Краснослободск пешком: от Севостьяновых до Прамы и далее. Исторический путеводитель

Анатолий Лютов

Книга знакомит читателя с городом Краснослободском (Республика Мордовия). В данной работе была сделана попытка показать изменения, которые постепенно происходили с нашим городом с 1917 по настоящее время. Книга предназначена не только любителям Краснослободской старины, но и для всех не-равнодушных к нашему историческому наследию.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Краснослободск пешком: от Севостьяновых до Прамы и далее. Исторический путеводитель предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

НОВАЯ ОБЪЕЗДНАЯ ДОРОГА

После 1990-х в городе начался

новый пик строительства. Была

реконструирована площадь пе-

ред зданием администрации. Жи-

лые дома возводились и в север-

ной части города. В создавшейся

обстановке возникла проблема

транспортной разгрузки этой ча-

сти города. Встал вопрос о строи-

тельстве новой объездной дороги,

которая бы пошла в обход города.

25 декабря 2016 года официаль-

но запущено рабочее движение

на объездной Краснослободска.

Протяженность четырехполос-

ной трассы федерального значе-

ния вместе с тремя развязками и

путепроводами составляет почти

12 км. Первая развязка располо-

жена с северо-восточной сторо-

ны села Синяково, вторая — меж-

ду селами Пригородное и Гумны,

третья — с восточной стороны

поселка Пенькозавод. На данный

момент это единственная четы-

рехполосная загородная трасса в

Мордовии с отбойниками, разде-

ляющими потоки, а, значит, самая

безопасная, ведь риск лобового

столкновения здесь практически

исключен. Объездная Красносло-

бодска строилась на федеральные

средства с 2010 года. Уже к 2013

году ее степень готовности была

практически 90-процентной, но

из-за проволочек саратовской

компании «Волгомост» сдать этот

объект стало возможно значи-

тельно позже назначенного срока.

С открытием этой дороги был ре-

конструирован и мост через реку

Мокшу на въезде в Красносло-

бодск.

Она прошла по лугам, миновав

Краснослободск.

На фотографии — строительство объездной автотрассы в обход

Краснослободска. В правом верхнем углу виден Краснослободский

Спасо-Преображенский монастырь.

Фото с высоты птичьего полёта

49

Мост через Мокшу. 1952 год. По нему медленно движется автобус. Со-

оружение не достаточно широкое и кажется хрупким. На середине моста

двое мужчин, которые направляются по своим делам в город. Снимок

сделан в конце лета Георгием Скворцовым, который приехал из подмо-

сковного Ногинска погостить у родственников и привез фотоаппарат с

цветной пленкой. На другом берегу утопающая в буйной зелени деревня

Зарека с незамысловатыми деревенскими строениями

Вид с горы на мост через Мокшу. 1952 год. Фотография Г. Скворцова

50

На этой любительской фотографии из альбома Скворцовых река Мокша

и ее обитатели. Судя по одежде женщины, несущей вёдра на коромысле,

это осень. В левой стороне снимка — мост. Река во все времена играла

большую роль в жизни горожан. Недалеко от полузатопленной лодки

женщина полощет бельё. Дополняют эту картину строения деревни За-

река. Снимок сделан Георгием Скворцовым в 1952 году во время оче-

редного посещения родного города

51

Мост через Мокшу. 1952 год. Фотография Георгия Скворцова. Извест-

но, что эта дорога вела не только в Саранск. У многих дорог были свои

названия. Этот путь назывался ещё «низом». Он вел и в Ковылкино где

располагалась железнодорожная станция. В сухую погоду обычно проез-

жали через Зареку, далее путь лежал в Старое Зубарёво. Затем съезжали

с Саранского тракта и поворачивали на Смазлейку, Кичатово. А там и

до Троицка рукой подать. Дорога проходила по сыпучим пескам и была

достаточно тяжёлой. Иногда предпочитали ездить по лугам, но до покоса

это было запрещено

Вид Краснослободска с южной

стороны. Фотомонтаж Сергея и

Ирины Кудашкиных. Так выгля-

дел город в начале прошлого

столетия. В правой части снимка

небольшие мосточки, перебро-

шенные через заливы деревни

Зарека. Именно на большом

мосту и двух мосточках любила

собираться и проводить время

под гармонь и балалайку мест-

ная молодёжь. А на втором

плане Краснослободск во всей

своей красе. Ещё стоят храмы

и городской сад, огороженный

высоким забором, радует горо-

жан и гостей города прохладой

и покоем

52

Вид Краснослободска с Мокши. Конец 1930-х годов.

Цветовая фотокоррекция Сергея и Ирины Кудашкиных

Успенский монастырь. Фотография начала ХХ века.

Цветовая фотокоррекция Сергея и Ирины Кудашкиных

53

Будни и

праздники

уездного

городка.

Цветовая

фотокоррек-

ция Сергея

и Ирины

Кудашкиных

54

55

Виды Краснослободска. Начало ХХ века

Цветовая фотокоррекция Сергея и Ирины Кудашкиных

56

57

Фотографии города начала ХХ века и 1952 года

58

59

60

61

62

63

64

65

Мокша во время разлива. 1911 г.

В правой части фотографии — жи-

вописная возвышенность, на кото-

рой и была построена историче-

ская часть города. В левой части

снимка — небольшие мостки и

дорога ведущая на нижнюю ули-

цу Печуры. Мокша залила остров

и соединилась с Прамой. А там

вдали на возвышенной гряде де-

ревни — Плужное, Ефаево, Гумны.

Справа, у самой горы, часовня. Ря-

дом с ней начало дороги, которая

ведёт в город. Это «навзвоз».

В 1979 году было дождливое лето.

Бурные потоки воды разрушали

крутую возвышенность. В это вре-

мя засорился артезианский источ-

ник под горой, что давал чистую

вкусную воду. Старожилы города

до сих пор помнят вкус этой воды.

Проливные дожди и артезиан-

ская вода, которая нашла выход

в этом месте, обрушили большую

часть горы. Потоки земли и грязи

буквально завалили часть дороги,

которая вела от моста к навзвозу.

Стихия буквально уничтожила

этот исторический удобный путь.

К счастью обошлось без челове-

ческих жертв. Редкая фотография

того времени позволяет предста-

вить масштаб этой локальной ка-

тастрофы. Городские власти весь-

ма болезненно отреагировали на

это событие — было строжайше

запрещено фотографировать этот

участок горы.

Начало прошлого века. На редкой

фотографии из архива пензенско-

го коллекционера дорога, идущая

по кромке горы. На заднем плане

одно из зданий архитектурного

комплекса Духовного училища —

дом с колоннами. Официально он

именуется как «Дом Муромцева».

Построен по проекту архитектора

Олделли в сороковых годах про-

шлого века.

Дорога заканчивается выходом на

«навзвоз» или «взвоз», как тогда

было принято говорить. Она ве-

дёт на начало улицы Московской

(после переименования К. Марк-

са). Рядом, несколько ниже здания

с колоннами, ещё одна часовня.

В середине дороги небольшой

мостик. Скорее всего, он был соо-

ружён для отвода паводковых вод

по лощине вниз к Мокше. Дина-

мичность снимку придают фигуры

двух женщин, медленно идущих

по своим делам.

66

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Краснослободск пешком: от Севостьяновых до Прамы и далее. Исторический путеводитель предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я