Малая авиация – запах бензина и скошенной травы, вечерние посиделки с друзьями, праздники и слёты и все это приправлено здоровой долей юмора и раздолбайства. Большая авиация – строгие правила, строгая форма, бетон аэропортов и холод эшелонов… И как ни странно – все тот же юмор и то же раздолбайство!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Байки аэроклуба… и другие истории предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
МОЖЕТ ОН ТУПОЙ?
Однажды (в омерзительно нелетную дождливую погоду) начальник аэроклуба Михалыч взял себя в руки и решил разобраться с бумажками. А бумажек в авиации ой как много. Конечно, не все бумажки это прямая обязанность начальника. Например, за формуляры, паспорта и прочую ГСМ–но техническую муть отвечал техник Василий, за КУЛПы, летные книжки и т. п. — заместитель по летной части Борисыч. Но контроль со стороны начальника все равно необходим. Итак, Михалыч взял себя в руки и сел наконец за это нудное дело. А Борисыч с Василием сидели рядышком на диванчике и отвечали на возникающие по ходу чтения вопросы. Для начала Михалыч проверил все формуляры самолетов и двигателей, все накладные на ГСМ и ЗИП, а потом полез смотреть летные дела курсантов. И вот тут–то и возникли вопросы. В целом — в целом все было хорошо. Но вот одна фамилия выбивалась из списка…
— Борисыч! — позвал начальник. — А скажи мне Борисыч, почему все люди у тебя (ладно, у нас…) вылетают самостоятельно вовремя, а вот «Иванов»… 32 часа ты его возишь и все никак… Не пора его того — списать? Может он тупой?
— Ээээ… — замялся Борисыч, — Видишь ли тут какое дело… Он не тупой и ты это знаешь… Это Дениска–техник у нас с такой фамилией… Вот только…
Когда «Иванов» налетал примерно положенные для самостоятельного вылета часы он задал Борисычу интересный вопрос:
— Борисыч, скажи, пожалуйста, а ведь скорость сваливания в установившемся вираже больше чем в горизонтальном полете? Если у меня откажет двигатель, мне бы хотелось точно понимать, чего мне делать не стоит. Куда я могу довернуть для посадки, а куда — «уж лучше лес, но перед собой»…
— Нууу, давай завтра залезем повыше и поделаем имитации отказа. С доведением до сваливания, чтоб ты почуствовал…
— Как бы тебе, Михалыч, объяснить… Списывать его, наверное, не стоит…
После того, как Борисыч отлетал с «Ивановым» все виды сваливания, тому понадобилось освоить и штопор, что логично. Но небыстро…
— Он, как бы тебе сказать… Взлет–посадку давно освоил.
Но простого штопора оказалось мало… Понадобилось настырному «Иванову» освоить и перевернутый. А для этого нужно что? Правильно — петли, бочки, разворот на горке… Короче — весь комплекс пилотажных возможностей Як–52 был задействован.
— И я его даже хотел выпустить самостоятельно, но…
Но вмешалась погода. Летать было можно, но для первого самостоятельного она точно не подходила.
— Сегодня был ветер, но завтра летишь контрольный с Михалычем и сам! — сказал Борисыч «Иванову» после полетов.
— Что ты, Борисыч! — ответил «Иванов», глядя своими «честными» глазами в глаза Борисыча. — Опозоримся мы с тобой! Вон Михалыч (или ты) касается полосы всегда в одной точке — ровно напротив носа крайнего «бланика». А я? То недолет 10 метров, то перелет целых 15… Опозоримся! Лучше давай над точностью моей посадки завтра поработаем?
— Да я его много раз уже хотел выпустить!
— Все, «Иванов», завтра летишь САМ! И никаких отговорок!
— Ну хорошо, Борисыч. Если ты считаешь, что я готов… И повезет с погодой…
Борисыч считал, что готов. И с погодой повезло. Не повезло с самолетом — технику Василию не понравился звук двигателя и выхлоп и он решил заменить карбюратор. А «Иванов» вместе с Борисычем весь день таскали планера на Вильге. Попутно освоив посадку на ней…
— Да мне уже пофигу на чем его выпускать! Хоть на Яке, хоть на Вильге, хоть на Ане!
А в следующие выходные Борисыча позвали в гости в соседний аэроклуб. «Иванов», естественно, полетел с ним за штурмана, предварительно выполнив расчет полета. Добрый Борисыч этому «штурману» и все пилотирование заодно отдал (кстати, на Як–18Т, а не Як–52).
— Хоть по кругам, хоть на пилотаж, хоть на маршрут, хоть с курсантами! Хоть днем хоть ночью! Михалыч, хоть ты его заставь слетать!
— Борисыч! — сказал «Иванов» при очередной попытке выпулить его, — очень уж сегодня низкая облачность. Может стоит отработать приборный полет? А то у нас авиагоризонт «для мебели»… Давай попробуем? Ну, Борисыч, а?
— Хммм… — сказал на это Михалыч, — вот ужо завтра сам с ним слетаю… Заинтриговал ты меня.
Утром Михалыч подкрался к «Иванову», готовящему Як к летной смене.
— Самолет готов?
— Точно так!
— Тогда полетели!
— Куда?
— Туда! — ответил Михалыч, ткнув пальцем в небо. — Покувыркаемся с утра!
Погода располагала — даже отважный парашютист Славик отбил прыжки до утихания ветра. Но «Иванов» с Михалычем сначала полетали в облачке (по приборам), затем покувыркались в зоне (пилотаж, включая штопор), потом исполнили три конвейера*, потом слетали к соседнему городку осмотреть старинную церковь — не рухнула ли та ненароком.
— Вот скажи мне, сволочь — обратился Михалыч к Иванову после посадки (ровно напротив носа крайнего «бланика») — почему ты самостоятельно до сих пор не вылетел? Портишь мне, понимаешь ли, всю статистику…
— Эх, Михалыч… Ладно… — ответил «Иванов» — Просто я вот думаю — а зачем мне тратить 20 минут летного времени в хорошую погоду, если в это время можно на пилотаж сгонять? Ну умею я посадку вроде…
— А ну! Полез! В самолет! И выполнил! Самостоятельно! Три! Круга! Проход над полосой! Конвейер! Посадка! Живо!
— Эх… Так точно… Разрешите… выполнять?
* конвейер — посадка без торможения с немедленным взлетом. Используется для отработки техники касания.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Байки аэроклуба… и другие истории предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других