Связанные понятия
Обрабатывающая промышленность — отрасль промышленности, в качестве сырья в которой используются продукты сельского хозяйства (хлопок, шерсть и т.д.) или добытые добывающей промышленностью (нефть, природный газ, руду и т. д.). Обрабатывающая промышленность производит как средства производства, так и предметы потребления.
Промы́шленность (от рус. промышлять, промысел) — совокупность предприятий (заводов, комбинатов, фабрик, рудников, шахт, электростанций), занятых производством орудий труда (как для других отраслей народного хозяйства, так и для самой промышленности) и потребительских товаров: добычей сырья, топлива, производством энергии, обработкой материалов и продуктов, произведённых в промышленности или в сельском хозяйстве.
Перви́чный се́ктор эконо́мики (в трёхсекторной модели экономики) объединяет отрасли, связанные с добычей сырья и его переработкой в полуфабрикаты.
Упоминания в литературе
Третья группа ученых, также принадлежащая к первому направлению дискуссии, считает, что ИКТ способствуют экономическому росту, но проявляется это не столько в сфере производства информационной продукции, сколько в сфере потребления, прежде всего, в отраслях услуг. Анализ причин ускоренного экономического роста США в последние 10–15 лет, считает В. К. Шульцева, приводит к выводу о вкладе в эти процессы отраслей услуг[35]. Действительно, как показывает статистика, ИКТ обеспечивают самый высокий рост занятости, в среднем более 4 % в год. Около трети всех работников находится в США, 37 % – в странах ЕС и 15 % – в Японии. В большинстве стран ОЭСР более 70 % рабочих мест в ИКТ-секторе связано со
сферой услуг . Исключение составляют Чехия, Венгрия, Япония, Мексика и Корея, где преобладает занятость в той части сектора ИКТ, которую относят к обрабатывающей промышленности[36].
В современной экономике России продолжают выделяться и развиваться многие виды специализированных отраслей
сферы услуг как следствие формирования рыночной инфраструктуры. Особое развитие получил комплекс услуг коммерческого посредничества. Эти услуги обеспечивают процесс производства, обращения и эффективного потребления материальных и нематериальных благ.
Сфера услуг в постиндустриальной экономике затрагивает практически все виды деятельности. Услуги оказывают не только традиционно сервисные, но и промышленные предприятия, осуществляющие сервисное обслуживание производимого продукта, транспортировку, информационную поддержку и т. п. В связи с этим следует отметить актуальность более широкого истолкования понятия «сфера услуг», которая «рассматривается уже не как единая отрасль, но как масштабный сектор экономики, обладающий разветвленной и сложной структурой с подвижными границами» [Аванесова, 2005, с. 91].
Новая промышленная политика[14] обращена на поиск, открытие возможностей для развития новых для данного места видов промышленной деятельности. Старая промышленная политика прежде всего делала акцент на инструменты поддержки (налоговые льготы, кредиты, субсидии и др.), новая – на процесс обнаружения возможностей. В силу такой трактовки она неизбежно приобретает значительно более широкий, чем прежде, характер. В сферу промышленной политики включается уже не только и не столько поддержка той или иной отрасли промышленности – субсидирование колл-центров или туристических, аграрных фирм также может быть отнесено к мерам новой промышленной политики, если они способствуют обучению субъектов местной экономики и снижают барьеры для развития местных промышленных фирм. В коллективный инновационный поиск вовлечены не только сами промышленные предприятия, но также и местная власть, бизнес в
сфере услуг , некоммерческие структуры и организации местного сообщества.
В данном учебном пособии рассматриваются вопросы современного развития российского рынка услуг в сравнении с общемировыми тенденциями. Более того, анализируются не только общероссийские тенденции, но и особенности производства и потребления услуг на мезоуровне – уровне региона, который в данном случае представлен Вологодской областью. Следует отметить, что некоторые социально-экономические показатели ее развития повторяют общероссийские тенденции, а некоторые – существенно отличаются от них. Так, доля оказанных услуг в формировании ВРП Вологодской области в 2005 г. составляла лишь 23 %. Примерно на одну треть валовой региональный продукт формируется главным производителем промышленной продукции – ОАО «Северсталь». Поэтому развитие
сферы услуг носит стратегический характер и может стать одним из важных факторов обеспечения устойчивости экономики и социального развития территории путем снижения зависимости от металлургического гиганта.
Связанные понятия (продолжение)
Отрасль экономики — совокупность предприятий, производящих (добывающих) однородную или специфическую продукцию по однотипным технологиям.
Торго́вля — отрасль хозяйства и вид экономической деятельности, направленный на осуществление купли-продажи, обмена товаров, а также связанные с этим процессы: непосредственное обслуживание покупателей, доставка товаров, их хранение и подготовка к продаже.
Ро́зничная торго́вля , розница или рете́йл (от англ. retail — «розничный, в розницу») — продажа товаров (услуг) небольшим количеством, поштучно. Осуществляется через предприятия розничной торговли. Объектом розничной торговли является покупатель, приобретающий товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного пользования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Субъектом розничной торговли является продавец.
Сектор экономики — крупная часть экономики, обладающая сходными общими характеристиками, экономическими целями, функциями и поведением, что позволяет отделить её от других частей экономики в теоретических или практических целях.
Потреби́тельские това́ры — товары бытового назначения, необходимые для удовлетворения потребностей человека. Потребитель (юридический термин) — человек, использующий такие товары.
Валово́й вну́тренний проду́кт (англ. Gross Domestic Product), общепринятое сокращение — ВВП (англ. GDP) — макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления, использования или применения), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства. Впервые это понятие...
Финансовые услуги — это услуги финансового посредничества, зачастую кредита. Примерами организаций, оказывающих финансовые услуги являются банки, инвестиционные банки, страховые и лизинговые, брокерские компании и множество других компаний. Финансовые услуги — крупнейшая по выручке индустрия в мире, по данным за 2004 год доля рыночной капитализации этой индустрии в S&P 500 составляет 20 %.
Государственный сектор экономики (сокр. госсектор) — совокупность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми ими лицами.
Тяжёлая промышленность — группа отраслей промышленности, изготавливающих преимущественно средства производства. К тяжёлой промышленности относится почти вся добывающая промышленность и часть обрабатывающей промышленности.
Промышленное производство (заводское производство, фабричное производство; англ. manufacturing) — производство товаров с использованием машин, инструментов и привлечением рабочей силы. Термин наиболее широко применяется для процесса преобразования сырья в готовую продукцию под воздействием механической, термической, химической или иной обработки. Обычно промышленное производство ориентировано на создание большого количества одинаковой продукции (носит массовый характер). Но это могут быть и уникальные...
Доба́вленная сто́имость — это та часть стоимости продукта, которая создается в данной организации. Рассчитывается как разность между стоимостью товаров и услуг, произведенных компанией (то есть выручка от продаж), и стоимостью товаров и услуг, приобретенных компанией у внешних организаций (стоимость купленных товаров и услуг будет состоять в основном из израсходованных материалов и прочих расходов, оплаченных внешним организациям, например, расходы на освещение, отопление, страхование и т. д.)
Рынок — совокупность процессов и процедур, обеспечивающих обмен между покупателями (потребителями) и продавцами (поставщиками) отдельных товаров и услуг.
Внутренний рынок — рынок продуктов и ресурсов, ограниченный определенной территорией (например город, регион, страна, группа стран), где участники рынка (резиденты) осуществляют свою экономическую деятельность между собой в пределах этой территории; чаще всего, понимается как внутренний рынок страны. Также, иногда используется как синоним национального рынка.
Диверсифика́ция (новолат. diversificatio — изменение, разнообразие; от лат. diversus — разный и facere — делать) — расширение ассортимента выпускаемой продукции и переориентация рынков сбыта, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства. Такую диверсификацию называют диверсификацией производства.
Занятость — не противоречащая законодательству деятельность граждан, связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей и приносящая им заработок, трудовой доход. Существуют следующие виды занятости...
Высо́кие техноло́гии (англ. high technology, high tech, hi-tech) — очень сложные технологии, часто включающие в себя электронику и робототехнику, используемые в производстве и других процессах. В отличие от «низких технологий» (англ. low technology, low tech) — простых технологий, используемых на протяжении веков, ограничивающихся производством предметов первой необходимости.
Инфраструкту́ра (лат. infra — «ниже», «под» и лат. structura — «строение», «расположение») — комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов, составляющих и обеспечивающих основу функционирования системы.
Лёгкая промышленность — совокупность отраслей промышленности, производящих главным образом предметы массового потребления из различных видов сырья. Лёгкая промышленность занимает одно из важных мест в производстве валового национального продукта и играет значительную роль в экономике страны.
Конкурентоспособность — способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях.
Ра́звитые стра́ны (англ. Developed countries) — группа стран, занимающих ведущее положение в мировой экономике. В этих странах проживает 15-16 % мирового населения, но они при этом производят 3/4 валового мирового продукта и создают основную часть экономического и научно-технического потенциала мира. Развитые страны называют также индустриальными странами или индустриально развитыми.
Мирово́й ры́нок — составная часть всемирного хозяйства, представляющая сферу спроса и предложения, а также коммерческого обмена товаров и услуг; система устойчивых товарно-денежных отношений между государствами, предпринимателями, коммерческими организациями, фирмами разных государств, связанными между собой участием в международном разделении труда.
Швейная промышленность — отрасль лёгкой промышленности, производящая одежду и другие швейные изделия бытового и технического назначения из тканей, трикотажных полотен, искусственной и натуральной кожи и меха, новых конструкционных материалов, а также разнообразных отделочных материалов и фурнитуры.
Рабо́чая си́ла (англ. Labor power, нем. Arbeitskraft) в марксистской политической экономии — способность человека к труду, совокупность физических и духовных способностей, которые человек использует в своей деятельности.
Иностранные инвестиции — в российском законодательстве под иностранными инвестициями понимаются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вложенных иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и иных видов деятельности с целью получения прибыли. Объектами иностранных инвестиций могут являться: вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция...
Постиндустриа́льное о́бщество — общество, в экономике которого преобладает инновационный сектор экономики с высокопроизводительной промышленностью, индустрией знаний, с высокой долей в ВВП высококачественных и инновационных услуг, с конкуренцией во всех видах экономической и иной деятельности, а также более высокой долей населения, занятого в сфере услуг, нежели в промышленном производстве.
Тексти́льная промы́шленность — группа отраслей лёгкой промышленности, занятых переработкой растительных (хлопок, лён, пенька, кенаф, джут, рами), животных (шерсть , шёлк коконов шелкопряда), искусственных и синтетических волокон в пряжу, нити, ткани.
Частный сектор экономики — часть экономики страны, не находящаяся под контролем государства. Частный сектор образуют домохозяйства и фирмы, принадлежащие частному капиталу.
Междунаро́дная торго́вля — система международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира.
Услу́га — результат, по меньшей мере, одного действия, обязательно осуществлённого при взаимодействии поставщика и потребителя, и, как правило, нематериальна. Процесс оказания и качество услуг в России регулируется «Законом о защите прав потребителей Российской Федерации».
Предпринима́тельство , предпринимательская деятельность — деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, которая осуществляется самостоятельно на свой риск лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке в качестве индивидуального предпринимателя.Отдельные случаи продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, не приводящие к систематическому получению прибыли, предпринимательством не...
Трудовые ресурсы — часть населения страны, которая по физическому развитию, приобретенному образованию, профессионально-квалификационному уровню способна заниматься общественно-полезной деятельностью.
Рента́бельность (от нем. rentabel — доходный, полезный, прибыльный), относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам, ресурсам или потокам, её формирующим. Может выражаться как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, которую несёт в себе каждая полученная денежная...
Фина́нсы (фр. finances — денежные средства) в российской научной и учебной литературе определяются, как совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Обычно речь идёт о целевых фондах государства или хозяйствующих субъектов (предприятий).
Деиндустриализация — процесс социальных и экономических изменений, вызванных снижением или полным прекращением индустриальных активностей в регионе или стране, особенно в тяжелой промышленности и в индустриальном производстве. Деиндустриализация противопоставляется индустриализации.
Малое предпринимательство (малый бизнес) — предпринимательство, опирающееся на деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения.
Основой экономики является туризм, дающий примерно 20 % ВВП. Свыше 90 % государственных налоговых поступлений дают пошлины на импорт и налоги, связанные с туризмом. Ежегодно Мальдивы посещают до полумиллиона туристов. Туризм на Мальдивах начал развиваться в сентябре 1972 года, к этому отношение имели итальянский любитель путешествий Жорж Корбин и два местных предпринимателя, которые впервые привезли сюда туристов (группа из 12 человек).
Подробнее: Экономика Мальдив
Уровень жизни , также уровень благосостояния, уровень потребления — степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей массой товаров и услуг, используемых в единицу времени.
Пищева́я промы́шленность — группа промышленных отраслей, производящих пищевые продукты в готовом виде или в виде полуфабрикатов, а также напитки, табачные изделия, в некоторых классификациях — также мыло и моющие средства (на жировых производствах).
Валовой региональный продукт (ВРП) — показатель, измеряющий валовую добавленную стоимость, исчисляемый путём исключения из суммарной валовой продукции объёмов её промежуточного потребления. На национальном уровне ВРП соответствует валовому национальному продукту, который является одним из базовых показателей системы национальных счетов.
Социальная инфраструктура — совокупность отраслей и предприятий, функционально обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения. Сюда относятся: жилье, его строительство, объекты социально-культурного назначения, вся сфера жилищно-коммунального хозяйства, предприятия и организации систем здравоохранения, образования, дошкольного воспитания; предприятия и организации, связанные с отдыхом и досугом; розничная торговля, общественное питание, сфера услуг, спортивно-оздоровительные учреждения; пассажирский...
Эконо́мика (от др.-греч. οἶκος «дом, хозяйство; хозяйствование» + νόμος «ном, территория управления хозяйствованием; правило, закон»; буквально «правила ведения домашнего хозяйства») — хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.
Предприя́тие — самостоятельный, организационно-обособленный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который производит и сбывает товары, выполняет работы, оказывает услуги.
Проду́кция — термин, характеризующий результат производственной, хозяйственной деятельности. Представляет собой совокупность продуктов, явившихся результатом производства отдельного предприятия (организации), отрасли промышленности, сельского хозяйства или всего народного хозяйства страны или всего мира за определенный промежуток времени.
Экономическое развитие — расширенное воспроизводство и постепенные качественные и структурные положительные изменения экономики, производительных сил, образования, науки, культуры, уровня и качества жизни населения, человеческого капитала.
Упоминания в литературе (продолжение)
Переход к инновационной экономике требует новой индустриализации – создания новых и повышения наукоемкости традиционных производств, обеспечивающих устойчивый спроc на нововведения и эффективную занятость. Рыночный фундаментализм привел США, Великобританию, Россию и ряд других стран к деиндустриализации. Как показано в публикациях [51; 52], вместо сетевой модели, дающей реальную экономию на трансакционных издержках (Incremental innovation), был избран более прибыльный путь – перевод производства в страны с низкой оплатой труда. С 2000 г. США потеряли около 10 млн рабочих мест, 98% одежды ввозится из-за рубежа. В Нью-Йорке промышленность (опора среднего класса) практически ликвидирована. Бухгалтерия, торговые и юридические операции переводятся в другие регионы и страны. В Британских Виргинских островах с населением 30 тыс. человек зарегистрировано, по данным МВФ, 457 тыс. фирм, а на Каймановых островах – 75% хеджфондов мира. Треть населения Нью-Йорка, занятая в информатике, финансах, науке, юриспруденции, медицине, имеет высокие доходы, но две трети заняты в торговле, общественном питании и других
сферах услуг , получая 20–30 тыс. долл. в год, из которых до половины уходит на оплату жилья. Эксперты настаивают на развитии в штате точного приборостроения, отделки тканей, трехмерной печати и т. д., чтобы создать и обновить 3,8 млн рабочих мест. В США в целом дорогостоящими услугами (финансы, инжиниринг, архитектурное планирование и т. д.) занято лишь 300 тыс. человек. Крупные ТНК («Форд», «Сименс», «Шарп», «Моторолла», «Рено-Ситроен» и т. д.) сокращают число сотрудников.
В западной и отечественной литературе изменение структуры экономики в пользу услуг и информационных составляющих определялось такими понятиями, как «сервисизация», «софтизация» и др. Сервисная экономика как завершенная форма процесса сервисизации обычно связывается с положительной динамикой
сферы услуг в структуре экономики и, в конечном итоге, доминированием услуг в объеме производства ВВП. При этом рост производства услуг носит как абсолютный, так и относительный характер, однако объемы промышленного производства в абсолютном выражении не сокращаются. Происходят качественные изменения в системе промышленного производства. В сервисной экономике, в отличие от индустриальной, товаропроизводители ориентированы на повышение эффекта полезности для потребителей, а не на максимизацию выпуска товарной массы. В то же время необходимо отметить, что сервисная экономика, как и любая другая, может принимать различные формы: утилитарно-сервисная, информационно-сервисная экономика, интеллектуально-креативная сервисная экономика.
Производство в постиндустриальном обществе развивается на основе новейших микроэлектронных и компьютерных технологий, позволяющих хранить и анализировать большие объемы данных. Сокращаются масштабы производства в добывающих отраслях, растет
сфера услуг , развиваются производственные (финансовые, торговые и др.) и непроизводственные услуги (наука, культура). Возрастает удельный вес специалистов с высшим образованием. В постиндустриальном обществе ведущие позиции занимают группы, владеющие собственностью на информацию и «человеческим капиталом».
Отнесение здравоохранения к
сфере услуг , в которые входят также культура, образование, социальное обеспечение, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, определенным образом характеризует отрасль охраны здоровья в соотношении с другими отраслями, продуктом деятельности которых также являются услуги. Понятие «сфера услуг» является более определенным в сравнении с понятием «социальная (социально-культурная) сфера». В этом смысле, характеризуя отраслевую принадлежность здравоохранения, целесообразно определять его как отрасль народного хозяйства, входящую в группу отраслей услуг.
В то же время наблюдалось существенное повышение размеров общественного сектора в экономике с местными и центральными правительственными органами вместе с учреждениями по повышению качества жизни. Совсем недавно наблюдалось быстрое развитие сферы финансовых услуг. Как следствие этих тенденций в экономике занятость в сфере обрабатывающей промышленности снизилась до 50 %, и неслучайно методы управленческого учета получили широкое распространение в
сфере услуг , в универмагах, коммерческих банках, гостиницах и т. п.
Партнерство – это равноправные юридические отношения, существующие между двумя или более хозяйствующими субъектами, связанными на договорной основе объединением основных капиталов в бизнесе. В современном понимании государственно-частное партнерство – это институционально и организационно и документационно оформленное взаимодействие между государством и бизнесом в целях реализации социально значимых проектов и программ в широком спектре общественной жизни (от отраслей промышленности и НИОКР до
сферы услуг и образования). ГЧП представляет собой не простое объединение ресурсов государства и бизнеса, а новую экономическую форму взаимодействия государства и бизнеса с целью достижения наиболее эффективных для общества результатов[14]. Это взаимодействие может осуществляться в разнообразных институционально-экономических формах и на различных уровнях национального хозяйства (федеральном, региональном и муниципальном).
Такая структура общественного производства учитывает современные качественные сдвиги в экономике. Развитие нематериального производства и
сферы услуг в решающей степени зависит от производства материальных благ – его технической оснащенности и величины выработки. 3 и 4 подразделения никаких материальных благ потребительского и производственного назначения не производят (кроме конверсионного производства), в результате материальным источником пополнения 3 и 4 подразделений является общественный продукт, создаваемый в отраслях 1 и 2 подразделений. Вместе с тем в нынешних условиях заметно усилилось взаимодействие сфер хозяйства. Создание нематериальных благ и услуг (особенно новые научные открытия и технические изобретения, народное образование и культура) во все возрастающей степени обратно воздействует на развитие материального производства.
С разной степенью успеха в отраслях российской экономики процесс создания гибкого производства идет, естественно, по-разному. Рассмотрим вначале процесс реинжиниринга предприятий
сферы услуг – финансовые услуги, услуги страхования, торговля, связь и т.д.
С развитием рыночной экономики ее структурными преобразованиями интенсивно развивается
сфера услуг (транспорт, связь, торговля и общественное питание, туризм, страхование, информационно-вычислительное обслуживание и др.), о чем свидетельствует рост ее доли в производстве ВВП, что характерно для всех стран мирового сообщества. Особое значение для Республики Беларусь имеет развитие транспортного комплекса как инфракструктурного звена для развития производства, других видов услуг и результативного вхождения в международное сотрудничество. Его удельный вес в производстве валового внутреннего продукта составляет около 7 %, он включает 8,4 тыс. организаций. Основной объем грузоперевозок приходится на автомобильный транспорт, на втором месте – железнодорожный, незначительный объем грузоперевозок приходится на внутренний водный и воздушный транспорт.
Особенностями развития японской экономики являются дальнейшая концентрация промышленного производства и капитала фирм, переход на ресурсосберегающие технологии на основе микроэлектронной техники, приоритет обрабатывающих и сборочных производств,
сферы услуг . Ведущими отраслями народного хозяйства являются информатика, производство интегральных схем и электронной техники. В результате активной инновационной деятельности Япония занимает первое место в мире по уровню ВВП на душу населения, эффективности использования ресурсов, продолжительности жизни населения.
Сегодня туризм в Китае и России развился до определенных масштабов, хотя по сравнению с туризмом в некоторых западных развитых странах туристический рынок Китая и России еще незрелый, особенно в
сфере услуг . Кроме того, есть вопросы в сферах платных услуг, степени репутации, строительстве туристических мест и районов. Поэтому следует при участии власти, общества и путем улучшения рыночных условий усовершенствовать систему, нормализовать действия, построить отношения искренности, в полной мере выявить роль рыночного механизма, тем самым устойчиво развивать туризм.
Десятый шаг. Особого внимания и концентрации усилий государства требует заключительный этап инновационного цикла. При формировании государственно-частных партнерств должно учитываться сложившееся разделение ответственности между их главными участниками: правительством, частным промышленным сектором, НИИ, университетами и органами местного самоуправления. Участие в технологических партнерствах местных органов власти является одним из наиболее принципиальных моментов государственно-частной кооперации. В государственной научно-технологической политике последних лет все больше внимания уделяется привлечению регионов к финансированию исследований и разработок в рамках государственных программ, к совместной выработке национальных научно-технологических приоритетов и использованию их научно-технологического потенциала в национальных интересах. К настоящему времени практически во всех органах государственного управления областного уровня существуют управления или хотя бы конкретные специалисты, отвечающие за научно-технологическое и инновационное развитие региона. Теперь следует наладить планирование процессов инновационного развития, включения научно-технологических компонент в планы социально-экономического развития, сфокусировать внимание на создании высокотехнологичных фирм и использовании передовых технологий в традиционных производствах и
сфере услуг .
Центральное место среди них занимает инициатива «Инновационный союз», фактически представляющая собой комплексный план по реализации инновационной стратегии ЕС, направленной на стимулирование полной цепочки инновационного процесса – от идеи до рынка. В плане сохранен прежний целевой ориентир – достижение 3 %-ной доли ИР в ВВП для ЕС-27. Он затрагивает широкий круг секторов, включая промышленность и
сферу услуг , государственный и частный сектор, высшее образование. С учетом этого в ЕС инновационную деятельность будет принято трактовать более широко, чем это делается обычно, к ней станут относить разработку не только новых технологий, но и бизнес-моделей, дизайна, брендинга и услуг.
МИНИМАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ – установленные нормативы и нормы, обеспечивающие определенный уровень удовлетворения важнейших потребностей населения. М. с. с., имеющие приоритетное значение, устанавливаются в законодательном порядке. М. с. с. находят выражение в системе минимально-допустимых показателей, удовлетворяющих основные потребности населения: обеспеченность жильем, состояние здоровья, организация образования, культура, условия и охрана труда, окружающая среда. М. с. с. разрабатываются на федеральном и региональном уровнях. В субъектах Федерации М. с. с. могут корректироваться только в сторону увеличения. М. с. с. охватывают все отрасли социальной сферы. М. с. с. рекомендованы для использования в работе по финансированию развития социальной сферы бюджетными средствами органам исполнительной власти на всех уровнях управления. Формирование системы М. с. с. направлено на удовлетворение важнейших потребностей человека в услугах, выравнивание условий доступности их потребления различными социально-демографическими группами населения и по регионам; повышение обоснованности бюджетов, концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях политики, сохранение и развитие
сферы услуг .
В настоящий период капитальные вложения главным образом происходят в области основного производства. При этом на эффективности его деятельности негативно сказывается отсутствие развитой
сферы услуг . Поэтому инвестиционная стратегия рекомендуется ориентировать на удовлетворение потребностей в первую очередь тех отраслей, которые обслуживают и дополняют основное производство.
Домашнее хозяйство – основная структурная единица, существующая в потребительской сфере экономики. Она может состоять из одного или нескольких человек. В рамках домашнего хозяйства потребляются конечные продукты сферы материального производства и
сферы услуг . Домашние хозяйства являются собственниками и поставщиками факторов производства в рыночной экономике. Полученные от продажи услуг труда, капитала и других факторов производства деньги расходуются ими для удовлетворения личных потребностей, а не для получения дохода.
В большинстве регионов туристской инфраструктуре присущи такие черты, как: старение объектов, недостаточное финансирование, нехватка мощностей в различных сегментах, обеспечивающих размещение, питание, оздоровление и досуг потребителей регионального туристского продукта. Кроме того, имеет место высокий износ инженерных сетей, плохое состояние автомобильных и железных дорог, слабое развитие транспортных маршрутов и придорожного сервиса. Особую озабоченность вызывают проблемы в
сфере услуг : низкая квалификация обслуживающего персонала, несоответствие качества предоставляемых услуг международным стандартам, слабый учет потребностей туристов.
5) в пятых, для развития малого бизнеса требуется изменение потребительского поведения, в котором в настоящий момент преобладает консерватизм, т. е. население не готово потреблять товары и услуги, предлагаемые рядом предприятий малого бизнеса. Низкий уровень спроса препятствует обновлению комплекса товаров и услуг и освоению новых технологий в производстве и торговле. Торговля и
сфера услуг достаточно медленно наращивают объемы заказов оптовикам и отечественным производителям, что приводит к сужению ассортимента со стороны последних. Это влечет за собой отсутствие средств инвестирования, расширения мощностей и освоения новых технологий.
Еще один исследователь информационного общества профессор МАИ, д.т.н., академик РАЕН Артамонов Г. Т. в работе «О противоречиях перехода к информационному обществу» анализировал появление информационного производства, как один из основных признаков нового общества, оказывающий сильнейшее влияние на все сферы общественного развития. Согласно мнению Артамонова Г. Т. «Под информационным производством понимается деятельность людей, непосредственно не связанная с производством материальных продуктов. К информационному производству следует отнести образование, здравоохранение, научные исследования и технические разработки, искусство, управление и большую часть
сферы услуг »[25].
Практика социологических исследований свидетельствует, что малообеспеченный и нижний слои – с доходом ниже БПМ и от БПМ до МПБ (24,2 %) – обладают низким деятельностным потенциалом и не способны адаптироваться к жестким социально-экономическим условиям переходного периода. Базовый слой – с доходом от 1 до 2 МПБ (55,5 %) – объединяет социально-профессиональные группы, которые могут адаптироваться к новой ситуации ценой снижения социального и профессионального статуса. Сюда входят работники массовых профессий
сферы услуг , рабочие низкой квалификации, крестьяне и др. Анализ экономической стратификации белорусского общества (по уровню среднедушевых денежных доходов) свидетельствует, что динамика в направлении уменьшения нижних слоев и увеличения базового слоя не меняет принципиальной ситуации: доля населения, не имеющего прямого влияния на ход модернизационных процессов, достигла в 2013 году в Беларуси 79,7 %.
Почти все крупнейшие ТНК по национальной принадлежности относятся к «триаде» – трем экономическим центрам нашей планеты – США, ЕС и Японии. В последние годы активно развивают свою деятельность на мировом рынке транснациональные корпорации новых индустриальных стран. Отраслевая структура ТНК диверсифицирована: 60 % международных компаний заняты в сфере производства (они специализируются прежде всего на электронике, автомобилестроении, химической и фармацевтической промыш-ленностях), 37 % – в
сфере услуг и 3 % – в добывающей промышленности и сельском хозяйстве.
Почти все крупнейшие ТНК по национальной принадлежности относятся к «триаде» – трем экономическим центрам нашей планеты – США, ЕС и Японии. В последние годы активно развивают свою деятельность на мировом рынке транснациональные корпорации новых индустриальных стран. Отраслевая структура ТНК диверсифицирована: 60 % международных компаний заняты в сфере производства (они специализируются прежде всего на электронике, автомобилестроении, химической и фармацевтической промышленностях), 37 % – в
сфере услуг и 3 % – в добывающей промышленности и сельском хозяйстве.
Близко к понятию структурной перестройки понятие структурной реформы. В экономической литературе можно встретить различные определения понятия «структурная реформа». Например, в работах Л.И. Абалкина, С.Н. Леонова, Д.С. Львова, В.А. Маевского, В.Л. Макарова, Н.Я. Петракова, Б.Н. Кузыка и других авторов под структурной реформой подразумевается изменение отраслевой структуры экономики: увеличение доли
сферы услуг , высокотехнологичных отраслей промышленности, сокращение доли занятых в сельском хозяйстве и т. д. [42, 86]. Однако при всей важности этих сдвигов структурная реформа как системное преобразование не ограничивается только ими.
Рынок появился как необходимый инструмент реализации изготовленной продукции; предприятия и организации рыночной инфраструктуры призваны обеспечивать предприятия производственной сферы финансовыми средствами (банки и кредитные организации), транспортом и связью. Предприятия
сферы услуг позволяют предприятию производственной сферы не отвлекаться, например, на ремонт основных фондов, уборку помещения, оказание бытовых услуг для своих работников (столовая, прачечная и др.).
Страны с централизованным хозяйственным механизмом (Западная Германия, Италия, Япония), вернувшись к рыночной системе и преодолев тяжелый этап возрождения, вступили в длительный период быстрого экономического роста. В середине ХХ века – произошла новая ломка структуры всемирного хозяйства. Оно было расколото на две части (подсистемы): мировое социалистическое хозяйство, развивающееся на иной социально-экономической основе (огосударствление промышленности,
сферы услуг , коллективизации сельского хозяйства, жесткая система управления в рамках национальных хозяйств) и мировое капиталистическое хозяйство. Внутри последнего различали группу развитых стран и развивающихся. После распада мировой социалистической системы для мирового хозяйства характерно, прежде всего, деление на развитые и развивающиеся страны. Постсоциалистические страны относятся к группе стран с переходной экономикой.
Западные фирмы для оценки конкурентоспособности применяют метод, получивший название «Развертывание функции качества» (РФК). Это системный подход к совершенствованию конструкции и параметров изделия при одновременном развитии технологии, которая призвана отвечать запросам рынка. Однако данный метод не подходит по двум причинам: во-первых, он ориентирован на
сферу услуг ; во-вторых, нынешняя российская система бухгалтерского учета и статистической отчетности не адаптирована к мировой системе учета, поэтому возможно искажение информации.
Кроме того, необходимо формирование более благоприятной нормативно-правовой основы инновационной деятельности; усиление мобилизации и совершенствование распределения ресурсов внутри инновационной системы; повышение эффективности НИОКР; стимулирование активного развития инновационной деятельности; поддержку развития новых (высокотехнологичных) отраслей промышленности и
сферы услуг .49
Кроме того, в Республике Беларусь приоритетное развитие должны получить следующие сферы: информатизация и производство программного обеспечения; нанотехнологии и наноматериалы; модернизация энергетического хозяйства; биотехнология и генетика; наука и
сфера услуг (образование, здравоохранение, туризм, транспорт и др.); развитие малого и среднего предпринимательства [1, с. 12].
3) третий связан с развитием и преобладанием третичных отраслей –
сферы услуг .
«Фундаментальные факторы, включая структурный кризис в производственном секторе, общий кризис ответственности, проявляющийся в повсеместных – бюджетных и частных – неплатежах, отсутствие стимулов к инвестированию под влиянием высокого налогового бремени, недоверие населения к национальной валюте, отсталость банковского сектора и
сферы услуг , относительная закрытость экономики, а также вялотекущий политический кризис, не позволили финансовым органам власти изменить ситуацию».[38]
• занятость работников в
сфере услуг (информационных, финансовых, торговых и др.) становится выше, чем в материальном производстве;
Специфика применения этих концепций и принципов на сервисных предприятиях, предприятиях
сферы услуг и в офисах фирм различна. Для них с учетом всего вышеизложенного необходимо соблюдать еще и следующие требования:
Среднее звено районирования используется для руководства некоторыми отраслями хозяйства в пределах области, края, республики. Велика его роль в руководстве сельским хозяйством и
сферой услуг .
• декларативные знания связаны с описанием и информацией, отвечающей на вопрос «что делать?», могут относиться к отраслям
сферы услуг , базирующимся на описательных знаниях в зависимости от ситуации и состояния внешней среды;
В структуре экономики Кирилловского района туризм и
сфера услуг занимает 45 %, а доля поступлений в районный бюджет от туризма и сопутствующих областей составляет 16 % (1998 г. – 1,5 %). В сфере туризма и сопутствующих отраслях занято 512 чел. (4,9 % от трудоспособного населения района). Количество судозаходов составило 767, из них 647 – в село Горицы, 120 – в дер. Кузино (произошло уменьшение на 9 % по сравнению с 2008 г.) С навигации 2009 г. в Кирилловском муниципальном районе функционирует новая туристская стоянка для приема круизных теплоходов в дер. Кузино (владелец – ООО «КОНТ», г. Санкт-Петербург).
Наибольшее применение франчайзинг находит в
сфере услуг : индустрия туризма, сервис бытовой техники, система быстрого питания, авторемонт.