Вера Монастырская и Катя Небылица – подруги с детства. Вера в течение своей жизни переживёт много приключений. В поисках личного счастья она отобьёт у Кати мужа. Но дружба между героинями сохранится. Катя решится на необыкновенный шаг, что потрясёт Веру и изменит её жизнь. В романе Галины Мамыко «Монастырские» проходит жизнь поколений и судеб человеческих. Автор приглашает читателя заглянуть вместе с героями не только в прошлое, но и за завесу будущих времён. Герои ищут себя, оступаются, попадают в жизненные ловушки, вновь устремляются к поиску того лучшего, что так хочется найти в первую очередь внутри самого себя и поделиться с другими. За внешними буднями стоит главное: внутренний мир человека, его духовные ценности, устремлённость к добру и свету, несмотря ни на какие пропасти и бездны на жизненном пути.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Монастырские предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Мечта Анны Владимировны Монастырской (в девичестве — Болезненной)
/рассказ Кати Небылицы /
— Отче наш, иже еси на небесех…
— Отче‑отче… Не надоело? Ложись. Ночь. Ни твоему «Отче» спать не даёшь, ни мне.
Анна прислушивается. Шарканье, шаги, стук дверей…
Она возвращается к бормотанию.
Муж заглядывает в комнату:
— Анька. Одурела? Говорю, спи, ночь ещё.
Она задувает лампадку. Уходит к кровати и, не снимая байковый халат, ложится. Муж смотрит, как она укрывается, как подталкивает под бока одеяло.
— И чего я в тебе нашёл?
Она молчит.
— А то, может, пустишь к себе? Вдвоем‑то получше… А?
Анна показывает из‑под одеяла дулю.
— Вот‑вот, я ж и говорю, ничего в тебе нет. А ты ещё спрашиваешь, почему молодых ищу, — говорит муж.
Она приподнимается на локоть, хочет что‑то сказать. Вспоминает, что собралась причащаться. Укрывается с головой, бормочет: «Господи, помилуй».
— Прокурор тебя помилует, — говорит муж и уходит.
Она прислушивается.
Слышен скрип кровати — ага, укладывается…
Послышался храп — ну, наконец-то.
Она зажигает свет. Встаёт на молитву.
После молитв достает из серванта бутыль. На бутыле клейкой лентой прикреплена бумажка. На бумажке от руки написано крупными печатными буквами: «Крещенская вода». Рядом нарисован крестик. Из холщового мешочка вынимает кропило. Кропит святой водой себя, комнату. Снимает тапочки, на цыпочках босиком крадётся в зал. Кропит книжный шкаф.
— Молоко‑о‑о! — доносится с улицы.
Анна идёт в мужнину комнату. Закрывает форточку. Муж спит, накрыв голову подушкой.
Она бросает взгляд на часы. Пора выходить…
— Владимировна! Молоко‑то, а? Утреннее, парное!
Анна кланяется в ответ, прикладывает палец к губам. Слышно, как шебуршит ветер в сухих листьях.
— Не, молчать нельзя, — говорит молочник. — Я так и молоко не продам, если молчком стоять. А ты почему ничего не покупаешь? Опять пост, что ли? Ваши посты церковные: сплошные убытки. Сергею хоть возьми, ему же в церкву не надо!
Она уходит. Голос за спиной всё тише.
Идёт мелкими старушечьими шажками, пришёптывает: «Господи, помилуй!»
В церкви сумрак. Шорохи, шелест. На скамьях вдоль стен несколько женщин молча ожидают начала службы. Мужчина в дорогом нарядном костюме, при галстуке, быстрым шагом прошёл, приложился к иконам, поставил три толстых свечи, поклонился, так же быстро ушёл. Слышится перезвон, дьякон готовится кадить, сейчас выйдет. Молодая высокая девица в черном казённом фартуке ходит между подсвечниками, зажигает с вечера оставленные свечи. Зевает, крестит рот, поправляет съехавшую на глаза косынку. Собираются певчие. Юноша‑чтец в центре храма разложил на аналое богослужебные книги, зажёг настольную лампу.
К группке исповедников направляется священник с Евангелием и медным крестом в руках.
Перешёптывания затихают.
— Согрешила многословием, осуждением, гордостью… — громко зачитывает с заранее приготовленной записки старуха в наутюженной длинной юбке, волосы спрятаны под белой косынкой, на ногах носки толстые, шерстяные, и домашние тапочки с задниками, поверх тапочек блестящие калоши.
— Тугая на уши, себя не слышу, — поясняет старуха
Анна старается не вникать. Но услышанное о чужих грехах мешает. Мысли тут как тут.
Борьба с помыслами — дело трудное. Только зазеваешься, как дурную мысль и проворонишь.
Со священником Анна говорит о наболевшем.
— Муж на партийных должностях был. Дома шкаф — в книгах Ленина, Маркса. Не могу его уговорить выкинуть.
— Помолитесь усердно — Бог вразумит.
— Мне бы и от вас совета какого, батюшка.
— Старайтесь покрывать всё любовью. Со смирением подобает относиться к немощам ближних.
Идёт ставить свечи. Размышляет. Озадачена. Конкретно о книгах духовник так ничего и не сказал.
После службы Анна Владимировная дожидается приятельницу:
— Наталья Ивановна, вместе пойдём домой?
За церковной оградой, перекрестившись, идут под руку, не спеша. Людей мало. Колокола отзвонили. Тихо. Две нищенки у ворот. Проезжая часть дороги пока без машин. Дворники в оранжевых фартуках метут листья.
На пустых перекрёстках женщины смотрят на светофор.
— Наталья Ивановна, что‑то вас давно не вижу на службах. Домой по вечерам мне одной несподручно возвращаться.
— Да я, Анна Владимировна, по работе загружена.
— Что, в школах и по вечерам уроки идут?
— Тетради проверять надо.
— Вы вот человек грамотный, с образованием. Вас мой муж уважает. Он вас послушает, Наталья Ивановна.
— О чем вы, Анна Владимировна?
— Просьба. Загляните в гости. Минут на десять. Что ж мы вместе из церквы ходим, а у меня ни разу не были. Чая попьём. Да заодно проблему одну поможете решить. У меня муж не хочет от Ленина‑Маркса избавиться. А книжек этих — до потолка. За всю жизнь накопил. На Ильича молится. Над кроватью — Ленин со Сталиным в рамах позолоченных.
— А вы, Анна Владимировна, тоже раньше коммунисткой были, пока не уверовали?
— Упаси Бог! Мама нас в благочестии растила, по псалтыри азбуку учили, в церковь родители брали с собой.
— А как же вас угораздило за коммуниста выйти?
— Так Господь рассудил. На всё Его воля.
— И что, муж разрешал вам в церковь ходить?
— А что ему. Ему было некогда. По партийным собраниям ездил до ночи, всю область исколесил. Он ведь у меня шишкой служил.
— Но он знал, что вы верующая?
— А куда ему деваться. Знал, конечно.
— И иконы в доме были?
— И иконы были, и лампадка. Всё, как положено. А вот сына, Богдана, приучить к церкви так и не удалось. Дурной пример отца‑атеиста перевесил.
— Так что от меня требуется?
— Когда зайдёте — начните издалека, как здоровье, как дела, как живёте… Слово за слово. Оглядитесь: «О, сколько у вас книг. Да что же это за книги такие?». Приглядитесь, да и скажите ему: «Неужели вам не страшно?». Мой муж, конечно, заинтересуется, почему это ему должно быть страшно. А вы, человек образованный, дайте пояснение. Слышала, мол, по радио, учёные проводили исследования: нахождение в доме книг, подобных трудам Ленина, действует негативно на психику человека, а самое главное — угнетает половую систему. Энергетика плохая.
— Зачем такое говорить, Анна Владимировна, родненькая?!
— Муж мой всю жизнь погуливал. И по сей день как жеребец. Сколько с ним навидалась! Приходилось в своём доме с чужой бабы снимать.
— Анна Владимировна, это как бы не моё дело, а книги здесь при чём?
— Так он больше всего на свете боится потерять мужскую силу.
— Ой, шутите, наверное. Ему уже о‑го сколько лет!
— И что с того. А ему хоть тресни. А если знающий человек скажет, что книги коммунистические из-за плохой энергетики могут лишить потенции — то, я уверена, испугается ещё как! Тут мы их и вынесем на свалку. Дышать легче станет.
— Неудобно мне в этом участвовать. Давайте так: если батюшка благословит, тогда и поговорим. Возьмите сначала благословение.
— Какое ещё благословение! Батюшку дёргать!
— А вот мы уже и пришли. Ну, до свидания, Анна Владимировна.
— Так что, ничего и не решили?
Приятельница машет в знак прощания.
Дома всё так же, как и до ухода в церковь. Тихо, и только храп мужа.
Анна читает благодарственные молитвы после Причастия.
За завтраком говорит:
— Сергей, ты вот что, ко мне больше в постель не лезь.
— Это ещё почему?
— Надо повенчаться сначала.
— Одной ногой в гробу, а она… Анька, ты в своём уме, курица безмозглая! Какое венчание ещё?!
— Поэтому и говорю. Пусть я курица, но или венчание организуем — или семейное ложе пойдёт на свалку. Не хотел ты, Сергей, многими десятилетиями по‑божески жить, так хоть сейчас, в конце жизненного пути, одумайся. Как к Богу пойдём? Что скажем?
— Ну, какой Бог в гробу?
— Умрёшь, вспомнишь мои слова. Как душа прилетит к Богу, так и узнаешь, что почём. Тело твоё в гробу останется, а душу Бог в ад пошлёт, к блудникам. А я не хочу туда. Уже сколько твержу: в не венчанном браке — это равнозначно тому, что в блуде.
— Так ты, значит, действительно всерьёз. Ох, насмешила… Ну, повенчаемся, а потом что? Неужто изменится что‑то? Какой смысл? А ежели тебя одной мне не хватает?
— Тьфу!… Пока не повенчаемся, в постель не пущу. Хватит, что по несколько раз с меня не слазил за ночь.
Муж смеётся. Уходит к телевизору.
Ночью скребётся.
— Нет! — говорит Анна.
— Открой. Напридумывала — ишь, на запоры позакрывалась. Или разлюбила, дура?
Она демонстративно подхрапывает. Муж чертыхается. Включает на полную телевизор. Анна затыкает уши ватой. Повторяет Иисусову молитву. Дремлет.
Через две недели муж даёт Анне согласие:
— Но чтобы ни один из наших коммунистов не узнал.
— А я думала, они перемёрли.
— Не важно. Чтобы никто не пронюхал.
На венчание он надел белую рубашку, парадный костюм с юбилейной медалью Ленина. В церкви, как и пообещал старикам настоятель, — пусто. Дверь за ними на замок закрыли.
После венчания шли по городу под руку.
Сергей ущипнул Анну:
— А теперь обещанная ночь молодожёнов!
Но вышло не так, как хотелось Сергею Поликарповичу. Вместо супружеского ложа на больничной койке оказался. А случилось вот что.
Поругался Сергей Поликарпович с женой за праздничным ужином: на идеологической почве — из‑за Ленина со Сталиным.
Анна потребовала убрать портреты партийных богов из мужниной спальни, и вдобавок очередной ультиматум выдвинула.
— Мы как никак — обвенчанные! А это с атеистическим коммунизмом несовместимо. Иначе, — говорит, — никакой «ночи молодожёнов».
— Ну, ты и язва, — возмутился Сергей Поликарпович. — Всё тебе мало. Прямо старуха из «разбитого корыта».
Так рассердился, ну прямо не знал, чем досадить. А тут под рукой керогаз горит. Керогаз хороший, Сергей Поликарпович в своё время с ним принципиально расставаться не пожелал, вопреки прогрессу и газификации страны. Для Сергея Поликарповича керогаз — это память о советском прошлом. Можно сказать, память о Сталине. Государственная реликвия семейного масштаба.
Так вот, эту самую реликвию он с пылу‑жару в приступе гнева себе на голову и напялил. А ведь мог и жене! Но, получается, пожалел жену. А у самого, вон, волосы и уши обгорели.
Ходит жена к нему в больницу. И по два, и по три раза в день приходит. Сидит возле обмотанного бинтами жалостливая, притихшая такая. Виноватая. Сергей доволен. Вот знал бы раньше, как жену заставить себя любить, так и два керогаза на голову нацепил.
— А Бог где? — спрашивает врача Сергей.
— Не обращайте внимания, — пояснил врач Анне. — Это от уколов. Мы ему морфий укололи.
— А Бог ушёл уже что ли? — в голосе больного удивление.
Забылся.
Анна прилегла рядышком на сдвинутых стульях. Размышляет. И чего это Сергей про Бога заговорил? Уж не знаменье ли ему было?
Жизнь в больнице интересная. Но тяжёлая. С одной стороны — люди друг другу рассказывают истории. Анекдотами обмениваются. Смеются. А с другой стороны — дух больничный, казённый, запахи неприятные, стоны. А то и мертвеца под простынёй на каталке через коридор прогонят. Сергей посматривает по сторонам, молчит. Мысли у него о своём. Случилось с ним такое…
Увидел отца с матерью. «Вы же умерли», — удивляется Сергей. «А у Бога все живы». — «Где же Он, Бог‑то?» И сверху, слышит, Голос в ответ: «Сергей. Бог есть. Больше не греши».
«Дал Господь срок образумиться», — думает Анна.
Выписали Сергея.
Домой приехали, он первым делом на стул в прихожей сел для передышки, говорит жене:
— Слышь, Ань. Ты, может, собрала бы все эти собрания сочинений, да на мусорку.…
— Чего это вдруг? Иди хоть, приляг.
— И портреты вождей туда же.
— Да уже давеча всё сделано. Макулатурщиков вызвала, они и забрали.
Он пошёл, придерживаясь за стенку. Возле шкафов книжных остановился, сказал, разглядывая опустевшие полки:
— И поспрашивай у соседей, может, кому телек требуется, так пусть мой забирают.
— Уж не помирать ли ты собрался?
— Ага, как же. У меня жизнь только начинается!
Конец рассказа Кати Небылицы об Анне Монастырской
+ + +
Что касается бабушки и дедушки по материнской линии — сказать могу вот что.
С 1923 по 1933 годы Иван Николаевич Боголюбов десять лет отсидел в лагерях за то, что воевал на стороне белых. Елизавете Петровне за вину мужа тоже пришлось пробыть в ссылке десять лет. В 1933 году они вернулись в родной город, который для них по‑прежнему оставался Нижним Новгородом, а новое название они не желали и слышать.
В 1934 году родилась Ольга — моя мать. А через три года, в тридцать седьмом, родителей по доносу соседей судила тройка НКВД. В доносе Боголюбовым припомнили также и их нелюбовь к советскому переименованию города. Судьба их была решена в течение трёх дней. Боголюбовых расстреляли, их жильё в качестве награды за бдительность передали в распоряжение доносчиков‑соседей, а трёхлетнюю дочь врагов народа определили в детский дом.
Обитатели детского дома вне уроков проходили азбуку жизни. К шестнадцати годам моя мама научилась курить махорку, плясать с распущенными волосами, ходить на демонстрации в алой косынке, зажиматься с мальчиками. Это называлось «свобода, равенство, братство».
Поженились мои родители в 1957 году, Ольге Ивановне было 23 года, Богдану Сергеевичу — 24. Оба — выпускники пединститута иностранных языков. Через год на свет появились мы с братом.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Монастырские предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других