В этом сборнике продолжена серия описаний лучших практик управления социально-экономическим развитием арктических и северных регионов зарубежных стран. Тематически описанные кейсы охватывают наиболее острые вопросы регионального и местного развития в условиях Арктики: снабжение и обслуживание удалённых поселений, организация туризма, регулирование рыболовства, проблемы коренных народов и др. По каждому случаю даны описания конкретных проектов, норм, программ и результатов их реализации.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сборник лучших практик развития регионов Арктики. Часть II предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Редактор Елена Сергеевна Путилова
ISBN 978-5-4496-8019-8 (т. 2)
ISBN 978-5-4496-8020-4
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
В этом сборнике продолжена серия описаний лучших практик управления социально-экономическим развитием арктических и северных регионов зарубежных стран. Тематически описанные кейсы охватывают наиболее острые вопросы регионального и местного развития в условиях Арктики: снабжение и обслуживание удалённых поселений, организация туризма, регулирование рыболовства, проблемы коренных народов и др. По каждому случаю даны описания конкретных проектов, норм, программ, и результатов их реализации.
В подготовке сборника принимали участие сотрудники АНО «Институт регионального консалтинга»: Ольга Ивлиева (раздел 1), Евгений Белов (раздел 3), Борис Никитин (разделы 2,4,5) Александра Потураева (раздел 6), Иван Шамало (разделы 7,8). Составитель: Елена Путилова.
1. Обращение с твердыми бытовыми отходами в удаленных районах Аляски
Регион: Аляска
Вывоз и утилизация мусора в северных регионах часто осложняется большими расстояниями между населенными пунктами, их удаленностью от крупных центров, хрупкостью экосистем и ограниченностью финансовых ресурсов у локальных сообществ.
В штате Аляска проблемы вывоза отходов решаются на низовом уровне, с привлечением консультантов из специально созданной рабочей группы по вопросам вывоза и утилизации твердых бытовых отходов (ТБО). В ходе общения с представителями местных сообществ и совместных мероприятий2 группа разработала единую систему вывоза мусора из штата и помогает сообществам в нее встроиться.
Детали организации
Аборигенные сообщества Аляски долгое время (с 2002 года) справлялись с проблемой нехватки собственных финансов на вывоз и утилизацию ТБО за счет грантов Ассоциации поддержки американских индейцев (Indian General Assistance Program). Опора на внешние источники финансирования приводила к неэффективному и несистемному обращению с отходами внутри общин и не стимулировала их к кооперации. В 2013 г. Агентство по охране окружающей среды США (EPA) отменило адресную поддержку работ по транспортировке и утилизации ТБО и рекомендовало местным сообществам к 2020 году выработать собственную программу обращения с твердыми бытовыми отходами (sustainable solid waste management program). Через год после отмены грантов была создана рабочая группа (Solid Waste Alaska Taskforce (SWAT)), которая занялась консультированием местных сообществ по вопросам обращения с ТБО и выработала общую схему транспортировки и переработки мусора для разных частей штата. В основу логистической схемы было положено расположение населенных пунктов относительно друг друга и главного хаба — общего пункта транспортировки ТБО для последующего вывоза в Сиэтл для переработки (см. рис. 1).
Рисунок 1. Схема транспортировки ТБО на Аляске: три модели вывоза. Источник: Отчет SWAT3
Таким образом, было выделено 3 района, в каждом из которых сбор мусора осуществляется по своей модели, а затем отправляется баржей в Сиэтл.
1. «Веерная схема» — район с центральным хабом в городе Ном. Включает в себя поселения Уэйлс, Шишмарев, Диомид, Элим, Гамбелл, Коюк, Сент-Майкл, Савунга, Шактулик, Стеббинс, Тэллер, Уналаклит, Уайт-Маунтин. Типичный пример — регион Bering Strait, где компания Каверак координирует вывоз ТБО и опасных веществ: самолетом из пос. Шактулик и Уналаклит, баржами из пос. Гамбелл и Савунга и грузовым автотранспортом из пос. Теллер и Соломон — в центральный хаб в Номе.
2. Система мини-хабов: каждое поселение, расположенное на побережье, работает как отдельный мини-хаб и отправляет мусор на транспортировку дважды в год (в зависимости от расписания остановок баржи в Сиэтл). В этот район входят такие пункты как Чефорнак, Кипнек, Ньюток, Найтмут, Токсук Бэй, Танунак Умкумиут. Типичный пример — консорциум острова Нельсон.
3. Система самостоятельных пунктов, как правило, с выходом к морю, расположенных недалеко от пути следования баржи в Сиэтл. Каждый из пунктов самостоятельно работает с транспортерами отходов. К ним относятся: Акутан, Кинг-Коув, Никольский, Сэнд Поинт, Уналашка и др. Типичный пример — Алеутские острова и юго-восток Аляски.
Финансирование
Агентство по охране окружающей среды США (EPA); гранты от Ассоциации поддержки американских индейцев; коммунальные сборы с населения, налоговые платежи предприятий.
Результаты
В целом, отказ от финансирования сбора мусора для каждого поселка по отдельности простимулировал населенные пункты разработать более эффективные модели утилизации и вывоза отходов, начать работать в кооперации с соседними поселениями, сократить затраты и прийти к более согласованной системе вывоза ТБО и токсичных отходов из штата.
Дополнительная информация
Кейсы успешных практик по вывозу ТБО.
1. Каверак и «веерная модель»
Каверак (Kawerak Inc.) — региональная аборигенная НКО, базирующаяся в г. Ном и предоставляющая услуги для всего региона Берингова пролива (Bering Strait Region). Каверак получил свой первый грант от Ассоциации поддержки американских индейцев в 2010 году, на сегодняшний день НКО получает поддержку от более чем 8 профильных региональных организаций. Каверак, в сотрудничестве с администрацией г. Ном, курирует «веерную» схему транспортировки мусора из отдаленных поселков региона в центральный хаб в Номе. Организация заключила соглашение с региональной авиакомпанией Bering Air, по которому перевозчик, при наличии места в грузовом отсеке, обязывался бесплатно вывозить обратным рейсом перерабатываемый мусор из 15 пунктов региона. После доставки ТБО в Ном, Каверак обеспечивает его упаковку и транспортировку на баржу, следующую в конечный пункт переработки — Сиэтл (см. рис. 2).
Рисунок 2. Схема транспортировки ТБО по «веерной модели», с хабом в г. Ном. Источник: Отчет SWAT4
Залог успешного функционирования «веерной модели» в регионе Берингова залива — четко продуманная и налаженная логистическая схема, договоренности со всеми региональными перевозчиками — Bering Air (авиатранспорт), Alaska Logistics и Alaska Marine Lines (морской транспорт), а также тесное сотрудничество с администрацией Нома — основного хаба. Заметное преимущество модели с одной организацией-координатором — в больших шансах получить финансирование от штата и государства, т.к. грантодатель предпочитает работать с одним юридическим лицом.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сборник лучших практик развития регионов Арктики. Часть II предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1
Из речи В. В. Путина на встрече с выпускниками программы кадрового резерва URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/60309
2
Аляскинский форум по вопросам окружающей среды (Alaska Forum on the Environment (AFE)) Встреча по обсуждению логистики вывоза ТБО (январь 2016).