Молодой в меру циничный частный детектив распутывает цепочку убийств и покушений. Бандиты и коррупционеры, наркотики и похищенные реликвии сплелись в клубок опасных противников добропорядочных (и не очень) граждан, правоохранителей и обаятельных женщин. Мимолетные связи не обходятся без забавных и комичных похождений. А ирония и юмор в сочетании с холодным и трезвым расчётом помогают находить верные решения.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мертвые не потеют предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
6
Выходили из кафе под рок Билла Хейли, голос которого уже притягивал вечерних посетителей. Сев в машину, я поехал в самую старую часть нашего города, где встречались ещё покосившиеся великовозрастные избушки, ровесницы позапрошлого века.
Поселок, являвшийся целью моей поездки, назывался Кирпичным из-за расположенного в нем завода, который недавно отметил своё двухсотлетие.
Здесь первоначально обжигали кирпичи, глиняную посуду и игрушки. Теперь завод выпускал только кирпич по новой итальянской технологии, не требовавшей большого числа рабочих. Большинство жителей перешло работать на другие предприятия, но старые дома не бросали и жили в поселке несмотря на то, что городские власти предлагали им квартиры в новостройках, а здесь планировали построить новый микрорайон. Они упорно не соглашались расставаться со своей собственностью и подозревали, что за свои клочки земли могут получить значительно большие суммы. Администрация города не могла убедить их в обратном.
Об обостренном противостоянии города и поселка говорила скудность освещения и царящая тишина. Фонари практически отсутствовали. Похоже, городские чиновники надеялись, что в кромешной тьме «несогласные» поубиваются в темноте или, переломав руки и ноги, не захотят здесь жить дальше и переедут, а проблема решиться сама собой. Но местные ходили осторожно, сами засыпали опасные ямы битым кирпичом, которого в отвалах было предостаточно, и, назло врагам, которыми для них была вся чиновничья братия, продолжали жить и размножаться.
В сумерках пришлось потрудиться, чтобы найти нужный адрес. Бревенчатый дом Ишутина являл собой не самого лучшего представителя давнего времени. От старости просел в землю, бревна были почти черными, но, в отличие от соседних, не покосился, а гордо держался прямо. Видно было, что за ним присматривают. Внутри тесновато, но чистенько и ухожено. По обстановке чувствовалась забота и любовь хозяина к своему жилищу.
В углу висели иконы, горела лампадка. На стене настоящая казачья фуражка, около двери нагайка. На противоположной стене — шашка и кинжал. Я с уважением посмотрел на оружие казаков и поинтересовался:
— Настоящие? — Видеть казачью атрибутику приходилось только в музеях и кино.
— Настоящие. — Иван Иванович подошел к шашке и с любовью погладил. — У казаков шашка — символ полноты прав казака.
— И каждый казак имел шашку?
— Конечно. Шашка вручалась стариками казаку в семнадцать лет. — Он прошел к столу и сел. — Но за особые заслуги могли дать раньше. Присаживайтесь. — Он сделал широкий жест рукой. — В ногах правды нет.
— И часто такое случалось?
Ишутин понял, что я спрашиваю про шашку.
— Бывало. Ведь казачонка с малых лет сажали на лошадь, и он уже малолеткой, как их называли, ездил на ней как взрослый казак. — Он улыбнулся. — Почти.
— А что же такое он мог сделать, чтобы отличиться?
— Не забывайте, казаки — служивые люди. Их использовали, в первую очередь, при охране государственных границ. А там всяко случалось, и малолетка мог отличиться, за что и получить шашку раньше времени. — Чувствовалось, что говорить о хорошо знакомых традициях ему в удовольствие. — Но без нужды шашка не снималась со стены и не вынималась из ножен. Передается от деда к внуку, когда старик терял силы и менял шашку на посох. На казачьем кругу и голосовали шашками. Не обладающий полноправием кинжал носить не смел. Только казакам разрешено приходить в церковь при шашке и в момент слушания Евангелия обнажать наполовину, что означало готовность казака стать на защиту христианства. Их и называли, и они сами себя считали — воинами Христовыми. — Он поднялся, подошел к стене и снял кинжал. — Кинжал же передавался только после смерти казака.
— А если некому передать? Мало ли что?
— Когда в роду не остается наследников, шашка ломается пополам и укладывалась в гроб, — ответил он с печалью в голосе. — Мою ждет эта участь, детей Бог не послал.
Оказывается, можно много узнать о семье казака по убранству в доме, зная обычаи. Вещи сами подскажут: кто жив, кто умер и есть ли дети у хозяина.
— Шашку, кинжал и шапку казак мог потерять только вместе с головой. Их удаль и храбрость отметил еще Наполеон после того, как казаки основательно потрепали его армию и нанесли решающие удары под Бородиным и Малоярославцем в Отечественную войну. Непобедимый до того времени полководец заявил: «Если бы у меня были казаки, я завоевал бы весь мир».
— Это легенда или достоверное изречение?
— Про слова — может и легенда, но храбрости и удали казачьей меньше не станет. — Повесив на место кинжал, Иван Иванович снял нагайку.
— Еще одно старинное казачье оружие — нагайка. Была эффективна в ближнем бою. Но применялась в старину и на охоте. Казак, жалея порох, на скаку догонял и убивал нагайкой волка, зайца или зверя покрупнее.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мертвые не потеют предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других