1. Книги
  2. Документальная литература
  3. Е. А. Грановский

Флот и Фолкленды. Схватка за острова. История Англо-аргентинского военного конфликта 1982 года

Е. А. Грановский
Обложка книги

В апреле — июне 1982 года внимание военных специалистов и мировой общественности оказалось приковано к Южной Атлантике, где развернулось вооруженное противостояние между Аргентиной и Великобританией в борьбе за Фолклендские (Мальвинские) острова. В книге освещаются события Англо-аргентинского военного конфликта в фокусе действий военно-морских сил и применения авиации над морем.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Флот и Фолкленды. Схватка за острова. История Англо-аргентинского военного конфликта 1982 года» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Блестящая ретирада аргентинского авианосца

Заключительным аккордом в истории неудавшегося боевого столкновения главных сил флотов в Фолклендской войне стал многодневный отход аргентинской авианосной группы в Пуэрто-Бельграно. По получении в пять часов утра 2 мая приказа командующего на ТВД Южная Атлантика вице-адмирала Ломбардо к общему отступлению на исходные позиции оперативная группа 79.1 под флагом контр-адмирала Гуальтера Альяры уходила на WNW, затем в течение дня 3 мая следовала на SW и вечером укрылась в прибрежных водах южнее Пуэрто-Десеадо. А после принятия командованием ВМФ решения убрать авианосец и весь надводный флот подальше от Мальвин, чтобы он не разделил злосчастной судьбы крейсера «Генерал Бельграно», ею был совершен переход вдоль аргентинских берегов на север, к заливу Баия-Бланка. Но как сформулировал, впрочем, совсем по другому поводу, аргентинский писатель Хулио Кортасар, «если бежать от вражеских пуль, то крепости не возьмешь». Если в несостоявшемся морском сражении у аргентинского флота был малый шанс вывести из строя один из британских авианосцев, что могло по определению Сэнди Вудворда «стать фатальным» для всей операции «Корпорейт», то теперь оставалось радоваться тому, что все целы. Однако до спасительного порта нужно было еще дойти.

Потопление крейсера «Генерал Бельграно» заставило всех, кто находился на борту авианосца «25 мая», осознать, что война — это по-настоящему, и то же самое в любой момент может произойти и с их кораблем. Обычно исключительно чистоплотные и по два раза на дню принимавшие душ аргентинские офицеры стали избегать пользоваться душевой, чтобы не оказаться застигнутым нагишом при торпедном попадании, а правила ношения спасательных жилетов, ранее игнорировавшиеся, начали усердно соблюдаться, некоторые не снимали спасжилетов даже на время сна, другие старались проводить свободное от вахты время поближе к боевым постам, прикорнув где-нибудь в закутке, лишь бы не отправляться в свои каюты и кубрики на нижней палубе.

Как высказался коммандер Роджер Лейн-Нотт, командир АПЛ «Сплендид»: «Чего мы не знали, какой ужас аргентинцы испытывали перед атомными подводными лодками. Они создали атмосферу гораздо более драматичную, чем было на самом деле». Его субмарина продолжала начатый ею еще в 20-х числах апреля, но долго остававшийся безрезультатным поиск аргентинского авианосца, руководствуясь сообщаемыми из Нортвуда разведывательными данными, которые вечером 4 апреля привели ее в район Пуэрто-Десеадо. Под рукой у вице-адмирала Херберта имелась еще одна АПЛ, «Спартан» (коммандер Дж. Б. Тейлор), занимавшая позицию примерно в 150 милях NNW о. Западный Фолкленд. Мы помним, что принятая британцами система использования подводных сил не допускала действий сразу двух лодок в одном районе, дабы исключить возможность удара по своим. Каждые четыре часа субмарины подробно докладывали обстановку в штаб в Нортвуд и получали оттуда указания по спутниковому каналу связи, для чего им требовалось всплыть на перископную глубину и оставаться в таком положении 20—30 минут. В эти моменты они становились уязвимы для аргентинских сил ПЛО.

Для осуществления противолодочной обороны в составе авиагруппы «25 мая» имелось четыре самолета «Треккер» и два вертолета SH-3 «Си Кинг» противолодочной и 2-й вертолетной эскадрилий авиации ВМФ Аргентины, командиры эскадрилий — капитаны 3 ранга Э. А. Скаре и Н. И. Барро. На них ложилась основная тяжесть защиты авианосца от подводной угрозы, и в то же время представилась возможность проявить себя, выйдя из тени оказавшихся теперь не у дел «Скайхоков» истребительно-штурмовой эскадрильи. Кроме того, на авианосце было два вертолета «Алуэтт III», а на эсминцах Тип 42 базировалось два WG-13 «Линкс» из состава 1-й вертолетной эскадрильи, но за неимением противолодочного поискового оборудования они использовались для выполнения транспортных и спасательных задач.

Шесть палубных противолодочных самолетов S-2E «Треккер» (бортовые номера от 2-AS-21 до 2-AS-26) были приобретены Аргентиной в 1978 году из наличия ВМС США — последняя крупная покупка военной техники до введения американцами эмбарго. К 1982 году уже ощущался дефицит запчастей, тем не менее пять из шести самолетов стараниями инженерно-технического состава эскадрильи находились в строю. Четыре из них базировались на борту авианосца.

Конструктивно самолет представляет собой цельнометаллический высокоплан с двумя поршневыми двигателями Райт R-1820-82WA «Циклон», классическим хвостовым оперением и большим грузовым отсеком, вмещавшим поисковое оборудование и вооружение; кабина пилотов, как положено, в носовой части, доступ через дверь в левом борту. Экипаж «Треккера» состоял из четырех человек: два пилота, оператор БРЛС, оператор гидроакустической системы. В состав бортового оборудования входили навигационная система «Омега» GNS-500, поисковая радиолокационная станция AN/APS-88A, радиогидроакустический комплекс системы «Джезебел», включавший сбрасываемые РГБ, приемник сигналов AN/ARR-52A и устройство обработки данных AQA-4A, аппаратура радиотехнической разведки AN/ALD-2B и TLA-7L332, магнитный обнаружитель AN/ASQ-10A. По меркам НАТО это оборудование являлось устаревшим, однако существенно превосходило то, чем были оснащены «Треккеры» S-2A предыдущего поколения, эксплуатировавшиеся аргентинским флотом с 1962 года. Так что в эскадрилье по отношению к этому самолету даже бытовал эпитет «летающая лаборатория».

Главным средством обнаружения подводных лодок являлись одноразовые радиогидроакустические буи. Они размещались горизонтально в хвостовых частях обеих мотогондол самолета в специальных гнездах — по шестнадцать в каждой. Устройство обработки акустических сигналов AQA-4A могло анализировать информацию с 31 РГБ, в т. ч. с четырех одновременно, и позволяло улавливать низкочастотные подводные шумы, не различимые человеческим ухом, с выводом данных посредством светолучевого самописца на фотобумагу. Гидроакустические буи использовались пассивные ненаправленного действия — SSQ-41A (производство США), SSQ-527A (Канада) или DSTV4 L/M (Франция)33. По опыту применения ВМС НАТО на противолодочных рубежах в Северной Атлантике и в Средиземном море при умелом использовании эти РГБ могли быть эффективным средством обнаружения подводных лодок.

Бортовая РЛС AN/APS-88A, работавшая в X-диапазоне радиочастот, согласно спецификации, позволяла обнаруживать крупные надводные цели на дальности до 240 морских миль, малые надводные цели — до 90 миль, устройство РДП — до 25 миль. Фактически дальность обнаружения кораблей класса «эсминец — фрегат» не превышала 70 морских миль. Антенна РЛС находилась в выдвижном подфюзеляжном цилиндрическом обтекателе. Магнитометр располагался в хвостовой части. Для уменьшения помех от собственного магнитного поля самолета он был снабжен выдвижной штангой длиной 4,8 м. Дальность действия зависела от величины цели, но не превышала трехсот метров. Поэтому данное средство обнаружения подводных лодок рассматривалось как вспомогательное, в частности, использовалось для уточнения местоположения цели перед атакой.

Для поражения подводных лодок предназначались акустические торпеды и глубинные бомбы. Две акустические противолодочные электроторпеды Mk.44 mod.1 калибра 234 мм размещались в бомбоотсеке. Основные ТТХ: скорость — 30 уз, дальность хода — 5,5 км, глубина — 15—300 м. Сброс торпеды осуществлялся с 100—300 метров, она была снабжена небольшим тормозным парашютом. Очутившись в воде, торпеда начинала поиск цели с помощью активной системы самонаведения, двигаясь по спиралевидной траектории и меняя глубину от 50 м до предустановленного нижнего предела поиска. Вследствие сравнительно невысокой скорости, ограниченной дальности и глубины хода, а также невысоких качеств гидролокатора, поразить ею современную атомную субмарину в открытом море было трудно, однако при применении на мелководье появлялись шансы на успех. В США торпеда Mk.44 снята с вооружения в 1967 году, уступив место более совершенной Mk.46. На внешней подвеске «Треккеры» могли нести глубинные бомбы и неуправляемые ракеты. Использовалось два типа ГБ: американские Mk.54 mod.2 и BASA национального производства, обе калибром 350 фунтов (159 кг).

Имея практическую дальность 2170 км, «Треккер» мог патрулировать девять часов с крейсерской скоростью 240 км/ч. Фактическая продолжительность вылетов, осуществляемых самолетами противолодочной эскадрильи авианосца «25 мая», не превышала шести часов.

Вертолеты «Си Кинг» 2-й вертолетной эскадрильи были приобретены по контракту с компанией Сикорски — четыре в 1972 году и еще один в 1976-м. Экспортная модель S-61D-4 являлась аналогом противолодочной модификации SH-3D, стоявшей на вооружении ВМФ США. В Аргентине эти машины именовались «SH-3» или просто «H-3» и носили номера от 2-H-231 до 2-H-235. Данный вертолет построен по одновинтовой схеме с рулевым винтом. Два газотурбинных двигателя Дженерал электрик T58-GE-10 установлены над средней частью фюзеляжа. В передней и средней частях фюзеляжа расположены соответственно кабина пилотов и грузовая кабина, в которой размещались рабочие места штурмана, оператора ГАС и поисковое оборудование. Основным средством обнаружения подводных целей являлась опускаемая гидроакустическая станция Бендикс AN/AQS-13B, дополнительным — магнитный обнаружитель, а противолодочным оружием — торпеды Mk.44 и глубинные бомбы.

Дефицит запчастей, вследствие американского эмбарго на поставку ВВТ, отрицательно сказывался на боеготовности. Несмотря на то, что часть необходимого удалось купить обходным путем через частные фирмы, в 1981 году в исправном состоянии находился только один «Си Кинг». Перед началом военных действий самоотверженными усилиями удалось вернуть в строй еще один вертолет. На авианосце базировались «Си Кинги» №2-H-231 и 2-H-234. Малочисленность и плохое техническое состояние матчасти вертолетной эскадрильи являлись, пожалуй, наиболее слабым местом аргентинской противолодочной обороны. Для патрулирования в ближней зоне ПЛО требовалось постоянно иметь в воздухе хотя бы два «Си Кинга», тогда как аргентинцы оказались не в состоянии обеспечить непрерывного дежурства даже одним вертолетом. Вместо этого SH-3 дежурили на палубе. Другой проблемой были значительные лакуны в противолодочной подготовке экипажей из-за недостаточного налета и постоянного отвлечения для выполнения других задач, прежде всего транспортных и поисково-спасательных.

Охранение авианосца осуществляли эсминцы УРО «Сантисима Тринидад» и «Эркулес» британского типа 42, располагавшиеся на флангах противолодочного ордера, и «Комодоро Пи» типа «Гиринг», прошедший в 1962 году модернизацию по программе FRAM и обладавший, несмотря на свой солидный возраст, наиболее дальнодействующим сонаром34, — во главе аргентинского походного ордера. Однако поскольку эсминцам приходилось отлучаться для приема топлива с танкера «Пунта Меданос», нередко авианосец оставался в охранении только двух, а порою даже одного корабля эскорта.

Однако главной противолодочной «фишкой» командования ВМФ Аргентины было использование мелководья, под которым понимались водные районы с глубинами менее ста метров. Расчет строился на том, что малые глубины вблизи от своих берегов и в зал. Сан-Хорхе сводят на нет преимущества атомных субмарин противника и делают их легкой добычей для сил ПЛО. Во-первых, атомная подводная лодка довольно неповоротлива и инертна, поэтому для маневрирования на большой скорости без риска столкновения с дном нуждается в больших глубинах. Во-вторых, двигаясь в приповерхностном слое воды, она оставляет хорошо видимый с воздуха кильватерный след. В-третьих, условия мелководья в значительной мере компенсировали бы недостатки устаревших противолодочных торпед Mk.44. Считалось, что британские подводники не решатся атаковать там, где недостаточно глубоко, поэтому вместо стремительного отхода на север GT 79.1 неспешно следовала вдоль материкового побережья. Эта тактика сработала, но довольно неожиданным образом. Как показал опыт, малые глубины сами по себе не гарантировали безопасности: в районе Пуэрто-Десеадо — мыс Бланко, где произошла встреча с АПЛ «Сплендид», до дна было не больше 80 метров. В то же время привязанность аргентинских моряков к прибрежному мелководью означала, что большую часть своего пути группа авианосца «25 мая» проделала, находясь в 12-мильных территориальных водах Аргентины, где командирам британских подводных лодок запрещалось применять оружие. Таким образом, противоборство между британскими подводниками и аргентинскими противолодочниками было по-своему «нечестным» с обеих сторон, с британской — ввиду значительного технического превосходства новейшей атомной субмарины, с аргентинской — потому что авианосец оставался заведомо недосягаемым для атак, тогда как сам имел возможность неограниченно производить поиск и наносить удары с воздуха.

Основными способами обнаружения подводных лодок самолетами «Треккер» были радиолокационный поиск и постановка барьеров из радиогидроакустических буев. Не имея технической возможности контролировать сразу все РГБ, бортоператор переключался между ними каждые 15 минут. Противолодочные вылеты осуществлялись как днем, так и ночью, что уже само по себе было для аргентинцев достижением. Мы помним, что аргентинские палубные штурмовики «Скайхок» могли действовать только в светлое время суток. А утром 4 мая капитан-лейтенанту Хуану Мембране пришлось сажать свой «Треккер» в условиях темноты и сильного тумана, и летчик блестяще справился с этой трудной задачей, правда, со второго захода и только после того, как авианосец на время включил все огни. Однако в отношении интенсивности проводимого поиска большого рвения проявлено не было. В течение 3—8 мая противолодочная эскадрилья «Бентисинко де Мажо» совершала для решения противолодочных задач по два-три вылета ежесуточно, а длительность патрулирования в воздухе сильно недотягивала до максимально возможной (см. таблицу). И результат получился достаточно логичным — ни одного реального обнаружения и четыре воздушные атаки, все по ложным целям. Впрочем, он в значительной мере соответствовал и сложившемуся на тот период общему балансу в состязании подводных лодок и сил ПЛО, в котором первенство было не за противолодочниками.

Больше всего вылетов было осуществлено 4 мая: в дополнение к трем противолодочным еще два на розыски авизо «Альферес Собраль». Также для участия в развернувшейся поисково-спасательной операции убыл эсминец «Комодоро Пи».

Подводная лодка «Сплендид» в 00:30 (03:30Z) 4 мая установила гидроакустический контакт на дальности 15 морских миль с одной крупной и тремя малыми целями, следующими северным курсом, которыми, несомненно, являлись авианосец «25 мая» и его эскорт, недалеко от Пуэрто-Десеадо, тем самым увенчав долгие поиски. Однако выйти в атаку мешали два обстоятельства: во-первых, запрет атаковать в аргентинских территориальных водах, во-вторых, сильный ночной туман. «Видимость не превышала десяти ярдов». Цель было невозможно рассмотреть в перископ, тогда как правила применения оружия требовали четкого визуального опознавания.

Лодка продолжала преследование, двигаясь в северном направлении. После произведенного сеанса спутниковой связи с Нортвудом субмарина в 06:47 восстановила контакт с целью, готовая в любой момент произвести торпедную атаку, но вскоре ее командир пришел к неутешительному выводу, что аргентинцы не собираются покидать спасительной 12-мильной зоны. В 07:35, миновав Кабо Бланко, корабельная группа Альяры изменила курс на WNW, углубившись в акваторию зал. Сан-Хорхе. Следовать за ней Лейн-Нотт не стал. Если аргентинцы умышленно, как считали в Нортвуде, прикрывались своими терводами, продолжать слежение не имело смысла и только бы подвергло лодку ненужному риску. Субмарина осталась патрулировать на юго-восточных подходах к заливу. Тем же утром ею была обнаружена еще одна крупная цель, первоначально классифицированная акустиками как военный корабль, но при ближайшем рассмотрении оказавшаяся торговым судном — теплоход «Формоса» возвращался в Буэнос-Айрес по завершении транспортного рейса на Мальвины. Но за пределами зоны конфликта британским подводникам не дозволялось атаковать никакие аргентинские надводные суда, кроме авианосца, тем более торговые. Впрочем, даже имея разрешение, коммандер Лейн-Нотт скорее всего воздержался бы от нападения, дабы не выдавать своего присутствия. Одновременно с этим подводная лодка «Спартан» получила приказ адмирала Херберта идти в северном направлении, но на значительно большем, чем «Сплендид», расстоянии от материкового побережья, чтобы иметь возможность перехватить аргентинский авианосец в районе полуострова Вальдес.

На заседании военного кабинета 5 мая адмирал флота Т. Т. Льюин предлагал пересмотреть действующие ROE, но оказался в полном меньшинстве. Более того, по настоянию министра иностранных дел Ф. Л. Пима это обернулось дополнительным ограничением — атаковать не дальше чем на расстоянии 12-часового перехода от Фолклендских островов. Правда, скоро задули другие ветры, и британцы в ответ на случившееся с эсминцем «Шеффилд» объявили о распространении режима TEZ на все водное пространство Южной Атлантики, но никаких подвижек относительно возможности атаковать в аргентинских терводах не произошло. Находясь в них, GT 79.1 оставалась неуязвимой. Пока британские должностные лица совещались в кабинетах Уайтхолла, она продолжала свой отход и вечером 5-го числа миновала широту Трелью. Эсминец «Сантисима Тринидад», на котором начал громыхать один из валов, днем 5 мая был отправлен в Пуэрто-Бельграно35, где поставлен в док на ремонт, а «Комодоро Пи» по завершении эпопеи с «Альфересом Собралем» вернулся только в конце суток. Так что во второй половине дня 5 мая авианосец эскортировал один «Эркулес». «Единственный военный корабль и несколько самолетов, — повествует аргентинский историк Мариано Сиарони в книге „Авианосец в опасности“, — горстка смельчаков защищает гиганта».

Аргентинская противолодочная авиация продолжала прочесывать воды на маршруте движения авианосной группы и направлениях наибольшей угрозы. Самый примечательный эпизод произошел утром 5-го числа. В 07:05 «Треккер» 2-AS-23 (кап.л-т К. Э. Каль) вылетел на розыски авизо «Альферес Собраль». Этот самолет ранее использовался для опытов по установке крупногабаритной станции РТР AN/ALR-3, поэтому с него было демонтировано все поисковое оборудование, кроме БРЛС AN/APS-88A. Тем не менее на задание он вылетел, имея штатный комплект противолодочного вооружения и РГБ.

Вместо терпящего бедствие авизо в 07:43 был обнаружен кильватерный след на воде в точке с координатами 44º20′ ю. ш. 64º40′ з. д., а затем установлен радиолокационный и визуальный контакт с подводной лодкой, шедшей под перископом курсом N и при появлении самолета быстро нырнувшей на глубину. В 07:46 «Треккер» произвел сброс противолодочной торпеды Mk.44, без видимого результата, и поставил гидроакустический буй на месте обнаружения субмарины, но принимать с него данные возможности не имел по причине некомплектности БРЭО. Продолжение поиска было возложено на поднятый с авианосца в 08:05 вертолет «Си Кинг» 2-H-231, пилотируемый капитан-лейтенантами Освальдо Марио и Гильермо Оскаром Иглесиасами. Сорок минут спустя на помощь ему были отправлены еще один «Си Кинг», 2-H-234, ведомый командиром эскадрильи капитаном 3 ранга Норберто Барро, и «Треккер» 2-AS-24 с экипажем капитан-лейтенанта Энрике Фортини.

Первым прибывший на место «Си Кинг» 2-H-231 установил гидролокационный контакт с подводной целью (классифицирован как POSSUB — «возможно ПЛ») в точке 44º27′ ю. ш. 64º19′ з. д. посредством опускаемой ГАС, используемой в пассивном режиме, и поддерживал его около часа. В 10:06 по его целеуказанию «Треккер» капитан-лейтенанта Фортини применил по цели торпеду Mk.44. Координаты места атаки — 44º33′ ю. ш. 64º16′ з. д. Операторы ГАС отметили удвоение интенсивности исходящего от торпеды акустического сигнала, что обычно происходит, когда система самонаведения захватывает цель. Результат атаки определен не был. АПЛ «Сплендид» находилась от места развернувшейся охоты примерно в двухстах, а «Спартан» — в трехстах пятидесяти морских милях. Так что, если исключить предположение о подводной лодке третьей страны, что крайне маловероятно, цель была ложной. По версии аргентинской официальной историографии объектом атаки являлась британская ДЭПЛ «Оникс», которая, по данным разведки, затем «встала на ремонт в доке одной из бразильских судоверфей с повреждением носовой части». Фактически в этот момент названная субмарина завершала переход из Великобритании к о. Вознесения.

Две другие противолодочные атаки 6 и 7 мая были совершены еще на большем удалении от реального места нахождения британских субмарин, в обоих случаях после кратковременного радиолокационного контакта с целью. Поэтому применялись глубинные бомбы, а не дорогостоящие акустические торпеды, не рассчитывая на поражение, а лишь для того, чтобы загнать вражескую подлодку на глубину, сорвав ее маневрирование.

При осуществлении гидроакустического и радиолокационного поиска в боевых условиях множество ложных контактов, некоторые из которых выглядят вполне достоверными, — совершенно обычное явление. Были они и у противника, согласно отчету Роджера Лейн-Нотта акустики «Сплендида» неоднократно докладывали о шумах, которые могли исходить от аргентинской подводной лодки, на основании чего он даже приказал перезарядить три торпедных аппарата акустическими торпедами Mk.24, вместо прямоидущих Mk.8 mod.4, для стрельбы по подводной цели. В чем аргентинцы действительно уронили себя, это в том, что усилия их противолодочной авиации не увенчались ни одним реальным обнаружением. Возможность это сделать они упустили 4 мая, когда район противолодочного поиска перекрывал зону действий АПЛ «Сплендид». Ее средства радиотехнической разведки неоднократно в течение суток фиксировали облучение БРЛС AN/APS-88A аргентинских самолетов. Однако барьер РГБ был поставлен восточнее, чем маневрировала британская субмарина, не захватив ее. Мариано Сиарони считает, что найти лодку не удалось «по причине ее бесшумной конструкции и того, что „Треккер“ не мог контролировать все свои гидроакустические буи одновременно», однако она «была на грани обнаружения». В дальнейшем, по мере движения авианосной группы на север, противолодочный поиск переместился туда, где противника не было.

Подводной лодке «Сплендид» к большому разочарованию ее командира и экипажа было приказано оставаться патрулировать в районе Пуэрто-Десеадо. Авианосец они упустили. Помимо всего прочего на лодке возникла неисправность в одном из турбогенераторов. В итоге коммандер Лейн-Нотт запросил разрешения покинуть назначенную позицию для совершения ремонта, которое было дано утром 6 мая. Следующие восемь дней ушло на устранение поломки. АПЛ «Спартан» тем временем продолжала продвигаться на север, пока 8 мая, немногим не дойдя до 41-й параллели, не получила приказ повернуть назад.

Между тем «Бентисинко де Мажо» все более отдалялся от места, где ему могли угрожать британские субмарины, и утром 10 мая завершил поход в Пуэрто-Бельграно. В 08:50 аргентинский флагман ошвартовался у главного причала ГВМБ. Палубная авиагруппа еще накануне перелетела на авиабазу Команданте Эспора и в дальнейшем действовала с береговых аэродромов, а сам корабль до конца войны простоял в порту. «Прибытие авианосца в Пуэрто-Бельграно, — подытоживает М. Сиарони, — было завершением его похода и небольшим оперативным успехом для всего аргентинского военно-морского флота, надлежащим образом не признанным, который должен являться предметом гордости для всех, кто участвовал в его защите». Аргентинский историк считает, что прорыв в Пуэрто-Бельграно удался в значительной мере благодаря усилиям палубной противолодочной эскадрильи, своими решительными и умелыми действиями не дававшей подводному противнику поднять перископ, и грамотно избранному маршруту отхода корабельной группы адмирала Альяры, пролегавшему преимущественно в территориальных водах, где британские подводники не имели разрешения атаковать. Первое довольно спорно, со вторым сложно не согласиться. В целом же, результат схватки аргентинских противолодочных сил с АПЛ «Сплендид», можно расценивать как британскую «победу по очкам», поскольку субмарина утром 4 мая, оставаясь необнаруженной, осуществляла слежение за кораблями GT 79.1, и выйти в атаку ей помешали только ограничения ROE. В тоже время будет совершенно справедливо занести осуществленную без потерь ретираду в актив аргентинского флота, особенно если вспомнить, что в истории войн обратившаяся в бегство сторона нередко несла значительный урон в ходе преследования ее неприятелем, тем более, что в дальнейшем надводный флот Аргентины уже не имел иных возможностей увеличить список своих достижений.

О книге

Автор: Е. Грановский

Жанры и теги: Документальная литература

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Флот и Фолкленды. Схватка за острова. История Англо-аргентинского военного конфликта 1982 года» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

32

Поскольку штатная станция РТР AN/ALD-2B не могла обрабатывать сигналы в метровом диапазоне, в котором излучала британская поисковая РЛС ОВЦ Тип 965, пришлось дополнительно поставить на самолет осциллограф Tektronix TLA-7L3. Сделать это оказалось возможным только ценою демонтажа поискового противолодочного оборудования. Таким образом, «Треккер» мог использоваться либо в варианте ПЛО, либо в разведывательном варианте с полным комплектом аппаратуры РТР.

33

Также на вооружении ВМФ Аргентины имелись активные РГБ SSQ-47B (США) и SSQ-552A (Канада). Однако в ходе Фолклендского конфликта они практически не использовались, поскольку время их работы было существенно меньше, чем у пассивных РГБ, а кроме того они плохо подходили для малых глубин в прибрежных водах.

34

В ходе модернизации по программе FRAM эсминец «Комодоро Пи» был оснащен ГАС AN/SQS-23 с дальностью обнаружения до 10 км. Эсминцы типа «Эркулес» имели ГАС Тип 184M с максимальной дальностью обнаружения 5,5 км.

35

Также в литературе встречаются сведения, что 4 мая (или 2 мая) ЭМ «Сантисима Тринидад» потерял в результате летного происшествия свой вертолет «Линкс» №3-H-142. По аргентинским данным, этот вертолет базировался на борту ЭМ «Эркулес» и был потерян (поврежден без возможности ремонта) 15 мая 1982 г., совершив вынужденную посадку на воду в районе маяка Ринкон в 30 морских милях от Пуэрто-Бельграно в связи с возгоранием на борту. Все три члена экипажа спаслись. Поврежденный вертолет семь дней спустя был поднят буксиром «Команданте хенераль Иригожен» и впоследствии помещен в музей морской авиации в Баия-Бланке.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я