Книга знакомит читателя с городом Краснослободском (Республика Мордовия). В данной работе была сделана попытка показать изменения, которые постепенно происходили с нашим городом с 1917 по настоящее время. Книга предназначена не только любителям Краснослободской старины, но и для всех не-равнодушных к нашему историческому наследию.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Краснослободск пешком: от Севостьяновых до Прамы и далее. Исторический путеводитель предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
САКРАЛЬНАЯ ТОПОГРАФИЯ
КРАСНОСЛОБОДСКА
ПОСЛЕ 1917 ГОДА
Рассматривая фотографии горо-
дов «Золотого кольца» России не-
вольно восхищаешься их сакраль-
ной архитектурой. Сохранившиеся
церкви и монастыри радуют глаз
своими совершенными форма-
ми. Да и не удивительно почему
эти города так привлекательны не
только для российских, но и зару-
бежных туристов. А ведь когда-то
и наш город был красив своей не-
повторимой сакральной архитек-
турой. Краснослободск — второй
по времени основания городов
мордовского края. В этом отноше-
нии он уступает только Темникову.
Известно, что до революции город
украшали десять каменных церк-
вей, которые были архитектурной
доминантой Краснослободска.
Особенно впечатляющая картина
открывалась с южной стороны.
Часть храмов, во всей своей красе
была своеобразной визитной кар-
точкой нашего города. Это видно
на гравюре неизвестного худож-
ника конца XIX века.
Въезжавшим со стороны уезд-
ного Саранска открывалась уди-
вительная картина: на высокой
возвышенности, сияя своими зо-
лочёными куполами, устремлён-
ными в небо, величаво стояли
чудо-храмы. В центре гравюры
Иоанно-Предтеченская церковь.
В простонародье она называлась
Смоленской. Справа от неё Благо-
72
вещенская. На гравюре отсутству-
ет ещё одна церковь — Всех Скор-
бящих. Но есть тюремный замок.
Это позволяет уточнить время
создания гравюры — предположи-
тельно самый конец XIX века. Сле-
дующий — Троицкий Собор. Рядом
с ним фрагмент комплекса Духов-
ного училища.
Фото Краснослободска 1912
года. С поймы реки Мокши город
украшен храмовой архитектурой.
Поразительно, как сакральная
архитектура гармонично вписы-
валась в природный ландшафт.
Великолепную картину города до-
полняют сады, которыми он всег-
да славился.
На фотографии 1970-х годов
вид города со стороны деревни
Зарека. Казалось бы, то же самое
место и часть старых зданий со-
хранилась. Однако, согласитесь
со мной, уважаемый читатель,
город потерял свой, только ему
присущий вид. На фотографии от-
сутствуют церкви, которые и при-
давали городу неповторимый ко-
лорит. Что же произошло? Почему
храмы Краснослободска, которые,
безусловно, были его украшением
(как до сих пор украшают города
Золотого кольца России) букваль-
но стёрты с лица земли?
В 1990-х годах прошлого века ра-
ботая в республиканском архиве я
познакомился с кандидатом исто-
рических наук А. И. Белкиным. Он
работал над темой «Государствен-
но-церковные отношения в Мор-
довии в 1920-е — начале 1960-х
годов (по материалам Русской
Православной Церкви)». Эта тема
(только в более узком аспекте — на
примере краснослободского края)
была не безразлична и мне. В ре-
зультате общения несколько про-
яснился этот волновавший меня
вопрос. Несколько раз, встречаясь
73
на научно-практический конфе-
ренциях, на российском дворян-
ском съезде эту тему мы обсужда-
ли и с рано ушедшим историком
европейского уровня Сергеем
Борисовичем Бахмустовым. Его
труды являются настольными кни-
гами для всех неравнодушных к
истории края родного. Светлая
ему память. Однако, вернёмся к
вопросу о сакральной архитектуре
Краснослободска.
На редкой фото-
графии 1930-х
годов из семей-
ного альбома
Скворцовых ещё
виден фрагмент
Троицкого
собора
После установления новой вла-
сти стала активно насаждаться
идеология, направленная против
православной церкви. Бытова-
ло мнение, что верующие — это
ограниченные и глупые люди,
которые хотят свергнуть социа-
лизм и отбросить страну назад.
Активную борьбу с верующими
вела интеллигенция — против веры
боролись стихами Маяковский и
Бедный, фильмами Эйзенштейн,
рассказами Горький. Основными
причинами гонения можно счи-
тать страх советского государства
потерять влияние или делить его с
Русской Православной Церковью.
Этот страх привел большевиков к
решению уничтожить религиоз-
ные организации. Они преуспели
в этом — никто так изощренно не
гнал христиан: поношение, дис-
кредитация, доносы, аресты, каз-
ни. При этом власти боролись не
только явно: ими была проделана
изощренная тайная работа по вне-
дрению и разложению приходов
изнутри. Ленин считал религию
опиумом для народа и призывал
бороться с религиозными пред-
рассудками. Его главная идея была
в борьбе «тихими методами» —
пропагандой и настраиванием
населения против духовенства.
Он рассматривал веру как религи-
озный предрассудок и стремился
повысить общее сознание и обра-
зование масс, чтобы они самосто-
ятельно боролись с РПЦ.
74
Вид города со стороны
Кандеева оврага. Фото из семей-
ного альбома Ёркиных
На фото начала 1940-х годов ко-
локольня Иоанно-Предтеченской
церкви. В просторечье её назы-
вали Смоленская по чудотворной
иконе Смоленской Божьей Матери
Одигитрии. Вид города сороковых
годов довольно редкое явление: в
это непростое время сакральная
архитектура города (как впрочем,
и коренные краснослободчане)
несла невосполнимые потери.
Только что закончился очередной
виток борьбы с инакомыслием и
«опиумом для народа» — право-
славной церковью.
На любительской фотографии, в
левом углу видны руины Покров-
ской церкви. Фотография была
сделана с возвышенности, а на пе-
реднем плане живописный овраг,
который берёт начало с улицы
Большой Пензенской (ныне Ин-
тернациональной).
В центре — фрагмент плотины. Ещё
в начале XX века здесь ещё было
нижнее озеро бывшего поместья
Севастьяновых. После разрушения
запруды озеро прекратило своё
существование, а на месте некогда
большого парка появились нека-
зистые домики и огороды. Неиз-
вестному фотографу-любителю
удалось передать картину запусте-
ния и духовного упадка. Снимок
разве что украшают сады, которы-
ми так славился Краснослободск.
Фрагмент колокольни Благове-
щенской церкви превращённой
в парашютную вышку. Фото
начала 50-х годов
В соответствии с указаниями свы-
ше городские власти последова-
тельно уничтожали церковную
архитектуру города. Следует отме-
тить, что после окончания револю-
ции и войны, уже в конце 1920-х
годов процесс уничто-
жения РПЦ запустил-
ся вновь. Сталин счи-
тал, что уничтожение
Церкви — это важное и
необходимое условие
становления Советско-
го государства. Хотя
первоначально борьба
за международное при-
знание, попытки выве-
сти страну из глубокого
кризиса (политика НЭП)
несколько ослабила
гонения. В 1922—1927
годах наблюдается за-
75
метная пауза в вопросах религии.
В это время начинает работу ГПУ —
государственное политическое
управление, одной из задач кото-
рого была целенаправленная дис-
кредитация и разложение Церкви
изнутри. В 1929 году вновь начи-
нается кампания по тотальному
уничтожению РПЦ.
Великая Отечественная война и
последующие годы восстановле-
ния принесли церкви послабление
террора. Приход к власти Хрущева
не только не ослабил давление на
РПЦ, но, наоборот, ознаменовал
новую его волну. Именно Никите
Сергеевичу принадлежит знаме-
нитое обещание показать по те-
левизору последнего попа, ведь
он к 1980 году обещал построить
в СССР коммунистическое обще-
ство без религии.
Руины Благовещенской церкви
Фотография сделана, предполо-
жительно, в конце 40-х годов про-
шлого века. Из семейного альбома
Бориса Александровича Скрипки-
на. Подобные снимки довольно
редки: власти не приветствовали
предание гласности богоборче-
скую деятельность подобного
рода. От сакрального архитектур-
ного ансамбля остался (в сильно
изуродованном виде) только Тро-
ицкий собор. Вскоре в его здании
будет открыта прядильно-ткацкая
фабрика.
Иоанно-Предтеченская церковь.
Начало разрушения
Некоторое время городские вла-
сти не могли найти исполнителей
варварского уничтожения храма.
Даже местные «отпетые» хулига-
ны не решались принять участие
в сносе церкви. Помог случай: в
районе появилась заезжая брига-
да, члены которой исповедовали
ислам. Они-то и начали разруше-
ние. На этой редкой любительской
фотографии, подаренной мне в
начале 80-х годов прошлого века,
на храме уже нет куполов; руины
этой церкви в дальнейшем будут
превращены в общественный туа-
лет, а затем снесены.
* * *
Изначально, в архитектурном пла-
не, Краснослободск состоял из
двух центров: Соборной (базар-
ной) площади и Успенского жен-
ского монастыря. В конце XIX века
в западной части города появится
третий — комплекс винного скла-
да №4, который будет частично
уничтожен во время революцион-
ного погрома.
76
На фотографии 1912 года
Краснослободский Успенский
женский монастырь — жемчужи-
на провинциального зодчества
XIX века
В центре Успенская церковь с ко-
торой и началось строительство
этой православной обители. В
левой части — Петропавловская
церковь. Следующая — кладби-
щенская, за ней Успенская и Воз-
несенский собор. После закрытия
монастыря началось разрушение
его храмов.
Редкая фотография, сделанная
Левшиновским в момент разру-
шения Вознесенского собора
После закрытия монастыря часть
его зданий были заняты районной
больницей. Главный врач умолял
не рушить храм, а перестроить это
здание под родильное отделение,
поскольку в нём положительная
энергетика. Однако власти и слы-
шать не хотели. Для разрушения
этого собора были подобраны со-
ответствующие люди. Да вот беда,
купол храма долгое время не мог-
ли обрушить. Бедолаги несколько
раз топорами прорубили канавки
вокруг купола, а он всё не разру-
шался. В очередной раз исполни-
тели топорами и ломами углубля-
ли эти канавки. На этот раз купол
обрушился, погребая под собой
горе-разрушителей.
Старейшая церковь монастыря —
Успенская также была разруше-
на. По легенде именно это место
было выбрано одним из основате-
лей Успенской обители Абрамом
Дмитриевичем Муромцевым. Од-
нако часть её сохранилась до 2018
года. Она была приспособлена
под хозяйственные нужды район-
ной больницы.
На месте Успенского монастыря
для богадельни в 1810 году стро-
ится церковь. Целых шесть лет тя-
нулось строительство. Успенская
церковь представляла собой две
церкви, которые были построены
в разное время и имели разную
77
архитектуру. Священник И. Беляев
проясняет ситуацию со временем
строительства. «Вероятно, в 1816
году была построена холодная
церковь, а в 1820—1822 годах при-
строена была к холодной церкви
теплая с двумя приделами. Цер-
ковка была очень маленькая, по
форме — «равноконечный крест,
имеющий по три сажени в длину и
ширину… длина и ширина храма
9 квадратных саженей». Между
двумя сторонами креста — 4 полу-
подвальные пристройки с окнами.
Эти пристройки, как отмечает Бе-
ляев, придают общему плану цер-
ковки вид звезды. Середина креста
и его края увенчаны небольшими
главами. Эта церковка была уни-
кальна и в другом плане, в ней не
было боковых дверей — северной
и южной. Была только одна вход-
ная дверь, зато огромные боковые
венецианские окна, занимающие
те места, где бы следовало быть
боковым дверям, придавали цер-
ковке вид фонаря». В 1816 году
церковка была освящена архи-
мандритом Спасо-Преображен-
ского монастыря Геннадием.
2018 год — руины Успенской
церкви. Вскоре на этом месте
вскоре будет построен диализ-
ный центр
Домовая церковь во имя свя-
того Александра Невского в се-
стринском корпусе Красносло-
бодского Успенского женского
монастыря. В настоящее время
здесь кардиологическое и сосуди-
стое отделение Краснослободской
районной больницы
Внимание знатоков провинциаль-
ной истории привлекает не само
величественное строение, а скве-
рик, огороженный стилизованной
оградой, которая по замыслу ар-
хитекторов гармонично вписы-
вается в комплекс окружающих
его зданий. Балкон был построен
в 40-х годов прошлого века. Про-
ектантам, создавшим скверик на
территории больницы удалось
удачно «спрятать» место варвар-
ски разрушенного Вознесенского
собора, который являлся парад-
ным храмом не только Успенской
обители, но и города.
78
Из десяти краснослободских церк-
вей до наших дней в сильно изу-
родованном виде и с большими
утратами дошел только старейший
собор города Троицкий. Именно
в нём и была открыта прядиль-
но-ткацкая фабрика.
Ткацкий цех фабрики
Фрагмент бывшего острога
(тюремного замка)
В советское время был значитель-
но искажён его внешний облик.
В связи с открытием прядиль-
но-ткацкой фабрики надстроен
второй этаж и разрушены коло-
кольня и тюремная церковь Всех
Скорбящих. Бессмысленное, вар-
варское уничтожение памятников
провинциальной архитектуры. Как
тут не вспомнить А. С. Пушкина:
«Страшен бунт русский, бессмыс-
ленный и беспощадный». На со-
временном фото явно просматри-
ваются следы арочной входной
двери.
Тюремный замок (острог)
в Краснослободске. В правой
части снимка церковь «Всех
скорбящих». Уничтожена после
роковых 30-х.
Что же было построено из варвар-
ски стёртых с лица земли храмов
Краснослободска? Во время их
уничтожения множество кирпи-
чей превратилось в щебень. Часть
материала храмов пошла на по-
стройку городской общественной
бани. Из приватных бесед с оче-
видцами: «Один из рьяных разру-
шителей хвастался, что во вновь
построенной из церковных кир-
пичей бани, там его будут парить
святые угодники. Вскоре горе-раз-
рушитель умер от рака».
Тротуар улицы Коммунистической
от улицы К. Маркса был замощён
могильными плитами, взятыми
возле Благовещенской церкви. Ча-
стично из церковного материала
построено здание инфекционного
отделения районной больницы.
Часть кирпича была использована
местными жителями для замоще-
ния дворов, облицовки подвалов,
погребов.
В деревне Старая Горяша из цер-
ковного кирпича были построе-
ны амбары и три силосные ямы
79
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Краснослободск пешком: от Севостьяновых до Прамы и далее. Исторический путеводитель предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других