У традиции глаза жабы.В иерархической общине, если ты падаешь вниз, то ты никому не нужен. На дне все смотрят на условный верх. В таком виде все традиционное общество напоминает лягушку или жабу, видящее все голубое небо, но не тину болота или грибок со дна колодца.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ремид. Государственник предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава X
Реформы в России и в Китае
Почему реформы в России буксуют. В то же самое время в Китае, начиная с середины 80 — х годов приносят грандиозный успех. Перестройка Горбачева началась почти одновременно. Но что мы видим? Перечислять разницу надо?
Несет ли ответственность за такие удручающие результаты либерализм, свобода личности, приверженность демократическим принципам, которые евразийскому народу не подходят, но на которые все время равняется правящая элита СНГ? А может марксистские вериги еще остаются на ногах общества и обвинения националистов, что во всем виноваты русскоязычная, бывшая партократическая элита не так уж и не точны (в РК)?
(Если кто-то и понимал, как внуки правнуки русских революционеров превратятся в либералов, так это только один человек, — бывший вождь революции Троцкий. Он про это сальто переворот написал подробный труд «Преданная революция» («Что такое СССР и куда он идет» — старое название этого труда)). Нам же не понятно, как в Китае, где приверженность марксизму и даже сталинизму остаются незыблемыми понятиями, ничего подобного не произошло, перерождение партии и элиты не произошло и не отразилось на китайских же реформах. Капиталистические реформы в Китае проходят с успехом. В КНР нет тесного слияния-симбиоза властных коррупционеров и бизнеса. Если какой чиновник уличается в коррупции, расправа будет скорая и публичная. Никакими деньгами не откупиться. Ведь казнят и миллиардеров. Если бы любой винтик в силовой и судебной системе сделал бы оборот не в ту сторону, в надежде получить вознаграждение от вора, его также бы ждала казнь. Все китайцы это знают. Зазоров для махинации нет. Коммунистическая партия контролирует не только систему, но и, самое главное, души всех китайцев, необязательно каждый винтик пугать откручиванием головки. Китайские товарищи сверху донизу напоминают восторженных фанатиков общего дела. Что это?
Ни о каких либеральных послаблениях речь не идет. Нет такого в Азии. Может быть оттого реформы в России буксуют, что ее элита не воспитана в азиатском духе абсолютизма? Вполне похоже. В России мало азиатов во власти. Но как же быть тогда с феноменом Сталина?
Россия — это такая же Азия, но Евразия.
Не совмещаются азиатские методы строгого контроля, полицейщины и декларации о правах человека? Может оттого и неуспех реформ? Этот вечный спор славянофилов и западников.
Может кадры не те?
Да, кадры не те. Но при чем тут воспитание?
Допустим, в связи с реформами и индустриализацией массы бывших темных крестьян вступили в коммунистическую партию, перебрались в города, получили хорошее образование, но они же не продают сегодня государство по кусочкам (необязательно территориальным), не занимаются коррупцией в невероятных масштабах, что само по себе говорило бы об их лицемерии и жадности. Неужели потенциальные коррупционеры сдерживаются только фактом неизбежной расправы? (Может потому в России сегодня ностальгируют по временам Сталина, что уверены, что только расстрелами и трудовым лагерями решается проблема воровства). Есть ли в китайском варианте поговорка типа «святое место пусто не бывает»? Скорее всего что-то подобное есть. Не может не быть, дабы стимулировать поступки. С другой стороны китайский великий скачок и культурная революция несколько повторила в урезанном виде советские репрессии и борьбу с врагами народа. Такие события возможны только в случае если массы сельского населения окажутся в городах и создают из своего потока поток народной (сельской, традиционной) категоричности. Куль личности и любое обожествление связаны с невежеством и потребностью ему служить. Однако китайские репрессии «удар по штабам» рядом со сталинскими смешны. Сталин и Мао на пару не с ворами боролись на самом деле, а с соперниками. Просто борьба любого вождя находит отголоски в массовом сердце народа. И он использует свою власть для раскрутки этой любви — культа. Оказаться в этот момент у власти — самое главное. Только поэтому наши неудачники (Каменев и Зиновьев) бросились оспаривать первенство, рассчитывая, что дальше будет легче. Главное в традиционном мире — это власть взять. Дальше власть будет работать на вождя. (С другой стороны и убрать такого вождя труднее и потому только у глубоко традиционного крестьянского народа правители не уходят в отставку, а уходят по физически фатальным причинам, проще говоря умирают на посту)
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ремид. Государственник предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других