Мы, дети строек, — росли и взрослели в комсомольско — молодежном порыве строек и очаровании дикой природы, какой не было у городских ребят. Но после нашей работы, многие прекрасные объекты Саянской природы перестали существовать. Я попытался в этой книге свои детские и юношеские впечатления оставить для тех, кто захочет поинтересоваться..
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Ангел «Большого Порога»» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
ЖИЗНЬ СТУДЕНТЧЕСКАЯ
ГЛАВА 2
Вскоре мы на теплоходе «Ракета» ехали всем стройотрядом своим вниз по Енисею, до деревни Галанино, и оттуда, на автобусах и грузовых машинах нас развозили по выделенным для работы деревням, то есть, разные бригады ехали в разные населённые пункты. Нас, человек девять, еще с какой-то большой бригадой, на пароме переплавили через Енисей, да и повезли на запад, всего километров тридцать. Там большую бригаду высадили, поселив их в домике смотрителя кладбища, прямо на входе на кладбище. А в отряде пацаны были, и девчонок было много, человек пять, мне кажется. Как они там, на кладбище, будут жить и работать, по ночам ходить в туалет, — не знаю!
Нарукавная нашивка формы всесоюзного стройотряда «Энергия»
Ещё километров через десять, на запад, и нас выгрузили на какой-то пятак на болоте, отсыпанный гравием. Поднятый метра на три над уровнем болота и размером метров триста на пятьсот. Название этой деревни я уже и не помню. Оказалась, деревня каких-то ссыльных чувашей. У меня в родной деревне, в Балахте, за речкой, жили ссыльные чуваши. Я сколько знал в жизни чувашей, они были людьми мягкими, заторможенными, как-бы без стержня, без злобы на судьбу. За что их могли сослать, я не знаю. Потому, что там, в чуваши, войны не было, и быть какими-то предателями они не могли… Вот и здесь тоже, посреди болота пятак, на нем домов пятнадцать или двадцать. Покосившихся не домов, а домиков! И всё! И они что-то где-то сеяли, пахали на болотах. Я не знаю. Чуваши раньше активно принимали участия в движении «молокане». «Это верование преследовалось Христианской церковью и правительством России, как и староверы, как и староскопеческое движение, считалось сектой. Молокане пропагандировали идеи духовного христианства. Это движение вызвало озабоченность царской власти и православной церкви, с ним повели беспощадную борьбу, проповедников ссылали и казнили. 1830 года, октября двадцатого, высочайше утверждённое мнение государственного Собрания о духоборцах-молоканах, иконоборцах молоканах, иудействующих молоканах, и других, признанных особенно вредными ересях.
Один из нас.
Наверно, прабабушки и прадедушки этих чувашей, как и старообрядцы или бежали от властей, или были сосланы сюда, на севера и болота. А эти потомки не имеют ни денег, ни воли, уехать в Сыктывкар. Но я этого не успел ни чего у них разузнать. Нас поселили в столярке, в деревенской колхозной столярке. Кровати и постели мы привезли с собой. А у местного столяра мы сразу же взяли в аренду бензопилу «Урал». Новая разработка советской техники. Он нам показал чулан с замком, куда можно было на ночь спрятать эту бензопилу, потому, что «оставлять её не спрятанной нельзя, местное население быстренько найдёт ей хозяина». Переночевали первую ночь в этой деревне, пока обустроились, кровати расставили, матрасы растащили и прочее…. Себе и девчонкам. В каждом строй отряде давали врача из меда института: студентку третьего или четвертого курса отправляли, в качестве врача, в стройотряды, и «поварёшку», чтобы готовила еду. «Поварешками» ездили наши девчонки. Жили «поварёшка» и медсестра вместе, отдельно от мужиков. Итого: первый день ушел на заселение и обустройство. Утром мы, как проснулись, первым делом пошли узнать, как переночевала бензопила, хотели попробовать, как её заводить, как с ней работать, потому что мы после школы, пацаны. Год-два отучились в институте, нам по восемнадцать-девятнадцать лет. Как правило никто с бензопилами не работал. В данном случае, надо всё осваивать самостоятельно. И, к своему удивлению, увидели, что слова столяра сбылись! Открытый замок висит на месте, бензопилы нет.
Мы срочно к столяру — не забирал ли он ее? Нет, не забирал, «а он теперь будет, как без рук, и мы должны отдать ему деньги за пилу в тройном размере, как договаривались»…
Пошли мы в контору, искать телефон, вызывать милицию из Галанино, наверное, или из Казанцева, точно не помню. Милиционер приехал к обеду. Посмотрел, что, как произошло, место преступления, и первым вызвал на допрос столяра. Столяр колхозный рассказал, что деревня вся жуликов. Не успеешь оглянуться, что-нибудь сопрут и пропьют! Что у каждого в бане, в огороде стоит самогонный аппарат (а тогда это было запрещено, подсудное дело!) Ну, в общем, люди плохие!
Милиционер попросил столяра пойти с ним по деревне, поинтересовался, где живёт столяр. Зашли к нему в дом, пошли в баню, там стоял самогонный аппарат! Милиционер предложил этому столяру, что если он вернёт пилу, то самогонный аппарат он заберёт, но оформлять не будет. Под суд не будет отдавать этого вора и самогонщика. Повел нас хозяин в огород, в копне какого-то прошлогоднего сена откопал бензопилу, и отдал нам. Вот так начиналась наша работа в этой деревне.
Это был второй день. До темноты ещё осталось часов пять или шесть, нужно было работать. Меня отправили вязать анкера: две или три электроопоры, связанные головами и раздвинутые ногами. Потому что я в Абалаково занимался строительством, вязкой анкеров прошлым летом, и знал, как это делается. В данном населённом пункте в качестве электроопор были не креозотные* с завода, а самодельные, вырубленные листвяжные столбы, метров по девять-десять. Они были тяжеленные, сырые, не ошкуренные. Мне нужно было их тащить, два столба — головы вместе хвосты врозь, на четыре-пять метров разнести, отпилить полстолба, четыре с половиной метра на траверсу поперечную, всё это сложить и подготовить к сверлению, чтобы потом шпильками стянуть. Я корячился с этими столбами, таскал их, перетаскивал, поднимал перекладину на два этих столба, в общем, поработал я в этот день на поднятие тяжести.
Это был второй день, как я уже говорил, в деревне, и оба дня поварешка нас кормила, брала в колхозе по ведру молока! Молоко было вкуснейшее, жирное, настоящее! Коровье, и в неограниченном количестве — ведро на 10 человек! Ну, пей, сколько влезет! Мне голодному студенту было как за счастье! Я отрывался молоком, хотя и подозревал, что этого делать не стоит.
На следующий день, то есть, это уже будет третий день в деревне, и мы разглядели, что старые сгнившие опоры электрической линии стоят на бетонных пасынках и спилить их бензопилой, свалить, не получится. Это было для нас неприятным сюрпризом.
Решили попросить в колхозе трактор и попробовать свалить крайнюю опору, не снимая проводов, чтобы завалить все столбы по деревне. Меня отправили искать трактор в колхозе, договариваться. Нашёл управляющего этим отделением, и он разрешил мне взять трактор. А их в деревне было два штуки ДТ-75. Оба бордового цвета, красивые. И в данный момент они стояли возле домов трактористов, на полях не работали. Пошёл искать тракториста. У кого-то спросил, где можно найти тракториста? Мне показали третий дом от края,
— Скорее всего — он там.
Дом невысокий, маленький, слегка подопревшие брёвна. Дверь выходила на улицу, без палисадника, без забора. Постучался. Несколько голосов разнобой что-то сказали. Я открыл дверь в темноте избушки с одним оконцем, ступеньки опускались вниз сантиметров на 50—60. Пол был земляной. Дощатого пола не было! Пол был засыпан окурками самокруток, какими-то костями, плевками; по полу бегали несколько щенков, несколько поросят и несколько ребятишек. У оконца, как в наших охотничьих избушках, стояла из досок сколоченная столешница. За столом сидело человек пять, сбоку мостились не влезшие еще двое, и два или три стояли в темноте за их спинами. Мужского и женского рода. На столе стояли четыре или пять стаканов с жирными отпечатками грязных рук. Свет шел от оконца через четкие отпечатки и беловатую мутноватую самогонку, налитую в эти стаканы. Ошарашенный всем увиденным, я сбивчиво объяснял, что стройотряд, что…
— Пей, — протянули мне грязный стакан с мутной, вонючей жижей!
Я судорожно передергивал в голове мысли «пить не могу», я вообще не пил спиртного в том возрасте, и в отряде — сухой закон, и из этого грязного стакана…, и…. Если не выпить, скажут: «брезгуешь, сучара» — и не пойдет тракторист, — подведу всю бригаду. Что делать то, как «отмазаться»? Взял в руки грязный стакан, поднёс ко рту, отвернулся от стола, сделал вид, что сделал пару глотков, и поставил стакан на стол. Сказал:
— Спасибо мужики, — и объяснил, что мне надо.
Тракторист парень молодой, года двадцать два, встал, пошёл со мной. Завёл свой красивый трактор, шмыргалкой из кармана, подъехал к столбу, на углу поворота линии, который, казалось мне, быстрее свалится под тяжестью двух пролетов проводов и радиатором кинулся на бетонный пасынок. С первого раза опора устояла! Уехал назад метров на пять, поехал опять «мордой» на столб! Я просто одурел от подобного! Ну каким надо быть идиотом, чтобы радиатором машины наезжать на бетонные препятствия? Или быть очень умным, специально это делать? С третьего раза облицовка продавила радиатор, и тот наехал на вентилятор. Ударил столб пара, из-под капота. Тракторист заглушил двигатель, не отъезжая от опоры, спокойно вылез, и пошёл в третий дом от поворота, допивать свою самогонку. Ошарашенный, раздавленный произошедшим, я пошёл к управляющему. Объяснил, что произошло. Он отправил меня ко второму трактористу. К моему ужасу, второй тракторист сделал тоже самое! Спросил, какую опору надо свалить, сходу, как ехал, ударился «мордой» оранжевого, красивого трактора об указанную мной опору. Пошёл пар из-под капота, затрещало — затарахтело! Он заглушил трактор, пошёл куда-то, по своим делам. А других тракторов в этой деревне не было. В этот день, значит, работа закончилась. После обеда приехали врачи санэпидемстанции, из районного центра читать нам лекцию. То, что они прочитали, у нас в головах не укладывалось. Они объяснили, что восемьдесят процентов людей в данной деревне болеет хроническим сифилисом! Мы тогда считали, что сифилис вообще смертельная болезнь, неизлечимая. Наверно, в то время, так и было?
И сорок процентов жителей этой деревни болеют хронической дизентерией! Неизлечимо. Зачитали по фамильно, с кем не надо вступать ни в какую связь! Нас шокировало и то, что эти врачи не считают за людей жителей этой деревни: по фамильно, поименно, с номерами домов, выдавая медицинскую тайну, и не лечат этих людей. В то же время, меня передёрнуло от того, что я пил из грязного, заразного стакана или хотя бы брал в руки этот стакан, а может быть, даже коснулся губами этого стакана с самогоном, в такой эпедемичной ситуации. И с этой мыслью у меня, наверное, что-то в психике повернулось слегка! К вечеру я стал посещать наш туалет регулярно и на всю ночь. Утром пошёл врачу отрядному, рассказал, что со мной происходит: что начались боли в животе, что ночь просидел в туалете, что брал в руки стакан вместе с местным населением. Она мне дала какие-то таблетки. Вечером поинтересовалась, как у меня дела. Дела не пошли на лад. А к утру у меня началось покрываться тело волдырями и неистово чесаться. Врач без анализов ничего не может сказать. Она меня выписывает из стройотряда и отправляет в город, в студенческий городок, нашу поликлинику, студенческую.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Ангел «Большого Порога»» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других