1. Книги
  2. Современная русская литература
  3. Екатерина Германовна Гурина

Особенности вокально-хоровой работы в современной школе. Учебно-методическое пособие для учителей музыки и педагогов дополнительного образования

Екатерина Германовна Гурина
Обложка книги

В данном пособии представлена методика вокально-хоровой работы в общеобразовательной школе с учётом специфики состава обучающихся, уровня их музыкальной подготовки, структуры занятий. Также раскрыты методы и приемы работы, проверенные на практике, и способствующие наиболее продуктивному и успешному развитию школьных вокально-хоровых коллективов.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Особенности вокально-хоровой работы в современной школе. Учебно-методическое пособие для учителей музыки и педагогов дополнительного образования» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Актуальные проблемы школьных хоров

С 1997 года, работая в общеобразовательных школах, наряду с урочной деятельностью я занималась созданием и развитием школьных хоровых коллективов. Думаю, все понимают, что работа с хоровым коллективом именно в условиях общеобразовательной школы имеет свою специфику (в отличие от ДДЮТ, детских и молодежных клубов, творческих студий).

В разных школах я сталкивалась с одними и теми же проблемами:

— отсутствие у детей, и особенно у подростков, интереса к хоровому пению, как к виду музыкального искусства;

— недооценка значимости и возможностей школьного хора;

— несерьезное отношение к школьному коллективу, как к конкурентоспособной форме музыкального исполнительства.

Обычно дети, имеющие желание более или менее серьезно заниматься музыкой, идут в музыкальную школу, Дом Детского творчества, специализированный клуб или студию. Там они помимо хорового пения, имеют и другие занятия, обучающие их чтению по нотам, развивающие слух и общую музыкальность комплексно. К школьным «кружкам» у детей и, особенно, у родителей отношение бывает несколько снисходительное. Негласно считается, что серьезного уровня знаний, значимых результатов в развитии способностей, они дать не могут. Поэтому их основная функция сводится лишь к первоначальному приобщению к той или иной деятельности, а то и просто, к разнообразию досуга ребенка, чтобы «по улице не болтался».

Способности детей развиваются только в деятельности, и наиболее плодотворное их развитие происходит в деятельности интересной, любимой, желанной, наполненной смелыми замыслами, неожиданными открытиями и завершенной успешным результатом.

Ученик, не испытывающий интереса к определенному предмету, усваивает лишь 10—15% всей информации. В условиях же внеурочной необязательной деятельности, отсутствие интереса просто ведет к потере данного ученика, как участника того или иного проекта, объединения.

Поэтому в ряду острых проблем современной школьной «музыкальной педагогики» стоит проблема формирования, развития и удержания интереса к музыкальной культуре в целом, и к хоровым занятиям в частности.

Осознав для себя все вышеперечисленные сложности и приступая к созданию первого своего хорового коллектива, основной целью работы я ставила формирование у детей устойчивого интерес к хоровому и ансамблевому пению, а также формирование у них потребности через активную музыкально-творческую деятельность выражать себя в искусстве.

Я хотела, чтоб коллектив был стабильным, способствовал серьезному развитию творческих способностей детей, был конкурентоспособным не только на школьном, но и на более высоком уровне. Отсюда вытекали множественные непростые задачи:

— воспитать у учащихся уважение к певческим традициям, устойчивый интерес к вокальному искусству;

— формировать вокальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры;

— развить музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, способность сопереживать, творческое воображение;

— помочь учащимся овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности;

— формировать умение ставить определенные цели и искать пути их достижения;

— формировать сценическую культуру исполнения.

Для создания на базе общеобразовательной школы хорового коллектива с новым отношением к занятиям, творчеству, самому коллективу как таковому, мне необходима была методика, которая привнесла бы в традиционный подход к организации школьного хора новую идею, способную увлечь не только меня, но и всех участников детского коллектива. И тем самым, способствовать решению всех поставленных целей и задач.

Находкой для меня стала методика коллективного творческого дела (КТД), появившаяся в результате исследований профессора И. П. Иванова.

Методика КТД — это конкретная коллективная творческая деятельность, направленная на заботу о людях.

В основе лежит 3 основные идеи:

— Коллективное совместное создание (продумывание, проведение и анализ) дела

— Творческая направленность (совместная творческая деятельность взрослых и детей)

— Дело социально значимое (для кого это нужно?), приводящее к высокой мотивации создателей.

Меня данная методика привлекла тем, что давала возможность работать с детьми не авторитарными, а демократичными способами, создавая атмосферу сотворчества, сопричастности каждого к процессу развития коллектива. Именно этот подход, подчеркивающий равноправие и значимость каждого участника коллектива, независимо от его возраста и опыта, мог помочь мне в формировании и развитии у детей интереса к занятиям в хоре. А наличие социально значимой, привлекательной для детей цели (в нашем случае — выступление за пределами школы, участие в районных и, в перспективе, городских мероприятиях), позволяло повысить статус школьного коллектива, показать перспективы его роста.

Созвучным с моими планами показалось мне и то, что данная методика предполагает не только осуществление коллективной творческой деятельности, но и обязательное коллективное обсуждение результатов, и их оценку. В итоге, коллектив не только оценивает прошлое, но и намечает программу своих дальнейших действий, то есть «финишная» рефлексия становится «стартовой», у детей появляется перспектива, оптимизм, желание действовать дальше. Для творческого коллектива критический анализ проведенного мероприятия, концерта, выступления — непременное условие для творческого роста, саморазвития, движения вперед. Мне было важно, чтобы не я, как руководитель, озвучивала «плюсы» и «минусы» прошедшего мероприятия, а чтобы дети сами могли видеть, анализировать и делать выводы, — что получилось, а над чем еще нужно работать.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Особенности вокально-хоровой работы в современной школе. Учебно-методическое пособие для учителей музыки и педагогов дополнительного образования» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я