Краснослободск пешком: от Севостьяновых до Прамы и далее. Исторический путеводитель

Анатолий Лютов

Книга знакомит читателя с городом Краснослободском (Республика Мордовия). В данной работе была сделана попытка показать изменения, которые постепенно происходили с нашим городом с 1917 по настоящее время. Книга предназначена не только любителям Краснослободской старины, но и для всех не-равнодушных к нашему историческому наследию.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Краснослободск пешком: от Севостьяновых до Прамы и далее. Исторический путеводитель предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

НАВЗВОЗНАЯ ГОРА

На фотографии 1912 года пере-

улок, ведущий к началу одной из

центральных улиц города. В левой

части снимка капитальное камен-

ное здание архитектурного ком-

плекса Духовного училища. Прямо

перед нами дорога, часть которой

ведёт на одну из городских улиц.

Судя по фотографии, она посто-

янно ремонтируется и находит-

ся в приличном состоянии. Да и

не мудрено, это один из главных

трактов, по которому осуществля-

лось сообщение в южном направ-

лении. В верхней части снимка

двухэтажное здание трактира Гри-

шаниных. Рядом с ним (несколько

ниже) купеческий особняк сред-

ней руки. За ним ещё одно здание,

которое еле просматривается. Это

жилое помещение, где размеща-

лась семья владельцев трактира.

Динамичность фотографии при-

дают несколько фигур: стоящая

девочка позирующая фотографу;

идущая молодая девушка и разго-

варивающий франтовато одетый

молодой человек с женщиной в

деревенской одежде.

Более ста лет спустя. Казалось бы

тот самый уголок старого Краснос-

лободска. Дорога уже не играет

большой роли. Ведь с 1964 года

поток транспорта с этой стороны

пошёл по новому мосту в в объезд

центральной части города. На фо-

тографии отчётливо видно двух-

этажное здание бывшего тракти-

ра, а теперь военкомата. Здание

оштукатурено и покрыто извест-

ковым раствором. Со временем

в подвале этого здания стали по-

являться трещины. Ведь основной

поток транспорта до 1964 года

проходил именно по этой доро-

ге. Поэтому новые хозяева стали

укреплять глубокие подвалы бе-

тоном. А тут ещё во дворе здания

появились провалы. Скорее всего,

это следы старых крепостных под-

земных ходов XVI века. Во дворе

этого здания есть одноэтажное

строение. Именно в нём и про-

живали до революции хозяева

трактира Гришанины. В начале

70-х годов новые хозяева реши-

ли сделать ремонт. Когда подня-

ли старые полы, обнаружили там

ведро серебряных монет и стопы

льняных скатертей. Однако это не

принесло им пользы. Гостивший

у них родственник из Ленинграда

ночью похитил сокровище и от-

был в свой родной город. А теперь

здесь — ветхий забор да кудрявая

берёза. Поистине, этот уголок —

само очарование старого города.

69

И вновь знакомый нам по преды-

дущим снимкам участок города.

Эта фотография, найденная и лю-

безно подаренная автору Сергеем

и Ириной Кудашкиными, вновь

открывает перед нами неизвест-

ные странички прошлого нашего

города — своеобразное окно в за-

гадочный конец XIX века. На пер-

вый взгляд, кажется, что в панора-

ме этого участка Краснослободска

ничего необычного. В правом

углу снимка фрагмент зерновых

амбаров купца первой гильдии

Абрама Дмитриевича Муромцева.

На момент фотографирования —

вспомогательные здания Краснос-

лободского Духовного училища.

После известных событий 1917

года в этом архитектурным ком-

плексе до 2019 года будет нахо-

диться первая городская средняя

школа. Однако вернёмся к этой

фотографии. В центре — дорога,

ведущая от моста через Мокшу к

улице Московской. Вскоре, после

установления новой власти она,

как впрочем, и другие улицы горо-

да получит новое название. До на-

стоящего времени эта улица несёт

название — Карла Маркса. Отрезок

дороги на снимке (своеобразные

южные ворота города) тринадца-

тый тракт, соединяющий уездный

Саранск и Краснослободск извест-

на жителям города как навзвозная

гора. Она ухожена и имела для

того времени твёрдое покрытие.

Довольно подробное описание

этого участка находим в «Отчёте

Краснослободской земской упра-

вы» за 1896 год найденном мною

в фондах Пензенского областного

архива. Согласно ему «…на горе

вновь устроена поперёчная водо-

сточная труба из дубового леса и

от неё вдоль горы открытая труба

на протяжении 95 саженей (2 ме-

тра 14 сантиметров. — А.Л.) которая

огорожена от проезда тумбами; во

время работ от бывшего сильного

ливня на горе образовались боль-

шие промоины. Которые были

заложены хворостом. С забив-

кой в некоторых местах поперёк

промоины свай, затем засыпаны

землёй с песком и утрамбованы.

Полотно горы также заправлялось

хворостом и шоссировано шла-

ком…». На ремонт дороги за 1896

год хозяйственным распоряжени-

ем земской управы было истра-

чено 211 рублей. И так, согласно

этому источнику, навзвозная до-

рога (отрезок которой так хорошо

просматривается на фотографии)

время от времени ремонтирова-

лась и имела шлаковое покры-

тие. По сторонам дороги глубокие

канавы для стока воды. В правой

части фотографии, на возвыше-

нии, тротуар из толстых досок.

Напротив каменного амбара не-

большой купеческий деревянный

особняк. Динамичность

снимку придаёт одинокая

фигура босоногого маль-

чика, который, с видимым

интересом рассматрива-

ет фотографа, невольно

позируя ему. При более

тщательном изучения фо-

тографии замечаем рядом

с деревянной постройкой

фонарный столб. В тёмное

время керосиновые фо-

нари на столбах освеща-

ли большую часть города.

70

Однако, самое интересное при

исследовании этого любительско-

го снимка ожидает нас на берегу

реки Мокши. Очередная загадка

для любителей краснослободской

старины — складское каменное

строение; справа от этого внуши-

тельного сооружения (которое

служило складом этой мокшан-

ской пристани) просматривается

ещё одна внушительная построй-

ка — дебаркадер. Это плавающая

пристань, здание, имеющее вид

судна, находящееся на воде, или

причальное сооружение. Обыкно-

венно устанавливается стационар-

но в районе речного порта. Может

выполнять роль стоянки кораблей,

как грузовых, так и пассажирских.

На фотографии дебаркадер

в городе Краснослободске

Волгоградской области

Нечто подобное (только более

скромное) просматривается и в

правой нижней части известного

снимка нашего города.

Известно, что в пределах Пен-

зенской губернии на реке Мокше

находилось несколько пристаней:

Лаушенская, Краснослободкая,

Троицкая, Русскопошатская, Ко-

челаевская, Пурдошанская. В 1847

году с Лаушенской пристани было

отправлено по Мокше 10 барок,

обслуживавшихся 635 рабочими.

В 1850 году на 15 судах, отправ-

ленных с пяти мокшанских приста-

ней, работало 1050 человек. Судя

по материалам для географии и

статистики России известно, что на

1867 год Мокша была судоходной

от первой кочелаевской приста-

ни. В основном, судоходство на

реке сплавное, преимущественно

с 15 апреля по 15 мая. После этого

периода начинали сплавлять лес

в виде плотов. Этот процесс про-

должается до 10 июня. Конечно,

пристани Краснослободска, как

впрочем и другие мокшанские,

значительно уступали судоходству

других рек как например Камы,

Суры. В начале XIX века основная

нагрузка по перевозке грузов по

реке ложилась на Лаушенскую

пристань. В рукописи краеведче-

ской работы «Краснослободская

старина» Александр Сергеевич

Никольский, описывая торговую

деятельность Абрама Дмитриеви-

ча Муромцева акцентирует вни-

мание на то, что его товары прохо-

дили через Лаушенскую пристань.

Скорее всего, она имела не торго-

вое значение а, скорее всего, как

складочное место, откуда товары

отправлялись по назначению. На

1867 год (судя по уже известно-

му источнику «Материалы для

географии…) основное значение

стала играть Краснослободская

пристань. Из того же источника

ясно, что она была построена (в

основном) на средства братьев

Ненюковых, которые после смер-

ти Муромцева становятся моно-

полистами в торговле хлебом. Они

были и частичными владельцами

Кочелаевской пристани. С Крас-

нослободской пристани только

71

хлеба было отправлено более 200

тысяч пудов, большая часть кото-

рого была куплена у помещиков.

Кроме этого с пристани в Москву,

Санкт-Петербург, Архангельск от-

правлялась мука и крупы ржаные,

пшеница, рожь, купорос, поташ,

сало, чугунные изделия и спирт.

Место расположения пристани

было очень удобное: рядом на

реке находилась мельница быв-

шим владельцем которой был Му-

ромцев, недалеко располагался и

снастный завод Ненюковых. После

1894 года, когда была построена

железная дорога, проходившая

через имение Араповых, значение

пристани резко упало, а затем она

была разобрана. Однако благода-

ря этой редкой фотографии (ве-

роятно, сделанной до 1912 года)

видно, что пристанционные по-

стройки ещё существовали неко-

торое время и после, и только по

прошествии определённого вре-

мени были демонтированы.

Любой небольшой старинный го-

род славился своими храмами.

Так и в Краснослободске было в

разное время построено десять

каменных церквей которые созда-

вали только ему присущее истори-

ческое лицо. Что же произошло с

этими архитектурными сооруже-

ниями после 1917 года?

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Краснослободск пешком: от Севостьяновых до Прамы и далее. Исторический путеводитель предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я