труда, рабочей силы на изготовление единицы
продукции , выполнение работы или оказание услуги. По данному признаку различают также нормативы использования на предприятиях различных производственных ресурсов.
Теория «Межотраслевого баланса» была разработана в США В. В. Леонтьевым как действенный инструмент при анализе и прогнозировании структурных взаимосвязей в экономике. Она исходит из возможности достижения общего макроэкономического равновесия, для чего разработана модель этого состояния, включающая структурную взаимосвязь всех стадий производственного процесса – производства, распределения или обмена иконечного потребления. Суть этого метода заключается в двояком определении отрасли экономики – как потребителя и как производителя. Для определения степени и характера взаимосвязи спроса и предложения на благо применяется система технологических коэффициентов – показатель, отражающий объем средних затрат
продукции определенной отрасли, необходимый для производства единицы блага.
Любой общественный процесс производства представляет собой движение общественного продукта, включающего производство, распределение, обмен и потребление. Производство является началом движения продукта, а потребление – его конечной фазой. В этой фазе продукт находит общественное признание, а процесс производства – свое конечное завершение. Обмен выступает как связующее звено между производством и потреблением, а формой его проявления в обществе, где существует товарное производство, является товарное обращение. Обмен продуктами труда между различными регионами республики, отраслями народного хозяйства, отдельными предприятиями и организациями, а также различными собственниками
продукции при наличии товарно-денежных отношений осуществляется в форме товарного обращения. Созданные блага становятся товаром тогда, когда они поступают на рынок и удовлетворяют определенную потребность.
Изменения, происходящие в экономике стран СНГ, затронули также и вопросы переработки животных и производства мясо- и молокопродуктов. Наряду с ранее существовавшими крупными мясокомбинатами и молокозаводами образовалось большое количество предприятий кооперативного и частного среднего и малого предпринимательства, которые нуждаются в рациональных рекомендациях и нормативной помощи. Чтобы в условиях рыночной экономики эти предприятия, создав или видоизменив технологические схемы производства и ветеринарно-санитарного контроля применительно к своим условиям, могли выпускать
продукцию высокого качества, отвечающую действующим стандартам, необходимы организация и реализация современных технологий переработки животных и консервирования продуктов убоя, контроль качества, безопасности, определение биологической и пищевой ценности.
В ОКП используется состоящая из пяти фаз иерархическая классификация с цифровой десятизначной системой кодирования. Разделение по более значительным технико-экономическим признакам проводят обязательно на каждой фазе квалификации. Квалификация основных продуктов объединяет в себе полную квалификацию товаров, услуг и непроизведенных активов. Так как существует проблема сопоставимости статистических данных разных стран, работающих на международном рынке, то в связи с этим в Европейском экономическом сообществе была принята однотипная классификация
продукции по виду деятельности, связанная с классификацией основных продуктов в рамках ООН. Основной термин «продукция» в данной классификации обозначает товары, подлежащие и не подлежащие транспортированию, а также услуги.
Развитие российского рынка в начале 1990-х гг. показало неконкурентоспособность многих видов
продукции отечественного производства, в первую очередь, технической продукции – автомобилей, приборов, металлообрабатывающего оборудования, а также товаров длительного потребления – телевизоров, холодильников, стиральных машин и т. п. Наша страна экспортирует лишь 1,5–2,0 % наукоемкой гражданской продукции, а число производственных предприятий, применяющих технологию пятого уклада, не превышает 10 %, что привело к снижению конкурентоспособности как отдельных субъектов экономики, так и экономики страны в целом, а также разрыву и утрате многих хозяйственных связей между организациями, оказавшимися в результате распада СССР на территории разных независимых государств, высокий уровень физического и функционального устаревания основных производственных фондов, несовершенство законодательной базы, невозможность привлекать в требуемых объемах финансирование из внешних источников, низкий уровень инновационной активности отечественных предпринимательских структур, отсутствие у большинства из них четко сформулированной стратегии развития.
Ассортиментная политика является одним из главных элементов конкурентной стратегии фирмы. Вопрос о расширении или сужении ассортимента производимой или продаваемой
продукции может иметь разные решения в зависимости от единого комплекса определенных условий: отрасль, товарная группа, масштабы предприятия и прочие конъюнктурные детали. Тем не менее, общие правила и зависимости могут и должны быть установлены и сформулированы на базе анализа состояния и развития имеющихся сегментов рынка (внешние факторы) и финансовых изменений внутри фирмы (внутренние факторы).
Нормативный метод учета используют, как правило, в отраслях обрабатывающей промышленности с массовым и серийным производством разнообразной и сложной
продукции . В этом случае отдельные виды затрат на производство учитываются по текущим нормам; обособленно ведется оперативный учет отклонений фактических затрат от норм с указанием места их возникновения, причин и виновников; фиксируются изменения текущих норм в результате внедрения организационно-технических мероприятий и определяется влияние этих изменений на себестоимость продукции.
Основная особенность функционирования торговых организаций состоит в том, что в их хозяйственной деятельности сочетаются операции производственного характера (например, закупка, хранение, фасовка, упаковка и т. д.) и операции непроизводственного характера, которые связаны со сменой форм собственности, т. е. непосредственно с продажей
продукции . При этом торговые организации как самостоятельно хозяйствующие субъекты рынка в зависимости от характера их деятельности и назначения подразделяются на два крупных вида: предприятия оптовой торговли и предприятия розничной торговли, имеющие свои особенности в формировании финансовых ресурсов. В сфере торговли не создаются дополнительные потребительские стоимости. Просто стоимость товара увеличивается в результате затрат дополнительного общественного труда на операции производственного характера и реализацию товаров. Также в отличие от других отраслей экономики выручка от продажи товаров поступает, как правило, в налично-денежной форме, что предполагает ведение контроля за правильным ее использованием.
Первый вариант состоит в том, что при использовании ресурсов одного уровня (т. е. при возникновении затрат) создаются ресурсы другого уровня. Первичные ресурсы переходят в процессе производства во вторичные, а вторичные (потребляемые) – во внешние. Для наглядности можно представить себе производственный процесс, в результате которого из сырья (первичного ресурса) создаются полуфабрикаты (вторичные ресурсы), а полуфабрикаты в свою очередь становятся в процессе производственной деятельности готовой
продукцией (товаром), т. е. внешними ресурсами, пригодными для реализации. И только реализация внешних ресурсов дает предприятию выручку, а значит, и реальную прибыль (разумеется, мы рассматриваем случай, когда хозяйственная деятельность предприятия не является убыточной).
Приведенные затраты – сумма текущих затрат, учитываемых в себестоимости
продукции , и единовременных капитальных вложений, сопоставимость которых с текущими затратами достигается путем умножения их на нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений. Приведены расчеты оптимальной мощности для диапазона от 300 до 900 пар для мужской и женской обуви для всего ассортиментного ряда обуви. Анализ полученных характеристик для трёх вариантов заданного технологического процесса при изготовлении всего ассортиментного ряда обуви подтвердил эффективность программного продукта для оценки предложенного инновационного технологического процесса с использованием универсального и многофункционального оборудования. Так при диапазоне в пределах 300 – 900 пар наилучшим по заданным критериям является объем выпуска 889 пар (для мужской) и 847 пар (для женской).Если предложенные региональными и муниципальными органами власти двух округов – ЮФО и СКФО – производственные площади по нормативным показателям не позволят реализовать рассчитанные объемы производства, то в этом случае выбирается тот вариант оптимальной мощности, который приемлем, например, объем выпуска 556 пар, что соответствует нормативным показателям для предложенных производственных площадей и характеризуется наилучшими значениями обозначенных критериев, формирующие себестоимость всего ассортиментного ряда обуви. Авторами были разработаны сводные технологические процессы как на сбоку заготовки верха, так и на сборку обуви, соответственно на 12 моделей мужской и на 12 моделей женской обуви.
Управляющше решения складываются на базе сравнения информации о фактическом состоянии управляемого процесса с его признаками, установленными проектом (прогнозом, планом) управления. Нормативную документацию, регламентирующую значения коэффициентов качества
продукции (технические задания на разработку продукции, стандарты, технические условия, чертежи, условия транспортирования), необходимо анализировать как основной элемент проекта управления качеством продукции.
Одной из главных технологических проблем работы продавцов, покупателей и сетевых компаний на любом из существующих рынков электроэнергии является проблема организации коммерческого учета, под которым подразумевается взаимосвязанный процесс получения, отображения и регистрации информации о движении товарной
продукции с целью проведения финансовых расчетов за нее с использованием установленных государственными органами методик и форм документов [2]. Информацией для коммерческого учета могут служить результаты измерений или иные предусмотренные нормативными документами[10] и договорами данные (например, статистические), размерность которых определяется регламентированным натуральным измерителем.
Кроме того, анализ показывает, что выделяются два основных направления развития интеграции в АПК: горизонтальная интеграция, состоящая во взаимодействии предприятий, специализирующихся на получении определенного вида сельскохозяйственной
продукции или на выполнении работ в рамках определенного вида деятельности, что связано с необходимостью повышения эффективности использования ресурсов и проявляется в объединении субъектов хозяйствования одной иерархической ступени; вертикальная интеграция, заключающаяся в кооперировании на договорной основе либо с образованием единого юридического лица предприятий и производств различных отраслей АПК, специализирующихся на производстве одного или нескольких видов продукции в рамках сквозной технологической цепи (объединение субъектов хозяйствования разных иерархических уровней, например, от производства сырья до сбыта готового продовольствия). Вертикальная интеграция оправдана для консолидации ресурсов, труда и капитала на разных уровнях хозяйствования, создания единой производственно-сбытовой стратегии, ускорения продвижения продукции по технологической цепи, устранения бюрократических барьеров при переходе продукции из одной стадии в другую (на пути от исходного сырья к рынку), формирования конечного результата с добавленной стоимостью для последующего его перераспределения в обратном порядке – от торговли до производства сырья с целью создания для всех категорий товаропроизводителей (внутренним звеньям) относительно равнозначных экономических условий хозяйствования.
Специализация производства – это результат разделения труда. Она выражается в увеличении количества особых, самостоятельных операций и видов производства, числа предприятий, производящих более узкий ассортимент
продукции . Главный признак специализированного предприятия – однородность выпускаемой продукции. Специалист может сконцентрироваться на работе, которую он лучше всего выполняет: знание предмета деятельности и повторение одних и тех же рабочих операций повышает профессиональную квалификацию. Кроме того, не теряется время при переходе от одной работы к другой. По этим причинам производительность труда работника при специализации становится выше.
ХАССП – это система организации и обеспечения безопасности в производстве и переработке пищевых продуктов от сырья и упаковочных материалов до доставки
продукции конечному потребителю. В отличие от других систем контроля качества, которые основываются на периодических проверках сырья и готовой продукции, ХАССП ведет постоянный контроль на всех этапах производства [13, 16].
Тип производства является организационно-технической и экономической характеристикой производства с точки зрения уровня его специализации, состава и номенклатуры
продукции , масштаба и повторяемости изделий в производстве. Организация производственного процесса предполагает необходимость учитывать особенности типа производства.