Виолончелистка с мировым именем Ксения Аверинцева покупает квартиру с видом на канал Грибоедова. Узнав об этом, ее бабка умирает от сердечного приступа. По роковому совпадению, она жила в той старой квартире и была подозреваемой по так и не раскрытому делу. Но Ксения не может поверить, что ее бабушка – убийца. Она просит Марию Каравай о помощи, и та соглашается. Постепенно разгадывая секреты жителей коммуналки, Маша с Ксенией приближаются к главной тайне, смертельно опасной и для ныне живущих. История, начавшаяся как любительское архивное расследование, превращается в остросюжетный триллер. Скрываясь в лабиринтах питерских дворов и на старых фортах близ Кронштадта от преследующего ее убийцы, Мария Каравай пытается по крупицам отыскать затерянную во времени информацию…
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тени старой квартиры предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Валера. 1959 г.
«Во Дворце пионеров имени А. А. Жданова свыше 11 тысяч детей занимаются в 702 технических, художественных, музыкальных, хоровых и спортивных кружках».
«Красивая пара», — сказал папка про «хрузин», как их называет мама — как выплевывает. Худшие у нее «явреи», но грузины ей тоже — не очень. «Грубо выражаясь, мягко говоря», — добавляет про себя Лерка любимое папино выражение.
Лерка смотрит через занавески на новую соседку — как она к мамке в доверие пытается влезть: ему штаны справила, мамке — юбку расширила. Мама у него красивая, папа говорит — «все на месте», большая. Глаза, правда, — пытался он быть объективным, — маленькие. Ну, и усы, конечно. Все мальчишки над ним во дворе потешаются: что, Лерка, как вырастешь, такие же усы будут, как у мамки? Лерка в ответку с ними ни с кем не делится, когда выходит во двор со съестным — мамка то и дело ему то бутерброд сунет, то пирожное. Папка из магазина каждый день за пазухой приносит, называет это «толькодлясвоих», мама — дефицит. «Сорок-сорок сорокни!» — кружат вокруг него вечно голодные пацаны, кожа да кости. Сорокни — значит, поделись. Но Лерка только побыстрее засовывает кусок в рот, вытирает толстые масляные пальцы о растянутую вязаную кофту. Поняв, что им ничего не достанется, дворовые кричат:
«Жиро-мясо-комбинат, пром-сосиски-лимонад!»
И отстают. Но чуть-чуть презирают и отправляют водить: в пятнашки — водить, в прятки — водить, в двенадцать палочек — тоже. Ударит Витька по палочкам — и беги их, собирай! Или в выбивалу — вечно Лерку выбить норовят. Он — простая мишень. Крупная. Или за фрица играть — если в «войнушку». Фрицем быть никто не хочет. А на рыбалку или на чердак полазать никогда не зовут. Один Колька Лоскудов с ним дружит, потому что сосед, деться некуда, — понимает с легкой грустью Лерка. Брат вчерась Кольке фотоаппарат подарил — «Любитель 2». Лерка аж затрясся весь от зависти: у него фотоаппарата не было. А спроси — зачем он тебе сдался? Не ответит. Только знает: ему нужно все самое лучшее.
— Ты ж очкарик, — важно сплевывает Лерка в дворовую пыль — они сидят на лавке рядом с дровяными сараями. — Какой из тебя фотограф?
Колька опускает близорукие глаза. А Лерка, довольный, его добивает:
— В объектив надо видеть все хорошо, а то государство тебя обучит, а ты ослепнешь, вот будет номер!
— Все равно пойду, — глядя в пыль, говорит Колька. — Во Дворце пионеров кружок есть, фотолюбителей. По четвергам занимаются.
— Я с тобой, — вскакивает Лерка.
— Тебе ж это разве интересно?
— Я за компанию, — Лерка смотрит на него выжидающе. Он во Дворце был уже — на кружке по машиностроению. Но ушел — скучно стало. Пнул ногой щепку. — Ну чего, идем?
Вот странно как: Невский проспект близок, а они туда реже бегают, чем в порт на Ваське. Так на Невском что смотреть? Ну, «Елисеевский» с огроменными люстрами из хрусталя, «Всем попробовать пора бы, как вкусны и нежны крабы» — эти крабы, «Chatka», тут же в банках, составленных высоченной пирамидой, и две бочки с черной икрой — гадость жуткая. Не подойти — дороговизна! Конфеты карамельки — по 700 рублей! Колька, конечно, замирает с открытым ртом. А Лерка тянет его к переходу — на другой стороне играет в саду отдыха джаз-банд, написано: под управлением Изи Атласа. Там публика уже пришла на концерт Райкина. Они с Колькой на секунду тормозят перед киноафишей: двое — мужчина и женщина — впились друг в друга почему-то синими губами. И это — кино? Лерка с Колькой переглядываются: кому такое вообще может быть интересно? То ли дело — «Судьба человека» Бондарчука! Папка его обещал сводить. Про войну. Тут он вспомнил, что слышал сегодня ночью, и замедлил шаг.
— Ты чего? — удивляется Колька. На секунду Лерке захотелось все рассказать, прямо тут, выплеснуть тот ужас, который он испытал, услышав знакомый и одновременно совсем чужой голос, перекрываемый богатырским отцовским храпом. «Шварц айзен адлер, — говорил голос. — Айзен адлер…» Лерка в темноте покрылся холодным потом, зажмурил глаза. Это было похоже на самую страшную сказку, где красавица внезапно превращается в чудовище. Хотя нет, еще страшнее, потому что какая красавица может быть ближе и дороже, чем своя мама? И с утра, вглядываясь в родное лицо, он пытался понять, не приснилось ли ему все. А если не приснилось, то что с этим делать — куда бежать? К отцу? Или сразу в милицию? Лерка сглотнул, прикрыл глаза — будто спрятался от реальности, чтобы не думать, не решать здесь и сейчас.
— Идем, что ли? — тычет его в бок Колька. Он волнуется, боится опоздать.
Они проходят через торжественный вход в Аничков дворец, долго изучают доску с перечнем кружков — их тут видимо-невидимо. А Колька — даром что очкарик — сразу видит «Фотодело» и дергает Лерку за локоть: поторопись!
Домой возвращаются в прямо противоположном настроении: Лерка мрачно пинает вдоль набережной жестянку, Колька — сияет, что твой медный грош. Его взяли в кружок! Сказали: близорукость может делу даже помочь — близорукий видит то, что другие не видят, а это, мол, для фотографа самое главное. Длинный, как жердь, руководитель секции показал ребятам несколько фото, попросил выбрать, что нравится. Лерка выбрал цветные фото из «Огонька». А Колька — фигню какую-то: черно-белые лица колхозников, деревню с лошадью в тумане. Длинный тут как обрадуется! Что-то залопотал о перспективе и равновесии, Лерка ничего не понял. И Колька, он уверен, тоже не понял. Но кивал большой головой, как болванчик. А на самого Лерку жердявый после даже не взглянул, и Лерке стало обидно. Не столько из-за фотографий, столько из-за того, что и ему хотелось так же сиять, как Колька…
— Тебе тоже нужно в какой-нибудь кружок записаться! — говорит Колька, будто подслушал его мысли.
— Вот еще, дурака нашел! — начинает Лерка, и вдруг взгляд его падает на киоск «Союзпечати»: на стеклянной стенке выставлены новые марки. — Я марки собирать буду! — заявляет он.
— Филателистом станешь? — уважительно смотрит на него Колька.
И Лерка повторяет, с удовольствием пробуя сложное слово на вкус: фи-ла-те-лист. Да.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тени старой квартиры предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других