Связанные понятия
Ценообразование — установление цены на товар или услугу. Различают две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения и централизованное государственное ценообразование на основе назначения цен государственными органами.
Ресу́рс (от фр. ressource «вспомогательное средство») — всё, что используется целевым образом, в том числе это может быть всё, что используется при целевой деятельности человека или людей и сама деятельность. Понятие «ресурс» применяется также как характеристика созданной людьми продукции.
Экономические агенты — субъекты экономических отношений, принимающие участие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.
Подробнее: Экономический агент
Издержки производства — затраты, связанные с производством товаров. В бухгалтерской и статистической отчетности отражаются в виде себестоимости. Включают в себя материальные затраты, расходы на оплату труда, проценты за кредиты.
Затраты — размер ресурсов (для упрощения измеренных в денежной форме), использованных в процессе хозяйственной деятельности за определённый временной промежуток. Или простым языком: затраты — это стоимостная оценка ресурсов.
Упоминания в литературе
Уровень затрат характеризует степень эффективности использования производственных ресурсов, всего производственного процесса в целом. Сама
экономическая эффективность деятельности предприятия является как бы сопоставлением произведенных затрат в процессе производства и определенных результатов от хозяйственной и управленческой деятельности предприятия. Повышением эффективности производства будет являться увеличение производимого продукта при уменьшении издержек производства. Именно рост эффективности, стремление при минимальных затратах получить наибольшие результаты является составляющей экономического прогресса, который, в свою очередь, лежит в основе общественного прогресса. Потребность в повышении эффективности ведет к развитию и прогрессированию общества.
Поскольку потребности общества практически безграничны, а ресурсы редки, то обществу приходится добиваться возможно наибольшего удовлетворения этих потребностей с использованием имеющихся в его распоряжении ресурсов. Понятие «
экономическая эффективность » характеризует связь между количеством единиц редких ресурсов, которые применяются в процессе производства, и получаемым в результате количеством какого-либо необходимого продукта. Большее количество продукта, получаемое от данного объема затрат, означает повышение эффективности. Меньший объем производства от данного количества ресурсов указывает на снижение эффективности. Чтобы использовать ресурсы эффективно, общество должно обеспечить полную занятость и полный объем производства.
Одним из важнейших критериев размещения отраслей хозяйства на конкретной территории экономического района является показатель их
экономической эффективности . Для определения экономической эффективности принят главный критерий получения намеченных объектов продукции с наименьшими затратами. В качестве показателей эффективности размещения производств принимаются себестоимость продукции с учетом ее доставки потребителю, удельные капиталовложения на единицу мощности и прибыль.
Для такой оценки существует коэффициент эффективности затрат, выражающий эффект в виде экономии, получаемой на каждую единицу вложенных средств. В этом случае снижение стоимости на реализацию лечебного процесса за счет возможностей альтернативной технологии рассматривается как эффект, стоимость же применения самой технологии фактически составляет затраты. Относительно к СЗТ формула для вычисления коэффициента
экономической эффективности примет следующий вид:
Таким образом, научно обоснованное определение общественной выгоды или, точнее,
экономической эффективности предполагает разрешение по крайней мере следующих задач: 1) нахождение критерия для экономического соизмерения различных ресурсов, потребляемых в процессе производства (сырье, основные производственные фонды, земля и т. п.); 2) возможность экономического сравнения затрат, произведенных в разное время; 3) возможность сопоставления затрат, осуществляемых в один и тот же период времени, но на разных участках общественного производства; 4) четкое и единообразное определение экономических последствий изменения качества продукции; 5) определение степени соответствия затрат на производство продукции общественной потребности в ней, т. е. непосредственно соизмерение затрат и результатов труда. Все общественные оценки затрат различного рода должны быть не только органически связаны между собой, но и формироваться в масштабе всего народного хозяйства. В противном случае есть опасность, что общественная выгода окажется подмененной узкоотраслевым или групповым интересом.
Связанные понятия (продолжение)
Трансакцио́нные изде́ржки (англ. transaction cost) — затраты, возникающие в связи с заключением контрактов (в том числе с использованием рыночных механизмов); издержки, сопровождающие взаимоотношения экономических агентов.
Технологические изменения — термин, используемый для описания общего процесса создания, рационализации и распространение технологий или процессов. Термин является синонимом технологического развития, технологических достижений и технического прогресса. По сути — это создание технологии (или технологического процесса), непрерывный процесс совершенствования технологии (во время которого она часто дешевеет) и её распространения (диффузия) в промышленности и обществе.
Финансовые ресурсы — это совокупность всех денежных средств, которые имеются в распоряжении государства, предприятий, организаций, учреждений для формирования необходимых активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счёт доходов, накоплений и капитала, так и за счёт различного вида поступлений. Важной составной частью финансовых ресурсов являются банковские ресурсы.
Управленческий учёт — упорядоченная система выявления, измерения, сбора, регистрации, интерпретации, обобщения, подготовки и предоставления важной для принятия решений по деятельности организации информации и показателей для управленческого звена организации (внутренних пользователей — руководителей). Основной задачей управленческого учёта является ответ на вопрос, в каком состоянии находится организация, как необходимо распределить имеющиеся ресурсы, чтобы повысить эффективность деятельности.
Экономическая прибыль (англ. economic profit) — это прибыль, остающаяся у предприятия после вычета всех затрат, включая альтернативные издержки распределения капитала владельца. В случае отрицательного значения экономической прибыли рассматривается вариант ухода предприятия с рынка.
Основные средства — это средства труда, участвующие в производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную форму. Предназначаются для нужд основной деятельности организации и должны иметь срок использования более года. По мере износа, стоимость основных средств уменьшается и переносится на себестоимость с помощью амортизации.
Общая факторная производительность (англ. total factor productivity) — экономическое понятие, обозначающее совокупность факторов, влияющих на выпуск продукции, за исключением затрат труда и капитала. Общая факторная производительность может рассматриваться как мерило долгосрочных технологических изменений или технологической динамики.
Потреби́тель — человек, имеющий намерения заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных,общественных,семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (преамбула к Закону РФ «О защите прав потребителей»).
Общественное благо (англ. public good) — благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят они за него или нет. Общественные блага совсем не похожи на частные блага (доступные в потреблении и приносящие пользу только владельцу), практически невозможно организовать их продажу: индивиды с удовольствием пользуются эффектами общественных благ, но избегают за них платить (эффект безбилетника).
Подробнее: Общественные блага
Калькулирование (от лат. calculatio - счёт, подсчёт) — способ определения себестоимости продукции или услуги, а также себестоимости производственных ресурсов. Калькулирование производится на основе учётных и расчётных затрат и на основе структуры этих затрат. Расчёт структуры затрат опирается на понимание типа производства, вида производства, загрузки предприятия, прочих «вспомогательных» процессов (таких как маркетинг, логистика и т. д.) и в зависимости от категории производства.
Конъюнкту́ра ры́нка — экономическая ситуация, складывающаяся на рынке и характеризующаяся уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объёмами продаж, движением процентных ставок, валютного курса, заработной платы, дивидендов, а также динамикой производства и потребления.Конъюнктурный рынок зависит от действий факторов, основными из которых являются: денежные доходы потребителей, цены на товары, соотношение спроса и предложения ценных бумаг, их доходность.Рыночная конъюнктура определяет...
Потребление — использование продукта в процессе удовлетворения потребностей. В экономике потребление приравнивается к приобретению благ или услуг. Потребление становится возможным вследствие получения дохода или траты сбережений.
Экономи́ческие отноше́ния — объективно складывающиеся отношения между людьми при производстве, распределении, обмене и потреблении благ.
Экономическое равновесие (англ. economic equilibrium) — состояние экономики, при котором произведенная продукция реализована, а спрос удовлетворен в условиях, когда имеющиеся трудовые ресурсы и производственные мощности используются в полном объёме, а нарушаемые пропорции быстро восстанавливаются.
Предельные издержки также маржинальные издержки (англ. marginal cost) — дополнительные, добавочные издержки на производство дополнительной единицы продукта, равные изменению общих издержек, делённому на изменение объёма продукции (а в краткосрочном периоде — изменению полных переменных издержек, делённому на изменение продукции).
Проду́кция — термин, характеризующий результат производственной, хозяйственной деятельности. Представляет собой совокупность продуктов, явившихся результатом производства отдельного предприятия (организации), отрасли промышленности, сельского хозяйства или всего народного хозяйства страны или всего мира за определенный промежуток времени.
Плани́рование — оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, деятельность (совокупность процессов), связанная с постановкой целей (задач) и действий в будущем. С точки зрения математики, планирование — это функция, одним из аргументов которой является время.
Теория контрактов (англ. Contract theory) — раздел современной экономической теории, рассматривающий определение параметров контракта экономическими агентами в условиях (как правило) асимметричной информации.
Фина́нсовый риск — риск, связанный с вероятностью потерь финансовых ресурсов (денежных средств).
Конкурентоспособность — способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях.
Фиаско рынка (провал рынка, несостоятельность рынка, изъян рынка) — это такая рыночная ситуация, при которой равновесие на рынке не является эффективным по Парето, то есть механизм рыночного регулирования, «невидимая рука рынка», не срабатывает (например, загрязнение окружающей среды, восстановление почвы после добычи полезных ископаемых). Таким образом, «провалы» (фиаско) обычно подразумевают необходимость административного регулирования экономики и экономических отношений, с целью сглаживания или...
Предельный продукт (англ. marginal product, MP) — это добавочный продукт, или дополнительное расширение производства, полученное в результате увеличения данного фактора на одну единицу при неизменной величине остальных факторов производства. Предельный продукт того или иного ресурса выражается в физических единицах в отличие от товарного предельного продукта, выражаемого в денежной форме (MRP). Поэтому в экономической литературе встречается иное, буквальное название этой величины — «физический объём...
Редкость ресурсов (ограниченность ресурсов) (англ. Scarcity) — экономическое понятие, выражающее конечность, редкость, дефицитность ресурсов, доступных человеку и человечеству в каждый конкретный момент, относительную их недостаточность, в сравнении с безграничными человеческими потребностями, для удовлетворения которых эти ресурсы употребляются.
Капиталоёмкость — стоимость капитала, используемого при производстве товаров, по отношению к стоимости самого товара и по отношению к стоимости других факторов производства, в особенности труда. В рамках производственного процесса (как на микро-, так и на макроуровне) уровень капиталоёмкости может быть оценён как пропорция между капиталом и трудом, то есть как набор точек вдоль изокванты.
Распределе́ние (англ. distribution), в экономике — разделение материальных благ между субъектами экономических отношений. Первичное распределение обычно происходит на основе реализации права собственности в процессе создания материального блага, в том числе с учётом разделения труда. Перераспределение происходит при передаче денег или иных благ от одних лиц к другим с помощью социальных механизмов, таких как налогообложение, благотворительность, социальное обеспечение, коммунальные услуги, земельные...
Занятость — не противоречащая законодательству деятельность граждан, связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей и приносящая им заработок, трудовой доход. Существуют следующие виды занятости...
Постоя́нные затра́ты (англ. fixed cost) — элемент модели точки безубыточности, представляющий собой затраты, которые не зависят от величины объёма выпуска, противопоставляемые переменным затратам, с которыми в сумме составляют общие затраты. Увеличение объёмов производства приводит к уменьшению постоянных расходов, приходящихся на единицу продукции, что повышает прибыль с единицы продукции за счёт положительного эффекта масштаба.
Интеллектуальный капитал — знания, навыки и производственный опыт конкретных людей и нематериальные активы, включающие патенты, базы данных, программное обеспечение, товарные знаки и др., которые производительно используются в целях максимизации прибыли и других экономических и технических результатов.
Теория потребления (англ. consumer choice) — одна из основополагающих дисциплин микроэкономики. Она исследует экономические решения, в особенности в области потребления частными экономическими агентами.
Бла́го — всё, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие.
Себестоимость — это стоимостная оценка используемых в производстве продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на её производство и сбыт.
Финансовый анализ — изучение основных показателей, параметров, коэффициентов и мультипликаторов, дающих объективную оценку финансового состояния организаций и стоимости акций компаний с целью принятия решений о размещении капитала.
Нематериальные активы — идентифицируемые немонетарные активы, не имеющие физической формы; входят в состав внеоборотных активов.
При́быль — положительная разница между суммарными доходами (в которые входит выручка от реализации товаров и услуг, полученные штрафы и компенсации, процентные доходы и т. п.) и затратами на производство или приобретение, хранение, транспортировку, сбыт этих товаров и услуг. Прибыль = Доходы − Затраты (в денежном выражении).
Благосостояние — обеспеченность населения государства, социальной группы или класса, семьи, отдельной личности необходимыми для жизни материальными, социальными и духовными благами.
Экстерналия (англ. externality), или внешний эффект, в экономической теории — воздействие рыночной транзакции на третьих лиц, не опосредованное рынком.
Крива́я произво́дственных возмо́жностей (англ. production possibilities curve) — это кривая, показывающая различные комбинации максимальных объёмов производства нескольких товаров или услуг, которые могут быть созданы в условиях полной занятости при использовании всех имеющихся в экономике ресурсов.
Конкурентное преимущество — экономическая категория, означающая наличие у экономического субъекта уникальных характеристик, выгодно отличающих данный экономический субъект от других аналогичных субъектов на рынке.
Совокупное предложение — общее количество товаров и услуг, произведённых в экономике (в стоимостном выражении). Часто используется как синоним ВНП.
Финансовый менеджмент — система управления денежными потоками организации с целью оптимизации рисков в соответствии с критериями и предпочтениями руководящих субъектов в рамках избранной общей стратегии. Финансовый менеджмент неразрывно связан с маркетингом, хотя в Российской научной литературе встречаются лишь единичные обсуждения данного вопроса.
Альтернативные издержки , издержки упущенной выгоды или издержки альтернативных возможностей (англ. opportunity cost) — экономический термин, обозначающий упущенную выгоду (в частном случае — прибыль, доход) в результате выбора одного из альтернативных вариантов использования ресурсов и, тем самым, отказа от других возможностей. Величина упущенной выгоды определяется полезностью наиболее ценной из отброшенных альтернатив. Альтернативные издержки — неотделимая часть любого принятия решений. Термин...
Полная занятость (англ. full employment) — уровень занятости, при котором ещё существует фрикционная и структурная безработица, но нет циклической безработицы, при этом экономика использует все имеющиеся и пригодные ресурсы для производства товаров и услуг; ситуация, при которой реальный чистый национальный продукт (ЧНП) равен потенциальному ЧНП.
Упоминания в литературе (продолжение)
Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Себестоимость отражает величину текущих затрат, имеющих производственный, некапитальный характер, обеспечивающих процесс простого воспроизводства на предприятии. Себестоимость является экономической формой возмещения потребляемых факторов производства и важнейшим показателем
экономической эффективности предпринимательской деятельности. В ней отражаются все стороны хозяйственной деятельности предприятия, аккумулируются результаты использования всех производственных ресурсов. От уровня себестоимости зависят финансовые результаты деятельности предприятия, темпы расширения производства, объем продаж.
Однако эффективность нельзя рассматривать только как нормативно-расчетный показатель. В ней проявляются коренные интересы всех членов общества, стремящихся свести к минимуму затраты труда на единицу продукции. Так как основой рыночной экономики является прибыль, доход, то в качестве показателя
экономической эффективности принимается максимизация прибыли на единицу затрат ресурсов.
Показатель оборачиваемости активов (ресурсоотдача) показывает количество оборотов капитала, вложенных в активы предприятия, за определенный период. То есть измеряет оборачиваемость средств, и рассчитывается как отношение выручки от реализации к стоимости всех активов. Если значение данного показателя ниже среднего по отрасли, то делается вывод о недостаточной
эффективности экономической деятельности предприятия при данном размере инвестиций в его активы. В таком случае необходимо заняться вопросом об увеличении реализации продукции, или освободиться от лишних активов. Рост данного показателя, напротив, указывает на благоприятную тенденцию повышения эффективности использования активов.
Возникновение концепции «анализ человеческих ресурсов», предложенной Эриком Флэмхольцем еще в начале 1960-х гг., связано с появлением интереса к персоналу как к важному ресурсу организации, в использовании которого скрыты значительные резервы. Любой ресурс характеризуется
экономической эффективностью его использования. Поэтому необходимо было разработать инструменты, позволяющие менеджерам эффективнее использовать свой персонал, оценить эту эффективность и привести ее к общей для других видов ресурсов денежной оценке.
Поэтому в методике оценки эффективности системы управления человеческими ресурсами можно выделить два вида эффективности, обусловленные природой социально-экономических целей данной системы: это
экономическая эффективность и социальная эффективность.
8. Функция экономической целесообразности. Кооперация и интеграция в первую очередь должны отвечать целям
экономической эффективности и хозяйственной рациональности. Предварительным условием бизнес-планирования организации должно являться программно-целевое, в соответствии с которым можно четко определить наличие производственно-экономических возможностей, реальность и обеспеченность ресурсами производственных задач и результативность консолидированных усилий объединения (компании).
• раскрытие сущности и особенностей методик определения
экономической эффективности повышения качества продукции, специализации производства, снижения расходов живого и овеществленного труда;
В зависимости от стратегии предприятия определяется система конкретных целей формирования инвестиционного портфеля, основной из которых является обеспечение более эффективного экономического развития предприятия за счет правильно разработанной инвестиционной деятельности. Между
эффективностью экономического развития и правильно разработанной программой инвестиционной деятельности существует прямая связь: чем выше объем продаж и прибыли, тем больше средств можно направить на:
Определение
экономической эффективности необходимо при оценке функционирования любого интегрированного формирования. Она может быть оценена при помощи следующих показателей [10, с. 177; 13, с. 112]:
В рамках функционально-описательного подхода
эффективность экономического роста обычно рассматривается через призму потребления. Например, в модели Р. Солоу она представлена как максимизация потребления на душу населения (или на одного занятого, если абстрагироваться от различий между численностью всего населения и численностью занятых) – так называемое «золотое правило накопления» Э. Фелпса.[97] Более подробно вопрос об эффективности экономического роста будет рассмотрен ниже при систематизации подходов к определению качества роста.
Кроме затрат на персонал при оценке
экономической эффективности используется показатель эффекта от этой деятельности. Развитие трудового потенциала коллектива предприятия в целом и отдельного работника как следствие принятых управленческих решений служит для получения дополнительного результата от производственной деятельности.
5) достижение оптимальной
экономической эффективности технологического процесса посредством ускорения оборачиваемости товаров, экономии труда, снижения издержек обращения;
3) топ-менеджеры, которые проводят контроль качества при помощи стандартов качества по критерию
экономической эффективности производственного потока.
2) важнейший показатель
эффективности экономической и коммерческой деятельности предприятия (один из факторов его выживания в современных условиях).
г) инструментом экономической проверки внутренней сбалансированности и взаимоувязки материально-вещественных, трудовых и стоимостных показателей различных планов и прогнозов, оценки их
экономической эффективности .
Окончательный выбор методики оценки
экономической эффективности производственного потенциала возможен после комплексной оценки положительных и отрицательных сторон того или иного метода для целей исследования.
Структурные сдвиги, будучи отражением результативности инвестиционно-инновационной деятельности, могут идентифицироваться как прогрессивные, если приводят в конечном счете к повышению
эффективности экономической системы [48]. Однако такое определение представляется недостаточным, узким.
В любом регионе, развивающем туристский сектор, одной из задач, стоящих перед органами власти, является создание эффективной конкурентоспособной отрасли туризма и, как следствие, увеличение доходов регионального бюджета от туризма. Существует ряд методических подходов к оценке
экономической эффективности туризма, наиболее распространенные из которых представлены ниже.
– решение социально-политических и фискальных задач при осуществлении приватизации в противовес
экономической эффективности .
♦ оценка
экономической эффективности реализуемых мероприятий (финансовых операций, инвестиционных проектов и т. д.).