В книге описаны основные характеристики инфантильной личности с метафизическим осмыслением и анализом глубинных механизмов их возникновения. Прочитав про иллюзорность, уязвимость, обесценивание, идеализацию, вы легко сможете научиться узнавать их в себе и других. Даны практические рекомендации по устранению этих дисфункциональных проявлений. Вооружившись полученными знаниями, читатель сможет самостоятельно проделать работу по преодолению эмоциональных трудностей и почувствует постепенное улучшение во всех сферах жизни. Администрация сайта Литрес не несет ответственности за представленную информацию. Иллюстрации выполнены Марией Аранзиной.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Уроборос или Мир наизнанку» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Пролог. Уроборос
Занявшись изучением собственной аутоагрессии, я обнаружила, что она не была явной, но скрывалась под маской тоски, возникавшей, как выяснилось, вследствие мыслей о жизненных неудачах и несоответствии того, что есть, тому, чего бы хотелось. Эти мысли, в свою очередь, возникали, когда мой мозг не был занят решением насущных задач, то есть в свободные часы или ночью. Поняв это, а также поняв, что с этим можно справиться, прекратив думать о плохом, я очень воодушевилась и решила, что теперь смогу все исправить и, победив аутоагрессию, открою дорогу к долголетию. Я, врач по профессии, знаю не понаслышке о существовании психосоматического механизма развития болезней и о том, какие фатальные изменения в организме запускаются через эмоциональную сферу. Я представила себе так: нет аутоагрессии → нет болезней → человек сможет жить, пока не надоест. «Как глупо», — думала я — «гробить себя собственными руками, и зачем заболели и так рано умерли все те люди, которые жили до меня?». Конечно, в этом была известная доля иронии, но мне действительно казалось, что, преодолев механизм саморазрушения, человек способен жить долго и счастливо. Смущал только тот факт, что мало кому это удавалось. И как раз в то время подруга рассказала про явную аутоагрессию у маленького, ничего не понимающего в силу возраста и в силу своих особенностей (аутизм) ребенка. Стало очевидно, что все значительно сложнее, чем мне показалось. Значит, механизм аутоагрессии вшит в основы человеческой личности, вероятно, подавить его невозможно, и, вероятно, это действительно то, что сведет в конечном итоге в могилу каждого рожденного значительно быстрее, чем хотелось бы. Но почему? С попытки ответа на этот вопрос и началось мое увлекательное путешествие в мир инфантильной личности, в мир Уробороса.
В данной работе я описала свой взгляд на паттерны поведения и психологические реакции, которые формируются в раннем детском возрасте и препятствуют психологическому взрослению. Для инфантильной личности характерны обесценивание, аутоагрессия, постоянные колебания между превосходством и уязвимостью, кроме того, вся психика насквозь пронизана иллюзиями о себе и мире. Такой человек редко бывает доволен жизнью, у него почти никогда не складываются здоровые отношения с окружающими, редко получается построить успешную карьеру, но даже если есть семья и карьерный рост, он все равно остается всегда недоволен результатом.
Если посмотреть на это с метафизической точки зрения, то можно вообразить, что тот древний Змей-искуситель, который привел прародителей человечества к изгнанию из Рая, инкорпорировал свою структуру в психику всех их потомков, чтобы с ее помощью лишить их радости бытия и в конечном итоге привести к смерти через саморазрушение. Я представила себе эту структуру в виде Уробороса, который символически ест себя, и замкнутый порочный круг патологических реакций ожил в виде этого древнего символа. Поэтому в дальнейшем повествовании будет много упоминаний об Уроборосе, иногда описанные паттерны я буду соотносить с голодом этого существа и тем объемом, который он занимает в психике.
Я взяла за основу не теорию эволюции, согласно которой человек произошел от обезьяны, а Библейскую историю о потерянном Рае. Сначала немного древней фактологии, а затем — полет фантазии.
Представим первых людей, Адама и Еву. Бог создал Адама из глины и вдохнул в него жизнь, чуть позже из ребра Адама была создана Ева, и они стали жить в Раю, который назывался Эдемом. Они были обеспечены всем необходимым, их все устраивало, они ни о чем не тревожились, они казались себе и друг другу совершенством. В общем, они были счастливы.
В том Эдемском саду росло много деревьев, в том числе два запретных: «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и Древо жизни посреди Рая, и Древо познания добра и зла». Быт 2:9.
Бог предупредил Адама, что вкушение плодов с Древа познания добра и зла ведет к смерти: «От дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь». Быт. 2:17.
В том же саду обитал Змей: «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал Змей жене: подлинно ли сказал Бог: «не ешьте ни от какого дерева в раю?». И сказала жена Змею: «плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть». И сказал Змей жене: «нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». Быт. 3:1–6.
Возникает ряд вопросов: например, зачем Бог создал такое дерево? И откуда взялся Змей? Здесь можно подумать о балансе темного и светлого, о свободной воле выбирать сторону, но это тема для другого исследования. Хотя… мы же не собираемся всерьез критиковать Создателя? Захотел и создал! Чтобы было…
Вернемся к тому, о чем сказано в Писании: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.
И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.
И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: «[Адам,] где ты?».
Он сказал: «Голос Твой я услышал в раю и убоялся, потому что я наг, и скрылся».
И сказал [Бог]: «Кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?».
Адам сказал: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел».
И сказал Господь Бог жене: «что ты это сделала?». Жена сказала: «Змей обольстил меня, и я ела». Быт.3:7-13.
Итак, Змей сумел соблазнить Еву, а та уговорила Адама, и они оба съели яблоко с Древа познания добра и зла. Он обещал им, что они станут так же идеальны и умны, как сам Бог, однако последствия этого поступка были совершенно неожиданными. Съев яблоко, Адам и Ева в то же мгновение увидели свою наготу, им стало стыдно: они не изменились, но изменился их взгляд на себя. Я думаю, это был первый акт недовольства собой, по сути первый акт аутоагрессии, включавший в себя чувство стыда за свое тело и чувство вины за содеянное.
Изгоняя всех троих участников этой драмы из Рая, Бог проклял каждого, он сказал:
Змею: «Проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту».
Еве: «Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою».
Адаму: «Проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься». Быт. 3:14–19.
После грехопадения «нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих. И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их». Быт. 3:20, 21. После чего Адам и Ева сошли на землю.
«И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Эдемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Эдемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни». Быт. 3:22–24.
Теперь исключительно фантазия. Древо познания добра и зла — вечная дихотомия… А если представить себе, что тот Змей был ветвью этого дерева из части, отвечающей за познание зла, и именно его плодом было то самое яблоко, и оно содержало в себе ДНК Змея. Ведь в этом яблоке сложно разглядеть хотя бы что-то из области добра: оно принесло съевшим его сплошные несчастья. Бог предупреждал о том, что плод этого дерева смертельно опасен, но человек, наделенный своим собственным разумом, предупреждение проигнорировал. Так с помощью яблока Змей проник в сознание первых людей. А затем проник и в сознание всех их потомков, где также живет сожаление о потерянном Рае и вина за первое грехопадение. И как Змей обманул наивных прародителей, так же теперь продолжает обманывать не менее наивных нас с вами. Он обещает нам, что если мы будем слушать его наущения, то достигнем некой полноценности, и тогда будем счастливы, как в Раю, точно зная, что это невозможно. И мы бесконечно мечтаем о том вечном счастье и пытаемся достичь полноценности, которая для этого необходима, и постоянно сами себя наказываем за то, что не получается.
Так Уроборос, проглоченный вместе с яблоком, обещает и наказывает. Всех и всегда. Обещает возвращение в Рай — наказывает стремлением к идеальности и невозможностью этого достичь. Он, существующий в психике всех людей — то самое зло, которое было плодом Эдемского дерева. И это зло — наказание за первородный грех прародителей.
Теперь представим младенца в утробе матери: там он защищен, всегда сыт, никогда не одинок, у него нет никаких тревог, ему всегда тепло, он не знает о своей «неполноценности», там ничего не надо делать, только спать. Материнская утроба, память о которой живет в подсознании каждого из нас, вполне может ассоциироваться с потерянным Раем.
Уроборос, переданный по наследству, зародившись в новом человеке в «раю» материнской утробы, в последующей после рождения жизни ведет этого человека через саморазрушение к смерти, чтобы в череде воплощений опять оказаться в «раю утробы» вместе с новой жизнью.
Бог → Рай → Адам и Ева → изгнание из Рая → жизнь в трудах и заботах → смерть → возвращение в землю, «из которой взят».
И аналогично: мать (бог) → утроба (рай) → ребенок (Адам или Ева) → изгнание (рождение) → жизнь, отравленная ядом Уробороса → саморазрушение → смерть → надежда на повторение цикла.
Безусловно, никакого Уробороса в нашем сознании не существует, а речь в данной книге пойдет об эмоциональных реакциях и вариантах поведения человека, застрявшего на инфантильной стадии развития своей психики. Но, если взять эту фантазию за отправную точку путешествия в свое подсознание, там будет проще ориентироваться. Поэтому примем как аксиому тот факт, что каждый человек имеет в своей психике структуру «Уроборос», о которой я буду говорить в этом эссе, поскольку является потомком Адама и Евы. А также имеет опыт жизни в «раю утробы» и опыт «изгнания» из «рая утробы» в момент рождения с последующим беспомощным младенчеством. При наличии чуткой матери человек успешно проживает это время и вырастает в осознанную личность. Но даже взрослая личность при стрессе или переутомлении может регрессировать на более раннюю стадию психологического развития.
Пусковой механизм сохранения инфантильной структуры личности в неизменном виде с остановкой психического взросления заключается в материнском или лица, заменяющего мать, отвержении: преднамеренном, вынужденном или случайном. Вероятно, чем более отзывчива и тепла мать, тем меньше последствия этого родового потрясения — исторжения из «рая утробы». А чем более безразлична или депрессивна мать, тем больше контраст утробы и жизни вне ее, тем сильнее стремление попасть туда снова. Сам факт рождения с точки зрения младенца — уже факт отвержения. При повторном (после рождения) отвержении матерью эта инфантильная стадия фиксируется, и взросление не происходит, личность застревает в уроборической структуре.
Детская психика, вероятно, ищет объяснение происшедшему в себе и закрепляется в парадигме «если я стану лучше, я буду достоин любви». Таким образом, замыкание в уроборическом круге происходит вследствие холодности и нечувствительности к потребностям младенца окружающих его взрослых, которые реагируют только на максимальный плач и удовлетворяют минимальные потребности. Ребенок получает внимание только после страдания. В его психике закрепляется еще одна парадигма: «если я страдаю, есть шанс, что меня заметят и дадут мне блага».
В данной работе речь пойдет не о каких-то там специфических людях, речь о нас с вами. По моим наблюдениям, подавляющее большинство тех, с кем мне довелось общаться, имеют в структуре своей психики Уроборос большего или меньшего размера со всеми его «прелестями». Только небольшой процент людей может адекватно пройти все стадии взросления и вырасти во взрослую, ответственную личность, живущую не в иллюзиях, а в реальности. С чем это связано, я не знаю, очень мал опыт общения с такими людьми, но я пришла к выводу, что совсем не обязательно у них было безоблачное детство и принимающая мать. Более того, наличие любящей, но уроборической матери, в целом лишенной истинной эмпатии, не гарантирует того, что ее ребенок не станет выросшим инфантом — скорее гарантирует обратное. Возможно, эти сверхлюди, живущие в реальности, имеют какие-то врожденные волевые или интеллектуальные особенности, которые позволяют им не попасться на удочку иллюзий. Возможно, таким людям не важно, какая у них мать — любящая или отвергающая, уроборическая или взрослая. Возможно, у них опытная душа, прошедшая через множество воплощений и повзрослевшая на протяжении веков. Возможно, со временем я найду ответ на эти вопросы.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Уроборос или Мир наизнанку» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других