ПЕСНИ ОБЖИГАЮЩЕГО АНГЕЛА. По мотивам Ури Цви Гринберга

Валентин Серебряков

Эта книга – итог трехлетних занятий на семинаре «Мастерская поэтического перевода» при Доме наследия Ури Цви Гринберга под руководством поэта Игоря Бяльского и раввина Зеева Султановича. Эти тексты не являются переводами, поскольку они лишь переложения разноплановых стихотворных произведений великого еврейского поэта Ури Цви Гринберга в рифмованной форме.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги ПЕСНИ ОБЖИГАЮЩЕГО АНГЕЛА. По мотивам Ури Цви Гринберга предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ЦИКЛ: ХОРОВЫЕ НАПЕВЫ

1. ОПЫТ ПРОРОЧЕСТВА

Я слышу в стихе своем внятный мотив:

солирует песня органа,

к вратам Золотым стены супротив

восходит она из тумана,

а сверху из облака луч золотой,

горячий и сладостно-пряный

радует глаз неземной красотой…

Сапфира лучом осиянна,

душа в своих чаяньях может дойти,

рычанием льва пред рассветом,

до края видений, где я во плоти

предстану собою — поэтом,

левитом, поющим при этом:

Высшая мудрость мощью морей

явлена нам в Аврааме —

еще до скрижалей, до храмовых дней,

до разрушения храма, —

в нашей крови от Адама.

Вот наша страна, в ней Иерусалим —

водного центр квадрата:

из морей Средиземного, Красного и

Нила с Евфратом.

Иерусалим, вижу, сердце раскрыл

орел, в нем живущий, над городом взмыл

границы объемлет и взмахами крыл

Божию власть объявляет:

Солнце, свой лик от Заветной земли

не отврати, моей воле внемли!

Орел в Солнце клюв погружает,

но сам от него не сгорает.

И возвращается в сердце до срока,

до пробужденья пророка.

К Богу Земли возвращайтесь, Закон

дан нам сияньем с востока.

Вписан в сердца наши он испокон,

и этот союз Богом благословлен.

даст он плоды в свои сроки,

как и Земля, чей надел орошён

водой дождевого потока.

А не вернетесь, отступит Господь — опустеет Страна,

реки ее обмелеют и дно их покроется мелом,

колодцы, вчера полноводные, иссохнут до дна

и древо, и люди, и твари — все в мареве белом, —

смертью наполнится весь окоем,

морскою водой не насытиться в нем.

Я о пророчестве вам рассказал,

вы этому сами свидетели,

в прибое Мессии шаги услыхал…

Вы чуждых привычек радетели

стали, живя среди народов земли,

уроков из прошлого не извлекли —

судьбы колесницы застряли,

срезали пейсы3, и нет — бородам,

дни Бога блюсти перестали…

Но чужаки без симпатии к вам,

к правилам вашего дома,

взгляды пронзают вас, словно кинжал —

ново для вас, незнакомо,

злобу, острей скорпионовых жал,

копят они к дням погрома.

Мы позабыли и сняли с себя дары бриллиантов Синая

и нацепили стекляшек ярмо с ярмарок чуждого края.

Себя нарядили, детей — мол, пусть с настоящим сживутся.

Поделки похожи на яхонтов блеск,

но фальшью они остаются.

Не нужен уже нам ни Нил, ни Евфрат

и Иордан нам не нужен…

Нет Вифлеема, нет Шхема4 уже —

до ленты приморской край сужен.

Народ, обладавший землей Авраама,

границы простёршим:

земли и воды видит малый кусок, остаток величия горший.

Вместо реки полноводной, разлившейся в мире, мы сами

стали всего ручейками…

Границы отмерили наши враги до горла бутылки…

И мы, как и лысые наши вожди,

увы, говорим без ухмылки:

Пусть будет так, только б мир на пороге был дан нам!

В мечтах потускнели и Нил, и Евфрат,

и берег другой Иордана.

Поэтому пролитой крови поток, что капли росы на песке,

если сила народа нашего Истиной не измеряется.

Заблудились во времени мы,

хоть Скрижали Завета в руке.

Разумные даже пьют невольно из луж,

да только не напиваются,

и ткани плетут, шьют одежду, свои забывая отличия…

Мощь юных порвыов, таланты и ум

народу даны для величия,

только высшего разума жажда у нас

хотя бы осталась в наличии.

24.06.2019

2. НЕВЕРУЮЩЕМУ

Вечерней прогулкой я безбожника встретил.

Меня он спросил: «Что ты в небо глядишь?

Будто бы отблеск хупы там заметил

со свадьбы родительской, и сердце тишь

покоя небесного, что тепел и светел,

переполняет твое, как читая кадиш?»

Сказал я безбожнику: «Осиротел ты без знанья

сладостной грусти молитв! Заходи-ка ко мне!»

Мы пошли. В небе звезд шебуршанье,

словно трение раковин, слышал я в тишине…

Он не слышал… Сели мы у огня, за окном дождь запел…

«Прочитаю тебе я стихи для безбожных.

Если примешь их суть, будешь честен и смел —

непременно спасешься!

Кто внимает Творцу, тому будет возможно

чистым стать, расцвести, как и тем деревам,

что забыты, заброшены в замяти пыльной,

но омыты дождем долгожданным, обильным!

Слушай теперь манифеста слова!»:

Представьте, что вы без отца,

без многолетних связей рода,

без Откровенья, что народу

настроило ум и сердца

на осознанье Божьей воли.

Что вы без корня в щедром поле,

вы парусно-моторный бот

без якоря в штормящем море,

без праздников и без суббот,

без счастья радости, без горя,

спать не дающего ночами…

И нету крыльев за плечами…

Представьте, признанный мудрец —

безбожник, умница, ученый,

разрушил стену, наконец,

что возводил он увлеченно

меж Божьей сущностью и вами.

Вы с ним, неверующие сами,

на волю вышли. Ваша плоть,

сумев застенок побороть,

свободна, разум жаждет правил:

Закон Всевышний нам оставил!

Теперь мы знаем, есть Закон!

Есть Бог, мы принимаем это!

(Ваш слышен хор — нам нужен Он!)

Мы этим знанием согреты:

Бог — все для нас, источник сил,

с ним наша истинна свобода,

Он к творчеству нас пригласил,

и дал нам власть над всей природой.

И дальше ваши дни идут,

часы молитв не пропуская,

не в скуке вы… Привычный труд,

все ради хлеба — жизнь такая.

Не тратите напрасно время

в пустой игре и в клубах дыма:

безделье вам невыносимо,

как сала мерзостное бремя.

По окончании будних дней

приходит время калачей —

и в тесто жёны в честь шабата

для сладости добавят мед.

А вечером перед закатом

мыть головы придет черед —

и запах мирры благовонной

по дому стелется любовно.

Среди других шабатних знаков

отметить схожесть не преминем:

каждый из вас в семье — Иаков,

сыны — Иосиф с Бинъямином5.

Встречаете святой шабат,

и в тайнах роз в садах таммуза6

из вас любой отметить рад

с Всевышним праведность союза.

Народ наш верою един:

еврей, пусть он простолюдин,

из синагоги возвращенье

отметит словом о творенье!

Кидуш7, налит вина бокал,

домашний сад благоухает

и ночи страсти обещает

средь простыней и покрывал.

Когда все затихает дома,

объятия любви желанны:

и тянется один к другому.

Свои у вожделенья тайны —

одну открыл и скрыл другую…

Когда, обняв жену нагую,

настойчивей и деликатней

муж жаждет близости шабатней.

И лоно женское готово

в себя принять его основу,

чтоб жизни зародиться новой…

И птицы в гнездах яйца сносят!

Цветут деревья, плодоносят…

Все повторяется и длится

в стремлении соединиться!

А звезды в небе — звезды Бога!

Луна — в ней мамы чистый лик!

И реки мчат по руслам строго,

как жизни зеркало, и в них

все отражается по воле

Всевышнего, и течь их доля.

И вам понятно, лицедеи…

Что прошлого цветные штампы

слепили вас огнями рампы.

Исчезли сцены и идеи,

надуманные игровые:

вы здесь евреи рядовые,

и вас не мучают галуты,

зачем чужие петь слова,

теряя радости минуты.

Вас еще много и едва

уместитесь вы в темном зале,

где вы чужую роль играли.

Благословен же день и час,

когда исчезнут гримы с вас!

Вы не играете в бедламе

и рады чистый пить нектар,

такими стали, это ж дар,

какими вас родили мамы!

Да, жив Господь, да, живо слово,

оно наполнить стих готово

и живо Откровенье в нас.

Я так закончу свой рассказ:

когда неверье разобьется,

тогда и человек спасется.

30.08.19

3. СЛАВА ЧЕСТИ

Славьте голосом честь в залах, где они есть,

синью неба наполните страсти!

С песней к вам поспешит расцвет вашей души,

вы росою чело ей украсьте.

К ней вернется нисан, распрямит она стан,

а весна ей напомнит о лете,

что с цветами придет, сладкий плод принесет,

как царицу с приличием встретит.

Как Гольфстрима поток, духа мощный виток

всех оставшихся, выживших, дружных,

в нем мелодия слов, разъяв створки оков,

воссияет кристаллом жемчужным.

И блуждали вдали, уцелев, корабли,

трюмы их враги опустошили,

но услышали зов от родных берегов

и к нам, избранным, в гавань приплыли.

И на каждом борту жаждут встречи в порту,

их оргáны поют свои гимны.

Долгих чаяний всплеск, в глазах радости блеск,

в ореоле зари мы взаимно.

Солнце-лев — исполин, восстает из-за спин.

Мы властители нового мира:

в нас с египетских дней святым валом морей

поет веры недремлющей лира.

02.10.19

4. ПЕСНЬ ЕВРЕЙСКОМУ РОДУ

Воспою Всевышнему, кровь кипит во мне —

моя еврейская кровь!

Я наездник на гребне волны,

исполненный духом народа…

Волны мчат меня к древним краям,

сила волн тех — любовь

к исстрадавшейся вечной земле,

что в плену у арабского рода.

Песню краю не пели арабы, и не их в том вина,

им и слов не найти с магнетической силой стремленья,

что потоком из древних мелодий

текли в нас во все времена

со слогами от лика сокрытого, данными нам откровеньем;

не из струн, не из труб и не из оргáнов дворцовых,

и не голосом плоти, в которой душа образцово

львиной мощью играет от мест, где встречал нас Синай,

и до алых небес от боев

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги ПЕСНИ ОБЖИГАЮЩЕГО АНГЕЛА. По мотивам Ури Цви Гринберга предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

3

Пейсы — Длинные неподстриженные пряди волос на висках, традиционный элемент причёски религиозных евреев.

4

Шхем — Город в Самарии, расположен на Западном берегу реки Иордан.

5

Биньямин — двенадцатый, младший сын праотца Яакова (Иакова).

6

Таммуз — четвёртый месяц еврейского календаря.

7

Кидуш — еврейский обряд освящения, производимый над бокалом вина.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я